Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений ее развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проследить эволюцию структуры финансовой системы;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.

Файлы: 1 файл

Курсовая законченный вариант.docx

— 58.44 Кб (Скачать файл)

- общие  требования к прогнозам социально-экономического  развития; требования к содержанию  среднесрочного финансового плана;

- условия  прогнозирования доходов и планирования  расходов бюджета, в том числе  раздельного планирования расходов  на исполнение действующих и  вновь принимаемых обязательств;

- состав  показателей, утверждаемых в проекте  закона (решения) о бюджете, и  требования к прилагаемым к  нему материалам и документам (в том числе исключение из  их состава материалов, реально  не используемых при составлении  бюджетов);

- порядок  утверждения и реализации долгосрочных  целевых программ;  
- общие требования к составлению проектов бюджетов.

- четкие  требования к формированию целевых  статей и видов расходов бюджетов, которые должны отражать соответствующие  расходные обязательства (публичные  обязательства, долгосрочные целевые  программы, объекты, обособленные  функции органов власти). Это обеспечивает  прозрачность и обоснованность  бюджетных ассигнований.

- переход  от составления трехлетнего перспективного  финансового плана к трехлетнему  «скользящему» бюджету. Таким  образом, первый год сегодняшнего  перспективного финансового плана  является проектом бюджета на  очередной год, а остальные  проектировки задают предсказуемые  параметры расходов и доходов  на следующие два года. На данном  этапе необходимо определиться  и со степенью детализации  трехлетнего бюджета на второй и третий годы, а также с принципами и предельными объемами изменения бюджета при их наступлении.

- изменения  в части процедур утверждения  федерального бюджета, упорядочение  требований к проекту федерального  бюджета и прилагаемых к нему  материалов, рассмотрение проекта  федерального бюджета в трех  чтениях не более чем за  три месяца.

- единую  методологию и порядок составления,  проверки, рассмотрения и утверждения  бюджетной отчетности

Вместе  с тем российская финансовая система  в ее современном виде не справляется  в необходимой мере с организацией перераспределения финансовых ресурсов и их трансформацией. Иными словами, в настоящее время уровень  развития финансовой системы России не соответствует задачам ускорения  экономического роста. Соответственно Россия объективно нуждается в системе  мер по ускоренному развитию финансовой системы, финансовых рынков, финансово- посреднического сектора, т. е. в  создании адекватного финансового  обеспечения экономического роста.-

При этом рассматриваются следующие ключевые проблем, которые требуют решения:

- чрезмерная  «зарегулированность» рынка;

- высокие  издержки участников рынка, в  основном связываемые с избыточным  государственным регулированием;

- отсутствие  единообразия норм регулирования,  контроля и надзора, налогообложения  различных институтов и инструментов  рынка и их несоответствия;

- неравные  условия конкуренции на финансовом  рынке, обусловленные в первую  очередь присутствием на нем  государства, в том числе через  государственные финансовые институты.

Естественно, что немаловажное влияние на текущее  состояние финансовой системы России оказывает разразившийся мировой  финансовый кризис. Многие эксперты и  аналитики прогнозируют его долгосрочный характер. Тем самым, задача стабилизации ухудшающегося положения в сфере  финансов лежит на госорганах, регулирующих данную сферу – Министерство Финансов, ЦБ РФ, и подчиненные им ведомства  и подразделения.

Падение биржевых индексов, резкое снижение мировых  цен на энергоресурсы, спад в промышленности и хозяйстве обусловили снижение прибыли России, начиная с конца 2008 года. И эта тенденция продолжается – впервые за период с начала 21 века бюджет на 2009 год был принят с поправкой на дефицит. С этим связано сокращение финансирования различных бюджетных сфер, требующих  больших финансовых затрат государства. Страна, которая только набирала темпы  роста экономики, теперь снова вынуждена  считаться с дефицитом бюджета, недостатком средств, который коснулся всех уровней и звеньев самой  финансовой системы.

Одним из ключевых рисков финансовой системы  России является рост просроченной задолженности  по банковским кредитам, который в  последнее время составляет около 14% в месяц, о чем заявил в апреле 2011года вице-премьер, глава Минфина РФ Алексей Кудрин. По 14% задолженность росла последние три месяца. Это отражает ситуацию в реальном секторе, - отметил министр, пояснив, что кредитная емкость промышленности снижается, и чтобы банки могли продлевать кредиты, нужен капитал. 
Ранее Кудрин прогнозировал, что доля "плохих" долгов (просроченных и невозвращенных кредитов) в российской банковской системе к концу года может вырасти до 10% от общего объема кредитного портфеля. 
Правительство недавно предложило ряд новых мер по стабилизации финансового сектора, в их числе - повышение капитализации банков, в частности, путем использования гособлигаций.

Глава Минфина  напомнил, что накопленный кредитный  портфель российских банков на начало 2011 года составил 18 триллионов рублей (12 триллионов рублей - кредиты юридическим  лицам и 6 триллионов рублей - физическим). ЦБ РФ прогнозирует рост кредитного портфеля в этом году на 10-12%. Банкам отводится  около двух месяцев на предоставление реальному сектору кредитов за счет средств господдержки, отметил Силуанов.

По мнению многих российских экономистов, корни  глубоких экономических проблем  России – это слабость нашей финансовой системы, чрезмерная сырьевая ориентация, недостаточное развитие конкурентной среды.

Тем не менее, наша страна находится на пути серьезных  экономических реформ, призванных сгладить сложившееся трудное положение  в финансово-экономической сфере. Для преодоления последствий  кризиса Правительством и МинФином уже задействованы средства из Резервного Фонда, который накапливался за счет существовавшего вплоть до 2008 года профицита. По оценкам экспертов, средств  Фонда хватило России на два года в текущих условиях, для финансирования необходимых расходов государства. 

 

 

 

 

 

 

 

        

Заключение

Подводя итоги изложенному, можно  сказать, что финансовая система  – это совокупность различных  сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие  черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку  финансовых отношений можно проводить  по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений  в соответствии с объективными критериями.

Сгруппированные по определенному  признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения  при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой.

Так, в  частности, финансовую систему РФ составляют следующие фонды денежных средств  и соответствующие им правовые институты:

Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации  и бюджетов органов местного самоуправления;

Государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования;);

Фонды страхования;

Государственный кредит;

Финансовый  рынок;

Финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды);

Финансы населения.

Главным звеном финансовой системы  государства является государственный  бюджет, который представляет собой  форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти.

Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются внебюджетные фонды  – средства федерального правительства  и местных властей, связанные  с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. 

Так же среди звеньев финансово-кредитной системы особое место занимает фондовый рынок.  Его можно выделить в отдельное звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов – ценных бумаг.

         Финансовая система нашего государства начала складываться с момента его образования, и в течение более тысячи лет изменялась и преобразовывалась, в зависимости от политического строя России. В 1991 г. с образованием независимого государства России, финансовая система страны начала преобразовываться в соответствии с рыночными реформами государства.

         Можно сказать, что сейчас российская финансовая система приступила, наконец, к реализации важнейшей своей функции - финансированию экономического роста в стране.

Вместе  с тем российская финансовая система  в ее современном виде не справляется  в необходимой мере с организацией перераспределения финансовых ресурсов и их трансформацией. Иными словами, в настоящее время уровень  развития финансовой системы России не соответствует задачам ускорения  экономического роста.

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Балакина А. П. Финансы. Учебник   - М.: Дашков и Ко , 2012. – 243 с.
  2. Блиох И. С. Финансы России XIX столетия. История - статистика. Том 4   - СПб: Типография М. Стасюлевича, 1882. – 573 с.
  3. Грязнова А. Г. Финансы. Учебник  2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика , 2011. – 392 с.
  4. Давыдова Л. В. Финансы в схемах. Учебное пособие   - М.: Финансы и статистика , 2008. – 240 с.
  5. Давыдов Я. В. Финансы. Конспект лекций. Учебное пособие   - М.: Приор-издат, 2010. – 213 с.
  6. Дьяченко В. П. История финансов СССР (1917-1950 гг.)   - Ростов-Ярославский: Наука, 1978. – 547 с.
  7. Исаева Л.М. Финансы. Учебное пособие  - Ч.: 2010. – 262 с.
  8. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит   - М.: Финансы и статистика , 2008 – 245с.
  9. Марченко М. Финансовые ресурсы   - М.: Лаборатория книги, 2010. – 258 с.
  10. Набиев Р. А. Финансовая политика России. Учебное пособие   - М.: Финансы и статистика , 2008. – 357 с.
  11. Поляк Г. Б. Финансы. Учебник  4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана , 2012. – 412 с.
  12. Подъяблонская Л. М. Государственные и муниципальные финансы. Учебник   - М.: Юнити-Дана , 2012. – 294 с.
  13. Правилова Е. А. Финансы империи: Деньги и власть в политике России на национальных окраинах, 1801-1917   - М.: Новое издательство , 2006. – 247 с.
  14. Попырин В. И. Очерки истории денег в России   - М.: Финансы и статистика, 2010. – 218 с.
  15. Сухарев О. С. Структурные проблемы экономики России: теоретическое обоснование и практические решения   - М.: Финансы и статистика, 2010. – 198 с.
  16. Трунин С. Н. Макроэкономика   - М.: Финансы и статистика , 2008. – 342 с.
  17. Фетисов В. Д. Финансы и кредит. Учебное пособие  3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана , 2012. – 370 с.
  18. Хлопотов А. Б. Денежное обращение. Финансы. Кредит   - М.: Московский государственный горный университет, 2002. 172 с.
  19. Хоутри Р. Д. Деньги и кредит   - М.: Директ-Медиа, 2007. – 358 с.
  20. Хикс Д. Р. Теория экономической истории   - М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2003.  – 429 с.
  21. Челноков В. А. Эволюция денег, кредита и банков   - М.: Финансы и статистика, 2008. – 319 с.

 

 


Информация о работе Финансовая система РФ