Финансовая система Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 04:31, курсовая работа

Описание работы

Денежной единицей в стране служит иена, эмиссию которой осуществляет Банк Японии. Центральный банк стремится держать под контролем курс иены путем покупки и продажи валюты на финансовых рынках. Им регулируются также процентные ставки и объемы кредитов. В Японии существует высокоразвитая система частного финансирования, имеющая в своей основе 13 банков (5 из которых относятся к числу 10 крупнейших в мире) и множество специализированных кредитных учреждений. Правительственные финансовые учреждения выдают ссуды в основном в таких отраслях, как судоходство, энергетика, добыча угля и химическая промышленность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы становления финансовой системы государства
Сущность финансов и финансовой системы……………...............................5
Эволюция финансовой системы……………………………………………...9
Современная структура финансовой системы……………………………..17
Глава 2 Анализ финансовой системы Японии
2.1 Бюджетная система Японии………………………………………………...22
2.2 Налоговая система…………………………………………………………...26
2.3 Денежно-кредитная система Японии………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………43
Список используемой литературы………………………………………..........46

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 76.29 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

(ГОУ ВПО ВСГУТУ)

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: «Финансы»

 

на тему: «Финансовая система  Японии»

 

 

 

 

 

 

                                                         Выполнила: студентка Б 511-5 гр.             Щербакова Е.С.

                                                                     Проверила: Дмитриева Н.Н.

 

 

 

 

Улан-Удэ

2013 г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретические основы становления финансовой системы  государства

    1. Сущность финансов и финансовой системы……………...............................5
    2. Эволюция финансовой системы……………………………………………...9
    3. Современная структура финансовой системы……………………………..17

Глава 2 Анализ финансовой системы  Японии

2.1 Бюджетная система Японии………………………………………………...22

2.2 Налоговая система…………………………………………………………...26

2.3 Денежно-кредитная система  Японии………………………………………33

Заключение………………………………………………………………………43

Список используемой литературы………………………………………..........46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Денежной единицей в стране служит иена, эмиссию которой осуществляет Банк Японии. Центральный банк стремится  держать под контролем курс иены путем покупки и продажи валюты на финансовых рынках. Им регулируются также процентные ставки и объемы кредитов. В Японии существует высокоразвитая система частного финансирования, имеющая  в своей основе 13 банков (5 из которых  относятся к числу 10 крупнейших в  мире) и множество специализированных кредитных учреждений. Правительственные  финансовые учреждения выдают ссуды  в основном в таких отраслях, как  судоходство, энергетика, добыча угля и химическая промышленность.

Развитие японской экономики  в последнюю четверть ХХ века характеризуется  интенсивной структурной перестройкой. Главные направления перестройки - это автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых  наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо-организационных структур.

В Японии принята национальная программа создания информационного  общества. Важная роль в данной программе  отводится финансовой системе.

Прежде чем рассмотреть  финансовую систему страны, дадим  определение финансовой системе  в целом.

Под финансовой системой понимают совокупность финансовых учреждений страны, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых учреждений). Финансовый сектор экономики в широком понимании включает финансовые институты, контролирующие, наблюдательные органы, а также финансовые союзы. Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов.

Финансовые институты  в рамках финансового сектора  включают организации, относящиеся  к банковской системе, а также  к небанковским финансовым посредникам. В свою очередь, в банковской системе  особое место отводится центральным  банкам.

В экономически развитых странах  традиционно выделяют два основных типа финансовых систем – сегментированную и универсальную.

В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые  не относятся к банковским. Классическим образцом такой системы считается немецкая.

В сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять  небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение  сфер деятельности и отдельных операций.

Приведенное деление на универсальные  и сегментированные финансовые системы  в современных условиях все же не носит абсолютного характера. Наиболее типичными представителями  сегментированных систем являются США, Великобритания и Японии.

Перейдем к рассмотрению финансовой системы Японии. Изучение финансовой системы Японии представляет интерес для российских специалистов в области экономики и финансов.

 

Глава 1. Теоретические основы становления финансовой системы государства.

 

1.1 Сущность финансов и финансовой системы

 

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без  финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру  экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности  у хозяйствующих субъектов и  государства обусловливают возникновение  разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими  лицами – с другой. Отношения  между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые  общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку  финансовых отношений можно проводить  по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений  в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей  природе распределительными, так  как распределяют часть стоимости  общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды  целевого назначения в зависимости  от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному  признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения  при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти  сферы и звенья тесно связаны  между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими  отношениями и фондами.

Таким образом, финансовая система  – это совокупность сфер и звеньев  финансовых отношений, связанных с  ними денежных фондов и органов управления финансами. Говоря о финансовой системе  государства, мы, прежде всего, подразумеваем  динамическое единство, взаимообусловленность  и взаимодействие всех элементов  в процессе функционирования.

Финансовая система - явление  собирательное и, таким образом, не имеющее собственного правового  значения. С этим связано и следующая  особенность финансовой системы - глубокая зависимость от социально-экономической  формации, господствующей в тот или  иной период в общественном производстве. И поскольку финансовые отношения  есть отношения экономические, логично  предположить, что, очевидно, возможна как «финансиализация», так и «дефинансиализация» тех или иных отношений, равно как и общее расширение или сокращение объема финансовой системы.

В связи с этим, широкое  распространение получило следующее  определение финансовой системы  – это совокупность управленческих и финансовых институтов и их взаимодействие в соответствии с законодательством.

Кроме того, существует сходное  понятие «система финансов».

Система финансов – это  совокупность однотипных экономических  отношений, объединенных в рамках понятия  и функции финансов.

Роль финансовой системы  сводится к правовому регулированию  финансовых отношений, т.е. с помощью  финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также  роль финансовой системы заключается  в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции  социально-экономического развития страны. Такое влияние осуществляется через  финансово-кредитный механизм двумя  методами:

- финансовое обеспечение  (государственный бюджет);

- финансовое регулирование  (система налогов).

Таким образом, можно сказать, что ни одна система в стране не занимает такое важное значение и место как финансовая.

Функции финансовой системы  остаются стабильными, в целом неизменны  и соответствуют определению  финансов, как совокупности денежных отношений. Большинство российских исследователей указывают, что финансовая система призвана решать определённые задачи:

- распределение и перераспределение  валового внутреннего продукта  посредством осуществления комплекса  коммерческих, финансовых и фискальных  операций, влияя, таким образом,  на темпы и направленность  экономического и социального  развития страны или региона;

- обеспечение взаимодействия  между государственными органами  управления, хозяйствующими субъектами  и населением в процессе формирования  и использования централизованных  и децентрализованных денежных  фондов.

При этом имеется в виду, что предназначенность финансовой системы заключается в установлении такого количественного и качественного  взаимодействия органов государственного управления с хозяйствующими субъектами, которое бы отвечало целям финансовой системы. Куцури Г.Н. утверждает, что основной целью функционирования финансовой системы является социально-экономический рост государства или региона, обеспечиваемый оптимальным соотношением доходной и расходной частей бюджета. Другие исследователи при определении цели финансовой системы не акцентируют внимания на государственных финансах, определяя, что основной целью является трансформация из накопленного капитала (сбережений) в инвестиции.

Цель и задачи определяют функции финансовой системы, которые  выражают сущность финансов как экономической  категории.

Часть экономистов (Л.А. Дробозина, В.М. Родионова) считает, что финансовой системе присущи две функции: распределительная и контрольная. Некоторые исследователи считают, что финансовая система имеет и другие функции: оперативную, стимулирующую, перераспределительную, воспроизводственную.

Некоторые исследователи  выделяют следующие функции финансовой системы:

- обеспечение способов  перемещения экономических ресурсов  во времени, через границы государств  и из одних отраслей в другие;

- обеспечение способов  управления рисками;

- обеспечение способов  клиринга и осуществления расчётов, способствующих торговле (расчетно-платежная  функция);

- обеспечение механизма  объединения финансовых ресурсов  и разделения владения в различных  предприятиях (паевого участия в  капитале);

- информационная поддержка  (снабжение ценовой информацией,  позволяющей координировать децентрализованный  процесс принятия решений разных  отраслях экономики).

При этом предполагается, что  основной функцией любой системы  является управление. Основной функцией финансовой системы является управление совокупностью денежных отношений  какого-либо характера. Таким образом, финансовая система – это сложное финансово-экономическое образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений между ними.

Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений  в экономике, как финансовая система  государства. Роль финансовой системы  в экономике страны очень велика, и от правильного исполнения ее функций, зависит финансовое положение государства.

 

1.2 Эволюция финансовой  системы Японии

Процесс формирования системы  экономических отношений Японии, охватывающий период IV-VI вв., проходил под сильным воздействием моделей  развития Китая и Кореи. Особый вклад  в зарождение основ японской цивилизации  внесли принц Сетоку-тайси и принц Кару, которые последовательно реформировали механизм экономического и политического регулирования путем проведения всеобщей китаизации государства. Так, в 604-605 гг. был создан первый свод японских законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма. Японцы переняли у китайцев иероглифическое письмо (правда, позднее существенно его реформировали). Процесс китаизации был настолько обширен и глубок, что некоторые исследователи даже отказывают японской цивилизации в самостоятельности, считая ее вторичной по отношению к китайской. Но заимствования не лишили страну самобытности. К тому же нарастающее стремление к полной культурной автономии привело к полной изоляции Японии с XVI в. Под страхом смертной казни японцам было запрещено покидать острова. Торговля велась исключительно с Китаем и Голландией, да и то только в установленных местах. Тем не менее, ревностное отношение к собственной культуре сочеталось со способностью продуктивно осваивать опыт других цивилизаций, который японцы черпали из европейских книг, попадавших в страну через голландских купцов. Денежное обращение было не развито и в основном носило децентрализованный характер. Расчеты с торговцами велись преимущественно на товарной основе. 
Буржуазная революция 1868 г. положила конец феодальному строю Японии, предоставив возможность формирования единой судебной системы, отмены ограничений для свободного предпринимательства и торговли, и образования кредитно-финансовых учреждений. Эти умеренные буржуазные реформы получили название реформы Мэйдзи. Началась индустриализация страны; быстро протекал в Японии процесс концентрации капитала и производства. На протяжении тридцати лет, последовавших за принятием в 1872 г. закона о национальных банках, была создана большая часть японских государственных (специальных) и частных банков, в том числе и Банк Японии в 1882 г, который по закону 1889 г. получил право фидуциарной банкнотной эмиссии. В 1897 г. закон о коммерческих банках легализовал организацию банковской системы по европейским образцам, и в том же году в Японии был введен золотой стандарт. Данные экономические преобразования сопровождались агрессивной политикой колониальных захватов в Китае (1894-1895 гг.) и России (1904-1905 гг.), что закрепило за Японией статус крупной колониальной державы. 
Продолжавшаяся военная кампания Японии (захват Манчжурии, подготовка ко второй мировой войне) в череде с мировыми финансовыми кризисами в 1929-1933 гг. привели к нарушению равновесия в монетарной архитектонике государства. Так, с 1914 по 1920 гг. денежная масса выросла в трое, а иена обесценилась на 64%. В 1927 г. Япония стала свидетельницей острого банковского кризиса, который усугубил монополизацию банковской системы, сократив число банков в 1928 г. вдвое по сравнению с 1918 г. (в 1910 г. – 1621 банк, в 1925 г. – 1577 банков, в 1936 г. 424 банка). С отменой золотого стандарта в 1931 г. масса денег вновь увеличилась, теперь уже в 1,6 раза в 1937 г., а оптовые цены выросли на 68%. В целом на протяжении всех военных лет наблюдался структурный кризис милитаризованной экономики. 
В 1942 г., в условиях военной экономики, когда усилился государственно-монополитстичекий контроль над хозяйством, была создана Национальная финансовая контрольная ассоциация, которой была подчинена деятельность всей кредитной системы. Банки были обязаны вкладывать в облигации государственных военных займов не менее 75% прироста своих депозитов. В годы войны были созданы специальные кредитные учреждения для осуществления экспансии в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, временно оккупированных японскими военными. 
Послевоенный период с 1945 по 1950 гг. был периодом восстановления страны из состояния разрухи и хаоса. В эти годы более половины работоспособного населения было занято главным образом в сельском хозяйстве, что обеспечивало стране аграрный статус. Структура денежного обращения в послевоенный период заметно изменилась. В ходе второй мировой войны, когда инфляция получила большое развитие, доля наличных денег в нем возросла с 30 до 56%, а депозитных - соответственно сократилась. Тяжелый кризис переживала банковская система. Банки столкнулись с большими трудностями потому, что лишились возможности кредитовать на выгодных условиях (то есть предоставлять кредиты под гарантии правительства, а то и просто «проводить» государственные средства) предприятиям, занимающимся военным производством. Более того, последние оказались не в состоянии вернуть значительную часть занятых средств, в результате чего обострилась проблема невозвратных кредитов. 
Вторая половина 1940-х гг. – это время жесткого централизованного распределения крайне ограниченных финансовых ресурсов. Созданный для оперативного управления хозяйства и располагавший большими полномочиями государственный орган – Штаб стабилизации экономики – ежеквартально разрабатывал и принимал планы распределения финансовых средств между отраслями, которые подлежали утверждению правительством. Все финансовые ресурсы, так или иначе находившиеся под контролем государства, распределялись в соответствии с этими планами. В январе 1947 г. был создан государственный финансовый институт – Фонд финансирования восстановления хозяйства. Приоритетными объектами кредитования Фонда стали угольная и сталелитейная промышленность, производство удобрений, электроэнергетика, которые рассматривались как ключевые для подъема экономики. В 1947 г. Фонд обеспечивал 33%, в 1948 г. – 15% всех кредитов отраслям. 
В силу низкого уровня валютных резервов все операции по текущему и капитальному счету платежного баланса были запрещены и в стране действовал механизм обязательной продажи валютной выручки. По мере экономической стабилизации в стране валютные операции по текущему счету были постепенно либерализованы, в 1964 г. Япония присоединилась к VIII статье Устава МВФ, в 1979 г. отменила ограничения по капитальному счету. В целях стимулирования экспорта важную роль сыграли правительственные институты – Экспортно-импортный банк Японии, созданный в 1950 г., система внешнеторгового страхования, налоговая система (освобождение от налогообложения доходов от экспорта). Кроме того, сотрудничество с международными финансовыми организациями значительно повысило кредитный рейтинг Японии (вступление В МВФ и Всемирный банк в 1952 г.). В 1949 г. возобновил свою работу фондовый рынок, закрытый сразу после окончания войны. 
В 1945-1951 гг. инфляция в Японии приняла невиданный размах. Масса денег в обращении выросла в 15 раз, оптовые цены – в 343 раза. Наученные опытом высокой инфляции, когда стоимость иены в 1950 г. упала до 0,4% от уровня 1936 г. (с сентября 1945 г. 1 доллар = 15 иенам, с марта 1947 г. – 50 иенам, с июля 1948 г. – 270 иенам), приоритетами японских властей стали стабилизация денежного обращения и цен. Вплоть до апреля 1949 г. Япония практиковала административный режим множественности валютных курсов, после которого был установлен фиксированный обменный курс: 360 иен за 1 доллар. Он сохранился до 1971 г., ознаменовав собой стабилизацию в монетарной сфере японской экономики. Кроме того, в 1955-1970 гг. среднегодовой прирост цен составил 1%, да и ежегодный прирост ВВП был отмечен на высоком уровне 9,7%. В 1953 г. вследствие инфляции из обращения были изъяты деньги достоинством меньше одной иены – сена и рина. Причем 1 сена равнялась 10 рин, а 1 иена содержала 100 сен. 
Однако в 1970-х гг. под влиянием нефтяного шока инфляция возобновилась, составив в 1973-1980 гг. 9,6%. Нефтяной кризис 1973 г. был вызван взлетом цен на нефть, когда вследствие войны на Ближнем и Среднем Востоке цены за короткое время подскочили в 2 раза. Поскольку Япония полностью покрывает потребности нефти за счет импорта, то экономика страны оказалось в тяжелой депрессии. В то время появились даже теории так называемого «нулевого роста», авторы которых полагали, что рост уже невозможен. В 1974 г. впервые за послевоенный период был зафиксирован отрицательный экономический рост. Выход из нефтяного кризиса был найден за счет изменения промышленной структуры, практически исчезли предприятия, занимающиеся выплавкой алюминия, которые требовали чрезвычайно много электроэнергии в процессе производства. В результате преодоление экономических потрясений позволило восстановить экономический рост с 1975 по 1985 гг. до 3-5% ежегодно, в 1986-1991 гг. – 4,6%. 
Кризис доллара США вынудил органы монетарного регулирования отказаться от привязки к данному якорю и в августе 1971 г. ввести плавающий курс иены в рамках узкого коридора, а с февраля 1973 г. перейти к свободно плавающему курсу. В связи с этим был достигнут рост курса с 315 иен за 1 доллар в 1971 г., до 195 иен в 1978 г., а в 1988 г. до 130,2 иен. Повышение курса иены способствовали продолжавшаяся структурная перестройка экономики Японии на современной технологической основе, рост конкурентоспособности японских экспортных товаров, заметное увеличение покупательной способности иены в условиях относительной стабилизации денежного обращения и цен. Рост курса иены был связан с политикой Вашингтона, направленной на поддержание искусственно заниженного курса доллара: таким образом администрация США стремилась расширить американский экспорт, затруднить импорт и на этой основе попытаться сократить дефицит во внешней торговле с Японией и в целом в платежном балансе США. Трудности, вызванные ростом курса иены, удалось преодолеть за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП. 
Середина 1970-х и начало 1980-х гг. ознаменовались новым витком инфляционных процессов в стране. Повышение цен было вызвано политикой монополий, а также ростом цен на импортное топливо, сырье и продовольствие. В 1970-е гг. цены на импортное продовольствие возросли вдвое, на минеральное топливо – в 4,7 раза, в том числе на сырую нефть – в 10,5 раза. Во многом на возникновение инфляции в стране сыграла политика эмиссионного финансирования бюджетного дефицита. В 1975 г. японский парламент принял закон, предусматривающий выпуск специальных облигаций для финансирования расходов бюджета. В течение какого-то времени сохранялась старая система размещения, но закупки Банком Японии во избежание инфляции не были расширены. В результате накопления банками неликвидных облигаций экономика вплотную приблизилась к угрозе банковского кризиса. Ограничения постепенно снимались и к 1977 г. в Японии был создан привлекательный как для финансовых учреждений, так и для физических лиц рынок правительственных облигаций. Меры по либерализации рынка государственных обязательств шли параллельно с его ростом. Отношение размеров долга в ВВП увеличилось с 0,6% в 1965 г. до 42,7% в 1986 г. Обслуживание долга возросло за тот же период с 0,6% до 20,9%. Основную часть его обслуживания (22% расходов бюджета) составили выплаты процентов по обязательствам. В 1984 г. одной из приоритетных целей правительства стало снижение зависимости бюджета от государственных займов. Для этого была продолжена либерализация и развитие рынка государственный ценных бумаг. В октябре 1985 г. создается рынок форвардных сделок с облигациями госзайма. А в 1990-х гг. стал полноценно функционировать рынок форвардных контрактов. 
В середине 1980-х гг. огромное положительное сальдо в торговле с США и странами Европы стало источником острых конфликтов и ключевым вопросом межгосударственных экономических отношений для Японии. Правительство страны признало, что положительное сальдо торгового баланса – результат структурной диспропорции экономики, слишком ориентированной на экспорт. Были введены льготы для импортеров, чтобы выровнять торговый баланс и переориентировать промышленность на внутренний рынок. Но ревальвация иены (ее курс к доллару поднялся с 200 в 1985 г. до 125 в 1991 г.), несколько притормозив рост товарного экспорта, ускорила вывоз капитала. От продолжительного экспортного бума японские банки получали огромный приток ликвидных средств, который из-за высокой стоимости японской рабочей силы вкладывался не столько в производственные мощности промышленных предприятий, сколько в спекулятивные сделки с акциями и недвижимость. 
В целом к 1990-м гг. Япония достигла высокого уровня развития кредитной системы, обеспечив также определенный уровень доверия для привлечения вкладов, создания кредитного механизма, обеспечивающего предоставление средств экономическим субъектам в необходимом месте под низкий процент. Плодотворной мерой стала реформирование системы банковского надзора, результатом которой стало то, что за 50 послевоенных лет в Японии не было ни одного случая массового изъятия вкладов или внезапного банкротства банка. В случае появления проблемных банков, для предотвращения риска распространения проблем на другие банки использовался с одной стороны такой инструмент, как слияние проблемных банков с каким-либо крупным банком на основании указаний соответствующих органов; с другой – для того, чтобы избежать морального ущерба, всячески подчеркивался общественный характер банков (принцип общественной ответственности). Строгие нормы в целях обеспечения доверия были установлены и для эмиссии корпоративных облигаций. Благодаря тому, что право на эмиссию предоставлялось только компаниям с устойчивым финансовым положением, и не допускался выпуск «бросовых» облигаций, не было случаев дефолта по корпоративным облигациям. В случае угрозы дефолта проблемные бумаги выкупались банками-агентами, что по сути означало наличие у корпоративных облигаций банковской гарантии. 
Но достигнутая к середине 1990-х гг. относительная стабильность в кредитной сфере японской экономики была прервана коллапсом всей системы кредитно-финансовых учреждений. Так, в 1996-1997 гг. впервые за весь послевоенный период начались банкротства банков. Данный факт сыграл особую дестабилизирующую роль, т.к. продемонстрировал потерю способности Минфина контролировать ситуацию в финансовом секторе экономики и выступать гарантом ее стабильности. Первыми закрылись небольшой местный банк «Ханва гинко», работавший в префектуре Вакаяма, и крупный банк «Хоккайдо такусеку гинко». В ноябре 1997 г. закрылись четыре брокерские компании, в том числе одна из старейших – «Ямаити секэн». Впервые имел место дефолт на рынке онкольных ссуд (межбанковский кредитный рынок в Японии). Банковский кризис в Японии по времени совпал с распространяющимся по Юго-Восточной Азии «азиатским вирусом». Однако по сути это были абсолютно различные финансовые потрясения. Среди причин нестабильности функционирования японских кредитно-финансовых учреждений выделяют следующие две. 
Во-первых, падение цен на недвижимость в первой половине 90-х годов привело к снижению реальной стоимости залогового обеспечения, которое в большинстве своем состояло из объектов недвижимости. 
Во-вторых, глубокая интернационализация банковской деятельности привела к проявлению существенных недостатков. Низкий профессионализм менеджеров японских банков, отсутствие долголетнего опыта проведения сделок на западных валютно-фондовых рынках, и как следствие, кредитование сомнительных инвестиционных проектов, рост рискованных операций с ценными бумагами и деривативами, - все это повлекло убытки большинства японских банков и снижение доверия к ним со стороны финансовых кругов США и стран Западной Европы. 
Выход из сложившейся ситуации японское правительство увидело в том на боре рычагов и инструментов, который, во многом и сопутствовал зарождению дестабилизации экономической системы страны. Вместо проведения реформы банковского менеджмента, власти вновь усилили протекторат Минфина и других органов государственного управления. В частности вливание бюджетных средств в форме покупки государством обыкновенных, привилегированных акций, а также облигаций коммерческих банков не принесло ожидаемых результатов и на текущий момент времени.

Информация о работе Финансовая система Японии