Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 13:13, курсовая работа
Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка - это более открытая система, чем в условиях директивной
экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.
Такое многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др.
Введение.................................................................................................................2
1.Понятие финансовой системы..........................................................................4
1.1.Структура финансовой системы....................................................................4
1.2.Развитие финансовой системы.......................................................................8
1.3.Звенья финансовой системы................................................................
2.Финансовая деятельность государства,функции,принципы и методы ее осуществления.......................................................................................................
2.1.Государственные и муниципальные финансы.............................................
2.2.Министерство Финансов РФ ...........................................19
2.3.Государственный кредит ..........................27
3.Становление и развитие финансовой системы России...................................
3.1.Эволюция финансовой системы в дореволюционной России и в СССР...
3.2. Финансовая система России........................................................................
3.3. Основные финансовые показатели России.................................................
Заключение..........................................................................................................
Список использованных источников...
Содержание:
Введение......................
1.Понятие финансовой
системы.......................
1.1.Структура финансовой
системы.......................
1.2.Развитие финансовой
системы.......................
1.3.Звенья финансовой системы.......................
2.Финансовая деятельность
государства,функции,принципы
2.1.Государственные и муниципальные
финансы.......................
2.2.Министерство
Финансов РФ ..............................
2.3.Государственный кредит ..........................27
3.Становление и развитие финансовой системы
России........................
3.1.Эволюция финансовой
системы в дореволюционной
3.2. Финансовая система
России........................
Заключение....................
Список использованных источников....................
Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.
Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
-недостаточные темпы развития экономики;
-диспропорции развития
-отставание в адаптации к
изменениям на внешних
-излишнюю социальную
воспроизводственный процесс;
- низкий уровень удовлетворения
потребностей индивидуума
и др.
По характеру и частоте взаимодействия с внешней средой выделяют два основных типа систем: закрытые и открытые.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. В условиях директивной экономики была закрытая финансовая система вследствие того, что
- курс валюты был строго
- собственником средств
недвижимости было государство;
- предприятия могли обменивать
отечественную валюту на
пределах установленного жесткого плана (плановая конвертируемость);
-имела место замкнутость
цены не выражались в отечественной валюте;
- валютные ценности в крупных размерах могливывозиться
только государством, но не гражданами или предприятиями и др.
Открытая финансовая система характеризуется
достаточно частым и интенсивным взаимодействием
с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с вешней
средой через проницаемые границы открытой
системы. Финансы организационно-
экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.
Такое многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др. Эта открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций и т. д.
Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в интересах развития экономики страны.
Известно определение: “финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий”. В другом труде выделяют в общей совокупности финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено решение задач финансовой политики государства. Основными целями финансовой политики являются:
- повышение объема и
- оздоровление и структурная
перестройка экономики: повышение
в общем объеме производства
доли отраслей второй группы,
снижение затрат на ВПК, упорядочивание
денежного обращения, и в перспективе
восстановление
- достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.
1.Понятие финансовой системы
1.1.Структура финансовой системы
Термин "финансы" происходит
от латинского слова "finis" (финиш),означающего
конец, окончание, а именно, завершение
платежа, оконченный расчет. Позднее от
слова "finis" произошло слово"financia"
(финансы), обозначающее денежный платеж.Итак,
финансы - исторически сложившаяся экономическая
категория. Она возникла с развитием товарно-денежных
отношений.Исходным условием возникновения финансов является
товарное производство, опосредованное
денежными отношениями.Началом финансовых отношений
является создание прибавочного продукта
в сфере производства и последующее его
распределение. Обычный воспроизводственный
процесс может обеспечиваться только
в результате первичного распределения
прибавочного продукта и направления
его на восполнение израсходованной части
средств производства и стоимости рабочей
силы. Такой кругооборот фондов в состоянии
обеспечиваться без участия государства,
то есть именно прибавочный продукт, а
не государство является основой и началом
возникновения финансов.Таким образом,
историческими условиями возникновения финансов являются:
- во-первых, товарное производство;
- во-вторых, опосредование
товарного производства денежными отношениями;
- в-третьих, наличие процесса
первичного распределения созданного
совокупного общественного продукта и
его составной части - прибыли.
Объективный характер финансовых
отношений с государством носит уже вторичный
перераспределительный характер, связанный
с выполнением государством своих функций.
Прибавочный продукт как объектом обеспечения
воспроизводственного процесса, так и
объектом формирования централизованного
фонда денежных ресурсов государства.
Необходимость финансов исторически
предопределена, во-первых, наличием государства
и его фискальной политики, во-вторых,
назначением финансов (окончательный
платеж, завершение платежа), в-третьих,
характером финансов (финансы - объективная
экономическая категория).
Исторический характер финансов
как объективной экономической категории,
прежде всего, подтверждает тот факт, что
ее основные сущностные характеристики
не могут кардинально меняться со сменой
общественно - экономической формации
(финансы не могут быть ни социалистическими,
ни капиталистическими), кроме того, финансы
всегда имеют одну и ту же цель - выработка
эффективной системы формирования и использования
фондов и доходов, обеспечивающих выполнение
государством своих функций.Для того,
чтобы определить место финансов в системе
экономических отношений, необходимо
отметить, что общественный продукт проходит
такие стадии своего движения, как:
производство ® распределение
® обмен ® потребление.
В системе производственных
отношений финансы выступают как особая
форма этих отношений, отражающая важнейшую
их составную часть -распределительные
отношения. В системе этих отношений финансы
функционируют посредством денег, а это
значит, что в процессе взаимоотношений
по распределению и перераспределению
общественного продукта и национального
дохода финансовые отношения выступают
как денежные отношения.Однако, деньги
не раскрывают сущности финансов, их функций,
так как деньгам, как экономической категории
присущи свои специфические функции.
Подводя итоги, можно констатировать,
что имеются следующие специфические
черты финансов, определяющие их сущность:
1. Финансы - это денежные отношения;
2. Финансы присущи всем
формациям;
3. Финансы регулируются государством;
4. Финансы - это распределительная
категория;
5. Финансы связаны с образованием
и использованием денежных доходов и фондов.
Таким образом, можно дать
следующее определение:
Финансы- это специфическая форма
экономических отношений, возникающих
по поводу распределения и перераспределения
ВНП и НД и формирования на этой основе
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств, используемых
на цели расширенного воспроизводства
и удовлетворения общегосударственных
потребностей.При этом под централизованными финансами
понимаются экономические отношения,
связанные с формированием и использованием
денежных средств государства, аккумулируемых
в государственной бюджетной системе
и правительственных внебюджетных фондах;
а под децентрализованными
финансами понимаются денежные отношения,
опосредующие кругооборот денежных фондов
предприятия.
Структура финансовой системы Российской Федерации финансы индивидуальных предпринимателей специфичны, поскольку в хозяйственный оборот предпринимателей вовлекаются их личные доходы и накопления, и наоборот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.
В составе сферы государственных и муниципальных финансов применительно к России можно выделить следующие организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню власти либо местного самоуправления:федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и местные бюджеты.Все эти бюджеты функционируют автономно. Таким образом, структура бюджетной системы Российской Федерации приближена к структуре бюджетных систем западных стран.Основные средства концентрируются в федеральном бюджете.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики. Важнейшими среди них являются: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.
Государственный кредит представляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств. Политику в отношении государственного внутреннего долга определяет Федеральное Собрание Российской Федерации, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Задача состоит в том, чтобы бюджетные дефициты покрывались путем выпуска государственных займов, размещаемых среди юридических и физических лиц, как это имеет место в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой.
Следует отметить, что некоторые экономисты в составе финансовой системы страны выделяют страхование, считая, что страхование можно рассматривать в составе финансов, как экономической категории. Широкое распространение получило мнение о том, что с развитием страхового дела, демонополизацией страхового рынка, усилением потребности в страховании, оно может рассматриваться как вполне самостоятельная экономическая категория и не входит в состав финансовой системы как сфера финансовых отношений.
1.2.Развитие финансовой системы
Система управления финансами,
направленная на достижение определенных
стратегических и тактических целей государства,
строится на основе финансовой политики,
которая является составной частью экономической
политики.
Финансовая
политика – это совокупность методологических
принципов, форм организации и методов
использования финансов.Практически она
реализуется на основе принятия системы
государственных мероприятий, разработанных
на определенный период времени, по мобилизации
части финансовых ресурсов общества в
бюджет и их эффективному использованию
для выполнения государством своих функций.
Для ее осуществления применяется совокупность
бюджетно-налоговых и других финансовых
инструментов и институтов, наделенных
соответствующими законодательными полномочиями
по формированию и использованию финансовых
ресурсов и регулированию денежных потоков.
Как составная часть экономической политики,
финансовая политика должна быть направлена
на обеспечение экономического роста,
социального мира и значимости государства
в международном сообществе.
В условиях глобализации
финансов в современном мире, относительно
свободного движения капитала и других
ограниченных ресурсов финансовая политика
любого государства не может строиться
изолировано и учитывать только внутреннее
состояние экономики, она должна ориентироваться
и на соответствующие требования и стандарты
международного финансового права и международных
финансовых институтов.
Содержание финансовой политики
определяется:
1. соответствующей теоретической
базой и разработанной на ее основе концепцией,
определяющей роль государства в области
финансов;
2. разработкой основных направлений
и целей в достижении макроэкономических
показателей, обеспечивающих сбалансированность
доходов и расходов государства на текущий
период и перспективу;
3. осуществлением практических
мер по реализации этих целей с помощью
всей совокупности финансовых инструментов
и государственных институтов.
На современном этапе известны три типа финансовой политики:
классическая, планово-директивная, регулирующая.
Основу каждой из них составляли соответствующие
экономические теории.
Классическая теория практически
отводила государству «роль ночного сторожа».
Основа финансовой политики, по мнению
«классиков», – достижение полной свободы
рыночных отношений. Именно рынок является
основным регулятором, способствующим
во всех случаях экономическому росту
и сбалансированности ресурсов общества.
Государство должно обеспечивать функционирование
рынка определенными правовыми нормами,
стремясь минимизировать все государственные
расходы, представляющие собой дополнительные
издержки для предпринимателя.
Планово-директивная теория
выводила на передовые позиции отношения
планомерности, систему директивных планово-распределительных
функций государства на основе жесткого
исполнения плановых показателей развития
экономики, что обеспечивало превалирование
натуральных показателей, вслед за которыми
шло перераспределение денежных ресурсов
в системе государственных финансов и
финансов государственных предприятий,
а также отраслевых министерств в пропорциях,
строго определенных планом. Это предусматривало
жесткую централизацию и перераспределение
через государственный бюджет значительной
части финансовых средств, создаваемых
в экономике. Данная система была строго
ориентирована на внутренние финансовые
ресурсы страны, игнорируя международное
движение капитала за исключением государственных
займов.
Регулирующая теория, в основу
которой положена экономическая теория
Дж. М. Кейнса и его последователей, предусматривает
вмешательство государства в циклическое
развитие экономики с помощью определенных
финансово-кредитных инструментов (бюджета,
налогов, ставок процента и др.).Финансовая
политика в ее широком понимании включает
бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную
политику.
Рассмотрим основные направления
современной бюджетной политики России.
В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным
кодексом РФ приоритет в разработке бюджетной
политики принадлежит Президенту РФ, который
в ежегодных посланиях Федеральному Собранию
РФ определяет в общем плане основные
направления бюджетной политики на текущий
год и среднесрочную перспективу, В рамках
этих посланий Правительство РФ разрабатывает
соответствующие проекты законов, необходимых
для реализации финансовой (бюджетной)
политики, вносит их в Государственную
Думу для рассмотрения и принятия. В ходе
обсуждения и принятия этих законов первоначальное
их содержание может претерпевать значительные
изменения. Правительство должно либо
согласиться с предлагаемыми изменениями,
либо уйти в отставку. Возможен и роспуск
Государственной Думы в случае отказа
от принятия федерального закона о бюджете.
Для 1992—1999 гг. было характерно значительное
противостояние Государственной Думы
законодательным инициативам правительства
в области реализации экономической и
финансовой политики. Усиление вертикали
власти, достижение определенного консенсуса
в отношениях между Правительством РФ
и Федеральным Собранием РФ, определенные
успехи в экономическом развитии в 2001
г. (рост ВВП составил более 5%, инвестиций
– 8,5%) создали благоприятные условия для
выработки стратегических тактических
направлений финансовой политики в начале
XXI в. Например, общей стратегической задачей
развития является модернизация экономики,
обеспечивающая устойчивые и более высокие
темпы экономического роста на основе
повышения конкурентоспособности отечественных
производителей и структурных преобразований,
соответствующих мировым тенденциям.
При этом приоритетными задачами экономической
политики являются:
1. формирование законодательных
основ, обеспечивающих благоприятный
инвестиционный климат и способствующих
развитию предпринимательства (в частности,
малого);
2. существенное снижение
налогового бремени и повышение эффективности
действия налоговой и таможенной системы;
3. создание условий для развития
финансовой инфраструктуры и достижения
финансовой стабильности;
4. достижение сбалансированности
бюджетной системы и повышения эффективности
ее функционирования;
5. реформирование естественных
монополий;
6. создание условий для интеграции
России в мировом сообществе.
Приоритетные задачи финансовой
политики в значительной степени обеспечиваются
бюджетной политикой, с помощью которой
реализуются следующие основные функции:
1. финансовое обеспечение
в результате выполнения государством
своих функций;
2. поддержание финансовой
стабильности в стране;
3. обеспечение финансовой
целостности федеративного государства;
4. создание условий для социально-экономического
развития,
Бюджетная политика включает
политику бюджетных доходов и расходов,
управление государственным долгом и
государственными активами, бюджетный
федерализм и систему управления государственными
финансами. Основные фундаментальные
проблемы, связанные с текущим состоянием
бюджетной системы, заключаются в следующем:
1. несбалансированности обязательств
и ресурсов на всех уровнях бюджетной
системы;
2. недостаточно четком разграничении
полномочий бюджетов всех уровней и их
доходных источников;
3. избыточности долгового
бремени;
4. неэффективности значительной
части бюджетных расходов, несоответствии
их структуры ценовым ориентирам экономического
развития;
5. незавершенности построения
эффективной системы управления и контроля
в системе государственных финансов.
Отсюда определяются стратегические
и тактические цели бюджетной политики.
При этом ближайшими
стратегическими целями являются:
1. обеспечение полного и устойчивого
выполнения финансовых обязательств на
всех уровнях власти;
2. устранение дестимулирующих
и развитие стимулирующих элементов бюджетной
политики и, прежде всего в рамках реформирования
налоговой системы;
3. существенное снижение
относительных издержек функционирования
государства;
4. значительное уменьшение
долговой нагрузки на экономику;
5. создание эффективной системы
межбюджетных отношений на основе четкого
разграничения расходов между уровнями
бюджетной системы, повышения степени
автономности налоговых полномочий и
прозрачных объективных процедур распределения
финансовой поддержки регионам;
6. приведение обязательств
государства в соответствие с его ресурсами
путем отмены или приостановления нефинансируемых
или частично финансируемых обязательств
федерального бюджета;
7. обеспечение бездефицитности
федерального бюджета;
8. оценка эффективности бюджетных
расходов, концентрация ресурсов федерального
бюджета на решение ключевых социально-экономических
задач;
9. урегулирование кредиторской
задолженности государства;
10. постепенный отказ от практики
предоставления государственных гарантий
по иностранным связанным кредитам;
11. четкое разграничение расходных
полномочий между бюджетами всех уровней
с наделением их соответствующими финансовыми
ресурсами, завершение реформирования
системы финансовой поддержки регионов;
12. максимальная консолидация
внебюджетных фондов в бюджетах всех уровней,
а также ликвидация целевых бюджетных
фондов федерального бюджета;
13. завершение перевода всех
получателей средств федерального бюджета
на казначейскую систему, а также перевод
бюджетов высокодотационных субъектов
РФ на кассовое обслуживание через органы
федерального казначейства;
14. обеспечение прозрачности
бюджетов всех уровней и внебюджетных
фондов, процедур закупок товаров и услуг
для государственных нужд.
Денежно-кредитная политика
формируется Правительством РФ и Центральным
банком РФ и определяет на ближайшие годы, следующие основные приоритетные
задачи:
1. сохранение инфляции на
уровне, при котором обеспечиваются условия
для экономического роста, включая снижение
ставок процента с учетом изменения внешних
и внутренних факторов развития экономики;
2. продолжение работы Центрального
банка РФ по совершенствованию платежной
системы, включая создание новых компонентов,
основанных на системе расчетов в режиме
реального времени, и развитие безналичных
расчетов, в том числе за счет применения
современных банковских технологий, сети
Интернет и расширения использования
платежных карт;
3. сохранение контроля за
денежным предложением за счет установления
целевых объемов денежной массы, а также
режима плавающего валютного курса. При
этом будут сглаживаться резкие колебания
на внутреннем валютном рынке, и решаться
проблемы стерилизации свободной наличности,
возникающей в период устойчивого притока
иностранной валюты на внутренний рынок
и накопления золотовалютных резервов
страны.
Правительство РФ намерено
погашать задолженность Центральному
банку РФ, переоформлять часть имеющегося
портфеля его ценных бумаг в рыночную
ликвидную форму для доследующих возможных
операций на открытом рынке.
В реализации финансовой
политики России в ХХ в. более полно будут
учитываться возможности финансового
рынка для активизации инвестиционной
деятельности путем создания дополнительных
стимулов к вовлечению свободных средств
домохозяйств, международных финансовых
институтов и фондов. Серьезные изменения
будут внесены и в систему валютного регулирования.Таким
образом, в начале XXI в. финансовая политика
России становится более предсказуемой
и целенаправленной. Ее реализация осуществляется
с помощью финансового аппарата, т.е. определенной
структуры органов управления государственными
финансами.