Финансовая система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: - раскрытие основных звеньев финансовой системы; - рассмотрение главного звена финансовой системы государственного бюджета на примере Республики Казахстан; - выявить основной принцип формирования финансовой политики государства; - раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики. Использованная информация.

Содержание работы

Введение
1.Глава Понятие финансовой системы
1.1Сущность и структура финансовой системы
1.2Финансы и их роль в экономике
2.Глава Финансовая система РК
2.1. Законодательные основы развития финансовой системы РК
2.2. Состояние и проблемы финансовой системы РК
2.3. Пути совершенствования финансовой системы РК
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Финансовая Система РК.docx

— 57.35 Кб (Скачать файл)

2) затраты - 3 175 298 064 тысяч  тенге;

3) чистое бюджетное кредитование - 46 154 983 тысяч тенге, в том числе:

бюджетные кредиты - 60 177 000 тысяч  тенге;

погашение бюджетных кредитов - 14 022 017 тысяч тенге;

4) сальдо по операциям  с финансовыми активами - 195 242 554 тысяч  тенге, в том числе:

приобретение финансовых активов - 196 742 554 тысяч тенге;

поступления от продажи финансовых активов государства - 1 500 000 тысяч  тенге;

5) дефицит - -571 364 125 тысяч  тенге, или 3,4 процента к валовому  внутреннему продукту страны;

6) финансирование дефицита  бюджета - 571 364 125 тысяч тенге.

Статья 2.

Предусмотреть в республиканском  бюджете на 2009 год поступления  арендных плат за пользование РК комплексом "Байконур" в сумме 14 202 500 тысяч  тенге и военными полигонами в  сумме 3 061 071 тысячи тенге.

Статья 3.

Утвердить объемы поступлений в  бюджет на 2009 год, направляемые в Национальный фонд Республики Казахстан, согласно приложению 4.

Статья 4.

Установить, что в доход  соответствующего бюджета зачисляются:

по коду "Налог на добычу полезных ископаемых" классификации  доходов единой бюджетной классификации - задолженность недропользователей по роялти, а также роялти по контрактам на недропользование, в которых сохраняются  гарантии стабильности налогового режима;

по коду "Социальный налог" классификации доходов единой бюджетной  классификации - задолженность по взносам, ранее перечислявшимся в Пенсионный фонд, Государственный центр по выплате  пенсий, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд государственного социального  страхования, Фонд содействия занятости, а также отчисления пользователей автомобильных дорог, ранее поступавшие в Дорожный фонд.

При этом налогоплательщики, осуществляющие деятельность по контрактам на недропользование, в которых сохраняются гарантии стабильности налогового режима, уменьшают  вышеуказанные отчисления или социальный налог на сумму отчислений в Государственный  фонд социального страхования, исчисленную  в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном социальном страховании";

по коду "Бензин (за исключением  авиационного) собственного производства, реализуемый производителями оптом" - задолженность по сбору с бензина, ранее поступавшему в Дорожный фонд;

по коду "Дизельное  топливо собственного производства, реализуемое производителями оптом" - задолженность по сбору с дизельного топлива, ранее поступавшему в Дорожный фонд.

Статья 5.

Отрицательное сальдо, образовавшееся по состоянию на 31 декабря 1998 года в  результате превышения сумм начисленных  работодателями пособий по временной  нетрудоспособности, беременности и  родам, при рождении ребенка, на погребение, выплачивавшихся из Фонда государственного социального страхования, над начисленной  суммой отчислений в указанный фонд, ежемесячно засчитывается в счет уплаты социального налога в пределах 4 процентов от фонда заработной платы.

2.2 Состояние и  проблемы развития финансовой  системы РК

 

По мнению многих экспертов, Казахстан уже преодолел наиболее болезненный после достижения финансовой стабилизации пик структурных экономических  преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию  и, тактику экономических реформ.

В Казахстане за пятнадцать лет независимости полностью  изменилась система экономических  и социальных отношений. Со времени  начала в 1994 году глобальных экономических  реформ в значительной мере достигнута финансовая стабилизация, близится к завершению приватизация всей государственной собственности, наметился подъем производства. Если в 1993 году инфляция составляла свыше двух тысяч процентов, то в 2001 году она снизилась до 23,7%, а сегодня составляет около 7-9 %. Произошли практически полная либерализация цен и отмена большинства ограничений в сфере внешней торговли.

В 1996 году впервые за последние  годы был обеспечен рост валового внутреннего продукта по сравнению  с предыдущим годом на 0,5 %. Ставка рефинансирования Национального Банка  Республики Казахстан, достигавшая  в середине 1994 года 450-480%, снизилась  более чем в 20 раз.

Проведение рациональной политики государственных расходов обеспечило снижение уровня дефицита бюджета.

В свою очередь, это позволило  заложить прочный фундамент обеспечения  финансовой стабилизации экономики: созданы  реальные предпосылки привлечения  инвестиций, способствующие умеренному экономическому росту, подъему и  структурной перестройке национальной экономики и улучшения на этой основе качества жизни населения.

Одним из основных разделов правительственной программы по углублению реформ являлось реформирование системы управления финансовыми  ресурсами страны и ее адаптация  к рыночным условиям. В этой связи, в последние годы усилия правительства  были направлены прежде всего на рационализацию бюджетных расходов, укрепление финансовой дисциплины, создание реального собственника и стимулирование привлечения инвестиций в развитие экономики республики, совершенствование межбюджетных отношений  и формирование эффективного механизма  управления государственным внешним  и внутренним долгом, укрепление и  развитие рынка государственных  ценных бумаг и других инструментов рыночной инфраструктуры.

Несмотря на сложность  экономической ситуации, в последние  годы из республиканского бюджета выделялись значительные средства на поддержку  отечественных товаропроизводителей, санацию и реабилитацию государственных  предприятий, финансирование инвестиционных и социальных проектов, объектов малого и среднего бизнеса. В частности, только в 200б году на эти цели направлено свыше 15% бюджетных средств, или 26,9 млрд. тенге, в том числе на развитие агропромышленного комплекса - 9,8 млрд. тенге, или 91,4% к прогнозу. Кредиты для финансирования инвестиционных проектов составили 3,6 млрд. тенге, или 99,5% к плану, а Реабилитационному банку на проведение процедур по неплатежеспособным предприятиям – 5,8 млрд. тенге, или 97,1% к плану.

С целью привлечения иностранного капитала для расширения производства и приобретения навыков по маркетингу и управлению в 2005- 2006 годы осуществлялась передача ряда крупных предприятий  черной и цветной металлургии, химической отрасли иностранным инвесторам. Можно, конечно, как угодно критиковать  правительство за эти меры, тем  более, что никто не застрахован  от ошибок в таком чрезвычайно  сложном и абсолютно новом  для нас деле, но факт остается фактом. Этими предприятиями только за 2006 год произведено продукции более  чем на 190 млрд. тенге, что составляет почти 28% от общего объема промышленной продукции.

По сравнению с соответствующим  периодом 2005 года возросло производство стали (на 6%), проката готового (на 7%), меди рафинированной (в 1,4 раза), магния и магниевых сплавов (в 1,5 раза), свинца в концентрате (на 5,8%), глинозема (на 5,8%). Возросло также производство железной руды и чугуна. Но самое главное  – здесь удалось сохранить  занятость, избежать крупных социальных конфликтов и сейчас предпринимаются  меры по усилению контроля за налоговыми поступлениями от этих предприятий. Ключевой задачей правительства  остается создание реального собственника, что позволит расширить доходную базу бюджета. В 2006 году значительно  ускорились темпы проведения приватизации в соответствии с отдельными индивидуальными  проектами. В настоящее время  почти все крупные предприятия  находится в частных руках. На данном этапе проводится большая  работа по завершению приватизации объектов по индивидуальным проектам.

Вместе с тем, как и  в других странах с переходной экономикой, развитие бюджетной сферы  за последние годы у нас сдерживалось снижением уровня государственных  доходов, как следствие жесточайшего кризиса и высокой инфляции в  предыдущие годы, ухудшения финансового  состояния и финансовой дисциплины, прежде всего, на государственных предприятиях, слабого налогового администрирования  и сложностей с налогообложением растущего частного сектора. К примеру, доходы государственного бюджета к  уровню ВВП снизились с 22,3% а 2003 году до 16,9% в 2006 году, в том числе налоговых поступлений с 15,6% до 11% к ВВП.

Основная доля налоговых  поступлений в 2006 году была обеспечена за счет налогов с потребителей – 40,7% к общей сумме налогов.

В 2007 году доходы бюджета  составят 15,3% к ВВП, в том числе  налоговые - 11,7%, в 2008 год соответственно - 16,4% и 12,2% к уровню ВВП.

Для решения крупных проблем, относящихся к общей политике в области государственных расходов, в 2006 году были начаты крупномасштабные реформы: по оптимизации сети и структуры  социальной сферы, реорганизации системы  центральных и местных исполнительных органов, реформированию жилищно-коммунального  хозяйства, социальной защиты и пенсионного  обеспечения населения.

Приоритетными направлениями  расходования государственных средств  будут образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение. В целом, доля расходов на социальные программы по проекту бюджета  на 1998 год составила 61,5% всех расходов государства.

Для решения социальных задач  республики в 2007 году правительством Республики Казахстан были предприняты серьезные  шаги по укреплению доходной части  государственного бюджета. Основными  направлениями в данной области  явились усиление контроля за поступлениями  налогов и работа с отдельными налогоплательщиками, совершенствование  методов администрирования за сбором налогов, модернизация и компьютеризация  налоговых служб республики. Однако эти меры не дали быстрого эффекта  и в 2006 году финансовые возможности  государственного бюджета были ограничены. В этой связи, основной акцент в бюджетной  политике этого года был направлен  на более эффективное управление государственной собственностью, рациональное использование государственных  финансов, усиление контроля за целевым  расходованием средств налогоплательщиков. Работа в этом направлении будет  проводиться постоянно и систематически.

Несмотря на дополнительную нагрузку на государственный бюджет в связи с реформированием  системы пенсионного обеспечения  и появлением весомых расходов по обслуживанию госдолга, правительство выделило в бюджете 2006 года значительно большую сумму для инвестиционных программ, чем в предыдущих годах. Если в 2007 году бюджетные инвестиции предусматривались в размере 19,9 млрд. тенге, то в следующем из бюджета в приоритетные инвестиционные проекты за счет внешних источников было направлено 34 млрд. тенге, или около 400 млн. долл., что, в свою очередь, стимулировало значительный рост платежеспособного спроса и подъем экономики республики.

Основными приоритетами государственной  инвестиционной программы являются развитие социальной и производственной инфраструктуры, а также активизация  жилищного строительства. В. перечень инвестиционных проектов входят проекты  по реабилитации системы образования, развитию дорожной сети, реконструкции  ирригационных систем и систем водоснабжения. Финансирование проектов предусматривается  за счет средств государственного бюджета, а также за счет средств, предоставляемых  иностранными донорами.

Начиная с 1998 года, Министерство финансов отказывается от прямых кредитов Национального Банка. Для финансирования дефицита бюджета в 1998 году были использованы только неинфляционные источники и  рыночные методы заимствования на внутренних и внешних финансовых рынках.

В 1997 году не было допущено ни одного дефолта по государственным  финансовым обязательствам, что серьезно укрепило имидж нашей страны как  надежного партнера в международных  делах. Впервые в истории Казахстана в ноябре 1996 года ему присвоен международный  кредитный рейтинг, позволивший  уже через месяц осуществить  уверенную дебютную эмиссию евробондов в сумме 200 млн. долл. США на мировых  финансовых рынках.

По уровню привлечения  прямых иностранных инвестиций на душу населения республика уверенно входит в первую пятерку центрально- и  восточноевропейских стран, а также  СНГ. Совокупный приток прямых иностранных  инвестиций, по данным Европейского банка  реконструкции и развития, в экономику  Казахстана за период 1989-1996 гг. составил 2761 млн. долл. США. К сожалению, в ближайшем  будущем на внутренние ресурсы полагаться не приходится. Нужны передовой опыт, новые технологии и ноу-хау, управленческий и маркетинговые навыки. Вот почему мы прилагаем много усилий для создания благоприятного инвестиционного климата в стране.

Можно подчеркнуть, что Казахстан  имеет в настоящее время достаточно совершенную законодательную и  институциональную базу для эффективного привлечения и использования  иностранных инвестиций. Мы имеем  сегодня наиболее либеральный налоговый  режим по сравнению с другими  государствами СНГ, ограниченное число  налогов – их всего 11 против 45, существующих в старом налоговом законодательстве.[1]Немаловажное значение имеет и то, что реформы в республике движутся вперед. По оценкам Всемирного Банка, Казахстан является инициатором и лидером среди стран СНГ в проведении реформ.

Привлекая инвестиции в экономику  страны, мы решаем и еще одну важную социальную проблему – сохранение занятости населения. Это весьма актуально для Казахстана, поскольку  в 1996 году статистическими органами республики признано официально безработными – 391,7 тыс. чел. или 4,1% от экономически активного населения.

Еще один фактор – это  структурные реформы. Согласно планам правительства, все радикальные  реформы должны быть завершены в  ближайшие два года. Транзитный статус казахстанской экономики, движущейся от административной системы к рыночной, перейдет в разряд более устоявшихся. Для этого есть все условия. Это  и законодательная база рынка, и  инвестиционные пакеты, и способ организации  бюджетной, налоговой, валютной и антиинфляционной политики, и, наконец, способ организации  самих отношений не только в экономике, но и в обществе. В республике создан достаточно прочный задел  для устойчивого роста экономики  в будущем.

 

2.3Пути улучшения  финансовой системы

Одной из актуальнейших и  принципиально важных проблем сегодня  является укрепление финансовой системы  и обеспечение выхода национальной экономики на траекторию роста и  социального развития. Это требует  консолидации усилий как государственного аппарата, так и всей общественности, интеллектуального потенциала ученых и целенаправленной энергии предпринимателей. Именно от общих усилий и результативных действий зависит предоставление необратимости тем позитивным сдвигам, которые впервые достигнуты на пути стабилизации экономики и выхода ее из кризиса.

Информация о работе Финансовая система Республики Казахстан