Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка - это более открытая система, чем в условиях директивной
экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.
Такое многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................2
1.Понятие финансовой системы..........................................................................4
1.1.Структура финансовой системы....................................................................4
1.2.Развитие финансовой системы.......................................................................8
1.3.Звенья финансовой системы................................................................
2.Финансовая деятельность государства,функции,принципы и методы ее осуществления.......................................................................................................
2.1.Государственные и муниципальные финансы.............................................
2.2.Министерство Финансов РФ ...........................................19
2.3.Государственный кредит ..........................27
3.Становление и развитие финансовой системы России...................................
3.1.Эволюция финансовой системы в дореволюционной России и в СССР...
3.2. Финансовая система России........................................................................
3.3. Основные финансовые показатели России.................................................
Заключение..........................................................................................................
Список использованных источников...

Файлы: 1 файл

Курс .doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3.Звенья финансовой системы

 

      Под финансовой системой в узком смысле слова, т.е. исключая кредитные отношения, деятельность других финансовых посредников и фондовый рынок, принято понимать совокупность финансовых отношений, охватывающих формирование и использование первичных, производных и конечных денежных доходов.С точки зрения структуры финансовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредующих формирование и использование доходов, а также как систему финансовых учреждений. 
      Финансы властных структур — это государственные и муниципальные финансы. Они показывают формирование доходов и расходов органов государственной власти — федеральной и субъектов — и местного самоуправления для решения задач соответствующего уровня. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление отделено от государственного. 
      Исходя из структуры федерального устройства России, государственные финансы, будучи двухуровневыми, включают финансы федеральных органов власти и финансы органов власти субъектов Российской Федерации (региональные финансы). Местные финансы составляют низовое звено и выделены в самостоятельный структурный уровень. В целом же финансовую систему РФ с учетом федеральных, региональных и местных (муниципальных) финансов можно рассматривать как трехуровневую.Государственные финансы каждого уровня включают бюджет, внебюджетные фонды, кредит и финансы государственных и муниципальных предприятий соответствующего уровня подчиненности.

        Общность государственных и муниципальных финансов состоит в единстве их доходных источников и в тесном взаимодействии при достижении сбалансированности бюджетов разных уровней. 
        Федеральный бюджет (или бюджет РФ) — важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства. Федеральный бюджет как финансовый план государства взаимосвязан с финансами предприятий и некоммерческих организаций, денежными доходами и расходами населения. Финансовый план предприятия как баланс доходов и расходов включает раздел «Взаимоотношения с бюджетом». В этом разделе отражаются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Финансовые планы бюджетных организаций, находящихся в государственном или муниципальном ведении, основываются на смете расходов, утверждаемой вышестоящим ведомством. В случае, если у бюджетной организации появляется возможность проведения коммерческой деятельности, появляются и доходы. Они образуют дополнительный источник средств для развития данной организации.  
      Бюджет субъекта РФ — это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов (например, таких, как Москва и Санкт-Петербург) 
      Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра. 
      Основную часть доходов составляют поступления от федеральных налогов (более 70% всех налогов), от налогов субъекта РФ и местные налоги. В общем объеме расходов преобладают расходы по эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, на образование, здравоохранение. 
    Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых по строго целевому назначению.

       Важнейший из них — Пенсионный фонд. Средства этого фонда формируются за счет страховых взносов, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда, Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет, пособий на детей.

      Вторым по объему аккумулируемых средств является Фонд социального страхования РФ. Он предназначен для целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций (все виды социальной помощи семьям, имеющим детей, социальная помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период и т.д.). Фонд обязательного медицинского страхования — база развития относительно новой формы социального страхования в отечественной практике. С 1 января 1993 г. введен в действие Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Нормы обязательного медицинского страхования распространяются на работающих граждан с момента заключения с ним и трудового договора. Обязательное медицинское страхование гарантирует гражданам медицинскую помощь. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет объем и условия оказания медицинской помощи. 
       Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ обязательного медицинского страхования за счет доходов предприятий и личных средств граждан. Оно обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Источниками финансирования фонда обязательного медицинского страхования наряду с бюджетными служат обязательные страховые взносы работодателей. 
        Государственный кредит — это кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном заемщиком. Государственный заем .осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом, формируется государственный долг.С 1995 г. проводится политика отказа от прямого кредитования Центральным банком РФ дефицита бюджета и перехода на использование займов на внутреннем и внешнем финансовых рынках.При государственном кредите государство выступает не только заемщиком, но и кредитором. Правительство может предоставлять кредиты резидентам {в основном в виде краткосрочной бюджетной ссуды)- Предприятиям агропромышленного комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностям) предоставляются товарный и льготный кредиты. Государственный кредит может предоставляться нерезидентам. Государственный кредит может выступать также в форме гарантированных обязательств федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами.

          Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы представляют вторую часть финансовой системы РФ и включают финансы коммерческих организаций, т.е. хозяйствующих субъектов, финансы некоммерческих организаций и финансы населения (или домашних хозяйств).Деление предприятий на коммерческие и некоммерческие определено в законодательном порядке Гражданским кодексом РФ. 
         Коммерческие организации — это организации, цель и основная деятельность которых сводится к получению прибыли. Коммерческие организации именуются также предприятиями.Коммерческие предприятия функционируют как хозяйственные общества и хозяйственные товарищества, а также как частные и индивидуальные (семейные) предприятия.Финансы коммерческих предприятий (или коммерческих организаций) служат основой всей системы финансовых отношений.Преобладающая часть первичных финансовых ресурсов в условиях рыночного хозяйства сконцентрирована у предприятий, поэтому от устойчивости их финансового положения зависит стабильность финансовой системы страны в целом. Финансовые ресурсы предприятия, работающего на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из примеченных и заемных средств. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источниками его финансовых ресурсов могут быть бюджетные средства, долевые средства учредителей, паевые взносы членов кооперативов, средства акционеров. 
       Финансовые средства предприятий используются для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала во всех формах. 
       Финансы некоммерческих организаций — это доходы и расходы тех юридических лиц, которые не ставят своей целью получение (к, соответственно, распределению) прибыли. Отсутствие такой цели, однако, не означает, что данная категория организаций на практике никогда прибыль не получает. Они могут получать прибыль от реализации своей продукции и услуг, но это — не их цель. 
        К числу этих организаций относятся, например, потребительские кооперативы, благотворительные и религиозные организации, различныедобровольные союзы, функционирующие за счет сбора взносов, и др. 
       Некоммерческие организации именуются просто организациями. В этих организациях широко используется самообложение как способ получения финансовых ресурсов. Финансы домохозяйстве (финансы населения) — совокупные доходы и расходы населения с учетом его структуры (отдельные социальные группы, семьи и т.д.), . К основным финансовым поступлениям домохозяйств относятся: 1) доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операций с личным имуществом, кредитно-финансовых операций; 2) оплата труда наемных работников, премии, надбавки к заработной плате, социальные и другие выплаты, осуществляемые работодателем; 3) государственные выплаты: заработная плата в бюджетных учреждениях, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные платежи. Роль перечисленных доходных источников с развитием рыночных отношений существенно меняется. Растет доля доходов от предпринимательской деятельности, уменьшается доля социальных выплат.Как свидетельствует российская практика, меняется не только структура, но существенно меняется общий объем и уровень доходов населения (при сохранении значительной их дифференциации). В специфических российских условиях финансы населения выступают одним из главных факторов организации экономического подъема. Это проявляется в следующем: I) население формирует большую часть конечного спроса в хозяйстве, без роста доходов населения не будет подъема производства; 2) за счет доходов населения образуется большая часть сбережений в обществе. В условиях рынка именно денежные сбережения становятся источником инвестиций. Рост инвестиций — главная предпосылка экономического подъема.

       Финансовая система — это не только совокупность сфер, звеньев, опосредующих формирование и использование доходов, но также и система финансовых учреждений. Совокупность финансовых ведомств представляет собой аппарат управления финансовой системой. Структура его в РФ укрупненно следующая.На общегосударственном уровне финансовые учреждения — это комитеты и комиссии в Государственной Думе и Совете Федерации, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ, исполнительные дирекции (правления) внебюджетных фондов. 
       Министерство РФ по налогам и сборам было создано вместо прежней Государственной налоговой службы РФ в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, более успешной реализации налоговой политики, усиления государственного контроля за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме. Важнейшее направление деятельности руководящих органов финансовой системы — выработка и осуществление налоговой политики. В настоящее время разработку и осуществление налоговой политики реально проводят два ведомства — Министерство финансов РФ и Министерство по налогам и сборам. В составе Министерства финансов РФ действует Федеральное казначейство, имеющее свои подразделения в субъектах Федерации.На уровне субъекта РФ аппарат управления финансовой системой включает комиссию по бюджету и финансам в законодательном (представительном) органе и соответствующие структуры исполнительной власти, подобные тем, что есть на федеральном уровне вышеназванных федеральных органов исполнительной ил астм. 
Принципиально такая же схема аппарата управления финансами на местном (муниципальном) уровне. Имеется и специальная система органов финансового контроля. На уровне хозяйствующих субъектов аппарат управления финансами обычно представлен финансовой службой в форме финансового отдела, дирекции по финансам и департаментом финансов.

 

 

 

 

 

2. Финансовая деятельность  государства, функции, принципы и  методы ее осуществления

 

 

    • 2.1.Государственные и муниципальные финансы

             Основой финансовой системы любого государства являются государственные и муниципальные финансы.

             Государственные и муниципальные финансы - совокупность денежных отношений, возникающих в реальном денежном обороте между государственными и муниципальными органами управления и другими экономическими субъектами, в процессе которых происходит формирование и использования централизованных денежных фондов для финансирования расходных обязательств государства и муниципального образования. 
             От эффективного функционирования государственных финансов зависит поступательное развитие всех отраслей и сфер хозяйственной деятельности, стабильность и достаточность системы социальной защиты и социального обеспечения населения, устойчивость денежного обращения и платежеспособность государства как суверенного заемщика. 
              Государственные и муниципальные финансы характеризуется большим многообразием видов бюджетно-финансовых отношений со всеми звеньями финансов, которые постоянно усложняются под воздействием процессов реформирования сектора общественных услуг, глобализации финансовых рынков, усиления стабилизирующей роли государства в экономике. 
    В составе сферы государственных и муниципальных финансов можно выделить следующие организационные формы бюджетов: 
     
    • Федеральный бюджет. 
    • Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты). 
    • Местные бюджеты. 
     
    В Российской Федерации государственные финансы выступают одной из наиболее динамично развивающихся сфер финансовой системы. Особую актуальность приобретают вопросы поиска эффективных форм и методов использования фондов денежных средств государства, способствующих модернизации экономики и выводу ее на принципиально иной уровень развития. В этой связи изучение содержания и закономерностей финансов государственного и муниципального сектора, тенденций их развития представляется чрезвычайно актуальным и необходимым, так как позволяет получить системный взгляд на функционирование финансовой системы государства в целом, понимать специфику бюджетно-налогового регулирования экономики, использовать инструменты бюджетного финансирования в хозяйственной деятельности. Понимание закономерностей функционирования государственных и муниципальных финансов, основ построения бюджетной системы позволяет не только овладеть культурой мышления в области бюджетирования государственных и муниципальных финансов, но и анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать возможное их развитие в будущем, понимать цели бюджетной политики и инструменты их достижения. Любой гражданин как получатель бюджетных услуг должен уметь определять степень ответственности каждого уровня бюджетной системы за реализацию закрепленных обязательств, четко знать свои права и обязанности в области получения государственных услуг, а также уметь использовать основные формы государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 
            Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. 
             Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денеж-ного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.  
             Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики. 
             Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится, прежде всего, к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегри-рованной системы управления финансовыми потоками. 
             Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального сек-торов экономики, выработать критерии их функционирования. 
             Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п. 
             Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

     

     

     

     

     

    2.2.Министерство Финансов РФ

     

     

          Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующих деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

           Министерство финансов Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать в Установленном порядке свои территориальные органы. Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

    Минфин РФ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства.

            Министерство финансов РФ имеет право :

    Запрашивать в установленном порядке у федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ материалы, необходимые для : разработки проекта федерального бюджета, расчета прогноза консолидированного бюджета РФ, составления отчета об исполнении федерального бюджета, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета в целом по РФ и анализа консолидированных бюджетов субъектов РФ;

    Запрашивать в установленном порядке материалы по целевым бюджетным и государственным внебюджетным фондам, проектам их бюджетов, утвержденным бюджетом фондов и отчеты об их исполнении;

    Запрашивать у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций данные, необходимые для осуществления контроля за целевыми расходами средств федерального бюджета ;

    Проводить совместно с Министерством экономики РФ экспертизу технико-экономических проектов, представляемых в качестве обоснований для выделения средств для инвестиций ;

    Представлять в установленном порядке Правительство РФ при предоставлении государственной гарантии по кредитам в пределах размера государственного долга, утверждаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

    Ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством РФ финансирование из государственного бюджета организаций при выявлении фактов не целевого использования ими средств из федерального бюджета, а также в случае не предоставления ими в установленные сроки отчетности ранее полученных средств;

    Информация о работе Финансовая система РФ