Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 13:13, курсовая работа
Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка - это более открытая система, чем в условиях директивной
экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.
Такое многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др.
Введение.................................................................................................................2
1.Понятие финансовой системы..........................................................................4
1.1.Структура финансовой системы....................................................................4
1.2.Развитие финансовой системы.......................................................................8
1.3.Звенья финансовой системы................................................................
2.Финансовая деятельность государства,функции,принципы и методы ее осуществления.......................................................................................................
2.1.Государственные и муниципальные финансы.............................................
2.2.Министерство Финансов РФ ...........................................19
2.3.Государственный кредит ..........................27
3.Становление и развитие финансовой системы России...................................
3.1.Эволюция финансовой системы в дореволюционной России и в СССР...
3.2. Финансовая система России........................................................................
3.3. Основные финансовые показатели России.................................................
Заключение..........................................................................................................
Список использованных источников...
Взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафов в соответствии с законодательством РФ ;
Организовывать формирование за счет средств федерального бюджета, федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставлять помощь за счет средств этого фонда в порядке и размерах утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
Выдавать в случаях, предусмотренных законодательством РФ, ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ на покрытие временных кассовых разрывов с погашением этих ссуд в рамках бюджетного года ;
Предоставлять отсрочки платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке предусмотренном законодательством РФ, с уведомлением налоговых органов и ведением соответствующего реестра;
Выступать по поручению Правительства РФ официальным корреспондентом международных финансовых организаций, в котором состоит РФ, а также других иностранных контрагентов по финансовым операциям Правительства РФ;
Осуществлять лицензионную деятельность в соответствии с законодательством РФ и получать отчеты о деятельности соответствующих организаций.
Министерство финансов РФ возглавляет министр назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.
Министерство финансов РФ издает в приделах своих компетенций на основе законодательства РФ приказы, инструкции и другие нормативные и правовые акты.
В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.
Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов внедрения в практику достижений науки при Министерстве финансов создается научный совет, в состав которого входят ученые и специалисты в области финансов и кредита.
Минфин в установленном порядке учреждает журналы и другие печатные издания.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Минфина РФ и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление. Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Местонахождение министерства - г. Москва.
Основными задачами Министерства финансов РФ являются:
Совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма.
Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики РФ.
Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социального экономического развития РФ.
Разработка проектов федерального бюджета и обеспечение исполнение в установленном порядке федерального бюджета ; составление отчета об исполнение федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ.
Разработка программ государственного заимствования и их реализация в установленном порядке от имени РФ. Управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.
Разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ.
Участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драг. металлов и камней.
Разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении
Осуществления в пределах своих компетенций государственного финансового контроля.
Обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме в ЦБ РФ и кредитных организаций).
2.3.Государственный кредит.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком -государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных государственных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.
Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.
В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств, займы делятся на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).
Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ.
Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Контроль, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
3. Становление и развитие финансовой системы России
Известно, что финансы – это
совокупность экономических (денежных)
отношений, связанных с формированием,
распределением, перераспределением и
использованием фондов денежных средств.
На микроуровне это фонды предприятий
(уставный, резервные и др.), на макроуровне
– госбюджет и государственные внебюджетные
фонды. Поскольку главным источником доходов
бюджета являются налоги, то налоговая
политика неразрывно связана с финансовой
политикой государства и является ее составной
частью.Финансовая система Русского государства
стала складываться в IX – X веках одновременно с объединением
русских земель в Киевскую Русь. Централизованная
система управления финансами начала
постепенно формироваться с конца XV века.
В XVIII веке в России было создано министерство
финансов, которое занималось только государственными
доходами. Государственными расходами
занималось Государственное казначейство.
Государственный контролер занимался
ревизией всех счетов.Надо отметить, что
в эпоху бурного развития капитализма
в России (конец XIX — начало XX веков)
налоги были щадящими, что стимулировало
предпринимателей к получению максимальной
прибыли. Налоговые поступления составляли
около 60 % доходов государственного бюджета.
При этом бюджет был профицитным, а Россия
– одной из крупнейших, ведущих держав
мира.
Первая мировая
война 1914 отрицательно сказалась на
финансовой системе России. Для покрытия
растущих военных расходов правительство
стало повышать ставки налогов, а также
вводить новые налоговые платежи.
После Октябрьской
революции 1917 г. в результате политики «военного
коммунизма» финансовая система России
(так же как и денежно-кредитная) была разрушена.
Ее восстановление началось только с началом
НЭПа, когда были сняты запреты на торговлю,
на местный кустарный промысел, появились
иностранные концессии. Была разработана
система налогов, займов, кредитных операций,
приняты меры по укреплению денежной единицы.
В период НЭПа существовали различные
формы собственности, действовали экономические
законы, что являлось одним из главных
условий функционирования налоговой системы.
В дальнейшем
после отмены в конце 20-х годов НЭПа финансовая система России
эволюционировала в направлении, противоположном
процессу общемирового развития. От налогов
перешли к административным методам изъятия
прибыли предприятий и перераспределения
финансовых ресурсов через государственный
бюджет. Таким образом, в 30-х годах прошлого
столетия впервые в мировой практике хозяйствования
была внедрена абсолютно новая модель
экономики – экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной
монополии государственной собственности
на землю, недра и все средства производства.
В такой модели нет и не может быть места
налоговой системе по простой причине исчезновения основного субъекта
налогообложения – самостоятельного
частного собственника. Экономически абсурдными
представлялись налоговые отчисления
предприятий государству, поскольку доход,
созданный предприятиями, фактически
являлся государственной собственностью.
Полная централизация денежных
средств и отсутствие какой-либо самостоятельности
предприятий в решении финансовых вопросов
лишало хозяйственных руководителей всякой
инициативы и постепенно подводило страну
к финансовому кризису, который разразился
в конце 80-годов XX столетия и получил название «перестройки» или «рыночных преобразований».
После прихода к власти Горбачева
в соответствии с законом СССР 1987 г. «О
государственном предприятии (объединении)»
был проведен эксперимент по распространению
новых методов хозяйствования на предприятии.
Суть эксперимента сводилась к тому, что
основными принципами деятельности предприятий
признавались полный хозрасчет
и самофинансирование. Данные принципы означали
ограничение и полный отказ от бюджетных
ассигнований. При этом предприятия использовали
нормативный метод распределения доходов.
Устанавливались нормативы платежей в
бюджет, в фонд производственного и социального
развития, в фонд оплаты труда, в другие
централизованные фонды и резервы.
Нормативный метод распределения доходов стал переходом от остаточного принципа формирования ресурсов предприятий из бюджета к системе налогов. Логическим завершением этого перехода стало принятие и ввод в действие с 1.01.1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений, организаций». После развала Советского Союза и начала кардинальных экономических преобразований с 1.01.1992 г. вступил в силу новый Закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации», давший начало современной российской налоговой системе.
3.2.Финансовая система России.
Институциональная финансовая
система Российской Федерации включает
Министерство финансов РФ, Федеральную
налоговую службу, Федеральную таможенную
службу, органы государственного финансового
контроля, внебюджетные социальные фонды
и др.
Министерство
финансов РФ является федеральным органом
исполнительной власти. Его структурными
подразделениями являются:
Основными задачами Министерства
финансов РФ является выработка единой
государственной политики в сфере:
Финансовая
политика это деятельность государства
по целенаправленному использованию финансов.
Финансовая политика наряду с денежно-кредитной
и политикой обменного курса, является
составной частью макроэкономической
политики.
Финансовая
политика охватывает 2 основных аспекта:
Основные
результаты финансовой политики России
в 2004 – 2005 гг: