Финансовая система Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 04:31, курсовая работа

Описание работы

Денежной единицей в стране служит иена, эмиссию которой осуществляет Банк Японии. Центральный банк стремится держать под контролем курс иены путем покупки и продажи валюты на финансовых рынках. Им регулируются также процентные ставки и объемы кредитов. В Японии существует высокоразвитая система частного финансирования, имеющая в своей основе 13 банков (5 из которых относятся к числу 10 крупнейших в мире) и множество специализированных кредитных учреждений. Правительственные финансовые учреждения выдают ссуды в основном в таких отраслях, как судоходство, энергетика, добыча угля и химическая промышленность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы становления финансовой системы государства
Сущность финансов и финансовой системы……………...............................5
Эволюция финансовой системы……………………………………………...9
Современная структура финансовой системы……………………………..17
Глава 2 Анализ финансовой системы Японии
2.1 Бюджетная система Японии………………………………………………...22
2.2 Налоговая система…………………………………………………………...26
2.3 Денежно-кредитная система Японии………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………43
Список используемой литературы………………………………………..........46

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 76.29 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Современная  структура финансовой системы

 

По причине сложности  не всегда можно исследовать и  провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции – разделению системы на части (подсистемы) – и исследуют эти части  как самостоятельные объекты. В  частности выделяют субъект и  объект управления. Каждая из этих подсистем  является сложной системой.

Подсистемами называют крупные  составляющие сложных систем, которые  обычно, в свою очередь, являются сложными системами. В качестве подсистем  финансовой системы выступают сферы  и звенья.

Структура финансовой системы  – это совокупность её элементов  и связей между ними.

Финансовая система состоит  из трёх основных элементов:

- совокупность сфер и  звеньев финансовых отношений  (собственно финансовая система  в узком понимании);

- совокупность создаваемых  в каждом звене денежных фондов;

- система финансовых органов  – финансовый аппарат (инфраструктура  финансовой системы), или финансовая  система с точки зрения управления  финансами.

Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Каждому звену системы  финансов присущи свои специфические  формы и методы образования и  использования денежных фондов и  доходов.

Финансовые системы разных стран имеют разный состав, что  определяется разными государственными структурами и организационно - правовыми  формами.

В учебниках советского периода  в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные  финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему Ю государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.

Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают  основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое  предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном  балансе финансовых ресурсов России. В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем (сфер):

- государственных и муниципальных  финансов

- финансов хозяйствующих  субъектов.

Как уже говорилось ранее, классификационным признаком такого деления является роль субъекта в  общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов.

Так, непосредственно участники  общественного воспроизводства, организации  и граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, производят товары и  занимаются оказанием услуг. Для  осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые  обеспечили бы процесс производства, необходимая сумма денежных средств.

Таким образом, для субъектов  хозяйствования будут характерны такие  финансовые отношения, которые будут  обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг.

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь имеет  структурные элементы. Финансы субъектов  хозяйствования выступают исходным финансовой системы, так как именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов и начинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.

Группировка финансовых отношений  внутри сферы субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники  формирования финансовых ресурсов и  порядок их использования. Часть  организаций в качестве целей  своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для  нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.

Такие организации не преследуют цель получения прибыли и не распределяют полученную прибыль между учредителями. Финансовые ресурсы им необходимы только для осуществления своей уставной деятельности. Это также оказывает  влияние на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие  организации.

Участниками товарного производства также выступают ПБЮЛ (предприятия  без образования юридического лица). Под деятельностью таких предприятий  понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законе порядке. Таким образом, выделяют следующие звенья в сфере субъектов  хозяйствования:

- финансы коммерческих  организаций

- финансы некоммерческих  организаций

- финансы ПБЮЛ.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий  силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный  кодекс Российской Федерации определяет бюджет «как форму образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный  бюджет, являясь для государства  средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Сфера финансов государственные  и муниципальные финансы состоит  из двух звеньев:

- финансы государственного  бюджета

- финансы внебюджетных  фондов

Государственный внебюджетный фонд – это форма образования  и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные  внебюджетные фонды предназначены  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют  строгое целевое назначение. Расходы  и доходы (бюджет) государственных  внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме  закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных  внебюджетных фондов находятся в  государственной собственности.

Таким образом в состав финансовой системы входят две крупные сферы и звенья, входящие в их состав.

 

 

 

Глава 2. Анализ финансовой системы  Японии

2.1 Бюджетная  система

Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.  
Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа. Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.  
С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров.  
После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.  
Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.  
Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.  
Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.  
Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.  
Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того. как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент. 

Доходная часть бюджета  Японии состоит из налоговых и  неналоговых поступлений. По сравнению  с другими странами доля неналоговых  поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени. штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п. Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран. Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них - пенсии по старости и инвалидности

Японское правительство  обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что  численность данной категории постоянно  растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн человек против 2 млн в 1993 году . Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.  
Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.  
За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. В середине 90-х годов ее получали 0,7% населения против 2,4% в 1951 году, когда закон был принят. К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся. 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти. 
Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР. Особое внимание, уделяемое науке и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный структурный фактор экономического роста: если в 1960-1970 годах прирост ВВП обеспечивался за их счет на 57%, то в 1985-1995 годах этот показатель повысился до 75-80%.  
В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% - на естественные и технические. В ближайшие годы намечено ликвидировать существующий перекос в финансировании.  
За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.  
Что касается военных расходов, то их уровень в Японии, по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами, достаточно низкий. Военные расходы в Японии не выходят за пределы 1% ВВП.   
В абсолютных цифрах военные расходы в Японии в 2012 году по сравнению с 1990 годом выросли на 20,4%, тогда как в других странах они сократились: в США на 27%, в Англии на 24%, в Германии на 33%, во Франции на 5%.

Из года в год растет такая статья бюджета, как расходы  по государственному долгу. В 2008/09 году их доля составила 21,7%.  
В конце 2009 года парламент Японии принял закон о реформе финансовой системы, где предложено к 2015 году добиться того, чтобы расходы текущего года не превышали расходы предыдущего.  
Установлены следующие показатели по расходам на 2013 финансовый год по сравнению с 2012 годом: увеличить расходы на социальное обеспечение примерно на 6%, расходы на поощрение науки и техники - на 5%; сохранить в прежних размерах расходы на культуру и образование, оборону, на мероприятия в сфере энергетики, на поддержку малого и среднего предпринимательства; уменьшить расходы на предприятия общественного сектора более чем на 7%, на правительственную помощь развивающимся странам - на 10%, дотации органам местного самоуправления - на 27%.

Проблема бюджетного дефицита в Японии достаточно актуальна. В 2009/10 году дефицит бюджета составил 5,9% ВВП. 
Поскольку обычных доходов не хватает, дефицит покрывается с помощью государственных займов.  
В Японии с  года по 2004/05 год закон запрещал использовать государственные займы для финансирования центрального бюджета, но и в этот период фактически такая практика имела место, так как часть расходов по государственному долгу, фиксировавшаяся в специальных счетах, покрывалась с помощью государственного кредита. с 2006/07 года запрет был снят и госкредитные поступления по займам стали отражаться в центральном бюджете. 

В 1979/80 году доля доходов  от госзаймов достигла почти 40% против 9,4% в 1975/76 году. В связи с этим были приняты меры по уменьшению степени  зависимости бюджетного финансирования из этого источника. В результате в 1991/92 году доля госзаймов в бюджетных  доходах снизилась до 7,6%.  Однако в условиях обострившихся экономических  трудностей, связанных с крахом на рынке недвижимости и корпоративных акций (“экономика мыльного пузыря”), прежняя тенденция возобновилась, и в 1996/97 году на госзаймы пришлось 28%, что составляет 4,2% ВВП страны.   
Расходы по госдолгу в этот период составили, согласно одному источнику, 21,7%  и 43,6% согласно другому  
Японские власти объявили о мерах по приведению своих финансов в соответствие с нормативами Европейского экономического сообщества. И, согласно реформе, дефицит бюджета должен быть сокращен до 3% ВВП к 2015 году против 5,9% в 2005/06 году.  Кроме того, предполагается “за тот же период свести к нулю выпуск новых займов на покрытие финансового дефицита”.

В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых  имеет самостоятельный бюджет.   
Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений.  
В 2010 году общие доходы местных органов управления составили 80,41 трлн иен. Из них собственные налоговые поступления составили 33,45 трлн иен, или 41,6% доходной части местных бюджетов; 14,33 трлн иен, или 17,8%, дали отчисления от общегосударственных налогов; 10,65 трлн иен, или 13,2%, составили дотации государства на осуществление общенациональных мероприятий; остальные 21,98 трлн иен, или 27,3% доходов местных бюджетов,- это неналоговые поступления, включая займы. 

Информация о работе Финансовая система Японии