Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 10:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является подробное изучение структу-ры финансовой системы Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.исследовать теоретическую сущность финансовой системы;
2.обосновать выделение в составе финансовой системы двух основных сфер – общегосударственных и децентрализованных финансов;
3. рассмотреть состав двух указанных сфер финансовых отношений, исследовать социально-экономическую сущность звеньев, образующие данные сферы;
4.изучить особенности функционирования финансовой системы Республики Беларусь;
5.проанализировать организацию финансов субъектов хозяйствования и централизованных финансов Республики Беларусь на основе фактических данных Национального статистического комитета Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА 5
2. СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 8
3. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16
3.1. Состав и характеристика общегосударственных финансов 19
3.2. Характеристика сферы финансов субъектов хозяйствования Республики Беларусь………………………………………………………...26
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Общегосударственные (централизованные) финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства. Как уже было сказано, в состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья (рисунок 1): государственный бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит.
Государственный бюджет является одним из основных звеньев финансовой системы и крупнейшим централизованным денежным фондом, находящимся в распоряжении правительства. Государственный бюджет Республики Беларусь – это основной финансовый план страны, который утверждается Правительством Республики Беларусь.
В настоящее время
в соответствии с Конституцией Республики
Беларусь, бюджетная система Республики
Беларусь состоит из двух уровней: республиканского
и местных бюджетов. Различают и такое
понятие как “консолидированный бюджет”,
который представляет собой совокупность
бюджетов Республики Беларусь и соответствующих
административно-
Рисунок 2. Консолидированный бюджет Республики Беларусь.
В таблице 1 приведены данные о доходах и расходах консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2000-2007 гг.
Таблица 1. Консолидированный бюджет Республики Беларусь (в фактически действовавших ценах) за 2000-2007 гг.
Показатель |
Годы | |||
2000 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Доходы* - всего, млрд. руб. |
3 181 |
30 825 |
38 391 |
48 049 |
в том числе |
||||
республиканского бюджета |
1 647 |
21 293 |
28 666 |
36 235 |
местных бюджетов |
1 808 |
12 049 |
13 904 |
17 989 |
Расходы - всего, млрд. руб. |
3 236 |
31 257 |
37 256 |
47 627 |
в том числе |
||||
республиканского бюджета |
1 723 |
21 438 |
27 488 |
35 909 |
местных бюджетов |
1 787 |
12 274 |
13 939 |
17 826 |
Дефицит (-), профицит (+) – млрд. руб. |
-55 |
-432 |
+1 135 |
+422 |
в том числе |
||||
республиканского бюджета |
-76 |
-145 |
-1 178 |
+326 |
местных бюджетов |
+21 |
-225 |
-35 |
+163 |
Валовой внутренний продукт, в текущих ценах – млрд.руб. |
9 134 |
65 067 |
79 267 |
96 087 |
Примечание: * - с учетом взаимных требований
Источник: [10, с. 431], [11, с. 493].
Основные данные консолидированного бюджета Республики Беларусь в абсолютном выражении (и в процентах к ВВП) показывают, что состояние государственных финансов в 2000-2007 гг. было достаточно стабильным. Дефицит государственного бюджета находился в пределах значений 0,5-1,0 % к ВВП, допустимых для политики финансовой стабилизации. Причинами дефицита являлись, в частности, чрезмерные затраты на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также на развитие социальной сферы, неэффективная работа многих предприятий. В последние годы наметилась тенденция формирования профицита консолидированного бюджета.
Основным источником доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь являются следующие налоги: налог на добавленную стоимость, налог на доходы и прибыль, подоходный налог, акцизы – на их долю приходится около 70% всех доходов консолидированного бюджета.
Проводимая в Республике Беларусь политика государственных расходов способствует достижению достаточной сбалансированности государственного бюджета. Динамика структуры государственных расходов показывает, что после 1992 года резко изменилось соотношение между двумя такими крупными направлениями государственного финансирования, как поддержка реального сектора экономики (капитального строительства и субсидирования отраслей промышленности, энергетики, строительной индустрии, транспорта и др.) и финансирование отраслей собственно бюджетной сферы (образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения, науки, обороны и др.). Если еще в 1993 году на финансирование народного хозяйства направлялось около 40% государственных расходов, то уже с 1995 года доля государственных капитальных вложений, дотаций, субсидий и финансовой помощи основным отраслям реальной экономики в общих расходах бюджета сократилась до 22-24%. Среди расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь на сегодняшний день преобладают расходы на здравоохранение, образование, средства массовой информации, культуру, социальное обеспечение, науку, оборонные нужды, содержание органов государственного управления, судебной власти и др. (более 70%) [8, с. 600].
В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства страны, а в расходной части местных бюджетов – создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов. Общий размер резервных фондов в республиканском бюджете не может превышать 2% расходов республиканского бюджета. Размер резервных фондов в местных бюджетах устанавливается решениями Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год и не может превышать 1% расходов местных бюджетов. Предельный размер резервного фонда Президента Республики Беларусь устанавливается законом [16, с. 106].
В условиях перехода на рыночные
отношения государственный
Важным звеном общегосударственных финансов являются бюджетные и внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей и т.д. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий.
В Республике Беларусь до 1998 года насчитывалось более 10 внебюджетных фондов, что усложняло контроль за расходованием их средств. Поэтому в 1998 году в соответствии с Законом о бюджете некоторые фонды были упразднены (в частности, фонд социальной защиты молодежи), а некоторые республиканские внебюджетные фонды вошли в состав республиканского бюджета (дорожный фонд, фонд охраны природы, фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия и др.) и соответственно получили статус государственных целевых бюджетных фондов.
С 2007 года в составе внебюджетных фондов остался только один фонд – фонд социальной защиты населения (ФСЗН). Однако и этот фонд с 2004 года включен в состав бюджета. Таким образом, с юридической точки зрения, указанный фонд считается внебюджетным, а фактически он является целевым бюджетным фондом. Главным источником формирования фонда социальной защиты населения Республики Беларусь являются страховые взносы нанимателей и граждан – около 90% [16, с. 127]. Главными задачами этого фонда являются:
а) финансирование расходов на пенсии (более 70% всех выплат), пособия, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения и другие выплаты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании;
б) сбор и аккумуляция обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование;
в) организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования;
г) проведение разъяснительной работы среди плательщиков обязательных страховых взносов и застрахованных по вопросам деятельности фонда;
д) сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам государственного социального страхования.
Согласно законодательству, областные и Минский городской Совет депутатов также могут формировать местные целевые бюджетные (в частности, инновационные) и внебюджетные фонды.
Важное звено системы государственных финансов образует государственный кредит, который отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий и населения на началах платности и возвратности для финансирования государственных расходов.
Как и любой заемщик, государство привлекает средства по государственному кредиту на заранее определенный срок: до 1 года, от 1 года до 5 лет и т.д. Конкретные сроки займа определяются условиями займа. В Республике Беларусь, согласно действующему законодательству, конкретные сроки погашения займов определяются Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению – Министерством финансов Республики Беларусь.
При этом Республика Беларусь может выступать не только в качестве заемщика, но и в роли кредитора по отношению к иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам страны. В таких случаях договор о предоставлении Республикой Беларусь государственных кредитов может быть подписан белорусской стороной только в случае его включения в Программу предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов, которая содержит:
– суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств, международных организация и иных нерезидентов;
– предельный размер долга иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь на конец финансового (бюджетного) года;
– предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Республикой Беларусь иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь и утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной (бюджетный) год.
Государственный кредит выступает в двух основных формах – товарной и денежной. Товарная форма (сахарный, хлебный, автомобильный займы и др.) широко применялись в первые годы существования СССР, в настоящее время в Республике Беларусь наибольшее распространение получила денежная форма государственного займа. Государственный займ как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные средства, имеющиеся у юридических и физических лиц, привлекаются для финансирования дефицита госбюджета и других общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других видов ценных государственных бумаг.
В современных условиях в Республике Беларусь государственные займы представлены в основном государственными краткосрочными облигациями (ГКО) и государственными долгосрочными облигациями (ДГО). Выпуск ГКО начался с 1994 года, их основная цель – привлечение временно свободных средств юридических и физических лиц (в том числе иностранных) для возмещения дефицита республиканского бюджета. Указанные облигации являются государственными ценными бумагами, выпускаются они от имени Совета Министров Республики Беларусь и размещаются на добровольной основе [16, с. 146]. Эмиссия облигаций осуществляется регулярно, не реже одного раза в 3 месяца, со сроками обращения от одного до шести месяцев.
С 1995 года в Республике Беларусь выпускаются и долгосрочные государственные облигации (ДГО), основное назначение которых – снижение темпов инфляции и исполнение республиканского бюджета по расходам. ДГО, как и ГКО, выпускаются по решению Совета Министров Республики Беларусь и являются государственными ценными бумагами со сроком обращения один год и более. Эмиссия ДГО проводится не чаще одного раза в месяц. Объемы эмиссии учитываются при формировании республиканского бюджета. Долгосрочные облигации могут приобретаться юридическими лицами Республики Беларусь и других государств (среди населения не распространяются).
Для размещения только среди
физических лиц в Республике Беларусь
выпускаются облигации
Местные займы в Беларуси пока распространены слабо; эти займы практикуются в основном для привлечения средств граждан на жилищное строительство. Слабое развитие местных займов объясняется в основном тем, что в Беларуси дефицит местных бюджетов покрывается за счет республиканского бюджета [16, с. 147].
Одной из форм государственного кредита являются гарантии, предоставляемые Правительством Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь юридическим лицам Республики Беларусь. предельный размер указанных гарантий устанавливается ежегодно законами о бюджете страны на очередной год. Государственные кредиты по внутренним и внешним займам (кредитам) предоставляются на платной основе Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Основными внешними кредиторами Республики Беларусь выступают Россия, Германия, Италия и др., а также международные финансовые организации – Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др. В 2006 году Республика Беларусь имела внешний государственный долг в сумме чуть больше 1 млрд. долл. США [16, с. 155]. Важнейшими источниками погашения внешнего долга Республики Беларусь являются, во-первых, увеличение экспорта продукции в зарубежные страны и получение валютной выручки в СКВ и, во-вторых, возврат государственного долга Беларуси другими странами.
Как уже отмечалось, финансы субъектов хозяйствования являются базовым звеном финансовой системы государства, где создается чистый доход – главный источник формирования финансовых ресурсов остальных звеньев финансовой системы.