Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 10:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является подробное изучение структу-ры финансовой системы Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.исследовать теоретическую сущность финансовой системы;
2.обосновать выделение в составе финансовой системы двух основных сфер – общегосударственных и децентрализованных финансов;
3. рассмотреть состав двух указанных сфер финансовых отношений, исследовать социально-экономическую сущность звеньев, образующие данные сферы;
4.изучить особенности функционирования финансовой системы Республики Беларусь;
5.проанализировать организацию финансов субъектов хозяйствования и централизованных финансов Республики Беларусь на основе фактических данных Национального статистического комитета Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА 5
2. СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 8
3. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16
3.1. Состав и характеристика общегосударственных финансов 19
3.2. Характеристика сферы финансов субъектов хозяйствования Республики Беларусь………………………………………………………...26
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Финансы коммерческих организаций представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием валового дохода, денежных накоплений и финансовых ресурсов на общегосударственные цели, финансированием затрат самих предприятий. Организация финансов коммерческих предприятий строится на определенных принципах (рисунок 3), которые являются общими для всех предприятий независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности. Эти принципы находятся в постоянном развитии и самосовершенствовании.
Принцип оперативно-хозяйственной деятельности заключается в том, что предприятия, независимо от формы собственности, имеют широкие права в осуществлении своей финансово-хозяйственной деятельности (т.е. самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования затрат, направления вложения денежных средств на конкретные мероприятия и т.д.).
Самофинансирование означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. Источниками финансовых ресурсов предприятий, направленных на его развитие, являются: амортизационные отчисления, прибыль, получаемая от всех видов финансово-хозяйственной деятельности; дополнительные паевые взносы участников и других предприятий; средства, мобилизуемые с помощью выпуска акций; средства, получаемые от выпуска облигаций; долгосрочные кредиты банков и др. К сожалению, в настоящее время в Республике Беларусь данный принцип не может быть реализован на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю продукцию, но с высокими затратами на ее производство, так как не обеспечивается достаточный уровень рентабельности. К таким предприятиям относятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия, получающие ассигнования из бюджета, а также предприятия оборонного значения.
Рисунок 3. Принципы организации финансов коммерческих организаций (предприятий)
Источник: [16, с. 51]
Принцип материальной заинтересованности реализуется по линии усиления заинтересованности как отдельных работников (путем повышения заработной платы, выплат поощрений и т.д.), так и предприятия в целом (путем повышения рентабельности, роста производства и др.) по воплощению основной цели предпринимательской деятельности – получение прибыли.
Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности, сохранность капитала, за своевременность расчетов с государством, учреждениями банковской системы, поставщиками, работниками и т.д.
Принцип обеспечения
финансовыми резервами
Принцип финансового контроля, который направлен на проверку правильности начисления и уплаты налоговых платежей, обоснованности исчисления и выплаты заработной платы и премий работникам; сохранности денежных товарно-материальных ресурсов и т.д.
Как уже было сказано, особенность некоммерческих организаций заключается, прежде всего, в том, в целях их деятельности и формировании финансовых ресурсов. Некоммерческие организации (в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь) создаются в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, фондов, учреждений и др. В Республике Беларусь большинство некоммерческих организаций созданы в форме бюджетных учреждений (учреждения социально-культурной сферы: учреждения образования, культуры, искусства; здравоохранения и физической культуры; социального обеспечения; средства массовой информации и др.).
В отличие от финансов
хозяйствующих субъектов, имеющих
решающее значение в создании, первичном
распределении и использовании
Доходы домашних хозяйств – это часть национального дохода, которая создается в процессе производства и затем используется для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйств; они включают как денежные доходы, так и доходы в натуральной форме. Расходы домашних хозяйств играют большую роль в экономике страны. Используя свои доходы на различные виды расходов, домашние хозяйства тем самым содействуют формированию и развитию рынка товаров и услуг. А реализуя свои накопления и сбережения, домашние хозяйства увеличивают спрос на ценные бумаги, расширяя тем самым фондовый рынок в стране.
В Республике Беларусь в 2000-2005 гг. в составе денежных доходов населения преобладала оплата труда (56-58%). Заметное место среди всех источников формирования денежных доходов населения занимали и прочие доходы (18-23%), а в их составе – доходы от официально неучтенной предпринимательской деятельности и прочие поступления. Относительно небольшим источником денежных доходов населения являются доходы от собственности (проценты по депозитам, от участия работников в собственности организации и др.) [16, с. 81]. Что касается расходов, в целом по домохозяйствам Республики Беларусь доля расходов на покупку товаров и оплату услуг в общей сумме всех расходов в 1990-2005 гг. составляла 82-83%, в том числе на покупку товаров – 66-75%, и на оплату услуг – 7-17%. Вторая группа расходов населения состоит из обязательных (республиканские и местные налоги и сборы) и добровольных платежей (платежи в негосударственные пенсионные фонды, благотворительные фонды и др.). В Беларуси доля обязательных платежей в 2000-2005 гг. в общих расходах домохозяйств составляла довольно значительный удельный вес (около 13%). Третья группа расходов населения – это накопление сбережений в депозитах и ценных бумагах (в 2000-2005 гг. составили 4-7,5% всех денежных расходов и сбережений), покупка валюты и другие расходы.
Таким образом, финансовая система Республики Беларусь в том виде, в котором она сейчас существует, сложилась на основе финансовой системы, унаследованной от бывшего СССР, в процессе развития она впитала в себя и зарубежный опыт формирования финансовых отношений. На современное состояние и развитие финансовой системы Республики Беларусь накладывают отпечаток и особенности формирования социально-ориентированной рыночной экономики нашей страны. Однако, несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, современная финансовая система Республики Беларусь является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
Совершенствование финансовой системы, повышение ее надежности и инвестиционного потенциала требуют развития финансового рынка.
Основные цели — формирование конкурентоспособного и информационно прозрачного финансового рынка, повышение его емкости за счет роста капитализации, притока внутренних и внешних инвестиций его участников, а также обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры.
Для обеспечения устойчивого экономического роста в республике и привлечения внешних и внутренних инвестиций предусматривается дальнейшее развитие финансовых институтов: банковской сферы, страхования, рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов, лизинговых и небанковских кредитно–финансовых организаций, инвестиционных и иных фондов. Созданы достаточные предпосылки для развития основных элементов инфраструктуры финансового рынка и формирования в Беларуси биржевой и депозитарной систем, отвечающих мировым стандартам.
При этом главными задачами
банковского сектора будут
Для решения задач
банковского сектора
Развитие национальной
платежной системы будет
Развитие сектора страхования будет направлено на повышение емкости, надежности, конкурентоспособности, эффективности национального страхового рынка и уровня капитализации страховых организаций.
Для этого потребуется:
Ожидается, что
страховые взносы на душу
Развитие сектора ценных бумаг и производных финансовых инструментов будет направлено на превращение его в эффективный механизм перераспределения ресурсов и аккумулирования денежных средств на инвестиционные проекты.
Предполагается:
Развитие сектора производных финансовых инструментов в Республике Беларусь будет основано на создании условий для обращения на национальном рынке всего спектра производных финансовых инструментов, активно используемых в мировой практике, а также участии национальных резидентов в схемах заимствования на иностранных рынках с использованием данных инструментов.