Финансовая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики.

Файлы: 1 файл

курсовая(2).doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Россия переживает сегодня большие  трудности не только в области  государственного устройства, но и  в сфере экономики и финансов. Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства  играют финансы. Они неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики.

В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия  и кончая национальной экономикой в  целом, образуются и используются фонды  денежных средств. При этом не имеет значение, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Устойчивая и надежная финансовая система является основой в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и  необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики в целом. Для государства так же наиболее важной целью является создание надёжной финансовой системы, т.к только при наличии такой финансовой системы, могут развиваться рынки денег и капитала.

 Основной акцент был сделан на главных звеньях финансовой системы Российской Федерации: государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

В данной курсовой работе рассматриваются финансы, и финансовая система, так как финансы выражают экономические отношения.  Эти отношения могут проявляться по-разному и иметь свою специфику в каждом звене финансовой системы, каждое из которых определенным образом влияет на процесс воспроизводства, и имеет свои, присущие ему функции.

Целью данной работы является раскрытие  структуры современной финансовой системы в рыночной экономике  и тенденции ее развития.

При написании работы были использованы следующие источники информации: федеральные законы; учебники и учебные пособия; журналы периодической печати, данные Росстата и МинФина.

Курсовая работа состоит из  введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, приложений и списка использованной литературы.

 

 

 

 

Глава 1

Финансы и  финансовые системы

1 .1  Финансы и их функции

Изначально понятие «финансы»  рассматривалось только в плоскости  формирования, а в дальнейшем и  использования денежных фондов для  удовлетворения государственных потребностей. Позднее эта экономическая категория  получила название « публичные финансы», которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).

Финансы – это совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением, перераспределением и использованием фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Понятие «Финансы» рассматривают  как в широком смысле, так и  в узком:

1)В широком смысле ( т.е все  финансы) – это система отношений в обществе, связанная с образованием и использованием денежных фондов в сферах: публичных ( государственных) финансов, кредитной системы, отраслей воспроизводственного процесса, вторичного финансового рынка, международных финансовых отношений.

2)В узком смысле- это система  денежных отношений, связанных  с формированием и использованием  фондов, необходимых государству  для выполнения своих функций. 

Сущность финансов как экономической  категории наиболее полно отражаются в их базовых функциях. Финансы выполняют 3 основные функции:

  • Воспроизводительную
  • Распределительную
  • Контрольную

Сущность воспроизводительной функции состоит в обеспечении сбалансированности между движением материальных и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства и заключается в формировании денежных фондов и получении наличных денежных средств, необходимых для функционирования экономических субъектов. Формирование денежных фондов и получение наличных денежных средств происходит на различных уровнях: на международном, федеральном, региональном, местном; на уровне отрасли, отдельно взятого хозяйствующего субъекта и гражданина ( или его семьи).

Распределительная функция финансов тесно связана с воспроизводительной функцией, т.к мобилизованные денежные средства подлежат распределению и использованию. Распределительный процесс характеризуется сложностью и многогранностью, включающий в себя как первичное распределение так и перераспределение совокупного общественного продукта, протекает на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни – в материальном производстве, сферах обращения и потребления. Существуют различные виды распределения: международное, федеральное, региональное, межрегиональное, местное (муниципальное),  межмуниципальное, межотраслевое, внутриотраслевое, межхозяйственное, внутрихозяйственное, межсубъектное и внутрисубъектное. Экономическое содержание распределительной функции финансов выражается через процесс использования ранее сформированных денежных фондов и полученных денежных средств для удовлетворения соответствующих потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах и заключается  в установлении относительных пропорций распределения прибыли между хозяйствующими субъектами и государством, а так же в конкретном использовании денежных фондов на определённые цели.

Сущность контрольной функции заключается в создании и использовании финансового контроля за количественными и качественными параметрами формирования и расходования денежных фондов и наличных денежных средств. Контрольная функция реализует в процессе целевого государственного контроля за финансовой деятельностью собственных органов управления и процессами макроэкономического развития общества в целом. Особая роль этой функции определяется возможностью анализировать многие другие аспекты деятельности экономических субъектов через контроль за движением денежных средств.

В современных условиях финансы  могут выполнять помимо вышеперечисленных  функций:

- Функцию финансового регулирования.

- Функцию управления денежным потоком и финансовыми отношениями

- Защитную функцию. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 .2  Структура финансовой системы

В различной научной и учебной  литературе существует различные подходы  к определению       «  финансовая система». Это связано с тем что и исходное понятие «система» имеет несколько значений.

С экономической точки зрения финансовая система государства – это форма организации существующих в государстве финансовых отношений по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Такие отношения возникают при движении денег и инвестиционных ценностей между экономическими субъектами и внутри них.

С институциональной точки зрения финансовая система представляет собой совокупность финансовых учреждений (банков, бирж, финансовых органов и др.)

Финансовая  система имеет свои правовые нормы. В России они установлены Гражданским  кодексом РФ, рядом федеральных и  республиканских законов. Решений  региональных органов власти, и другими  нормативно – законодательными актами.

Таким образом, финансовая система- это исторически сформировавшаяся  и закреплённая финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансовых институтов и органов, посредством которых обеспечивается мобилизация и последующее использование денежных средств для удовлетворения  соответствующих потребностей общества.

К финансовым институтам относят учреждения осуществляющие операции на финансовом рынке (банки, общие  фонды банковского управления, биржи  и.т.д). К финансовым органам относят  органы исполнительной власти различного уровня, наделённые полномочиями по управлению, регулированию  и контролю конкретных сфер и звеньев финансовой системы государства (Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам и др).

Финансовая  система оперирует разнообразными денежными средствами, включающими все виды денежных агрегатов, - наличные деньги (банковские, казначейские билеты), безналичные формы денег (деньги на счетах, денежные аккредитивы, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, опционов, фьючерсов и др. Так же она образует многоуровневую, иерархическую структуру, характеризующуюся наличием ряда частей, разрезов, а также видов разных по назначению финансовых ресурсов и источников финансирования. Структура, функции, взаимосвязи звеньев и элементов финансовой системы различных стран обладают определенным своеобразием и зависят от экономического и политического строя государства.  
В странах с централизованно управляемой экономикой финансовая система в основном огосударствлена и обладает меньшим разнообразием элементов и функций по сравнению со странами с рыночной экономикой, где более высокий удельный вес финансов корпораций, функционирующих согласно законам рынка.

К видам  деятельности, осуществляемой в рамках финансовой системы, относят бюджетирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование. К ней непосредственно примыкает и тесно взаимодействует с ней кредитная система, однако в отличие от финансовой системы кредитная система оперирует только возвратными денежными средствами. В финансовую систему страны  не принято включать  денежные средства домохозяйств, хотя они образуются из финансовой системы и переливаются в нее.  
Финансовая система страны обладает развитыми внешними связями в виде прямых и обратных финансовых потоков, устанавливающими отношения между страной и правительствами, банками, компаниями других стран, международными финансовыми центрами, фондами.

Финансовая система развивающихся стран – это система, включающая государственный бюджет; местные бюджеты; в федеративных государствах (Индия, Бразилия, Мексика, Колумбия, Нигерия и др.) еще и бюджеты членов федерации; финансы государственных и частных предприятий. Состояние экономики и финансового положения которых во многом определяются финансовыми ресурсами, поступающими к ним из развитых стран.  
Для развивающихся государств характерна высокая централизация финансовых ресурсов. Средства государства концентрируются в основном в государственных бюджетах. Через местные бюджеты вследствие слабого роста их доходной базы перераспределяются относительно небольшие объемы средств.  
Налоги занимают от 50 до 90 проц. общей суммы доходов госбюджетов. Для большинства развивающихся стран характерно преобладание косвенных налогов (60 - 80 проц. всех налоговых поступлений). Главные косвенные налоги - акцизы, налог с продаж, налог на добавочную стоимость, фискальные монопольные налоги. В отличие от финансовой системы развитых стран здесь большое значение имеют таможенные пошлины на экспортируемые и импортируемые товары (в развитых странах и в РФ экспорт товаров таможенными пошлинами не облагается), что ставит доходы госбюджета в непосредственную зависимость от объема внешней торговли.  
В странах, ставших индустриальными, все большую роль играют прямые налоги - подоходный налог с населения и налог на прибыль корпораций. Рост прямого налогообложения достигается преимущественно за счет налога на прибыль корпораций, главными плательщиками которого выступают наиболее крупные государственные и частные предприятия, включая иностранные. Ставки подоходного и корпоративного налогов ниже применяемых в развитых странах, что направлено на стимулирование частного предпринимательства. Доходы от государственного имущества и предприятий (несмотря на наличие крупного госсектора) в большинстве развивающихся стран не превышают 6-8 проц. общей суммы доходов госбюджетов. Причина невысокой рентабельности государственных предприятий - низкие цены на их продукцию и услуги.

Первая  статья расходов государственного бюджета  развивающихся стран - направление финансов на преодоление экономической отсталости.

Вторая  статья - затраты на социальные цели: образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Главное место среди  них занимают расходы на создание и развитие национальных систем образования, на ликвидацию неграмотности и др.

Третья  статья - затраты на содержание аппарата управления. Для большинства развивающихся  стран характерна тенденция к  увеличению внешней задолженности, хотя в ряде стран преобладает  внутренний долг. Ведущие методы погашения внешнего долга, применяемые международными кредиторами, - списание части долга с беднейших стран; реструктуризация внешней задолженности.

Финансовая система развитых стран - система, охватывающая государственный бюджет; муниципальные финансы (в федеративных государствах, например, США, ФРГ - и финансы членов федерации); внебюджетные специальные фонды; финансы государственных предприятий, корпораций; финансы частных национальных и транснациональных корпораций.  
Ведущим звеном государственной финансовой системы развитых стран является государственный бюджет - основной финансовый план государства, имеющий силу закона. По материальному содержанию - это централизованный фонд денежных средств государства, по социально-экономическому содержанию - главное орудие перераспределения национального дохода. В этой части финансовая система развитых стран перераспределяется до 40 проц. резко возрастающего национального дохода страны. Налоги составляют от 70 до 90 проц. и более общей суммы доходов государственного бюджета. За государственным бюджетом в странах с развитой экономикой закреплены главные налоги - подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавочную стоимость, таможенные пошлины. Из государственного бюджета производится и большая часть расходов: на военные цели, регулирование экономики, социальные расходы, содержание государственного аппарата управления, субсидии и кредиты развивающимся странам. Государственный бюджет оказывает воздействие на все звенья финансовой системы развитых стран, предоставляя субсидии и кредиты местным органам власти, специальным правительственным фондам, государственным корпорациям.

Второе звено финансовой системы развитых стран - региональные и муниципальные финансы - включает муниципальные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципальным образованиям, и автономные муниципальные фонды. Ведущее значение имеют местные бюджеты.

 Третье звено финансовой системы развитых стран включает внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. Средства этих фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации