Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики.
Основные налоговые доходы федерального бюджета. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (в соответствии с нормативами отчислений):
Основные неналоговые доходы федерального бюджета. В федеральный бюджет зачисляются следующие налоговые доходы:
Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов на национальную оборону, международную деятельность, фундаментальные научные исследования. Через федеральный бюджет проходит финансирование—100% общегосударственных расходов на национальную оборону и международную деятельность, 95% — на фундаментальные научные исследования, 83% — на правоохранительную деятельность, 50% — на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты. Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. Важна роль показателей консолидированных бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, т.е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему.
Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов.
В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества.
Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы из бюджета на науку, оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др. Величина бюджетных расходов зависит от многих факторов. Она определяется объёмом ВВП страны; величиной доходов государства, которая в свою очередь зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов.
Объем бюджета Российской Федерации в 2007 г. (Приложение 2). (переделать данные за 2009-2010 года)
Из таблицы следует, что в бюджетных доходах РФ преобладают налоговые доходы, наиболее весомыми доходами бюджета являются косвенные налоги- НДС и налог на прибыль организаций (более %).
Рейтинг национальных бюджетов.
В десятке стран с самыми большими бюджетными расходами на душу населения - семь монархий и всего одна крупная экономика. Россия - на 73-м месте. (Приложение 3,4)
На верхних строчках предсказуемо оказались богатые страны, которые поддерживают высокий уровень жизни своих граждан, перераспределяя через бюджетную систему значительную долю ВВП. Первые три десятка стран, лидирующих в рейтинге, по классификации Всемирного банка (ВБ) относятся к группе государств с высокими доходами (валовой национальный доход на душу населения в 2006 году выше $11 116). Кроме того, они имеют отношение бюджетных расходов к ВВП на уровне 40-50%. Нижнюю же часть рейтинга занимают бедные страны, по тем или иным причинам входящие в группу с низкими подушевыми доходами (менее $905). У них бюджетные расходы в среднем на уровне 20% ВВП (за исключением 56% у Зимбабве).
Возглавляет рейтинг Люксембург с показателем бюджетных расходов на одного жителя $35,3 тыс., у него самый высокий показатель подушевого ВВП - $70 тыс. В первую десятку попали Катар, Бруней и Кувейт - маленькие страны с большими запасами углеводородов. Катар, занявший второе место в рейтинге, лишь ненамного уступает Люксембургу по показателю подушевого ВВП.
В обоих странах высокое отношение бюджетных расходов к ВВП: 55 и 59% . Султанат Бруней - юго-восточная монархия, а отношение бюджетных расходов к ВВП здесь вообще самое высокое в мире, без малого 88%. На четвертой, шестой и восьмой строках - Норвегия, Швеция и Дания. Доля ВВП – более 50%.
Замыкают рейтинг беднейшие страны Африки и Афганистан. Его последнее место выглядит логично, если учесть, что экономика страны только начинает восстанавливаться после десятилетий вооруженных конфликтов. По данным Азиатского банка развития, подушевой ВВП в долларах по валютному курсу вырос с $246 в 2006 году до $355 в 2007-м. В пятерке африканских стран, замыкающих рейтинг, самые низкие подушевые показатели ВВП в мире: у Гвинеи и Того - менее $1 тыс., а у Демократической республики Конго - и вовсе меньше $300.
Страны ранжированы по показателю бюджетных расходов на душу населения, выраженному в долларах США по паритету покупательной способности (ППС). Под ППС понимается соотношение национальной валюты с американской, учитывающее их покупательную способность применительно к определенному набору товаров и услуг. Когда необходимо сравнить показатели в разных странах, наиболее надежен именно формат ППС - он учитывает разницу в уровнях цен.
2.2 Государственные внебюджетные фонды
В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета и на их основе были созданы внебюджетные фонды. Такие действия были обусловлены стремлением центральных органов власти:
Внебюджетные фонды — это совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.
Внебюджетные фонды, как и бюджет, способствуют государственному регулированию социальных процессов, содействуют более справедливому распределению национального дохода между социальными слоями населения.
Внебюджетные фонды выполняют следующие функции:
Распределительная функция выражается в перераспределении через внебюджетные фонды части национального дохода в пользу определенных социальных слоев населения.
Контрольная функция проявляется в сигнализации обществу о возникших отклонениях в производственном либо социальном процессе.
Централизованные и децентрализованные внебюджетные фонды. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.
1. Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач.
В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входят:
2. Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:
1) по решению региональных
и муниципальных органов
2)для решения отраслевых задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, Фонд конверсии и др.).
Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления фондов и представляются Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.
В настоящее время доля средств, поступающих в государственные внебюджетные фонды, в финансовых ресурсах государства составляет примерно 12%.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 144) в Российской Федерации функционирует ряд внебюджетных социальных фондов.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения граждан. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991 г.
В соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.
Страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страхователями являются лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), и адвокаты.
Застрахованные лица — это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: