Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений ее развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проследить эволюцию структуры финансовой системы;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.

Файлы: 1 файл

Курсовая законченный вариант.docx

— 58.44 Кб (Скачать файл)

Финансовая система - понятие, превосходящее  конкретное финансовое законодательство. Это, скорее, элемент экономической  и правовой культуры общества. И чем быстрее круг соответствующих понятий и категорий станет общественно признанной ценностью, тем успешнее и эффективнее будет действовать законодательство о финансах, тем большее доверие будут вызывать финансовые государственные мероприятия.

 Роль финансовой системы  сводится к правовому регулированию  финансовых отношений, [7, c. 21] т.е. с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:

- финансовое обеспечение (государственный  бюджет);

- финансовое регулирование (система  налогов).

Таким образом, можно сказать, что  ни одна система в стране не занимает такое важное значение и место как финансовая.

Никто и ничто так больно не чувствует  кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Именно она обеспечивает успех или неудачу всей реорганизации хозяйства, обуславливает подъем или падение политического имиджа независимого государства.

Целесообразно также при описании сущности финансовой системы рассмотреть  выполняемые ей функции.

С точки зрения функционального  подхода понятие финансовой системы  по своему содержанию мало меняется в  зависимости от государственного устройства. Функции финансовой системы остаются стабильными, в целом неизменны  и соответствуют определению  финансов, как совокупности денежных отношений. Большинство российских исследователей указывают, что финансовая система призвана решать определённые задачи:

- распределение и перераспределение  валового внутреннего продукта  посредством осуществления комплекса  коммерческих, финансовых и фискальных  операций, влияя, таким образом,  на темпы и направленность  экономического и социального  развития страны или региона;

- обеспечение взаимодействия между  государственными органами управления, хозяйствующими субъектами и  населением в процессе формирования  и использования централизованных  и децентрализованных денежных  фондов. [13, c. 41]

При этом имеется в виду, что  предназначенность финансовой системы  заключается в установлении такого количественного и качественного  взаимодействия органов государственного управления с хозяйствующими субъектами, которое бы отвечало целям финансовой системы. Куцури Г.Н. утверждает, что  основной целью функционирования финансовой системы является социально-экономический  рост государства или региона, обеспечиваемый оптимальным соотношением доходной и расходной частей бюджета. [7, c.17] Другие исследователи при определении цели финансовой системы не акцентируют внимания на государственных финансах, определяя, что основной целью является трансформация из накопленного капитала (сбережений) в инвестиции.

Цель и задачи определяют функции  финансовой системы, которые выражают сущность финансов как экономической  категории.

Часть экономистов (Л.А.Дробозина, В.М.Родионова) считает, что финансовой системе  присущи две функции: распределительная  и контрольная. Некоторые исследователи  считают, что финансовая система  имеет и другие функции: оперативную, стимулирующую, перераспределительную, воспроизводственную. [12, c. 27]

Часто в экономической литературе встречаются мнения о том, что  финансы выражают перераспределительные  отношения (в основном бюджетные), и, следовательно, функция финансовой системы состоит в перераспределении.

Некоторые исследователи выделяют следующие функции финансовой системы:

- обеспечение способов перемещения  экономических ресурсов во времени,  через границы государств и  из одних отраслей в другие;

- обеспечение способов управления  рисками;

- обеспечение способов клиринга  и осуществления расчётов, способствующих  торговле (расчетно-платежная функция);

- обеспечение механизма объединения  финансовых ресурсов и разделения  владения в различных предприятиях (паевого участия в капитале);

- информационная поддержка (снабжение  ценовой информацией, позволяющей  координировать децентрализованный  процесс принятия решений разных  отраслях экономики). [16, c.19]

При этом предполагается, что основной функцией любой системы является управление. С помощью финансовой системы реализуются также функции  экономической категории «финансы», обуславливающие целенаправленное использование финансов в общественном воспроизводстве. Таким образом, основной функцией финансовой системы является управление совокупностью денежных отношений какого-либо характера. Таким  образом, финансовая система – это  сложное финансово-экономическое  образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений  между ними.

Никто и ничто так больно не чувствует  кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Роль финансовой системы в экономике страны очень велика, и от правильного исполнения ее функций, зависит финансовое положение государства.

 

 

 

 

Характеристика  звеньев финансовой системы РФ.

Финансы любого государства составляют целостную  систему, включающую в себя несколько  взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных  институтов внутри финансовой системы  объясняется тем, что финансы  обслуживают многообразные потребности  общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю  сферу социальной деятельности в  целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует  понимать:

совокупность  финансовых институтов, каждый из которых  способствует образованию и использованию  соответствующих денежных фондов;

совокупность  государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей  компетенции финансовую деятельность.

Совокупность  финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование  фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности  развития государства в условиях перехода к рынку.

Так, в  частности, финансовую систему РФ составляют следующие фонды денежных средств  и соответствующие им правовые институты:

Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления;

Государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования;);

Фонды страхования;

Государственный кредит;

Финансовый  рынок;

Финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды);

Финансы населения. [14; с. 45];

Все вышеперечисленные  финансовые отношения можно разбить  на две подсистемы. Это общегосударственные  финансы, обеспечивающие потребности  расширенного воспроизводства на макро  уровне и финансы хозяйствующих  субъектов, пользуемые для обеспечения  воспроизводственного процесса денежными  средствами на микро уровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные  звенья обусловлено различиями в  задачах каждого звена, а также  в методах формирования и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные  централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения  и перераспределения национального  дохода, созданного в отраслях материального  производства.

Главным звеном финансовой системы государства  является государственный бюджет, который  представляет собой форму образования  и использования централизованного  фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти. Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ в качестве закона.

Через госбюджет  государство концентрирует у  себя значительную долю национального  дохода для финансирования народного  хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета  происходит перераспределение национального  дохода, что создает возможность  маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы  и уровень развития общественного  производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Важная  роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального  производства. Бюджетные ресурсы  направляются также в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). Финансирование предприятий  и учреждений социально-культурного  направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные  реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют  государству развивать систему  народного образования, финансировать  культуру, удовлетворять потребности  граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального  обеспечения, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия  имеют не только социальное, но и  экономическое значение, так как  представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального  и культурного уровня жизни народа.

В настоящее  время государственная бюджетная  система России включает три звена:

- федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

- бюджеты  субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;

- местные  бюджеты, в том числе:

*бюджеты  муниципальных районов, бюджеты  городских округов, бюджеты внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения Москвы  и Санкт-Петербурга.

* бюджеты  городских и сельских поселений.  [7, c.23]

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды – средства федерального правительства и местных  властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. [12, c. 42]

Формирование  внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика  ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды  включаются в состав себестоимости  и установлены в процентах  к фонду оплаты труда. В настоящее время страховые взносы составляют 30% от заработной платы, из них 22% перечисляется в Пенсионный фонд Российской Федерации, 2,9% в фонд социального страхования, и 5,1% в фонд обязательного медицинского страхования.

Организационно  внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует  использование средств в полном объеме.

Обособленное  функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной  власти. Это, с одной стороны, облегчает  их использование, а с другой –  дает возможность расходовать эти  средства не в полном объеме. Поэтому  в целях усиления контроля за расходованием  средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых  из них в бюджете с сохранением  целевой направленности их расходов.

В России функционирует три внебюджетных фонда это: пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования.

Важнейший среди внебюджетных фондов – Пенсионный фонд, средства которого формируются  за счет страховых взносов работодателей  и работающих, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда[7, c.22]. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших на Чернобыльской АЭС. Основная часть расходов Пенсионного фонда (более 80% от общей суммы) направляется на выплату трудовой пенсии.

Фонд  социального страхования РФ –  предназначен для осуществления  государственных гарантий по социальному  обеспечению граждан в случае временной нетрудоспособности при  болезни, инвалидности, рождения и воспитания детей. [7, c.24]

Фонды обязательного  медицинского страхования обеспечивают всем гражданам России возможность  бесплатного получения некоторых  видов медицинской помощи, в частности, амбулаторную и поликлиническую помощь, скорую медицинскую помощь, лечение острых заболеваний и другое.

Среди звеньев  финансово-кредитной системы особое место занимает фондовый рынок.  Его можно выделить в отдельное звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов – ценных бумаг. [11, c. 31]

Задачей фондового рынка является обеспечение  процесса перетекания капитала в  отрасли с высоким уровнем  дохода. Фондовый рынок, как и кредитное  звено, служит для мобилизации и  эффективного использования временно свободных денежных средств. Но его  отличительной особенностью является то, что участники фондового рынка  рассчитывают на получение более  высокого дохода по сравнению с вложением  денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

Информация о работе Финансовая система РФ