Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Целью курсовой работы является рассмотрение финансовой системы Республики Беларусь и определение направлений ее совершенствования.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрыть понятие и сущность финансовой системы;
охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
определить механизм функционирования финансовой системы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсач (Автосохраненный).docx

— 71.50 Кб (Скачать файл)

 

     В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные, трудовые и финансовые резервы для роста  финансовых ресурсов и сокращения непроизводительных расходов.    

Механизм  финансового регулирования дает возможность государству сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.    

Одним из наиболее важных понятий является понятие финансового  контроля. Финансовый  контроль можно представить в двух аспектах:      

а) строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и  
финансовой дисциплины всех экономических субъектов.      

б) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и  
эффективности финансовых операций.    

Финансовый  контроль представляет собой две  взаимосвязанные, но обособленные сферы: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который в свою очередь  подразделяется на внутренний (корпоративный) и внешний (аудиторский).    

Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он  распространяется на все каналы движения денежных ресурсов и отслеживает  полноту и своевременность их поступления в бюджеты и целевое их использование. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки, как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами. Целями негосударственного контроля (главным образом, внутрифирменного), в противопоставление государственному, является минимизация своих отчислений в государственную казну и других издержек с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.    

Финансы представляют собой экономические отношения, которые связаны с формированием, распределением, а также с использованием фондов денежных средств для выполнения задач, поставленных государством и для создания условий расширенного воспроизводства в экономике. Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

    • предприятиями различных форм собственности при приобретении товарно-материальных ценностей, при реализации продукции, работ, услуг;
    • предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;
    • государством и гражданами при уплате налогов и других платежей;
    • государством и предприятиями при уплате налогов, иных обязательных сборов, а также при финансировании из бюджета;
    • предприятиями, гражданами, внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
    • отдельными звеньями бюджетной системы;
    • страховыми организациями, предприятиями, населением при уплате  
      страховых взносов, при возмещении ущерба Республике Беларусь и при наступлении страхового случая.

 

     По  материальному содержанию финансы  представляют собой  финансовые ресурсы  страны. Финансовые ресурсы — это совокупность денежных средств государства, субъектов хозяйствования и населения, предназначенных для выполнения ими соответствующих финансовых обязательств и финансирования определенных затрат. Состав и количественные границы финансовых ресурсов определяют, прежде всего, источники их образования. Основным таким источником является ВВП, в состав которого в классической экономической теории, как известно, выделяются следующие элементы:

                                                 ВВП=С+V+m,                                                     (2.1)

где С - стоимость потребленных материальных ресурсов и амортизации основных средств;

V – стоимость необходимого продукта;

m – стоимость прибавочного продукта, являющаяся основным источником формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов [2, с. 19].

    В современных условиях в составе элементов классической экономической формулы стоимости ВВП присутствуют специфические части стоимости прибавочного продукта: надбавка к цене в виде косвенных налогов и обязательных отчислений в целевые бюджетные фонды – m1, надбавка к себестоимости в виде экологического и земельного налогов – m2 и непосредственно прибыль предприятия – m3, что выражено в формуле 2.2.

m=m1+m2+m3,                                (2.2)

    Виды финансовых ресурсов, источником которых являются соответствующие элементы стоимости ВВП, представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1 - Состав финансовых ресурсов, генерируемых ВВП

Элементы  стоимости ВВП и соответствующие  им финансовые ресурсы

m1

C

V

m2

m3

Косвенные налоги и обязательные отчисления в целевые бюджетные фонды

Амортизационные отчисления

Подоходный налог, отчисления в  фонд социальной защиты населения

Налоги и обязательные отчисления в бюджет, относимые на себестоимость

Прибыль и уплачиваемые из нее налоги


Источник – [13, 19 с.]

 

Следует отметить, что обязательные отчисления в целевые бюджетные фонды предусматриваются ежегодно в законе о бюджете и в течение года могут уточняться уполномоченными на это правительственными органами и Президентом, как по составу, так и по ставкам.

    Кроме стоимости ВВП, важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, продажи госимущества, а также за счет части национального богатства, вовлекаемого в оборот.

    Финансовые ресурсы государства в форме налогов и обязательных отчислений сосредоточены в государственном бюджете, целевых бюджетных и внебюджетных фондах. Они предназначены для финансирования расходов по выполнению функций государства, его финансовых обязательств, специализированных целевых программ и социальной защиты населения.

    Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования сосредоточены в основном в децентрализованных фондах накопления и потребления и используются на текущие затраты и затраты по обновлению и расширению производства, удовлетворению социально-культурных потребностей работающих. Если  рассматривать финансы в целом, то следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального     производства как, например, финансы предприятий, и участвует в процессе создания денежных фондов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную функции, но и функцию формирования денежных доходов.

Распределительная функция выражается как процесс распределения  внутреннего валового продукта, являющегося источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством. Так, предприятия, реализовав определенный объем продукции и получив выручку, должно из этой суммы перечислить в бюджет установленные налоги. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обеспечивая тем самым непрерывность процесса производства. Далее выделяется часть, связанная с оплатой труда (фонд оплаты труда – ФОТ), все через нормы, установленные государством. Затем, опять-таки, по нормативам к ФОТ выделяется часть стоимости созданного продукта для перечисления в Пенсионный фонд и др. Остается прибыль, т.е. произошло первичное распределение. Но  ФОТ в дальнейшем делится между трудящимися, бюджетом и   пенсионным фондом по нормам, установленным государством, а прибыль – между предприятием, его вышестоящей организацией и бюджетами разных уровней. Это распределение второго порядка.    

Прибыль, являясь источником формирования таких фондов, как фонд производственного и социального развития, резервный фонд и других, выступает объектом распределения третьего порядка, т.е. распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Здесь можно говорить о некотором снижении государственного регулирования распределительных отношений, но никак не об их отмене. Предприятие самостоятельно распределяет прибыль по фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в денежный фонд.    

Контрольная функция финансов тесно связана  с распределительной. С помощью  финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим необходим контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства. Контрольная функция финансов – это, прежде всего, контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости и представляет собой стоимостной контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие  на основе реального денежного оборота, то контроль рублем – это только контроль реального денежного оборота.    

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях  создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотный средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.    

Объектом  контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Различают следующие виды контроля:

    • общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль, который осуществляется органами государственной власти и управления;
    • ведомственный контроль (контрольно - ревизионными отделами министерств, ведомств);
    • внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами);
    • общественный финансовый контроль. Его выполняют отдельные физические лица;
    • независимый финансовый контроль, который осуществляется аудиторскими фирмами и службами.

 

     В зависимости от времени проведения контроля и времени совершения поверяемых финансово-хозяйственных операций выделяют три основные формы финансового  контроля: предварительный, текущий  и последующий.    

Предварительный финансовый контроль предшествует совершению проверяемых операций. Он проводится на стадии составления финансовых планов субъектов хозяйствования, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов законодательных актов, учредительных документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансового законодательства и нецелевого или нерационального использования средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.       

Текущий финансовый контроль проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджетов и финансовых планов. Используя данные бухгалтерского учета, текущий контроль позволяет предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств. Текущий контроль позволяет своевременно выявить резервы роста эффективности производства, которые в ходе осуществления предварительного или последующего контроля могут остаться невскрытыми.     

Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственных и финансовых операций. В ходе его проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и эффективность их использования при выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. Цель данного вида контроля – установить правильность, законность и экономическую целесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений. Это форма контроля обеспечивает объективную оценку деятельности субъекта хозяйствования и физических лиц. Объектами последующего контроля являются первичные документы, отражающие совершенные хозяйственные операции, регистры бухгалтерского учета и отчетности. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности хозяйственного субъекта за определенный период.

3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Финансовая система нашего государства строится на принципах  независимости, гласности, самофинансирования, обеспечения социальной справедливости.

Согласно ст. 132 Конституции Республики Беларусь:

«Финансово-кредитная система  Республики Беларусь включает бюджетную  систему, банковскую систему, а также  финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций  и граждан. На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика» [9]

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь