Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 18:12, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: - раскрытие основных звеньев финансовой системы; - рассмотрение главного звена финансовой системы государственного бюджета на примере Республики Казахстан; - выявить основной принцип формирования финансовой политики государства; - раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики. Использованная информация.
Введение
1.Глава Понятие финансовой системы
1.1Сущность и структура финансовой системы
1.2Финансы и их роль в экономике
2.Глава Финансовая система РК
2.1. Законодательные основы развития финансовой системы РК
2.2. Состояние и проблемы финансовой системы РК
2.3. Пути совершенствования финансовой системы РК
Заключение
Список литературы
Специальные фонды выступают
одним из звеньев общегосударственных
финансов. Наиболее известной формой
организации финансовых ресурсов в
общегосударственном (территориальном)
масштабе выступают государственный
и местные бюджеты. Но ограниченность
ресурсов и ряд факторов обусловливают
целесообразность параллельного использования
и другой формы - специальных фондов.
Увеличение количества и объема этих
фондов объясняется рядом причин.
Во-первых, у органов государственной
власти появляются дополнительные средства
для вмешательства в
Активное сальдо фондов может
использоваться для покрытия дефицита
бюджета через кредитные
Таким образом, специальные
правительственные фонды - это форма
перераспределения и
Специальные фонды создаются двумя путями:
· выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
· формированием спецфонда
по особому решению
В финансовой системе зарубежных
стран специальные фонды
· влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
· обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
· оказывать социальные услуги
населению путем выплаты
· предоставлять займы, в т.ч. зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Источники формирования специальных
фондов во многом предопределяются характером
и масштабностью задач, для реализации
которых они создаются. На разнообразие
источников и их величину оказывает
влияние экономическое и
Следовательно, источники
формирования спецфондов имеют как
относительно постоянный, так и временный
характер. Они могут быть разными
на территории государства, различаясь
по административно-
Главными методами мобилизации средств при образовании фондов выступают специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств государственного и местных бюджетов, ресурсы из которых поступают в виде безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений. Доходами специальных фондов могут также выступать добровольные взносы и заемные средства.
Направление расходования средств,
поступающих во внебюджетные фонды,
обусловливается назначением
Управление каждым фондом осуществляет административный аппарат, который имеет определенные права и обязанности, оговоренные уставом или законом.
Правительства западных стран
стремятся увеличить число
В финансовой системе зарубежных
стран важное место принадлежит
государственным предприятиям. На современном
этапе развития, несмотря на проведенную
в 80-х гг. приватизацию, государственная
собственность в этих странах
сохраняет сильные позиции в
экономике. Государственные предприятия
получают многочисленные заказы, обеспечивая
частному предпринимательству обширный
и гарантированный рынок сбыта
по ряду изделий, стимулируют процесс
накопления капитала путем перераспределения
национального дохода в пользу других
звеньев финансовой системы (через
низкие цены и тарифы на продукцию
государственных и высокие цены
на продукцию частных предприятий,
потребляемую государственными) и инвестирование
собственных средств в
Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.
1.Экономические причины
вызваны необходимостью
Широкое внедрение новой
техники и научных достижений,
автоматизация производственных процессов
требуют крупных финансовых средств,
высокоразвитой энергетической базы.
В этой связи особое значение приобретает
развитие в рамках государства таких
отраслей промышленности, как газовая,
электроэнергетическая, нефтяная, угольная.
Помимо этого, создаются государственные
научно-исследовательские
2. Развитие вышеназванных
отраслей, проведение исследовательских
работ требуют крупных
3.Политические причины
обусловлены развитием
Важнейшее значение имеют
государственные корпорации, которые
представляют собой крупные промышленные
комплексы, охватывающие все предприятия
отрасли или значительную их часть.
Каждая корпорация утверждается специальным
парламентским актом; она обладает
производственной и финансовой самостоятельностью,
правом вступать в договорные отношения
с другими предприятиями.
Отличительной чертой государственных
корпораций является их "автономность",
т.е. их повседневная производственная
деятельность находится вне парламентского
контроля; финансы отделены от государственного
бюджета. Смешанные предприятия - это предприятия,
часть капитала которых принадлежит государству.
Они создаются в результате приобретения
государством части акций предприятия
или строительства государством предприятий
с привлечением к его участию частного
капитала. Управление такими предприятиями
аналогично управлению акционерными обществами.
Предприятия, находящиеся
на бюджетном финансировании, входят
в состав управлений соответствующих
министерств или
Взаимоотношения государственных корпораций с бюджетной системой осуществляются по линии уплаты ими налогов в государственный и местные бюджеты, процентов за кредиты и получение из центрального бюджета субсидий, главным образом на финансирование капитальных вложений, дотаций и кредитов под высокие проценты. Взаимоотношения смешанных предприятий с государственным бюджетом по линии налогов складываются так же, как и у обычных акционерных обществ. Взаимоотношения предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, с бюджетом строятся по так называемому принципу брутто или нетто. В первом случае в бюджет включаются валовые доходы и расходы предприятий, во втором - отражается только положительное или отрицательное сальдо. Такие предприятия находятся на самостоятельном, автономном бюджете, а в государственном или местных бюджетах учитываются лишь финансовые результаты их деятельности. Как правило, в настоящее время в большинстве стран применяется принцип нетто.
II глава. Финансовая система РК
2.1 Законодательные
основы функционирования
Финансовая система состоит из большого количества сфер и звеньев и только проанализировав ее можно понять, как такой сложный механизм может функционировать. А источником и регулятором финансовой системы выступают законодательные и правовые акты. Именно на основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять как аккумулируются и распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы. В данной курсовой работе мы рассмотрим несколько законодательных и правовых актов, которые составляют основу финансовой системы.
Государственные финансы выступают одной из главных сфер финансовой системы и государственный бюджет - одно из самых больших их звеньев. Именно в нем объединяются самые главные доходы и расходы государства. Бюджет своим инструментарием объединяет такие основные финансовые категории как налоги, расходы, государственный кредит и другие, в их взаимодействие и динамике. Рассматривая, социально-экономическую сущность государственного бюджета следует отметить, что она определяется:
· Способом производства;
· Наличием формы собственности на средства производства;
· Функционированием основных
экономических законов
· Характером производственных отношений;
· Природой, целями и задачами государства.
· Содержание социально-экономической сущности государственного бюджета проявляется в том, что он одновременно является:
· Перераспределения НД;
· Инструментом государственного регулирования и стимулирования экономики;
· Инструментом эффективного воздействия на процессы расширенного воспроизводства;
· Ведущим звеном финансовой
и бюджетной системы
В бюджете в условиях современности централизуется значительная часть денежных ресурсов, которые являются необходимым условием для реализации государством своих функций, таких как экономическая, социальная, политическая. Бюджет является составной бюджетной системы. А бюджетная система регламентируется «Законом РК о бюджетной системе»
Закон Республики
Казахстан от 04.12.2008 N 96-4
"О республиканском бюджете на 2009-2011
годы"
Статья 1.
Утвердить республиканский бюджет на 2009 - 2011 годы согласно приложениям соответственно, в том числе на 2009 год в следующих объемах:
1) доходы - 2 845 331 476 тысяч тенге, в том числе по:
налоговым поступлениям - 1 827 322 214 тысяч тенге;
неналоговым поступлениям - 55 352 958 тысяч тенге;
поступлениям от продажи основного капитала - 17 957 823 тысяч тенге;
поступлениям трансфертов - 944 698 481 тысячи тенге;