Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 04:31, курсовая работа
Денежной единицей в стране служит иена, эмиссию которой осуществляет Банк Японии. Центральный банк стремится держать под контролем курс иены путем покупки и продажи валюты на финансовых рынках. Им регулируются также процентные ставки и объемы кредитов. В Японии существует высокоразвитая система частного финансирования, имеющая в своей основе 13 банков (5 из которых относятся к числу 10 крупнейших в мире) и множество специализированных кредитных учреждений. Правительственные финансовые учреждения выдают ссуды в основном в таких отраслях, как судоходство, энергетика, добыча угля и химическая промышленность.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы становления финансовой системы государства
Сущность финансов и финансовой системы……………...............................5
Эволюция финансовой системы……………………………………………...9
Современная структура финансовой системы……………………………..17
Глава 2 Анализ финансовой системы Японии
2.1 Бюджетная система Японии………………………………………………...22
2.2 Налоговая система…………………………………………………………...26
2.3 Денежно-кредитная система Японии………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………43
Список используемой литературы………………………………………..........46
1.3 Современная структура финансовой системы
По причине сложности не всегда можно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции – разделению системы на части (подсистемы) – и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности выделяют субъект и объект управления. Каждая из этих подсистем является сложной системой.
Подсистемами называют крупные составляющие сложных систем, которые обычно, в свою очередь, являются сложными системами. В качестве подсистем финансовой системы выступают сферы и звенья.
Структура финансовой системы – это совокупность её элементов и связей между ними.
Финансовая система состоит из трёх основных элементов:
- совокупность сфер и
звеньев финансовых отношений
(собственно финансовая
- совокупность создаваемых
в каждом звене денежных
- система финансовых органов
– финансовый аппарат (
Разграничение финансовой системы
на отдельные звенья обусловлено
различиями в задачах каждого
звена, а также в методах формирования
и использования
Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.
Финансовые системы разных стран имеют разный состав, что определяется разными государственными структурами и организационно - правовыми формами.
В учебниках советского периода
в структуре системы финансов
выделялись обычно две подсистемы:
финансы предприятий и отраслей
народного хозяйства и
Следует иметь в виду,
что первичные доходы сферы финансов
частных и государственных
- государственных и
- финансов хозяйствующих субъектов.
Как уже говорилось ранее,
классификационным признаком
Так, непосредственно участники
общественного воспроизводства, организации
и граждане, занимающиеся предпринимательской
деятельностью, производят товары и
занимаются оказанием услуг. Для
осуществления своей
Таким образом, для субъектов хозяйствования будут характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг.
Каждая сфера финансовой системы в свою очередь имеет структурные элементы. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным финансовой системы, так как именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов и начинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.
Группировка финансовых отношений внутри сферы субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования. Часть организаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.
Такие организации не преследуют
цель получения прибыли и не распределяют
полученную прибыль между учредителями.
Финансовые ресурсы им необходимы только
для осуществления своей
Участниками товарного производства
также выступают ПБЮЛ (предприятия
без образования юридического лица).
Под деятельностью таких
- финансы коммерческих организаций
- финансы некоммерческих организаций
- финансы ПБЮЛ.
Центральное место в финансовой
системе любого государства занимает
государственный бюджет, имеющий
силу закона финансовый план государства
(роспись доходов и расходов) на
текущий (финансовый) год. Бюджетный
кодекс Российской Федерации определяет
бюджет «как форму образования и
расходования фонда денежных средств,
предназначенного для финансового
обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления».
Таким образом, государственный
бюджет, являясь для государства
средством аккумулирования
Сфера финансов государственные
и муниципальные финансы
- финансы государственного бюджета
- финансы внебюджетных фондов
Государственный внебюджетный
фонд – это форма образования
и расходования денежных средств, образуемых
вне федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации. Государственные
внебюджетные фонды предназначены
для реализации конституционных
прав граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, социальное обеспечение
в случае безработицы, охрану здоровья
и медицинскую помощь и имеют
строгое целевое назначение. Расходы
и доходы (бюджет) государственных
внебюджетных фондов утверждаются законодательными
(представительными) органами в форме
закона (решения) аналогично закону (решению)
об утверждении государственного бюджета.
Формируются государственные
Таким образом в состав финансовой системы входят две крупные сферы и звенья, входящие в их состав.
Глава 2. Анализ финансовой системы Японии
2.1 Бюджетная система
Бюджетный год в Японии
продолжается с 1 апреля по 31 марта.
Доходы и расходы бюджета имеют определенную
группировку, включающую разделы, статьи
и параграфы. Доходы подразделяются на
7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы
- на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.
Подготовка проекта бюджета осуществляется
министерством финансов и его департаментами.
Другие министерства и ведомства готовят
предложения относительно объема и структуры
своих бюджетов, а также по некоторым другим
финансовым вопросам и не позднее 31 августа
направляют соответствующие документы
в бюджетный департамент министерства
финансов.
С сентября по декабрь бюджетный департамент
рассматривает поступившие материалы
и на их основе разрабатывает проект бюджета.
Проект направляется для согласования
в Управление экономического планирования,
а затем - на рассмотрение кабинета министров.
После внесения поправок, в январе правительство
представляет проект бюджета на рассмотрение
парламента. После обсуждения в бюджетной
комиссии парламент утверждает бюджет
в виде закона.
Согласно Конституции Японии парламенту
принадлежит исключительное право распоряжаться
государственными финансами.
Исполнение бюджета осуществляется министерством
финансов и иными министерствами и ведомствами.
Кассовое обслуживание бюджета производят
Японский банк и его отделения. Министерства
и ведомства в пределах установленных
им расходов представляют в Министерство
финансов свои платежные сметы, которые
министерством рассматриваются и утверждаются.
Далее копии смет направляются в Японский
банк и последний осуществляет соответствующие
операции.
Контроль за расходованием утвержденных
ассигнований проводится поквартально
в форме отчетов министерств и ведомств.
Контролеры министерства финансов изучают
полученные отчеты, проверяют данные и
составляют общий отчет об исполнении
бюджета по доходам и расходам.
Общий отчет представляется правительству,
которое, в свою очередь, отправляет его
на рассмотрение ревизионного бюро. После
того. как ревизионное бюро даст заключение,
отчет утверждается правительством и
передается на рассмотрение и утверждение
в парламент.
Доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени. штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п. Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран. Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них - пенсии по старости и инвалидности
Японское правительство
обращает большое внимание на создание
достойного уровня жизни лицам пожилого
возраста. Это связано с тем, что
численность данной категории постоянно
растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн
человек против 2 млн в 1993 году . Кроме того,
из-за роста продолжительности жизни и
увеличения периода трудовой активности
этой категории населения, а также нехватки
молодой рабочей силы пожилые люди станут
важным компонентом рынка труда.
Пенсионная система Японии достаточно
сложна и многослойна. Средствами государственного
бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой
пенсии. Остальное выплачивается за счет
различных пенсионных фондов.
За счет бюджета финансируется в Японии
так называемое общественное вспомоществование.
Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить
минимальный уровень жизни. Такая помощь
предоставляется на основе Закона о гарантиях
прожиточного минимума и выплачивается
по семи номинациям: на повседневные нужды,
образование, жилье, медицинское обслуживание,
материнство, по безработице, на похороны.
В середине 90-х годов ее получали 0,7% населения
против 2,4% в 1951 году, когда закон был принят.
К 2025 году планируется поднять расходы
на социальное обеспечение, и в частности,
повысить уровень социальной защищенности
всех нуждающихся. 75% выплат по общественному
вспомоществованию предоставляется из
центрального бюджета, 25% - из бюджетов
местных органов власти.
Реализуя программу научно-технического
прогресса, правительство Японии увеличивает
государственные ассигнования на НИОКР.
Особое внимание, уделяемое науке и образованию,
объясняется тем, что они превратились
в главный структурный фактор экономического
роста: если в 1960-1970 годах прирост ВВП обеспечивался
за их счет на 57%, то в 1985-1995 годах этот показатель
повысился до 75-80%.
В составе расходов на науку 13% составляют
ассигнования на социальные науки, а 87%
- на естественные и технические. В ближайшие
годы намечено ликвидировать существующий
перекос в финансировании.
За счет государственного бюджета финансируются
дорожное строительство, работы по развитию
авиационного и железнодорожного транспорта,
системы связи, расходы по ликвидации
последствий стихийных бедствий и т.п.
Что касается военных расходов, то их уровень
в Японии, по сравнению с другими развитыми
капиталистическими странами, достаточно
низкий. Военные расходы в Японии не выходят
за пределы 1% ВВП.
В абсолютных цифрах военные расходы в
Японии в 2012 году по сравнению с 1990 годом
выросли на 20,4%, тогда как в других странах
они сократились: в США на 27%, в Англии на
24%, в Германии на 33%, во Франции на 5%.
Из года в год растет
такая статья бюджета, как расходы
по государственному долгу. В 2008/09 году
их доля составила 21,7%.
В конце 2009 года парламент Японии принял
закон о реформе финансовой системы, где
предложено к 2015 году добиться того, чтобы
расходы текущего года не превышали расходы
предыдущего.
Установлены следующие показатели по
расходам на 2013 финансовый год по сравнению
с 2012 годом: увеличить расходы на социальное
обеспечение примерно на 6%, расходы на
поощрение науки и техники - на 5%; сохранить
в прежних размерах расходы на культуру
и образование, оборону, на мероприятия
в сфере энергетики, на поддержку малого
и среднего предпринимательства; уменьшить
расходы на предприятия общественного
сектора более чем на 7%, на правительственную
помощь развивающимся странам - на 10%, дотации
органам местного самоуправления - на
27%.
Проблема бюджетного дефицита
в Японии достаточно актуальна. В 2009/10
году дефицит бюджета составил 5,9%
ВВП.
Поскольку обычных доходов не хватает,
дефицит покрывается с помощью государственных
займов.
В Японии с года по 2004/05 год закон запрещал
использовать государственные займы для
финансирования центрального бюджета,
но и в этот период фактически такая практика
имела место, так как часть расходов по
государственному долгу, фиксировавшаяся
в специальных счетах, покрывалась с помощью
государственного кредита. с 2006/07 года
запрет был снят и госкредитные поступления
по займам стали отражаться в центральном
бюджете.
В 1979/80 году доля доходов
от госзаймов достигла почти 40% против
9,4% в 1975/76 году. В связи с этим были
приняты меры по уменьшению степени
зависимости бюджетного финансирования
из этого источника. В результате
в 1991/92 году доля госзаймов в бюджетных
доходах снизилась до 7,6%. Однако
в условиях обострившихся экономических
трудностей, связанных с крахом на
рынке недвижимости и корпоративных акций
(“экономика мыльного пузыря”), прежняя
тенденция возобновилась, и в 1996/97 году
на госзаймы пришлось 28%, что составляет
4,2% ВВП страны.
Расходы по госдолгу в этот период составили,
согласно одному источнику, 21,7% и 43,6%
согласно другому
Японские власти объявили о мерах по приведению
своих финансов в соответствие с нормативами
Европейского экономического сообщества.
И, согласно реформе, дефицит бюджета должен
быть сокращен до 3% ВВП к 2015 году против
5,9% в 2005/06 году. Кроме того, предполагается
“за тот же период свести к нулю выпуск
новых займов на покрытие финансового
дефицита”.
В Японии всего насчитывается
47 префектур, объединяющих 3045 городов,
поселков, районов, каждый из которых
имеет самостоятельный бюджет.
Доходная часть местных бюджетов состоит
из налоговых и неналоговых поступлений.
В 2010 году общие доходы местных органов
управления составили 80,41 трлн иен. Из
них собственные налоговые поступления
составили 33,45 трлн иен, или 41,6% доходной
части местных бюджетов; 14,33 трлн иен, или
17,8%, дали отчисления от общегосударственных
налогов; 10,65 трлн иен, или 13,2%, составили
дотации государства на осуществление
общенациональных мероприятий; остальные
21,98 трлн иен, или 27,3% доходов местных бюджетов,-
это неналоговые поступления, включая
займы.