Финансовая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики.

Файлы: 1 файл

курсовая(2).doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от реализуемой государством экономической политики финансовая система может иметь один из следующих  типов:

  • Банковский тип, при нём основная часть национального дохода страны перераспределяется через рынок капиталов. Характеризуется аккумуляцией значительной части свободных денежных средств юридических и физических лиц, банки уже от своего имени распределяют их с использованием  механизмов кредитования  или прямого инвестирования. Такой тип финансовой системы имеет большинство стран Европы;
  • Рыночный тип, при нём аналогичную роль перераспределения национального дохода выполняет рынок ценных бумаг (прежде всего фондовый). Такой тип финансовой системы характерен для США, Канады, и некоторых других стран;
  • Бюджетный тип, при нём основная часть национального дохода в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов. Характеризуется жестким налоговым прессингом и высоким удельным весом государственной собственности в экономике. Такой тип финансовой системы используется в России, Швейцарии и Китае.

Существует 2 принципа  построения финансовой системы Российской Федерации  являются:

  1. Сочетание территориального и отраслевого подходов к его организации.
  2. Обеспечение необходимого уровня самостоятельности региональных и местных финансовых органов в сочетании с сохранением централизованного управления системой в целом.

Органы управления финансами.

Исполнительные органы власти в лице Правительства РФ, территориальных администраций и подведомственных им функциональных подразделений организуют составление и исполнение территориальных бюджетов, формирование внебюджетных фондов, ведение финансовой отчетности по пополнению бюджетов, смет бюджетных учреждений, заслушивают отчеты о ходе и исполнении бюджетов, а в лице финансовых органов ведут контроль за эффективным использованием бюджетных средств.

Органы управления общественными финансами в Российской Федерации.

На федеральном уровне непосредственное управление финансами осуществляется Министерством финансов РФ, учреждениями, входящими в систему Министерства финансов РФ: Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора РФ, Федеральной службой страхового надзора, функционально-отраслевыми подразделениями исполнительных органов.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 237 от 6 марта 1998 г., на Министерство финансов РФ возложены следующие основные функции.

  • Подготовка предложений и реализация мер по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации.
  • Разработка проектов федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации.
  • Исполнение  в  пределах своей компетенции  федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Феде рации.
  • Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Функции Федерального казначейства Российской Федерации.

  1. Организует распределение в установленных размерах доходов между федеральным    бюджетом Российской Федерации и бюджетами республик в составе Российской Федерации.
  2. Осуществляет управление доходами и расходами федерального бюджета Российской Федерации и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства Российской Федерации, как в рублях, так и в иностранной валюте.
  3. Руководит работой территориальных органов федерального казначейства.
  4. Разрабатывает и утверждает методологические и инструктивные материалы, устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности по вопросам, относящимся к компетенции казначейства.
  5. Организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации.

Функции Счётной  палаты Российской Федерации

  1. Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных 
    фондов по объемам, структуре и целевому назначению.
  2. Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральный собственности.
  3. Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
  4. Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации.
  5. Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Функции Федеральной налоговой службы.

Налоговые инспекции выполняют  следующие функции:

  1. ведут в установленном порядке учет налогоплательщиков;
  2. предоставляют финансовым органам и органам казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и платежей;
  3. координируют проведение с правоохранительными и контролирующими республиканскими органами мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
  4. передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
  5. производят   осмотр,   фиксацию   содержания   и   изъятия   у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения;
  6. приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Система налоговых органов построена  в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации. Основным элементом в этой системе являются государственные налоговые инспекции районов, городов.

Глава 2

Характеристика  современной финансовой системы  Российской Федерации

Дописать  текс про финансовую систему РФ, общие понятия и др.

2.1 Государственный бюджет

Центральным элементом финансовой системы государства является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. В статье 6 Бюджетного кодекса РФ даётся следующее определения бюджета: « Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственной власти и местного самоуправления. »  При употреблении термина «бюджет» на практике, под ним понимается как  денежный фонд находящийся в руках государства, так и документ, определяющий порядок его образования и использования.

Субъектами бюджетных отношений являются:

  1. Российская Федерация и ее субъекты (национально-государственные и административно территориальные образования);
  2. органы местного самоуправления;
  3. организации — получатели бюджетных средств.

Уровни бюджетной  системы Российской Федерации.

 В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  1. федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местных бюджетов.

В настоящее время бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджетов республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетов автономных окру

Принципы построения бюджета:

Бюджетная система РФ строится  на ряде принципов. В бюджетном кодексе  РФ этим принципам посвящен ряд статей. Статья 28 БК устанавливает перечень принципов. И каждая последующая  статья посвящена отдельному принципу:

  • Единство бюджетной системы
  • Самостоятельность бюджетов
  • Равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований
  • Полнота отражения доходов и расходов бюджетов
  • Сбалансированность бюджетов
  • Результативность и эффективность использования бюджетных средств
  • Общее покрытие расходов бюджета
  • Прозрачность и открытость
  • Адресность и целевой характер бюджетных средств
  • Единство кассы

Важнейшим является принцип самостоятельности  всех бюджетов.

Бюджетное законодательство и бюджетная  практика различают понятия бюджет государства и государственный бюджет. На основании Конституции РФ государственный бюджет носит название федерального, а бюджет государства – это консолидированный бюджет Российской Федерации.

Бюджетное законодательство – это совокупность нормативно – правовых актов РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, которыми регулируются бюджетные правоотношения, возникающие в процессе  составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а так же финансового контроля над исполнением бюджетов, имеющих иерархическую соподчинённость.

Бюджетное законодательство включает в себя Бюджетный Кодекс РФ и принятые в соответствии с  ним:

  • Федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год;
  • Законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год;
  • Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных бюджетах на соответствующий год;
  • Иные федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения;
  • Нормы международного права.

Понятие «консолидированный бюджет» было включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.

В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. (Приложение 1)

Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации