Финансовая система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: - раскрытие основных звеньев финансовой системы; - рассмотрение главного звена финансовой системы государственного бюджета на примере Республики Казахстан; - выявить основной принцип формирования финансовой политики государства; - раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики. Использованная информация.

Содержание работы

Введение
1.Глава Понятие финансовой системы
1.1Сущность и структура финансовой системы
1.2Финансы и их роль в экономике
2.Глава Финансовая система РК
2.1. Законодательные основы развития финансовой системы РК
2.2. Состояние и проблемы финансовой системы РК
2.3. Пути совершенствования финансовой системы РК
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Финансовая Система РК.docx

— 57.35 Кб (Скачать файл)

Специальные фонды выступают  одним из звеньев общегосударственных  финансов. Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в  общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный  и местные бюджеты. Но ограниченность ресурсов и ряд факторов обусловливают  целесообразность параллельного использования  и другой формы - специальных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной  власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственные  процессы и финансовой поддержки  предпринимательства, особенно в условиях нестабильности экономики. Во-вторых, правительство получает денежные средства, находящиеся в значительной мере вне эффективного финансового контроля со стороны законодательной власти, т.к. эти фонды, как правило, автономны  от бюджета. В-третьих, отвлекая часть  определенных расходов из бюджета, внебюджетные фонды сокращают его дефицитность.

Активное сальдо фондов может  использоваться для покрытия дефицита бюджета через кредитные операции.

Таким образом, специальные  правительственные фонды - это форма  перераспределения и использования  финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования своих мероприятий. Порядок образования и использования  данного звена финансовой системы  регламентируется законодательством. К ним относятся различные  фонды, специальные сметы и счета. В развитых зарубежных странах число  крупных специальных фондов колеблется от 30 до 80.

Специальные фонды создаются  двумя путями:

· выделением из бюджета  определенных расходов, имеющих особо  важное значение;

· формированием спецфонда  по особому решению законодательного органа конкретным назначением.

В финансовой системе зарубежных стран специальные фонды занимают важное место. Объем концентрируемых  в них средств значителен. Во Франции  спецфонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны, в Японии из них финансируется  свыше половины государственных  расходов, в Великобритании — 1/3. На специальные фонды возлагаются  прежде всего такие функции, как  экономическая и социальная. С  их помощью возможно:

· влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

· обеспечивать природоохранные  мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов  за загрязнение окружающей среды;

· оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфрастуктуры в целом;

· предоставлять займы, в  т.ч. зарубежным партнерам, включая  иностранные государства.

Источники формирования специальных  фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает  влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

Следовательно, источники  формирования спецфондов имеют как  относительно постоянный, так и временный  характер. Они могут быть разными  на территории государства, различаясь по административно-территориальным  единицам.

Главными методами мобилизации  средств при образовании фондов выступают специальные налоги и  сборы, установленные законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств государственного и местных бюджетов, ресурсы из которых поступают в виде безвозмездных  субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений. Доходами специальных фондов могут также выступать добровольные взносы и заемные средства.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями  и содержанием разработанных  и реализуемых программ. Часть  средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Специальные фонды  могут выступать инвесторами  и участниками финансового рынка  в связи с тем, что, во-первых, нередко  использование денежных средств  не совпадает со временем их образования, а, во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

Управление каждым фондом осуществляет административный аппарат, который имеет определенные права  и обязанности, оговоренные уставом  или законом.

Правительства западных стран  стремятся увеличить число фондов для получения в свое распоряжение больших средств. Но недостаток финансовых ресурсов и сложность управления ими вынуждают время от времени  объединять фонды или ликвидировать  некоторые их них.

В финансовой системе зарубежных стран важное место принадлежит  государственным предприятиям. На современном  этапе развития, несмотря на проведенную  в 80-х гг. приватизацию, государственная  собственность в этих странах  сохраняет сильные позиции в  экономике. Государственные предприятия  получают многочисленные заказы, обеспечивая  частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта  по ряду изделий, стимулируют процесс  накопления капитала путем перераспределения  национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через  низкие цены и тарифы на продукцию  государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики.

Можно выделить несколько  причин образования государственных  предприятий, которые часто переплетаются  и действуют одновременно.

1.Экономические причины  вызваны необходимостью вмешательства  государства в хозяйственные  процессы. Функционирование государственных  предприятий влияет на соотношение  между отдельными отраслями материального  производства, способствует изменению  его структуры, стимулирует рост  прогрессивных отраслей.

Широкое внедрение новой  техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов  требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы. В этой связи особое значение приобретает  развитие в рамках государства таких  отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая, нефтяная, угольная. Помимо этого, создаются государственные  научно-исследовательские центры и  опытные предприятия; производится санирование монополистических  предприятий, оказавшихся на грани  банкротства; строятся новые предприятия  в капиталоемких отраслях. Государственные  предприятия широко используются в  качестве инструмента антициклического и антиинфляционного регулирования.

2. Развитие вышеназванных  отраслей, проведение исследовательских  работ требуют крупных первоначальных  капиталовложений. Частные предприятия  неохотно идут на риск, связанный  с освоением новых производств.  Поэтому данные расходы финансирует  государство. В этом и заключаются  финансовые причины.

3.Политические причины  обусловлены развитием интернационализации,  что привело к широкому участию  государственных предприятий в  процессах интеграции производства  и капитала. В современных условиях  государственные и смешанные  предприятия создают зарубежные  филиалы с участием иностранного  капитала, заключают лицензионные  и другие соглашения по научно-техническому  сотрудничеству и таким образом  становятся непосредственными участниками  международных экономических отношений.  Многие государственные предприятия  реализуют за границей значительную  часть производимой продукции  (это особенно характерно для  Франции, которая за рубежом  продает 50-60% всей продукции ряда  государственных компаний). Государственные  предприятия в зарубежных странах  различаются по правовому положению,  системе управления, организации  экономики и финансов, характеру  взаимоотношений с бюджетом. Их можно разделить на три основные группы: государственные корпорации; смешанные предприятия; предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании.

Важнейшее значение имеют  государственные корпорации, которые  представляют собой крупные промышленные комплексы, охватывающие все предприятия  отрасли или значительную их часть. Каждая корпорация утверждается специальным  парламентским актом; она обладает производственной и финансовой самостоятельностью, правом вступать в договорные отношения  с другими предприятиями.  
Отличительной чертой государственных корпораций является их "автономность", т.е. их повседневная производственная деятельность находится вне парламентского контроля; финансы отделены от государственного бюджета. Смешанные предприятия - это предприятия, часть капитала которых принадлежит государству. Они создаются в результате приобретения государством части акций предприятия или строительства государством предприятий с привлечением к его участию частного капитала. Управление такими предприятиями аналогично управлению акционерными обществами.

Предприятия, находящиеся  на бюджетном финансировании, входят в состав управлений соответствующих  министерств или муниципалитетов. Вся их хозяйственная деятельность регламентируется государством. Прибыль  полностью или частично поступает  в соответствующие бюджеты, а  капитальные вложения финансируются  главным образом за счет бюджетных  ассигнований. Эти предприятия ежегодно составляют сметы, утверждаемые одновременно с государственным или местными бюджетами. На них полностью распространяется процедура, действующая в отношении  государственного и местных бюджетов. Финансы государственных предприятий  представляют собой совокупность экономических  денежных отношений, связанных с  формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем  за формированием, распределением и  использованием этих фондов и накоплений.

Взаимоотношения государственных  корпораций с бюджетной системой осуществляются по линии уплаты ими  налогов в государственный и  местные бюджеты, процентов за кредиты  и получение из центрального бюджета  субсидий, главным образом на финансирование капитальных вложений, дотаций и кредитов под высокие проценты. Взаимоотношения смешанных предприятий с государственным бюджетом по линии налогов складываются так же, как и у обычных акционерных обществ. Взаимоотношения предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, с бюджетом строятся по так называемому принципу брутто или нетто. В первом случае в бюджет включаются валовые доходы и расходы предприятий, во втором - отражается только положительное или отрицательное сальдо. Такие предприятия находятся на самостоятельном, автономном бюджете, а в государственном или местных бюджетах учитываются лишь финансовые результаты их деятельности. Как правило, в настоящее время в большинстве стран применяется принцип нетто.

II глава. Финансовая система РК

2.1 Законодательные  основы функционирования финансовой  системы в РК

Финансовая система состоит  из большого количества сфер и звеньев  и только проанализировав ее можно  понять, как такой сложный механизм может функционировать. А источником и регулятором финансовой системы  выступают законодательные и  правовые акты. Именно на основании  их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять как аккумулируются и распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы. В данной курсовой работе мы рассмотрим несколько законодательных  и правовых актов, которые составляют основу финансовой системы.

Государственные финансы  выступают одной из главных сфер финансовой системы и государственный  бюджет - одно из самых больших их звеньев. Именно в нем объединяются самые главные доходы и расходы  государства. Бюджет своим инструментарием  объединяет такие основные финансовые категории как налоги, расходы, государственный  кредит и другие, в их взаимодействие и динамике. Рассматривая, социально-экономическую  сущность государственного бюджета  следует отметить, что она определяется:

· Способом производства;

· Наличием формы собственности  на средства производства;

· Функционированием основных экономических законов государства;

· Характером производственных отношений;

· Природой, целями и задачами государства.

· Содержание социально-экономической  сущности государственного бюджета  проявляется в том, что он одновременно является:

· Перераспределения НД;

· Инструментом государственного регулирования и стимулирования экономики;

· Инструментом эффективного воздействия на процессы расширенного воспроизводства;

· Ведущим звеном финансовой и бюджетной системы государства;

В бюджете в условиях современности  централизуется значительная часть  денежных ресурсов, которые являются необходимым условием для реализации государством своих функций, таких  как экономическая, социальная, политическая. Бюджет является составной бюджетной  системы. А бюджетная система  регламентируется «Законом РК о бюджетной  системе»

Закон Республики Казахстан от 04.12.2008 N 96-4 
"О республиканском бюджете на 2009-2011 годы"

Статья 1.

Утвердить республиканский  бюджет на 2009 - 2011 годы согласно приложениям  соответственно, в том числе на 2009 год в следующих объемах:

1) доходы - 2 845 331 476 тысяч тенге,  в том числе по:

налоговым поступлениям - 1 827 322 214 тысяч тенге;

неналоговым поступлениям - 55 352 958 тысяч тенге;

поступлениям от продажи  основного капитала - 17 957 823 тысяч  тенге;

поступлениям трансфертов - 944 698 481 тысячи тенге;

Информация о работе Финансовая система Республики Казахстан