Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 13:33, курсовая работа
Описание работы
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др. Финансовую систему будем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 5 1.1.Понятие, сущность звеньев финансовой системы РФ 5 1.2.Звенья сферы муниципальных и государственных финансов. 7 1.3.Финансы хозяйствующих субъектов и домохозяйств 10 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 13 2.1.Анализ бюджетной системы 13 2.2.Анализ коммерческих и некоммерческих организаций 23 2.3.Анализ финансовых посредников 27 3.ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
1.1.Понятие, сущность звеньев финансовой
системы РФ 5
1.2.Звенья сферы муниципальных и государственных
финансов. 7
1.3.Финансы хозяйствующих субъектов и домохозяйств 10
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 13
2.1.Анализ бюджетной системы 13
2.2.Анализ коммерческих и некоммерческих
организаций 23
2.3.Анализ финансовых посредников 27
3.ПЕРСПЕКТИВЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 39
ВВЕДЕНИЕ
Финансовая система сегодня
является предметом дискуссий и обсуждений.
В качестве проблем современного общества,
которые призвана решать финансовая система,
можно назвать: недостаточные темпы развития
экономики; диспропорции развития экономической
системы; отставание в адаптации к изменениям
на внешних товарных и финансовых рынках;
излишнюю социальную напряженность, отрицательно
влияющую на воспроизводственный процесс;
низкий уровень удовлетворения потребностей
индивидуума и др.
Финансовую систему будем рассматривать как форму организации
денежных отношений между всеми субъектами
воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению
совокупного общественного продукта.
Тема курсовой работы является
очень актуальной для сегодняшнего дня.
Надежная финансовая система является
стержнем в развитии и успешного функционирования
рыночной экономики и необходимой предпосылкой
роста и стабильности экономики в целом.
После того, как создана надежная финансовая
система, могут развиваться рынки денег
и капитала, особенно первичный и вторичный
рынки национальных государственных ценных
бумаг.
Цель курсовой работы: перспективы
совершенствования финансовой системы
РФ.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы финансовой системы РФ;
- проанализировать финансовую
систему РФ;
- дать краткую характеристику
звеньям финансовой системы, провести
анализ бюджетной системы, коммерческих
и некоммерческих организаций, провести
анализ финансовых посредников;
- разработать направления по совершенствованию финансовой
системы.
Предмет исследования:современное
состояние финансовой системы РФ.
Объект исследования:
финансовая система РФ.
В работе были использованы
абстрактно-логические, статистические,
методы исследования.
Информационной базой исследования
послужили материалы законодательного,
нормативного, инструктивного и методического характера,
научно-практические публикации и труды отечественных
экономистов: Ковалева А.М.., Поляка Г.М.,
Стояновой Е.С., Романовского Е.М., Рассказова
С.В., Алехина Э.В. и др.
В качестве эмпирической базы
исследования использовалась информация
оперативного, статистического и бухгалтерского
учета за 2010 и 2012 года.
Работа состоит из введения,
трех глав, заключения, списка использованной
литературы, приложений.
В первой главе изложены теоретические основы
финансовой системы РФ. Во второй главе
проведен анализ бюджетной системы, коммерческих
и некоммерческих организаций и финансовых
посредников. В третьей главе разработаны
направления по совершенствованию финансовой
системы РФ.
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1.Понятие, сущность звеньев финансовой
системы РФ
Финансовая система – это совокупность
подразделений и звеньев финансовых отношений,
посредством которых осуществляются распределение,
формирование и использование фондов денежных
средств. В финансовую систему включаются
все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное
обращение. [24]
Финансы, обладая в целом общими
специфическими свойствами, имеют свою
внутреннюю структуру. В нее входят несколько взаимосвязанных
звеньев (институтов), для каждого из которых характерны
свои особенности при сохранении общих качеств,
свойственных финансам. Необходимость выделения
таких звеньев обусловлена многообразием
потребностей общества, с которыми связаны финансы,
охватывая своим взаимодействием всю экономику
страны и социальную сферу.
Каждое из звеньев финансовой
системы концентрирует специфические финансовые
отношения, посредством которых образуются
и используются соответствующие виды денежных
фондов (доходов) в целях удовлетворения
различных по своему содержанию и масштабам общественных
потребностей.[6]
Эти фонды могут быть централизованными
и децентрализованными. Централизованные
денежные средства в определенных территориальных пределах
(например, федеральный, республиканский,
областной бюджеты) используются для удовлетворения
общих нужд соответствующей территории.
Централизованные фонды денежных
средств формируются, распределяются и используются
государством. Для них жестко определены
источники средств, направления расходования
устанавливаются на основе законодательно-правовых
актов. В отношении децентрализованных
финансов нет жесткого контроля за финансовыми
потоками: предприятия, организации действуют
по принципу хозяйственной самостоятельности,
самофинансирования, ответственности,
домохозяйства сами определяют структуру
своих доходов и расходов. И хотя нормативное
регулирование (налогообложение, контроль
за законностью финансовых операций),
социальное страхование присутствуют,
децентрализованные финансы имеют определенную
свободу и независимость.[25]
К децентрализованным относят
денежные фонды предприятий, организаций,
учреждений, используемые для производственных
и социальных целей соответственно предназначению
названных субъектов и в их масштабах.
Кроме того, выделяются фонды общего и
целевого назначения. Целевыми денежными
фондами, в отличие от бюджета, являются
внебюджетные государственные и муниципальные
фонды. В сравнении с ними государственный
или местный бюджет - денежный фонд общего
назначения.
К децентрализованным финансам
относят:
финансы коммерческих предприятий
и организаций;
финансы некоммерческих организаций;
финансы домохозяйств.
Итак, финансовая система представляет
собой совокупность финансовых отношений,
выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий,
звеньев, сфер, которые распределяют и используют
фонды денежных средств хозяйствующих
субъектов, домохозяйств, государства.
1.2.Звенья сферы муниципальных и государственных
финансов.
Государственные и муниципальные
финансы представляют собой экономические
отношения, возникающие в реальном денежном
обороте по поводу формирования, распределения и использования
централизованных фондов финансовых ресурсов.
Их структура включает следующие элементы:
1) Бюджетная система как совокупность финансовых планов
органов власти различных уровней и бюджетов внебюджетных фондов.
2) Система государственных и муниципальных займов,
являющаяся способом мобилизации государственных
доходов и обслуживающая дефициты бюджетной системы.[5]
Центральное место в финансовой
системе Российской Федерации занимает
бюджетная система, посредством которой образуются
денежные фонды в форме федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ и муниципальных
образований. Они необходимы для реализации
общегосударственных или территориальных социально-экономических
планов и программ, обеспечения обороны
и безопасности страны. Одновременно они служат
финансовой базой самостоятельности субъектов РФ,
развития местного самоуправления. Средства
бюджетной системы образуются в основном
за счет налогов.[1]
Консолидированный бюджет -
свод бюджетов всех уровней бюджетной
системы на соответствующей территории.
Он не утверждается каким-либо законодательным
(представительным) органом власти, поэтому
не является юридическим документом. Бюджет
консолидированный выполняет, таким образом,
функцию объединения бюджетных показателей
(по отдельным территориям или стране
в целом), и его величина в каждом отдельном
случае определяется расчетным путем.
Тем не менее, он имеет широкое применение
в процессе планирования и анализа основных
показателей и пропорций бюджетной системы.
Например, удельный вес бюджета консолидированного
РФ в валовом внутреннем продукте дает
представление о масштабах бюджетного
перераспределения; структура доходов
и расходов свидетельствует об основных
источниках и субъектах формирования
доходной базы бюджетной системы; приоритетных
направлениях государственных расходов
и т. д.[13]
Целевые бюджетные фонды появились в бюджетной системе
РФ в 1995 году для финансирования некоторых
государственных расходов, направленных
на специальные цели.
В соответствии с Бюджетным
кодексом РФ целевой бюджетный фонд - это денежные
средства в составе бюджета, того уровня
государственной власти, который его образовал
за счет доходов целевого назначения. Средства
целевого бюджетного фонда не могут быть
использованы на цели, не соответствующие назначению
целевого бюджетного фонда.[3]
Внебюджетные целевые государственные и муниципальные
фонды - новое звено финансовой системы
Российской Федерации. Они создаются соответствующими
представительными или исполнительными органами
государственной власти и местного самоуправления.
Их средства должны направляться на определенные
цели соответственно своему предназначению.
К ним относятся, в частности, такие государственные социальные
фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного
социального страхования, Федеральный
и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования, сформированные
во исполнение требований законодательства,
фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ
и других органов.
Как государственный внебюджетный
фонд Российской Федерации, ПФР создан
для государственного управления средствами
пенсионной системы и обеспечения прав
граждан РФ на пенсионное обеспечение.
Бюджет ПФР утверждается Государственной
Думой Федерального Собрания РФ отдельным
законом вместе с принятием Федерального
бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России
составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по
расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше
40 млн. пенсионеров и социальные выплаты
для 20 млн. льготников, ведет персонифицированный
учет пенсионных прав застрахованных
лиц— для свыше 128 млн. граждан России.[5]
Фонд социального страхования
Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных
внебюджетных фондов, созданный для обеспечения
обязательного социального страхования
граждан России. Деятельность фонда регулируется Бюджетным
кодексом Российской Федерации и федеральным
законом «Об основах обязательного социального
страхования», а также иными законодательными
и нормативными актами.
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования (ФФОМС) — один
из государственных внебюджетных фондов,
созданный для финансирования медицинского
обслуживания граждан России.
Деятельность фонда регулируется
Бюджетным кодексом Российской Федерации
и федеральным законом «Об обязательном
медицинском страховании граждан в Российской
Федерации», а также иными законодательными
и нормативными актами. [4]
Таким образом, на дискуссионный
вопрос о составе сферы «государственные
и муниципальные финансы» можно дать ответ,
что она состоит из: финансов государственного
бюджета и финансов внебюджетных фондов.
1.3.Финансы хозяйствующих субъектов и домохозяйств
Финансы предприятий, организаций,
учреждений - обособленные денежные фонды,
находящиеся в распоряжении названных
субъектов, используются ими для выполнения
своих функций и задач. Для современных условий характерно
многообразие форм собственности, на основе
которых функционирует данное звено финансовой
системы. В нем выделяются две подгруппы:
финансы коммерческих и финансы некоммерческих
организаций. Коммерческими организациями являются
предприятия, финансы которых используются
для обеспечения собственной производственной
и социальной деятельности. Основной их
целью является извлечение прибыли . Бюджетные
организации такой цели не имеют, хотя
на основании законодательства последних
лет они вправе заниматься предпринимательской
и иной деятельностью для получения дополнительных
доходов в целях более полного выполнения
своих функций.[28]
Финансы предприятий - исходное
звено, основа всей финансовой системы,
так как они непосредственно связаны с материальным
производством, в процессе которого создается национальный
доход, затем распределяемый и перераспределяемый
посредством финансовой системы. Помимо
финансов предприятий, действующих в сфере материального производства,
функционируют также финансы других коммерческих
организаций, которые занимаются предпринимательской деятельностью
в иных сферах. Это банки и небанковские
кредитные организации, страховые компании,
различные фонды и иные организации, оказывающие услуги
и осуществляющие свою деятельность на
коммерческой основе.
Домохозяйство – это экономическая
единица, состоящая из одного или более лиц,
которая снабжает экономику ресурсами и использует
полученные за них деньги для приобретения
товаров и услуг, удовлетворяющих материальные
потребности человека.
Имущественное и личное страхование
обеспечивает формирование страховых
денежных фондов, направляемых на возмещение
материального ущерба, причиненного физическим
и юридическим лицам стихийными бедствиями,
несчастными случаями и другими неблагоприятными
событиями. Средства таких фондов образуются
в основном за счет взносов юридических
и физических лиц, вступивших в отношения
по страхованию. Однако законодательство
предусматривает случаи страхования за
счет средств государственного бюджета
(военнослужащих, государственных служащих,
работников налоговых органов и т.д.). Различают следующие формы
страхования: а) имущественное и личное;
б) социальное; в) медицинское. По методам проведения
они могут быть обязательными и добровольными.
С переходом к рыночной экономике страхование перестало быть
государственной монополией. Наряду с государственными
в этой сфере действуют в качестве предпринимательских
негосударственные страховые организации,
находясь под надзором государства.[26]