Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений ее развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проследить эволюцию структуры финансовой системы;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.

Файлы: 1 файл

Курсовая законченный вариант.docx

— 58.44 Кб (Скачать файл)

Фонд  страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных  бедствий и несчастных случаев, а  также способствует проведению мероприятий  по их предупреждению.

Страхование с одной стороны, является самостоятельной  сферой финансовой системы, с другой – взаимодействует с каждым составляющим (звеном) финансовой системы:

- бюджетами  всех уровней бюджетной системы;

- финансы  предприятий;

- организациям  кредитно - банковской системы. 

Страхование имеет своей целью удовлетворение интересов государства, предприятий, человека от случайных опасностей через  систему страховой защиты.

Денежным  обеспечением страховой защиты является страховой фонд. Существуют следующие  организационные формы страхования:

- Централизованный  страховой фонд;

- Фонд  самострахования;

- Страховой  фонд страховщика. 

Централизованный  страховой фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов. Назначение фонда – возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и крупных аварий.

Фонд  самострахования формируется у  хозяйствующих субъектов, размер его  не регламентирован законодательством.

Создается в целях обеспечения деятельности предприятия в случаи возникновения  неблагоприятных ситуаций. Используется для покрытия убытков, погашения  облигаций и выкупа акций при  отсутствие других средств, для приобретения основных средств производства.

Страховой фонд страховщика создается большим  кругом участников. Формирование фонда  осуществляется в децентрализованном порядке. Страховой фонд по своему использованию  имеет целевой характер.

          Финансы хозяйствующих субъектов, которые являются основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Государственный кредит – самостоятельное  звено государственных финансов, представляющее собой особую форму  денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами. [9, c. 94] Главная форма экономических отношений в его рамках – когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно является кредитором, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, оно выступает как гарант. 

Государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных отношений  – финансов и кредита, и несет  в себе черты как тех, так и  других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства и играет две роли – фискальную и регулирующую. [4, c. 174]

Кредитные ресурсы формируются  главным образом путем консолидации временно свободных фондов денежных средств амортизационных отчислений, сбережений граждан, накоплений предприятий  и организаций, некоторых бюджетных  и внебюджетных средств, страховых  начислений и др. Временно свободные  денежные средства привлекают для своих  целей не только хозяйствующие субъекты, но и государство. Таким образом, кредитные отношения принимают  две формы:  
         - государственный кредит;

- банковский кредит.

Отличие государственного кредита  от банковского заключается, прежде всего, в том, что он не имеет целевой  направленности, обеспечением его служит все имущество, находящееся в  собственности государства, средства госкредита чаще всего идут на покрытие дефицита государственного бюджета (непроизводительное использование капитала). 

     Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) выступает составной частью финансовой системы государства, характеризующейся институциональной и организационно - функциональной спецификой. Формирование этого рынка в России тесно связано с реализацией программы приватизации и выпуска в большом объеме приватизационных чеков, а затем и акций вновь созданных акционерных обществ. Различают первичный и вторичный фондовый рынок. К первичному фондовому рынку относятся размещение ценных бумаг их эмитентами при выпуске. Последующие операции по купле - продаже ценных бумаг осуществляется на вторичном рынке.

 На фондовом рынке действуют два сегмента: биржевой и внебиржевой. К биржевому рынку относятся операции с ценными бумагами на фондовых биржах, фондовых отделах товарных валютных бирж. Операции, осуществляемые банками, инвестиционными компаниями и др., образуют внебиржевой сегмент. В качестве посредников на фондовых рынках выступают инвестиционные фонды, инвестиционные компании и т.д.

     Ценные бумаги фиксируют право собственности на капитал в денежной и вещественной формах.

     С помощью ценных бумаг собственность государства может быть превращена в собственность акционерных обществ, т.е. широкого слоя населения - частных собственников.

    Рынок ценных бумаг и система финансовых институтов - это сфера, в которой формируются финансовые источники роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы.

     Сущность ценных бумаг проявляется в переуступке долгового обязательства и документального оформления, имущественных прав на отдельные виды ресурсов (недвижимость, землю, товары, деньги и т.д.), в силу чего эти товары могут отделяться от реальных объектов собственности и существовать самостоятельно в виде ценных бумаг.

Финансы населения являются элементом  децентрализованных финансов. Финансы населения представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Являясь звеном финансовой системы на уровне отдельной семьи, они представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Финансы домохозяйства не являются приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.

Население (граждане) вступает в отношения  своими денежными средствами с общегосударственной  финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех форм собственности. Эти многообразные  отношения связаны с оплатой  труда населению, выплатами из накопительной  пенсионной системы денежных средств, получением материальных и нематериальных благ, с другой стороны, население  своими денежными средствами выплачивает  налоги, оплачивает услуги государственных  и других учреждений и организаций  производственной и непроизводственной сфер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие финансовой системы  РФ.

   Финансовая система Русского государства стала складываться в IX – X веках одновременно с объединением русских земель в Киевскую Русь. Централизованная система управления финансами начала постепенно формироваться с конца XV века.

В XVIII веке в России было создано министерство финансов, которое занималось только государственными доходами. Государственными расходами занималось Государственное  казначейство. Государственный контролер  занимался ревизией всех счетов.

Надо  отметить, что в эпоху бурного  развития капитализма в России (конец XIX - начало XX веков) налоги были щадящими, что стимулировало предпринимателей к получению максимальной прибыли. Налоговые поступления составляли около 60 % доходов государственного бюджета. При этом бюджет был профицитным, а Россия – одной из крупнейших, ведущих держав мира.

Первая  мировая война отрицательно сказалась  на финансовой системе России. Для  покрытия растущих военных расходов правительство стало повышать ставки налогов, а также вводить новые  налоговые платежи .

После Октябрьской  революции 1917 г. в результате политики «военного коммунизма» финансовая система России (так же как и  денежно-кредитная) была разрушена. Ее восстановление началось только с началом  НЭПа, когда были сняты запреты  на торговлю, на местный кустарный  промысел, появились иностранные  концессии. Была разработана система  налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных  условий функционирования налоговой  системы.

В дальнейшем после отмены в конце 20-х годов  НЭПа финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном  процессу общемирового развития. От налогов  перешли к административным методам  изъятия прибыли предприятий  и перераспределения финансовых ресурсов через государственный  бюджет. Таким образом, в 30-х годах  прошлого столетия впервые в мировой  практике хозяйствования была внедрена абсолютно новая модель экономики  – экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной  собственности на землю, недра и  все средства производства. В такой  модели нет и не может быть места  налоговой системе по простой  причине исчезновения основного  субъекта налогообложения – самостоятельного частного собственника. Экономически абсурдными представлялись налоговые  отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями, фактически являлся государственной  собственностью.

Итак, мы видим, что финансовая система нашего государства начала складываться с  момента его образования, и в  течение более тысячи лет изменялась и преобразовывалась, в зависимости  от политического строя России. В 1991 г. с образованием независимого государства  России, финансовая система страны начала преобразовываться в соответствии с рыночными реформами государства.

Последние пять лет с 2008 – 2013 в истории российской финансовой системы можно признать успешными. За это время удалось полностью восстановить после кризиса 2007 г. капитал банковской системы. И хотя банки не обладают таким же уровнем влияния на социально-экономические процессы в стране, какой был, например, в середине 90-х годов, - они стали заметно активнее в кредитовании экономики, что, на мой взгляд, важнее. Двукратный рост кредитов частному сектору в долларовом исчислении по сравнению с предкризисным уровнем - явление весьма позитивное.

За последние  несколько лет российские фондовые индексы достигли рекордных значений, также на рекордный уровень вышли  и международные финансовые рейтинги России. Разумеется, при этом доля российского  финансового рынка в привлечении  инвестиций в национальную экономику  в несколько раз ниже аналогичных  показателей США, Германии и Франции. Но высокие значения индексов и рейтинги способствуют расширению заимствований  крупнейших отечественных предприятий, в первую очередь на внешнем рынке, и препятствуют утечке капитала за границу.

Положительная динамика финансового баланса с  внешним миром вместе с ростом валютной выручки от экспорта на фоне позитивной динамики цен мирового рынка  на сырьевые ресурсы, а также достаточно последовательная валютная политика монетарных властей создали условия для  повышения доступности финансовых ресурсов и снижения процентных ставок. Действительно, последнее обстоятельство коснулось в первую очередь крупных  и крупнейших российских предприятий, в то же время внешнее финансирование малого и среднего бизнеса по-прежнему весьма ограничено. Но и посредничество в обеспечении финансовыми ресурсами  крупнейших производителей внесло свою лепту в сравнительно высокие  темпы экономического роста.

Таким образом, можно говорить о том, что сейчас российская финансовая система приступила, наконец, к реализации важнейшей своей функции - финансированию экономического роста в стране.

Следует заметить, что в последние годы экономические реформы, прежде всего  структурные, в нашей стране были практически приостановлены. Не последнюю  роль в этом сыграло значительное улучшение мировой конъюнктуры  сбыта энергоносителей. Когда есть достаточное количество финансовых ресурсов, у политической элиты нет  мотивов для проведения или продолжения  конструктивных реформ. В результате расходы федерального бюджета в  абсолютном выражении ежегодно значительно увеличивались. При этом рост расходов федерального бюджета происходил не только из года в год (с 6,5 трлн. в 2008 г до 11,2 трлн. руб. в 2012 г.), но и на протяжении года. Например, в 2005 г. в связи с ростом мировых цен на энергоносители потребовалось внести изменения в закон «О федеральном бюджете на 2005 год» с целью увеличения значительно возросшей доходной части бюджета - с 3,326 трлн. до 4,98 трлн. руб. (на 50%), а также расходной - с 3,048 трлн. до 3,54 трлн. руб. (на 16%). Такая тенденция продолжалась и сейчас, но в меньших масштабах. Т.к. часть дохода в бюджете составляет доходы от продаже энергоресурсов, то от скачков цен на такие ресурсы как нефть и природный газ бюджет нуждается в его пересмотрении и внесения поправок. Так в 2009 году, когда цены на нефть упали на 35,6 доллара за баррель и составили 62,8 доллара в связи с чем бюджет Российской Федерации не досчитался почти 12% дохода от продажи энергоресурсов. К счастью 2009 год стал последним в котором было снижение цен на нефть, в 2013 году цены на нефть установились на уровне 102,37 доллара за баррель, что привело к росту дохода бюджета на 1,4%. 

С 2006 года произошли изменения в одном  из основных элементов финансовой системы - бюджетной системе РФ. С 2006 года на уровне местных органов власти появились бюджеты муниципальных  образований и городских поселений. Также не так давно были внесены  изменения в бюджетный кодекс Российской Федерации федеральным  законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации". В соответствии с данным федеральным законом Россия переходит к среднесрочному бюджетному планированию. В настоящее время госбюджет страны принимается на 3 года – на очередной год, и плановые периоды последующих двух лет. Также реализован принцип рамочного законодательного регулирования основ составления проекта бюджета с закреплением полномочий по установлению конкретного порядка составления бюджетов за исполнительными органами соответствующего уровня власти. Исходя из этого принципа введены общие для всех уровней бюджетной системы нормы, устанавливающие:

Информация о работе Финансовая система РФ