Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 10:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является подробное изучение структу-ры финансовой системы Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.исследовать теоретическую сущность финансовой системы;
2.обосновать выделение в составе финансовой системы двух основных сфер – общегосударственных и децентрализованных финансов;
3. рассмотреть состав двух указанных сфер финансовых отношений, исследовать социально-экономическую сущность звеньев, образующие данные сферы;
4.изучить особенности функционирования финансовой системы Республики Беларусь;
5.проанализировать организацию финансов субъектов хозяйствования и централизованных финансов Республики Беларусь на основе фактических данных Национального статистического комитета Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА 5
2. СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 8
3. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16
3.1. Состав и характеристика общегосударственных финансов 19
3.2. Характеристика сферы финансов субъектов хозяйствования Республики Беларусь………………………………………………………...26
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Важнейшее место среди них занимают фонды социального страхования, а также целевые фонды экономического, научно-исследовательского, военно-политического и прочего назначения. Первоначально эти фонды предназначались для финансирования отдельных целевых мероприятий, впоследствии же приобрели значение резерва, к которому прибегают правительства в случае финансовых трудностей. Наличие этих фондов повышает маневренность финансовой системы, а в их увеличении заинтересовано правительство, поскольку их использование относительно неподконтрольно законодательной власти.
Мобилизация и использование средств внебюджетных фондов осуществляется в специальных формах и особыми методами, в связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено государственных финансов. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством (например, в России указанных фондов более 30) [16, с. 31].
Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.
Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита. Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит.
В экономически развитых странах, помимо займов, выпускаемых правительствами этих стран, широкое распространение получили муниципальные займы, выпускаемые местными органами власти. Например, в США в последние годы стоимость муниципальных облигаций в общей стоимости выпущенных ценных бумаг с фиксированным доходом составила более 17%, получили развитие в последнее время местные займы и в России [16, с. 147].
Вторая структурная часть финансовой системы государства – сфера финансов субъектов хозяйствования – система денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между:
- отдельными предприятиями (организациями) (финансовые отношения между поставщиком и покупателем; отношения со строительными и транспортными организациями; внешнеторговыми и другими организациями);
- предприятиями (организациями) и их работниками при оплате труда, выплате премий, материальной помощи, процентов по облигациям и др.;
- предприятиями (организациями) и вышестоящими организациями по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов и резервов министерств и ведомств;
- предприятиями (организациями) и входящими в них структурными подразделениями по поводу финансирования расходов, распределения и использования прибыли, оборотных средств;
- предприятиями (организациями) и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета);
- предприятиями (организациями) и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитов и др.) и др.
В составе децентрализованных финансов выделяются следующие звенья:
1) финансы предприятий (коммерческих организаций), которые являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны – главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов.
Коммерческие организации (по законодательству) – это юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом.
Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных т заемных средств. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источниками его финансовых ресурсов могут быть также бюджетные средства, долевые средства учредителей, паевые взносы членов кооперативов, средства акционеров.
2) финансы некоммерческих организаций. Некоммерческие организации не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных или иных фондов, в других формах, предусмотренных законодательством. Названные формы оказывают влияние на организацию финансов данных учреждений, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п. В этих организациях широко используется самообложение как способ получения финансовых ресурсов.
3) финансы домашних хозяйств.
Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Как экономическая категория, финансы домашних хозяйств представляют собой совокупность денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашние хозяйства и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности в целях обеспечения жизненных потребностей.
Финансы домашних хозяйств тесно связаны со всеми звеньями финансовой системы и со всеми стадиями общественного воспроизводства как по линии формирования доходов, так и по линии расходования средств. Домашние хозяйства являются поставщиком производственных ресурсов непосредственно либо в косвенной форме, они получают большую часть всех текущих доходов, создаваемых в обществе, они же формируют и преобладающую часть платежеспособного спроса на конечную продукцию. Именно домашние хозяйства являются основой всей экономики, так как производство функционирует ради потребления, а потребляют домашние хозяйства.
Финансы домашних хозяйств имеют некоторые особенности, отличающие их от других звеньев финансовой системы:
1) финансовые отношения, включаемые в это звено, в меньшей степени регламентируется государством по сравнению с такими звеньями, как финансы предприятий, государственный бюджет;
2) в отличие от коммерческих организаций, в домашних хозяйствах имеет место значительная доля неоплачиваемых работ, осуществление которых необходимо для поддержания жизнедеятельности его членов (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей и т.п.);
3) в домашних хозяйствах, как правило, не составляются сложные финансовые планы (баланс денежных доходов и расходов, бюджет и т.п.).
Каждое звено финансовой системы имеет свои особенности в формировании и использовании фондов денежных средств, а также определенную роль в общественном воспроизводстве. Между тем рассматриваемые сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой. Это проявляется в следующем [16, с. 35]:
– финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с общегосударственными (централизованными) финансами – при уплате налогов и неналоговых платежей в бюджеты и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования их деятельности и т.п.;
– внутри сферы субъектов хозяйствования проявляются взаимосвязи при совершении таких финансовых операций, как уплата штрафов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т.п.;
– республиканский и местные бюджеты как звено общегосударственных финансов взаимодействуют между собой. Внутри этого звена возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета целевым бюджетным и внебюджетным фондам на некоторые целевые расходы.
Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается и в том, что все они в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий, предусматриваемых в финансовых планах разного уровня.
Национальная финансовая система Республики Беларусь возникла с образованием в 1990 году суверенного государства – Республики Беларусь, которая прошла сложный путь становления и развития в условиях выхода из глубокого системного кризиса, вызванного распадом бывшего СССР. Сегодня она представляет собой систему, построенную по международным стандартам с учетом специфики экономики страны. Ее новые (рыночно ориентированные) сущность, назначение, структура, функции закреплены в Конституции и Налоговом кодексе Республики Беларусь.
Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 132), “финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика” [5].
Осуществляя переход от централизованной плановой к рыночной экономике, Республика Беларусь строила свою систему финансов одновременно с созданием всего комплекса государственных институтов независимой страны: внешней политики, обороны и безопасности, национальной экономики, управления и др. Ключевую роль в этом процессе играли и играют становление системы финансов, пронизывающей все сферы общества и государства, выработка и реализация финансовой политики.
Финансовая политика представляет собой совокупность целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и использования для выполнения государством своих функций. Финансовая политика является органичной частью социально-экономической политики, в которой определяются стратегические и тактические цели развития экономики, общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, вырабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами, функционирования финансовой системы. Основными документами правительства в этой области являются Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на 15 лет, Основные направления социально-экономического развития на 10 лет, ежегодные прогнозы. В каждом документе осуществляется выбор долговременных и краткосрочных целей и составление целевых программ концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. При разработке перспективной финансовой политики прогнозируются тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, отрабатываются принципы организации финансовых отношений и финансовой системы государства.
Как уже было сказано, состав финансовой системы во многом зависит от того, является ли государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством, поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они, в частности, заключаются в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы.
Необходимо отметить, что состав
и структура финансовой системы
в стране не является неизменной. Так,
по мере развития и совершенствования
экономических отношений в
Структура современной финансовой системы Республики Беларусь представлена на рисунке 1. Как видно, финансовая система Республики Беларусь включает в себя две сферы: централизованных и децентрализованных финансов. Как было сказано, многие исследователи в состав финансовой системы включают также и сферу финансовых органов.
Помимо этого, в условиях рыночных отношений отдельной сферой ряд авторов предлагает считать финансовый рынок, служащий для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств и обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. В белорусской экономике на данном этапе идет процесс становления финансового рынка [15, с. 13].
Рисунок 1. Схема современной финансовой системы Республики Беларусь Источник: [16, с. 34].
В период перехода экономики республики к рыночным отношениям изменяются и подходы к формированию финансовой политики с учетом разнообразия форм собственности, новых институтов рынка, реформы ценообразования и т.д. Финансовая политика вырабатывается и реализуется системой управления финансами, или специальным аппаратом и его звеньями различных уровней. На уровне республики управление финансами осуществляют прежде всего высшие органы государственной власти – Президент и Национальное собрание Республики Беларусь, ежегодно рассматривающие проект бюджета страны и утверждающие его путем принятия соответствующего закона о бюджете на предстоящий финансовый год [8, с. 591]. Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, являются Министерство финансов Республики Беларусь и его органы на местах (казначейство, местные финансовые органы, финансовые службы предприятий и др.).