Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 04:31, курсовая работа
Денежной единицей в стране служит иена, эмиссию которой осуществляет Банк Японии. Центральный банк стремится держать под контролем курс иены путем покупки и продажи валюты на финансовых рынках. Им регулируются также процентные ставки и объемы кредитов. В Японии существует высокоразвитая система частного финансирования, имеющая в своей основе 13 банков (5 из которых относятся к числу 10 крупнейших в мире) и множество специализированных кредитных учреждений. Правительственные финансовые учреждения выдают ссуды в основном в таких отраслях, как судоходство, энергетика, добыча угля и химическая промышленность.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы становления финансовой системы государства
Сущность финансов и финансовой системы……………...............................5
Эволюция финансовой системы……………………………………………...9
Современная структура финансовой системы……………………………..17
Глава 2 Анализ финансовой системы Японии
2.1 Бюджетная система Японии………………………………………………...22
2.2 Налоговая система…………………………………………………………...26
2.3 Денежно-кредитная система Японии………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………43
Список используемой литературы………………………………………..........46
2.2 Налоговая система
В Японии более 64 % всех
налоговых поступлений
Доходная часть
бюджета страны и бюджетов префектур
строятся не только на налогах. В Японии
по сравнению с рядом других стран
довольно высока доля неналоговых поступлений.
Так, в государственном бюджете
налоги составляют около 85% и неналоговые
средства — 15%, местные органы управления
имеют до четверти неналоговых поступлений.
Сюда входят: арендная плата, продажа
земельных участков и другой муниципальной
недвижимости, пени, штрафы, продажа
облигаций, доходы от лотерей, займы. В
неналоговые статьи дохода включается
также остаток предыдущего
Налоговая система
Японии характеризуется
В стране действуют около 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:
• прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц;
• прямые налоги на имущество;
• потребительские налоги.
Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение.
Самый высокий доход государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33,48%, префектурный подоходный налог — 5% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог — 12,3% от государственного, или 4,12% от прибыли. В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры.
Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40 и 50%. Кроме этого действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10 и 15%, а также существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в 3200 иен в год.
Казалось бы, прямые подоходные налоги очень высоки. Но следует иметь в виду, что установлен довольно значительный необлагаемый минимум, который учитывает и семейное положение налогоплательщика. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные налоговые льготы имеют многосемейные. Средний годовой доход жителя Токио составлял в первой половине 1990-х годов 7100—7500 тыс. иен. В других префектурах Японии он обычно ниже. У среднеоплачиваемого человека может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.
Налоги на имущество юридические и физические лица вносят по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% от стоимости имущества. Переоценка производится один раз в три года. В объем налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, то есть при приобретении или продаже имущества. В эту же группу входят: налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель.
Среди потребительских налогов Японии основную роль играет налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В настоящее время его ставка повышена до 5%. Существенно пополняют бюджет налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, на табачные изделия, на нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги (проживание в гостиницах, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т. д.). К этой же группе относятся и таможенные пошлины. Иногда налог возникает при превышении определенной суммы, на которую оказывается услуга. Например, обед в ресторане не подлежит обложению его стоимости до 7,5 тыс. иен. Если он дороже, то к цене добавляется 3 %-й налог.
Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т. д. Собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных сборов, обеспечивают в последние годы около 40% доходной части местных бюджетов.
Местные налоги отнюдь
не доминируют в местных бюджетах,
составляя значительно меньше половины
их доходной части. Это отличает японскую
налоговую систему от североамериканской,
где местные налоги зачастую превышают
две трети бюджета
Достаточно интересна структура местных налогов. Из общей суммы местных налогов более половины приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, только третье место занимают потребительские налоги.
Соотношение общегосударственных налогов несколько иное, хотя общие тенденции те же. Государственные подоходные налоги занимали в 1993 г. 56,5% (почти столько же, сколько среди местных налогов), имущественные — 25% и потребительские — 18,5%. Это соотношение вполне естественно, если учесть, что значительная доля имущественных налогов направляется в местные бюджеты.
Распределение различных
групп налогов между
Налогообложение физических лиц и местные налоги в Японии
В настоящее время в Японии действует около 50 разных налогов. Основу всех налоговых поступлений в госбюджет — около 70% — составляют подоходный налог и налог с юридических лиц.
Подоходный налог взимается со всех видов доходов, которые получают частные лица.
Человек, обязанный
уплатить подоходный налог, должен сам
подсчитать свой доход за период с 1
января по 31 декабря и соответствующую
сумму налога и сообщить эти сведения
в местное налоговое
Затраты по каждому из этих видов доходов учитываются по-своему. Сведения должны быть представлены в местное налоговое управление в период с 16 февраля по 15 марта. В случае опоздания сумма налога увеличивается на 15%.
По сравнению с другими странами, в Японии ставки налогов выше. Так, даже после налоговой реформы 1988 г., упростившей шкалу налогов и снизившей процент, максимальная ставка центрального подоходного налога составляет 50% (при доходе свыше 30 млн. иен). Если к нему еще прибавить 15% налог на проживание, им облагается доход как физических, так и юридических лиц за предыдущий год. Причем его должны платить даже те, кто не имеет ни работы, ни дохода в текущем году, но имел доход в прошедшем, то в сумме получается 65%, в то время как в США максимальная ставка составляет всего 28%.
У обычных служащих
налоги вычитаются при расчете зарплаты.
Если других доходов нет, то декларацию
можно не подавать. Ежегодный доход,
однако, при этом не должен превышать
15 млн. иен. Если размер налогов, взятых
при расчете зарплаты, и реальная
сумма налогов, которая должна быть
уплачена, не совпадают, в конце года
проводится корректировка в
Налоговое управление
проводит выборочную проверку правильности
заполнения налоговых деклараций. Проводятся
также инспекции особо злостных
неплательщиков. Отделы проверок и
инспекций национального
Налог с юридических
лиц взимается с доходов от
предпринимательской
Потребительский налог взимается в размере 3% цены практически с каждого товара или услуги. Это косвенный налог, поскольку включается в цену товара и оплачивается потребителем. Потребительским налогом не облагаются операции по купле-продаже земли, услуги коммунальных служб, плата за поступление в школу и обучение, плата за профилактический осмотр у врача, плата за погребение и некоторые другие.
Есть также несколько особых видов косвенных налогов, например цена алкогольных напитков включает в себя 44% налог.
Существуют местные налоги:
* на проживание
в гостиницах и пользование
предприятиями общественного
*За один день
посещения горячих источников
с человека берут налог в
размере 150 иен, а за один
день использования поля для
игры в гольф — 800 иен. Эти
налоги взимаются
*Владелец автомобиля
вынужден платить целую уйму
налогов: 3% потребительский налог
на покупку и налог на
2.3 Денежно-кредитная система Японии
Эмиссионный институт – Банк Японии был учрежден в 1882 г. По закону 1889 г. он получил право фидуциарной банкнотной эмиссии. Золотой стандарт в Японии был введен в 1897 г.
Золотое содержание было установлено в 0, 75 г чистого золота. Во время Первой мировой войны размен банкнот на золото был прекращен. Официально золотой стандарт отменен в конце 1933 г.
Денежная единица Японии – иена содержит 100 сен, а одна сена десять рин. Однако вследствие инфляции деньги достоинством меньше одной иены были упразднены в 1953 г. – сена и рина были изъяты из обращения.
Банком Японии выпускается большое количество памятных монет из медно-никеливых сплавов, а также из драгоценных металлов. В обращении находятся монеты из медно-никеливых сплавов достоинством в 100, 50, 10, 5 и 1 иену.
После Второй мировой войны произошли изменения в денежной системе и структуре денежного обращения Японии. Принятое эмиссионное законодательство предусматривало формальные ограничения выпуска банкнот. Однако при необходимости бюджетного финансирования правительство могло пересмотреть лимиты эмиссии. Кроме того, практически отсутствовали лимиты банкнотной эмиссии под обеспечение коммерческих векселей или ценных бумаг, а также при покупке иностранной валюты.
Структура денежного обращения в послевоенный период заметно изменилась.
В ходе Второй мировой войны, когда остро стояла проблема инфляции, доля наличных денег в структуре денежного обращения возросла с 30 до 56%, а депозитных соответственно сократилась. В процессе восстановления экономики в 50-60-е гг. доля депозитных денег превысила довоенные показатели. Высокий удельный вес депозитных денег связан со структурой внутренней торговли: к началу 90-х гг. на оптовую торговлю, которую обслуживают в подавляющем большинстве безналичные расчеты, приходился 81 %, а на розничную – 19% торгового оборота.
Хотя в структуре денежного обращения доминируют депозитные деньги, с помощью эмиссии наличных денег Банк Японии оказывает определенное воздействие на динамику денежного обращения. В этих же целях используются различные меры кредитного регулирования.