Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 10:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является подробное изучение структу-ры финансовой системы Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.исследовать теоретическую сущность финансовой системы;
2.обосновать выделение в составе финансовой системы двух основных сфер – общегосударственных и децентрализованных финансов;
3. рассмотреть состав двух указанных сфер финансовых отношений, исследовать социально-экономическую сущность звеньев, образующие данные сферы;
4.изучить особенности функционирования финансовой системы Республики Беларусь;
5.проанализировать организацию финансов субъектов хозяйствования и централизованных финансов Республики Беларусь на основе фактических данных Национального статистического комитета Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА 5
2. СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 8
3. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16
3.1. Состав и характеристика общегосударственных финансов 19
3.2. Характеристика сферы финансов субъектов хозяйствования Республики Беларусь………………………………………………………...26
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Содержание
В Республике Беларусь в условиях перехода к рыночным отношениям роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов резко возрастают. Денежная и финансово-кредитная системы – один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы.
Финансовая система
оказывает существенное влияние
на рост валового внутреннего продукта
и его главную часть –
Структура, функции, взаимосвязи звеньев, элементов финансовых систем различных стран обладают своеобразием и зависят от экономического и политического строя государства. Изучение структурных элементов важно и с позиций управления финансами.
Целью данной курсовой работы является подробное изучение структуры финансовой системы Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
При написании курсовой работы были использованы учебные пособия отечественных (Кравцова Г.И., Колпина Л.Г., Плотницкий М.И., Шимов В.Н., Левкович А.О., Фисенко М.К. и др.) и российских исследователей (Берлин С.И., Ермакова Е.А., Сабанти Б.М.). При изучении особенностей функционирования финансовой системы Республики Беларусь использовались фактические материалы Национального статистического комитета Республики Беларусь.
Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают совокупность обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Детальное изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.
По своей экономической
сути финансы представляют собой
денежные отношения, возникающие в
процессе распределения и
Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия финансы. Как уже отмечалось, финансы выражают денежные отношения, однако при всей качественной однородности этих отношений они, тем не менее, различаются между собой.
В каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая их них имеет свои особенности, которые проявляются, прежде всего, в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. Например, у предприятий сферы материального производства финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др. Государственный бюджет страны образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Не одинаковы и каналы направления финансовых ресурсов у предприятий и государственного бюджета. У предприятий решающая часть финансовых ресурсов используется на формирование оборотных производственных фондов, на потребности социального характера и др. Средства государственного могут направляться на финансирование приоритетных отраслей, на содержание учреждений и организаций непроизводственной сферы (здравоохранение, образование, культура и др.) [16, с. 25].
Как видно, финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею. При этом каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы, но имеющим определенные отличия. Однако эти отличия находятся внутри единого целого, все звенья тесно взаимосвязаны и составляют единую финансовую систему.
В экономической литературе нет устоявшегося единого определения финансовой системы. Авторы финансово-кредитного энциклопедического словаря определяют финансовую систему как “совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению” [13, с. 1021]. Многие исследователи характеризуют финансовую систему как “совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании, использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве” [15, с. 13].
Ряд экономистов считают данное определение недостаточно точным, обосновывая это следующим. Финансовые отношения, по их мнению, являются объективными, однако они подвергаются субъективным воздействиям, могут перестраиваться в таком направлении, которое государство сочтет необходимым. Осуществляют это специальные органы, а именно финансовый аппарат в лице Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и др. Поэтому, формулируя дефиницию финансовой системы необходимо учитывать присутствие финансовых органов. Тем не менее, неправильным является и использование термина “финансовая система” для обозначения совокупности финансовых учреждений, т.к. финансовые учреждения являются лишь частью финансовой системы.
Учитывая вышесказанное, финансовую систему можно представить как совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [16, с. 26].
Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.
Финансовая система страны образует многоуровневую, иерархическую структуру, характеризующуюся наличием ряда частей, элементов, а также видов разных по назначению финансовых ресурсов и источников финансирования [13, с. 1021]. Она включает в себя совокупность финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющих и регулирующих финансовую деятельность) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания этих процессов.
Сложность и многогранность финансовых
отношений обусловливает
а) общегосударственные органы;
б) финансы отраслей народного хозяйства;
в) кредит в его различных формах [12, c. 18].
Переход к рыночным отношениям привнес новые элементы в финансовую систему. Специфика современных финансовых отношений позволяет разделить их на две крупные сферы:
1) финансы субъектов
хозяйствования различных форм
собственности (децентрализован
2) общегосударственные (централизованные) финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлены различиями в задачах каждого звена, а также методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. А отличительной особенностью звеньев финансовой системы является и обособленная система управления каждым звеном [9, с. 22].
Общегосударственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством функций путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного хозяйствующими субъектами. Сфера общегосударственных финансов включает следующие звенья:
С помощью государственного бюджета правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Посредством бюджета развитые зарубежные государства концентрируют и перераспределяют 30-50% национального дохода страны.
Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги (до 90% всех его поступлений). В расходной части государственного бюджета указываются конкретные направления денежных средств, их количественные параметры. Значительная часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны.
По размерам доходной
и расходной части
Государственный бюджет одновременно является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государства. Он может использоваться для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки определенных слоев населения, развития рыночных отношений, развития и укрепления предпринимательских структур, развития внешнеэкономической деятельности предприятий и др.
Структура и значение местных финансов определяются государственным устройством. В федеративных государствах они включают бюджеты членов федерации (штатов в США, земель в ФРГ) и многочисленных местных административных единиц: графств, муниципалитетов и т.д. Если в унитарных государствах на долю местных бюджетов приходится около 30% общегосударственных финансовых ресурсов, то в федеративных государствах – до 60% [7, с. 17].
Они формируются за счет местных налогов, субсидий госбюджета и займов. В расходах местных бюджетов доминируют затраты на развитие экономической и социальной инфраструктуры. В последние десятилетия увеличиваются масштабы местного хозяйства, возрастает роль местных органов власти в решении экономических и социальных задач государства, что повышает значение местных финансов и их удельный вес в финансовой системе [14, с. 10].
Важная роль, которую
выполняет государство в
В разных государствах действуют различные системы специальных фондов. Они могут создаваться на определенный срок или действуют постоянно, различаются по принадлежности и по целям использования. В каждом конкретном случае используются самостоятельные методы формирования и использования этих фондов. Наличие специальных фондов обусловлено ограниченностью бюджетных ресурсов и возможностью привлечения дополнительных средств на конкретные цели: социальные услуги населению, стимулирование развития отраслей инфраструктуры, обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.