Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение устойчивого развития финансовой системы РФ. Исходя из указанной цели, мной была предпринята попытка решить следующие задачи:
1) Изучить сущность, функции и состав финансовой системы государства.
2) Исследовать устойчивости развития финансовой системы.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты изучения финансовой системы государства
1.1 Сущность, функции и состав финансовой системы государства
1.2 Сущность и содержание устойчивости развития финансовой системы
1.3 Механизм функционирования финансовой системы
2. Анализ тенденции развития финансовой системы РФ
2.1 Характеристика развития финансовой системы РФ в 2007-2011гг
2.2 Условия и критерии устойчивого развития финансовой системы РФ
3. Развитие финансовой системы РФ в направлении обеспечения ее устойчивости
3.1 Факторы обеспечения устойчивого развития финансовой системы России
3.2 Основные направления обеспечения устойчивости финансовой системы РФ
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

финансовая система пример.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Теоретические  аспекты изучения финансовой  системы государства

1.1 Сущность, функции  и состав финансовой системы  государства

1.2 Сущность  и содержание устойчивости развития  финансовой системы

1.3 Механизм  функционирования финансовой системы

2. Анализ тенденции  развития финансовой системы  РФ

2.1 Характеристика  развития финансовой системы  РФ в 2007-2011гг

2.2 Условия и  критерии устойчивого развития  финансовой системы РФ

3. Развитие финансовой  системы РФ в направлении обеспечения  ее устойчивости

3.1 Факторы обеспечения  устойчивого развития финансовой  системы России

3.2 Основные  направления обеспечения устойчивости  финансовой системы РФ

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Основу экономической  структуры составляют отношения, возникшие в государстве, в которых участвуют четыре субъекта: государство, регион, хозяйствующий субъект, гражданин. У каждого субъекта свои права и обязанности. Вступая между собой в отношения, они участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы государства.

Целью данной работы является изучение устойчивого развития финансовой системы РФ. Исходя из указанной  цели, мной была предпринята попытка  решить следующие задачи:

1) Изучить сущность, функции и состав финансовой  системы государства.

2) Исследовать  устойчивости развития финансовой  системы.

3) Описать функционирования  финансовой системы.

4) Рассмотреть  характеристику развития финансовой  системы РФ.

5) Проанализировать  развитие финансовой системы  РФ в направлении обеспечения ее устойчивости.

Актуальность  данной темы курсовой работы также  определяется необходимостью рассмотрения направлений развития финансовой системы  Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста.

Объектом курсовой работы является финансовая система РФ. Предметом курсовой работы является финансовые и экономические отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы РФ между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением.

 

1.Теоретические  аспекты изучения финансовой  системы государства

1.1 Сущность, функции  и состав финансовой системы  государства

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений  в сфере формирования и использования  ресурсов, посредством которых государство осуществляет прямое перераспределение национального дохода в целях обеспечения стимулов к наиболее эффективному процессу хозяйствования.

Подчеркнем, что  финансы -- это не деньги, а денежные отношения, возникающие при переходе части дохода от одного владельца к другому. В качестве собственников здесь могут выступать государство, местные органы власти, фирмы, население.

Финансовые  отношения носят объективный  характер и образуют систему экономических  связей, возникающих между государством и предприятиями разнообразных форм хозяйствования. Непосредственно между предприятиями, внутри предприятий, между органами власти различных уровней, между государством и общественными организациями, между государством и населением, между государствами.

Объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые включают чистый доход, амортизационные отчисления, налоги и неналоговые платежи, финансовые резервы, являются частью средств общественных организаций и др. В связи с этим финансовые отношения выражают процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и на этой основе -- формирование денежных средств у участников воспроизводственного процесса.

На базе финансов формируется финансовая система  являющаяся совокупностью финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование денежных фондов.

В условиях командно-административной системы используется принцип демократического централизма, который предполагает концентрацию большинства ресурсов в руках государства. В условиях рыночной экономики господствует принцип федерализма, который предполагает разграничение функций и финансовых ресурсов между финансовыми звеньями системы.

Основными звеньями финансовой системы выступают: бюджеты различных уровней власти, бюджеты и фонды социального, имущественного и личного страхования, финансы предприятий, учреждений, организаций и населения.

Финансовая  система подразделяется на централизованные (государственные) и децентрализованные финансы.

Публичные (централизованные) финансы - система формирования и  использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения  деятельности государственных и  муниципальных органов власти. Публичные  финансы включают государственные  финансы и муниципальные финансы.

Централизованные  финансы представлены бюджетной  системой, а также государственным  и муниципальным кредитом.

Бюджетная система  Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ состоит  из бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней (федерального, регионального и муниципального) .

Управление  публичными финансами осуществляется через систему органов власти на всех уровнях государственного устройства. В Российской Федерации - это федеральные  органы власти, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы власти.[1]

А) Централизованные (общегосударственные) финансы:

1) Государственные  финансы:

- государственная  бюджетная система (федеральный,  региональный и местные бюджеты):

- внебюджетные  фонды;

- государственный кредит.

2) Страхование  (социальное, личное, имущественное.  страхование ответственности и  предпринимательского риска).

Б) Децентрализованные финансы (финансы хозяйствующих  субъектов).

1) Финансы коммерческих  организаций

2) Финансы некоммерческих  организаций

3) Финансы общественных  объединений

Децентрализованные  финансы - форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных  предприятий, организаций, иных субъектов  хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан. К децентрализованным финансам относят фонды денежных средств, которые формируются вне государственных и муниципальных финансов.

Децентрализованные  финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансов государства.

Содержание  децентрализованных финансов раскрывают такие понятия как финансы  предприятия, организаций, финансы  домашних хозяйств.

К финансам предприятий  относятся финансы предприятий  как финансовой сферы (банки, страховые компании и др.) так и нефинансовой сферы (предприятия и организации различных сфер деятельности, как коммерческие, так и некоммерческие).

К финансам домашних хозяйств относят совокупность денежных отношений по поводу создания и использования  фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе свой жизнедеятельности

Финансы призваны выполнять различные функции: воспроизводственную, распределительную, контрольную и  стимулирующую.

Воспроизводственная функция состоит в том, что финансы играют важную роль в процессе производства товаров и услуг, кругооборота основных фондов, подготовки квалифицированной рабочей силы. Увеличение инвестиций создает предпосылки для накопления, расширения основных фондов. Рост социальных расходов, направляемых на образование, здравоохранение, социальное обеспечение, страхование, создает условия для подготовки и воспроизводства квалифицированной рабочей силы.

Распределительная функция финансов означает то, что  с их помощью осуществляется распределение финансовых ресурсов между материальной и нематериальной сферами производства, бюджетами различных уровней власти, предприятиями, учреждениями, различными социальными слоями населения, а также общественного продукта.

Контрольная функция  финансов предполагает, что с их помощью правительство осуществляет контроль за пропорциональностью в распределении и использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Стимулирующая роль финансов способствует расширению и совершенствованию производства, полной занятости, развитию научно-технического сотрудничества, внедрению инноваций.

Таким образом, функционирование финансов сопровождается формированием экономических отношений  по поводу образования, распределения  и использования денежных доходов  и накоплений хозяйствующих субъектов, государства и работников, участвующих в производстве и реализации товаров и услуг, создания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.[2]

Можно выделить несколько основных функций финансовой системы:

1)Планирования (предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения, на основании разграничения полномочий и предметов ведения между федерацией, субъектами федерации, и органами местного самоуправления; эта функция реализуется через составление бюджетов на соответствующий финансовый год)

2)Организации  (включает бюджетное устройство, бюджетные классификации, предполагает  необходимость определения порядка  составления, утверждения, и исполнения  бюджета, выбор уполномоченных  кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определение прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов)

3)Стимулирования (основывается на деятельности, направленной  на реализацию целей; с помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие её потребность в денежных средствах; решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов)

4)Контроля (означает  содействие реализации поставленных  целей; к ним относятся выработка  норм и нормативов, являющихся  эталоном, критерием оценки результатов,  сравнение достижений с поставленными  целями, и установленными критериями  обеспечения внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности).

Финансовая  система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных звеньев  финансовых отношений, призванных обеспечить государству осуществление своих  функций.

Финансовая  система Российской Федерации включает в себя следующие звенья: государственные  финансы, муниципальные финансы, финансы  предприятий (организаций), финансы  граждан (домохозяйств).

Важнейшими  звеньями финансовой системы являются государственные и муниципальные (местные) финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления их функций. Государственные и муниципальные финансы охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения ВВП, которая аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия их расходов.

Государственные финансы включают в себя федеральные  финансы и финансы субъектов  РФ. Муниципальные финансы выделяются в самостоятельный структурный уровень, так как местное самоуправление отделено от государственной системы управления.

В рамках государственных  финансов главную роль выполняет  государственный бюджет - крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. С его помощью правительство концентрирует в своих руках подавляющую часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. Это делает бюджет основной финансовой базой для осуществления государством своих функций. В государственном бюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные общегосударственные расходы. В нём находят увязку основные финансовые институты - налоги, внутренние займы, расходы.

Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. Под влиянием развития производительных сил растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти. Всё это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе.

Местные финансы  охватывают широкую группу налогов, систему местного кредита, специальных  фондов. Особое место в этом звене  принадлежит местным бюджетам, которые  не входят в состав государственного бюджета и имеют определённую самостоятельность. Структура местных финансов определяется государством и соответствующим административным делением государства. Это звено финансовой системы всё больше используется в экономике для регулирования хозяйственных процессов, в том числе сглаживания диспропорций в размещении производительных сил, повышения конкурентоспособности национального хозяйства на международных рынках. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры.

Местные бюджеты  служат проводником социальной политики центральных властей. Они используются для воспроизводства рабочей силы, увеличения социальных расходов как результата повышения требований к росту качества жизни. Таким образом, происходит процесс втягивания местных финансов в решение задач, с которыми центральным властям становится всё труднее справляться.

Важным элементом  в системе государственных и  муниципальных финансов являются государственные  социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ). Они используются для социальной защиты граждан и развития экономики. Выделение таких фондов в качестве отдельных звеньев финансовой системы обусловлено необходимостью обеспечения гарантий в целевом использовании денежных средств, формируемых главным образом за счёт целевых обязательных отчислений.

Информация о работе Финансовая система