Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Финансовую систему будем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 5
1.1.Понятие, сущность звеньев финансовой системы РФ 5
1.2.Звенья сферы муниципальных и государственных финансов. 7
1.3.Финансы хозяйствующих субъектов и домохозяйств 10
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 13
2.1.Анализ бюджетной системы 13
2.2.Анализ коммерческих и некоммерческих организаций 23
2.3.Анализ финансовых посредников 27
3.ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ курсовая.docx

— 68.51 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 5

1.1.Понятие,  сущность звеньев финансовой  системы РФ 5

1.2.Звенья  сферы муниципальных и государственных  финансов. 7

1.3.Финансы  хозяйствующих субъектов и домохозяйств 10

2. АНАЛИЗ  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 13

2.1.Анализ  бюджетной системы 13

2.2.Анализ  коммерческих и некоммерческих  организаций 23

2.3.Анализ  финансовых посредников 27

3.ПЕРСПЕКТИВЫ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Финансовая система сегодня  является предметом дискуссий и  обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической  системы; отставание в адаптации  к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовую систему будем  рассматривать как форму организации  денежных отношений между всеми  субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению  совокупного общественного продукта.

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Цель курсовой работы: перспективы совершенствования финансовой системы РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические  основы финансовой системы РФ;

- проанализировать финансовую  систему РФ;

- дать краткую характеристику  звеньям финансовой системы, провести  анализ бюджетной системы, коммерческих  и некоммерческих организаций, провести  анализ финансовых посредников;

- разработать направления  по совершенствованию финансовой  системы.

 

        Предмет исследования:современное состояние финансовой системы РФ.

 

        Объект исследования: финансовая система РФ.

В работе были использованы абстрактно-логические, статистические, методы исследования.

Информационной базой  исследования послужили материалы  законодательного, нормативного, инструктивного и методического характера, научно-практические публикации и труды отечественных экономистов: Ковалева А.М.., Поляка Г.М., Стояновой Е.С., Романовского Е.М., Рассказова С.В., Алехина Э.В. и др.

В качестве эмпирической базы исследования использовалась информация оперативного, статистического и  бухгалтерского учета за 2010 и 2012 года.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

В первой главе изложены теоретические основы финансовой системы РФ. Во второй главе проведен анализ бюджетной системы, коммерческих и некоммерческих организаций и финансовых посредников. В третьей главе разработаны направления по совершенствованию финансовой системы РФ.

 

 

 

 

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1.Понятие,  сущность звеньев финансовой  системы РФ

 

 

Финансовая система –  это совокупность подразделений  и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляются распределение, формирование и использование  фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение. [24]

Финансы, обладая в целом  общими специфическими свойствами, имеют  свою внутреннюю структуру. В нее  входят несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов), для каждого  из которых характерны свои особенности  при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения  таких звеньев обусловлена многообразием  потребностей общества, с которыми связаны финансы, охватывая своим  взаимодействием всю экономику  страны и социальную сферу.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические  финансовые отношения, посредством  которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и  масштабам общественных потребностей.[6]

Эти фонды могут быть централизованными  и децентрализованными.      Централизованные денежные средства в  определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для  удовлетворения общих нужд соответствующей  территории.

Централизованные (государственные) финансы включают:

    • государственные бюджеты;

    • государственные социальные внебюджетные фонды;

    • государственный кредит;

    • государственное страхование.

Централизованные фонды  денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для  них жестко определены источники  средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.[25]

К децентрализованным относят денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет - денежный фонд общего назначения.

К децентрализованным финансам относят:

    • финансы коммерческих предприятий и организаций;

    • финансы некоммерческих организаций;

    • финансы домохозяйств.

Итак, финансовая система  представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных  и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства.

1.2.Звенья  сферы муниципальных и государственных  финансов.

 

 

Государственные и муниципальные  финансы представляют собой экономические  отношения, возникающие в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования  централизованных фондов финансовых ресурсов. Их структура включает следующие  элементы:

1) Бюджетная система как  совокупность финансовых планов  органов власти различных уровней  и бюджетов внебюджетных фондов.

2) Система государственных  и муниципальных займов, являющаяся  способом мобилизации государственных  доходов и обслуживающая дефициты  бюджетной системы.[5]

Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система, посредством  которой образуются денежные фонды  в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных  образований. Они необходимы для  реализации общегосударственных или  территориальных социально-экономических  планов и программ, обеспечения обороны  и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности  субъектов РФ, развития местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов.[1]

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Он не утверждается каким-либо законодательным (представительным) органом власти, поэтому не является юридическим документом. Бюджет консолидированный выполняет, таким образом, функцию объединения бюджетных показателей (по отдельным территориям или стране в целом), и его величина в каждом отдельном случае определяется расчетным путем. Тем не менее, он имеет широкое применение в процессе планирования и анализа основных показателей и пропорций бюджетной системы. Например, удельный вес бюджета консолидированного РФ в валовом внутреннем продукте дает представление о масштабах бюджетного перераспределения; структура доходов и расходов свидетельствует об основных источниках и субъектах формирования доходной базы бюджетной системы; приоритетных направлениях государственных расходов и т. д.[13]

Целевые бюджетные фонды  появились в бюджетной системе  РФ в 1995 году для финансирования некоторых  государственных расходов, направленных на специальные цели.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ целевой бюджетный фонд - это денежные средства в составе  бюджета, того уровня государственной  власти, который его образовал  за счет доходов целевого назначения. Средства целевого бюджетного фонда  не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.[3]

Внебюджетные целевые  государственные и муниципальные  фонды - новое звено финансовой системы  Российской Федерации. Они создаются  соответствующими представительными  или исполнительными органами государственной  власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании  актов Правительства РФ и других органов.

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн. пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн. льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц— для свыше 128 млн. граждан России.[5]

Фонд социального страхования  Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования (ФФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. 

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации  и федеральным законом «Об  обязательном медицинском страховании  граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. [4]

Таким образом, на дискуссионный  вопрос о составе сферы «государственные и муниципальные финансы» можно  дать ответ, что она состоит из: финансов государственного бюджета  и финансов внебюджетных фондов.

1.3.Финансы хозяйствующих  субъектов и домохозяйств

 

 

Финансы предприятий, организаций, учреждений - обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных  субъектов, используются ими для  выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено  финансовой системы. В нем выделяются две подгруппы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. Коммерческими организациями являются предприятия, финансы которых используются для обеспечения собственной  производственной и социальной деятельности. Основной их целью является извлечение прибыли . Бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения своих функций.[28]

Финансы предприятий - исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно  связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Помимо финансов предприятий, действующих  в сфере материального производства, функционируют также финансы  других коммерческих организаций, которые  занимаются предпринимательской деятельностью  в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые  компании, различные фонды и иные организации, оказывающие услуги и  осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.

Домохозяйство – это экономическая  единица, состоящая из одного или  более лиц, которая снабжает экономику  ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров  и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека.

Имущественное и личное страхование  обеспечивает формирование страховых  денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам  стихийными бедствиями, несчастными  случаями и другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических  и физических лиц, вступивших в отношения  по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования  за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников налоговых органов и  т.д.). Различают следующие формы  страхования: а) имущественное и  личное; б) социальное; в) медицинское. По методам проведения они могут  быть обязательными и добровольными. С переходом к рыночной экономике  страхование перестало быть государственной  монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.[26]

Информация о работе Финансовая система РФ