Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:24, курсовая работа
Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений ее развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проследить эволюцию структуры финансовой системы;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.
Страхование с одной стороны, является самостоятельной сферой финансовой системы, с другой – взаимодействует с каждым составляющим (звеном) финансовой системы:
- бюджетами
всех уровней бюджетной
- финансы предприятий;
- организациям кредитно - банковской системы.
Страхование
имеет своей целью
Денежным
обеспечением страховой защиты является
страховой фонд. Существуют следующие
организационные формы
- Централизованный страховой фонд;
- Фонд самострахования;
- Страховой фонд страховщика.
Централизованный страховой фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов. Назначение фонда – возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и крупных аварий.
Фонд
самострахования формируется у
хозяйствующих субъектов, размер его
не регламентирован
Создается
в целях обеспечения
Страховой фонд страховщика создается большим кругом участников. Формирование фонда осуществляется в децентрализованном порядке. Страховой фонд по своему использованию имеет целевой характер.
Финансы хозяйствующих субъектов, которые являются основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
Государственный кредит – самостоятельное
звено государственных
Государственный кредит находится
на стыке двух видов денежных отношений
– финансов и кредита, и несет
в себе черты как тех, так и
других. В качестве звена финансовой
системы он обслуживает формирование
и использование
Кредитные ресурсы формируются
главным образом путем
- государственный
кредит;
- банковский кредит.
Отличие государственного кредита от банковского заключается, прежде всего, в том, что он не имеет целевой направленности, обеспечением его служит все имущество, находящееся в собственности государства, средства госкредита чаще всего идут на покрытие дефицита государственного бюджета (непроизводительное использование капитала).
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) выступает составной частью финансовой системы государства, характеризующейся институциональной и организационно - функциональной спецификой. Формирование этого рынка в России тесно связано с реализацией программы приватизации и выпуска в большом объеме приватизационных чеков, а затем и акций вновь созданных акционерных обществ. Различают первичный и вторичный фондовый рынок. К первичному фондовому рынку относятся размещение ценных бумаг их эмитентами при выпуске. Последующие операции по купле - продаже ценных бумаг осуществляется на вторичном рынке.
На фондовом рынке действуют два сегмента: биржевой и внебиржевой. К биржевому рынку относятся операции с ценными бумагами на фондовых биржах, фондовых отделах товарных валютных бирж. Операции, осуществляемые банками, инвестиционными компаниями и др., образуют внебиржевой сегмент. В качестве посредников на фондовых рынках выступают инвестиционные фонды, инвестиционные компании и т.д.
Ценные бумаги фиксируют право собственности на капитал в денежной и вещественной формах.
С помощью ценных бумаг собственность государства может быть превращена в собственность акционерных обществ, т.е. широкого слоя населения - частных собственников.
Рынок ценных бумаг и система финансовых институтов - это сфера, в которой формируются финансовые источники роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы.
Сущность ценных бумаг проявляется в переуступке долгового обязательства и документального оформления, имущественных прав на отдельные виды ресурсов (недвижимость, землю, товары, деньги и т.д.), в силу чего эти товары могут отделяться от реальных объектов собственности и существовать самостоятельно в виде ценных бумаг.
Финансы населения являются элементом децентрализованных финансов. Финансы населения представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Являясь звеном финансовой системы на уровне отдельной семьи, они представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Финансы домохозяйства не являются приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.
Население (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех форм собственности. Эти многообразные отношения связаны с оплатой труда населению, выплатами из накопительной пенсионной системы денежных средств, получением материальных и нематериальных благ, с другой стороны, население своими денежными средствами выплачивает налоги, оплачивает услуги государственных и других учреждений и организаций производственной и непроизводственной сфер.
Развитие финансовой системы РФ.
Финансовая система Русского государства стала складываться в IX – X веках одновременно с объединением русских земель в Киевскую Русь. Централизованная система управления финансами начала постепенно формироваться с конца XV века.
В XVIII веке в России было создано министерство финансов, которое занималось только государственными доходами. Государственными расходами занималось Государственное казначейство. Государственный контролер занимался ревизией всех счетов.
Надо
отметить, что в эпоху бурного
развития капитализма в России (конец
XIX - начало XX веков) налоги были щадящими,
что стимулировало
Первая мировая война отрицательно сказалась на финансовой системе России. Для покрытия растущих военных расходов правительство стало повышать ставки налогов, а также вводить новые налоговые платежи .
После Октябрьской
революции 1917 г. в результате политики
«военного коммунизма»
В дальнейшем
после отмены в конце 20-х годов
НЭПа финансовая система России эволюционировала
в направлении, противоположном
процессу общемирового развития. От налогов
перешли к административным методам
изъятия прибыли предприятий
и перераспределения финансовых
ресурсов через государственный
бюджет. Таким образом, в 30-х годах
прошлого столетия впервые в мировой
практике хозяйствования была внедрена
абсолютно новая модель экономики
– экономика центрального планирования
или плановая экономика, основанная
на стопроцентной монополии
Итак, мы
видим, что финансовая система нашего
государства начала складываться с
момента его образования, и в
течение более тысячи лет изменялась
и преобразовывалась, в зависимости
от политического строя России. В
1991 г. с образованием независимого государства
России, финансовая система страны
начала преобразовываться в
Последние пять лет с 2008 – 2013 в истории российской финансовой системы можно признать успешными. За это время удалось полностью восстановить после кризиса 2007 г. капитал банковской системы. И хотя банки не обладают таким же уровнем влияния на социально-экономические процессы в стране, какой был, например, в середине 90-х годов, - они стали заметно активнее в кредитовании экономики, что, на мой взгляд, важнее. Двукратный рост кредитов частному сектору в долларовом исчислении по сравнению с предкризисным уровнем - явление весьма позитивное.
За последние
несколько лет российские фондовые
индексы достигли рекордных значений,
также на рекордный уровень вышли
и международные финансовые рейтинги
России. Разумеется, при этом доля российского
финансового рынка в
Положительная
динамика финансового баланса с
внешним миром вместе с ростом
валютной выручки от экспорта на фоне
позитивной динамики цен мирового рынка
на сырьевые ресурсы, а также достаточно
последовательная валютная политика монетарных
властей создали условия для
повышения доступности
Таким образом, можно говорить о том, что сейчас российская финансовая система приступила, наконец, к реализации важнейшей своей функции - финансированию экономического роста в стране.
Следует заметить, что в последние годы экономические реформы, прежде всего структурные, в нашей стране были практически приостановлены. Не последнюю роль в этом сыграло значительное улучшение мировой конъюнктуры сбыта энергоносителей. Когда есть достаточное количество финансовых ресурсов, у политической элиты нет мотивов для проведения или продолжения конструктивных реформ. В результате расходы федерального бюджета в абсолютном выражении ежегодно значительно увеличивались. При этом рост расходов федерального бюджета происходил не только из года в год (с 6,5 трлн. в 2008 г до 11,2 трлн. руб. в 2012 г.), но и на протяжении года. Например, в 2005 г. в связи с ростом мировых цен на энергоносители потребовалось внести изменения в закон «О федеральном бюджете на 2005 год» с целью увеличения значительно возросшей доходной части бюджета - с 3,326 трлн. до 4,98 трлн. руб. (на 50%), а также расходной - с 3,048 трлн. до 3,54 трлн. руб. (на 16%). Такая тенденция продолжалась и сейчас, но в меньших масштабах. Т.к. часть дохода в бюджете составляет доходы от продаже энергоресурсов, то от скачков цен на такие ресурсы как нефть и природный газ бюджет нуждается в его пересмотрении и внесения поправок. Так в 2009 году, когда цены на нефть упали на 35,6 доллара за баррель и составили 62,8 доллара в связи с чем бюджет Российской Федерации не досчитался почти 12% дохода от продажи энергоресурсов. К счастью 2009 год стал последним в котором было снижение цен на нефть, в 2013 году цены на нефть установились на уровне 102,37 доллара за баррель, что привело к росту дохода бюджета на 1,4%.
С 2006 года
произошли изменения в одном
из основных элементов финансовой системы
- бюджетной системе РФ. С 2006 года
на уровне местных органов власти
появились бюджеты