Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 18:12, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: - раскрытие основных звеньев финансовой системы; - рассмотрение главного звена финансовой системы государственного бюджета на примере Республики Казахстан; - выявить основной принцип формирования финансовой политики государства; - раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики. Использованная информация.
Введение
1.Глава Понятие финансовой системы
1.1Сущность и структура финансовой системы
1.2Финансы и их роль в экономике
2.Глава Финансовая система РК
2.1. Законодательные основы развития финансовой системы РК
2.2. Состояние и проблемы финансовой системы РК
2.3. Пути совершенствования финансовой системы РК
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Международная Академия Бизнеса
Кафедра «Экономика и Логистка»
Курсовая работа
тема: «Финансовая система Республики Казахстан»
Алматы, 2010
План работы
Введение
1.Глава Понятие финансовой системы
1.1Сущность и структура финансовой системы
1.2Финансы и их роль в экономике
2.Глава Финансовая система РК
2.1. Законодательные основы развития финансовой системы РК
2.2. Состояние и проблемы финансовой системы РК
2.3. Пути совершенствования финансовой системы РК
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования.
Надежная финансовая система является
стержнем в развитии и успешного
функционирования рыночной экономики
и необходимой предпосылкой роста
и стабильности экономики в целом.
Эта система является основой, мобилизующей
и распределяющей сбережения общества
и облегчающей его повседневные
операции. Следовательно, хотя структурный
переход от в основном централизованно
планируемой и контролируемой экономики
к экономике, функционирующей в
соответствии с рыночными принципами,
включает в себя многие элементы, самое
важное - создать надежную финансовую
систему. После того, как создана
надежная финансовая система, могут
развиваться рынки денег и
капитала, особенно первичный и вторичный
рынки национальных государственных
ценных бумаг. Степень разработанности
проблемы. В последние годы вопросами
создания надежной финансовой системы
и проведения государственной финансовой
политики посвящается значительное
количество публикаций. Однако, единства
по теоретическим аспектам этого
вопроса не достигнуто. Так, западные
крупные экономисты не дают четкого
определения финансовой политики. С.
Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи не
выделяют финансовую политику как самостоятельное
понятие. В то же время они подходят
к исследованию данной темы, расширяя
определение фискальной политики. Аналогично
рассматривают указанную
I глава. Теоретические аспекты функционирования финансовой системы
1.1 Понятие финансовой системы
Финансовая система
В юридическом смысле под финансовой системой понимается совокупность финансовых учреждения государства (финансовое ведомство и его подразделения, налоговые органы, государственные банки, государственные страховые компании). Финансовая система РК носит рыночный характер и обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций.
Финансовая система может быть построена на принципе единства, либо на принципе относительной автономности институтов финансовой системы.
Общественные отношения,
выступающие предметом
Финансовая система
1. финансовое устройство;
2. правовые основы денежной системы;
3. управление в области финансов;
4. финансовое планирование;
5. финансовый контроль
Принципы организации финансовой системы можно определить так:
1 ) финансы любой страны
носят организованный характер,
они подразделены на
2) институт, посвященный
организации денежной системы
в cтране касается всех
3) управление в области
финансов всегда носит
4) финансовое планирование
роста дается на бюджетное
планирование, банковское планирование,
планирование финансов гос.
5) финансовый контроль принимает виды бюджетного, банковского, ведомственного контроля.
Финансовая система
1. Совокупность финансовых отношений.
2. Совокупность фондов денежных средств.
3. Финансовый аппарат управления.
Финансовые отношения
представляют собой совокупность экономических
отношений, возникающих между
Например:
финансовые отношения между государством и предприятием - это взнос платежей в бюджет (налоги, прибыль), а также дотации и кредиты.
финансовые отношения между предприятиями - это долевое участие в создании совместных предприятий; взаимное кредитование: купля-продажа ценных бумаг.
финансовые отношения между предприятием и его работниками -это движение фонда материального труда (зарплата, дивиденды, премии).
финансовые отношения между предприятием и кредитной системой осуществляют при оплате процентов за предоставление кредитов.
финансовые отношения между государством и населением - это уплата подоходного налога; откладывание средств на лицевые счета, получение ссуд.
Финансовая система
Централизованные (общегосударственные) финансы:
бюджет (республиканский и местный);
специальные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд содействия занятости населения, дорожный фонд, инвестиционный и др.).
Децентрализованные финансы:
- финансы предприятий
и организаций народного
- финансы населения (уплата
подоходного налога, получение материальных
и нематериальных благ, оплачиваемые
услуги, оплата труда за исключение
товаров в кооперативах и
Финансовая система РК
носит рыночный характер, обычно состоит
из пяти звеньев: государственный бюджет,
местные финансы, специальные фонды,
финансы государственных
По определению, финансовая
система - это совокупность финансовых
отношений. По природе своей финансовые
отношения являются распредeлительными,
причем распределение стоимости
осуществляется прежде всего по субъектам.
Субъекты формируют денежные фонды
целевого назначения в зависимости
от того, какую роль они играют в
общественном производстве: являются
ли непосредственными его
Внутри каждой из названных
сфер выделяются звенья, причем группировка
финансовых отношений осуществляется
в зависимости от характера деятельности
субъекта, оказывающей определяющее
влияние на состав и назначение целевых
денежных фондов. Этот критерий позволяет
выделить в сфере финансов предприятий
(учреждений, организаций) такие звенья,
как финансы предприятий, функционирующих
на коммерческих началах: финансы учреждений
и организаций, осуществляющих некоммерческую
деятельность; финансы общественных
объединений. В страховой сфере,
где характер деятельности субъекта
предопределяет специфику объекта
страхования, в качестве звеньев
выступают: социальное страхование, имущественное
и личное страхование, страхование
ответственности, страхование
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.
Разные звенья финансовой
системы обслуживают разные виды
финансового распределения: внутрихозяйственное
- финансами предприятий. внутриотраслевое
- финансами предприятий, комплексов,
ассоциаций, межотраслевое и
Каждое звено финансовой
системы в свою очередь подразделяется
на подзвенья в соответствии с
внутренней структурой содержащихся в
нем финансовых взаимосвязей. Так, в
составе финансов предприятий, функционирующих
на коммерческих началах, в зависимости
от отраслевой направленности, могут
быть вычленены финансы
1.2 Структура финансовой системы
На современном этапе
государственная финансовая система
в развитых зарубежных странах включает
четыре звена: государственный бюджет;
местные финансы; специальные внебюджетные
фонды и финансы
Государственный бюджет - основное средство
перераспределения национального дохода.
Через это звено финансовой системы перераспределяется
до 40% национального дохода страны. В госбюджете
сосредоточиваются крупнейшие доходы
и наиболее важные в политическом и экономическом
отношении общегосударственные расходы.
В нем находят органическую увязку основные
финансовые институты - налоги, внутренние
займы, расходы.
Основными доходами государственного
бюджета выступают налоги, составляющие
от 70 до 90% и более общей суммы
его доходов. За государственным
бюджетом в странах с развитой
рыночной экономикой закреплены главные
налоги - подоходный налог с физических
лиц, налог на прибыль корпораций,
акцизы, налог на добавленную стоимость,
таможенные пошлины. Из государственного
бюджета производятся и основные
расходы на: военные цели, вмешательство
в экономику, содержание государственного
аппарата, социальные расходы, субсидии
и кредиты развивающимся
Государственный бюджет в силу своего
положения тесно связан с другими звеньями
финансовой системы. Он выступает координирующим
центром, оказывающим в условиях рыночной
экономики необходимую им помощь. Эта
помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов,
гарантий обеспечивает нормальное функционирование
остальных звеньев финансовой системы,
решение ими возложенных на них задач.
Следующим по своему значению
финансовым звеном является система
местных финансов. В современных
условиях под влиянием развития производительных
сил, научно-технического прогресса
происходит повышение роли и влияния
местных органов власти. Растут масштабы
местного хозяйства, их связь и зависимость
от крупного капитала, расширяются
и усложняются функции местных
властей. Все это усиливает значение
местных финансов, повышает их роль
и удельный вес в финансовой системе.
Местные финансы охватывают широкую
группу второстепенных налогов (в основном
поимущественных), систему местного
кредита, специальных фондов. Центральное
место в этом звене принадлежит
местным бюджетам, которые не входят
в состав государственного бюджета
и имеют определенную самостоятельность.
Структура местных финансов определяется
государственным устройством и
соответствующим
В современных условиях это
звено финансовой системы все
больше используется в экономических
целях, для регулирования
Особое финансовое звено образуют специальные
правительственные фонды, которые имеют
определенную самостоятельность, отделены
от государственного бюджета и управляются
непосредственно центральными, а в отдельных
случаях - и местными властями. К ним относятся
фонды социального страхования, различные
целевые фонды, а также государственные
и полугосударственные финансово-кредитные
учреждения.
Первоначальной задачей
этих фондов являлось финансирование
отдельных целевых мероприятий.
Впоследствии они приобретают значение
резерва, к которому правительства
прибегают в случаях финансовых
затруднений, т.е. используются для
повышения маневренности