Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 13:33, курсовая работа
Описание работы
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др. Финансовую систему будем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 5 1.1.Понятие, сущность звеньев финансовой системы РФ 5 1.2.Звенья сферы муниципальных и государственных финансов. 7 1.3.Финансы хозяйствующих субъектов и домохозяйств 10 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 13 2.1.Анализ бюджетной системы 13 2.2.Анализ коммерческих и некоммерческих организаций 23 2.3.Анализ финансовых посредников 27 3.ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
5) повышение доступности и качества государственных и
муниципальных услуг;
6) реализация Программы повышения эффективности бюджетных
расходов на период до 2014 года.[18]
B ближайшее время бюджетная
политика должна быть главным
образом нацелена на восстановление
стабильного функционирования экономики,
дальнейшее стимулирование кредитования
реального сектора, а также перестройку
предприятий на работу в новых
внешних и внутренних условиях
при безусловном исполнении принятых
расходных обязательств Российской
Федерации.
При этом для развития экономики
инновационного типа планируется осуществлять
государственную поддержку инновационных
проектов и развития современной инновационной инфраструктуры.
Одним из наиболее значимых проектов является
проект по построению научно-технологического
комплекса по разработке и коммерциализации
новых технологий в Сколково.
Кроме того, сохраняется особое
значение ассигнований на социальные
цели, прежде всего – обеспечение сбалансированности
пенсионной системы, с которой связаны наиболее
острые вопросы бюджетной устойчивости.
В среднесрочной перспективе запланировано дальнейшее
повышение уровня расходов на пенсионное
обеспечение населения. Это решение обусловлено
низким уровнем доходов пенсионеров и направлено
на восстановление социальной справедливости,
на решение проблемы бедности старшего
поколения, что накладывает дополнительные
обязательства на федеральный бюджет в части покрытия
дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации.
При формировании долгосрочной
бюджетной политики необходимо учитывать,
что Россию в ближайшие 20 лет ждет значительное
сокращение численности населения трудоспособного возраста
и увеличение численности населения старшего
возраста.
Так, в 2010 году доля трудоспособного
населения составляла 62% от общей численности
россиян, а доля населения пенсионного
возраста – 22%. По прогнозу Минэкономразвития
России, к 2030 году численность трудоспособного
населения сократится до 52%, а доля населения
пенсионного возраста возрастет до 27%.
В связи с ухудшением демографической
ситуации проблема финансирования пенсий
еще больше обострится и потребует новых
ресурсов – для покрытия дефицита бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации,
который может быть обеспечен использованием
средств Фонда национального благосостояния.
[18]
Если в 2010 году он составлял
2,6% к ВВП, то в 2011-2013 гг. дефицит бюджета
фонда ожидается на уровне 1,8% к ВВП. Такой
высокий уровень дефицита бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации обуславливает
выделение значительных межбюджетных
трансфертов из федерального бюджета
на его покрытие.
В федеральном бюджете запланированы ассигнования
на выполнение в полном объеме принятых
обязательств по выплате социальных пособий и
компенсаций, кроме того, предусмотрена
индексация зарплат работникам бюджетной
сферы и военнослужащим. Однако следует
отметить слабую направленность социальной
политики на поддержку нуждающихся граждан.
В этой связи и в соответствии с Бюджетным
посланием Президента Российской Федерации
о бюджетной политике в 2011–2013 годах в
среднесрочной перспективе потребуется
повысить адресность предоставления помощи.
Это позволит увеличить защищенность
нуждающихся в поддержке государства.
[17]
Еще одним приоритетом бюджетной политики,
направленным на повышение качества человеческого
капитала, будут оставаться расходы на
здравоохранение, физическую культуру
и спорт.
Повышение страховых взносов
на 2% принесет в систему обязательного
медицинского страхования порядка 460 млрд.
рублей в ближайшие два года.
Важнейшим приоритетом бюджетной
политики является поддержка образования
как основы инновационной экономики.
Объемы финансирования образования
позволят обеспечить переход к образованию по
стандартам нового поколения, отвечающим
требованиям современной экономики; решение проблем,
связанных с оптимизацией сети образовательных
учреждений на всех уровнях; существенное
повышение роли вузов в развитии науки;
разработку стимулов для привлечения частного
сектора в отрасль и увязку программ подготовки
специалистов с требованиями рынка труда.
Структурные изменения в образовании
необходимы в связи с тем, что в результате
демографической ситуации в течение 2-3
лет количество студентов в вузах сократится
на 20-30%.
Общий объем ассигнований на
поддержку культуры, кинематографии и средств массовой
информации, из федерального бюджета в ближайшие
три года планируется поддерживать на уровне
расходов в 2009-2010 годах.
Это позволит обеспечить проведение
мероприятий по обеспечению сохранности
и доступности объектов культурного наследия
России; по поддержке театров и отечественного
кинематографа; по развитию библиотек;
проведение реставрации и реконструкции объектов
национального достояния. В помощь творческой
деятельности предусматривается финансирование
грантов в области искусства, выделяются
средства на выплату премий выдающимся
деятелям культуры и талантливой молодежи.
Следует отдельное внимание
уделить интеграции российской культуры
в глобальное культурное сообщество, в
том числе за счет бюджетной поддержки
участия России в мероприятиях мирового
уровня.
Среди приоритетов бюджетной
политики - обеспечение национальной обороны на
основе перевооружения армии, в рамках
новой государственной программы вооружения
на 2011-2020 годы.
Предусмотренные в федеральном
бюджете ассигнования обеспечат продолжение реализации
ряда инвестиционных проектов по развитию
инфраструктуры экономики, имеющих общефедеральное
и региональное значение.
Увеличатся ассигнования на
дорожное строительство за счет целевого
направления доходов от повышения акцизов
на нефтепродукты. В 2012 году дополнительные
доходы составят 174,6 млрд. рублей, из которых
87,3 млрд. рублей (50%) будет направлены субъектам
Российской Федерации, а в 2013 году дополнительные
доходы составят 279,4 млрд. рублей, из которых
в бюджеты субъектов Российской Федерации
будет направлено 139,7 млрд. рублей (50%)).
В составе федерального бюджета будет
создан Федеральный дорожный фонд.[17]
Необходимо отметить, что с 2010
по 2013 годы доходы консолидированных бюджетов
субъектов Российской Федерации уменьшатся
с 13,0% к ВВП до 11,3% к ВВП %, расходы – с 13,7% к ВВП
до 11,4% к ВВП. В 2009 году дефицит консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации
составлял 0,8% к ВВП, в 2010 году – 0,7% к ВВП.
Ожидается, что в ближайшие три года дефицит
последовательно снизится до 0,6 % к ВВП
в 2012 году и до 0,1 % к ВВП в 2013 году.
Объем долговых обязательств
бюджетов субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований с учетом погашения и привлечения
бюджетных кредитов и кредитов коммерческих
организаций оценивается по состоянию
на 1 января 2011 года в сумме 973,4 млрд. рублей,
на 1 января 2012 года – 806,5 млрд. рублей,
на 1 января 2013 года – 482,1 млрд. рублей,
на 1 января 2014 года – 480,1 млрд. рублей.[18]
В среднесрочной перспективе
сохраняется необходимость выделения ассигнований
в форме межбюджетных трансфертов субъектам Российской
Федерации, которые должны помочь регионам
обеспечить на достойном и качественном
уровне получение гражданами государственных
и муниципальных услуг.
Таким образом, в области совершенствования
управления финансами на внутригосударственном
уровне, можно выделить два направления,
требующих особого внимания.
К первому направлению относится проблема
повышения эффективности управления общественными финансами
на региональном и муниципальном уровнях бюджетной системы.
Ко второму направлению относится совершенствование налоговой
системы Российской Федерации. Совершенствование
требуется, в особенности, в части перехода
на рыночные принципы налогообложения
недвижимости, налогообложения операций
с трансфертными ценами и налогообложения
добычи нефти и газа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовые системы возникли
с зарождением классового общества и развивались как часть политической,
социальной и экономической системы государства.
Финансовая система обладает
всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов,
иерархия, надежность, гибкость, уязвимость,
устойчивость и др.
Финансовая система представляет
собой совокупность разных сфер (звеньев)
финансовых отношений, каждая из которых
характеризуется особенностями в формировании
и использовании фондов денежных средств
и играет различную роль в общественном
воспроизводстве.
Финансовая система РФ включает
следующие звенья финансовых отношении:
государственный бюджет, внебюджетные
фонды, государственный кредит, фонды страхования,
фондовый рынок и финансы предприятии различных форм
собственности.
Разграничение финансовой системы
на отдельные звенья обусловлено различиями
в задачах каждого звена, а также в методах формирования
и использования централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные
фонды денежных ресурсов создаются путем перераспределения части
ВНП.
Несмотря на разграничение сфер
деятельности, применение особых способов
и форм образования и использования денежных
фондов в каждом отдельном звене, финансовая
система является единой, так как базируется
на едином источнике ресурсов всех звеньев данной
системы.
Через финансовую систему государство воздействует
на формирование централизованных и децентрализованных
денежных фондов, фондов накопления и
потребления, используя для этого налоги,
расходы федерального бюджета, государственный кредит.
Финансы составляют целостную
систему, включающую несколько взаимосвязанных
звеньев (институтов) и органов. Наличие
различных институтов внутри финансовой
системы объясняется тем, что финансы
обслуживают многообразные потребности
общества, охватывают своим воздействием
всю экономику страны и всю сферу социальной
деятельности. Под финансовой системой
Российской Федерации понимают: а) совокупность
финансовых институтов, каждый из которых
способствует образованию и использованию
соответствующих денежных фондов; б) совокупность
государственных органов и учреждений,
осуществляющих в пределах своей компетенции
финансовую деятельность.
Совокупность финансовых институтов,
регулирующих создание, перераспределение
и использование фондов денежных средств,
образует финансовую систему, которая отражает
особенности развития государства в условиях
перехода к рынку.
Таким образом, проанализировав
множество источников можно сделать вывод,
что финансовая система Российской Федерации координирует
движение денежных средств посредством различных
фондов и требует постоянного совершенствования,
учитывая постоянно меняющиеся экономические условия
и предпосылки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алехин Э.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Пенза: Изд-во Пенз. гос.ун-та, 2010. - 350 с.
Бабич А.М. Финансы, денежное
обращение - М: Инфра-М, 2008г.
Бюджетный кодекс Российской
Федерации - М: КОДЕКС. - 2005г.
Бюджетная система России: учебник
для студентов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 703 с.
Борисоглебская Л.Н., Кирсанов
С.А Государственные и муниципальные
финансы: Финансирование социальных услуг: Учебник для вузов Андреевский издательский дом,
- 2008, - 360 стр
Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации учебник: [для вузов по экономическим специальностям] – М.: Дашков и Ко, 2005. – 336 с.
Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 340 с.
Гражданский кодекс Российской
Федерации - М.: КОДЕКС. - 2005.
Грищенко О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной
деятельности предприятия. - [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.aup.ru
Денисова И.П. Бюджетная система
Российской федерации: учеб. пособие /
И.П. Денисова., С.Н. Рукина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. -286 с.
Ковалева А.М., Финансы. - М.: Финансы
и статистика, 2003.
Ковалев В. В. Основы теории финансового
менеджмента. – М.:Проспект, - 2009. - 544 с.
Колесникова В.А. Финансовая
система РФ / Финансы и кредит, №4, 2007г.
Лялин В.А. Финансовый рынок
в России / Деньги, №7, 2007г.
Официальный сайт Законодательного
собрания Новосибирской области: [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://zsnso.ru/start/