Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение устойчивого развития финансовой системы РФ. Исходя из указанной цели, мной была предпринята попытка решить следующие задачи:
1) Изучить сущность, функции и состав финансовой системы государства.
2) Исследовать устойчивости развития финансовой системы.
Введение
1. Теоретические аспекты изучения финансовой системы государства
1.1 Сущность, функции и состав финансовой системы государства
1.2 Сущность и содержание устойчивости развития финансовой системы
1.3 Механизм функционирования финансовой системы
2. Анализ тенденции развития финансовой системы РФ
2.1 Характеристика развития финансовой системы РФ в 2007-2011гг
2.2 Условия и критерии устойчивого развития финансовой системы РФ
3. Развитие финансовой системы РФ в направлении обеспечения ее устойчивости
3.1 Факторы обеспечения устойчивого развития финансовой системы России
3.2 Основные направления обеспечения устойчивости финансовой системы РФ
Заключение
Список использованных источников
Таблица 2. Показали финансов рынков БРИКС.
Активы банков, млрд.дол л., 2010 |
СЧА открытых инвестиционных фондов, млрд.дол,2010 |
Активы Пенсионных фондов, млрд.дол, 2009 |
Объем собранных Страховых премий, млрд.дол, 2010 |
||
КНР |
12313 |
365 |
- |
215 |
|
Бразилия |
2427 |
980 |
288 |
64 |
|
Индия |
1346 |
111 |
62 |
78 |
|
Россия |
927 |
4 |
15 |
42 |
|
ЮАР |
390 |
142 |
150 |
53 |
|
Доля в мире |
17,4% |
6,50% |
1,80% |
10,40% |
|
По величине активов ведущие российские банки не входят даже в сотню крупнейших банков мира. Еще разительней разрыв между ведущими российскими страховщиками и основными игроками на этом сегменте мирового рынка (см.таблица.3).
Таблица 3. Крупнейшие страховые компании мира и России, 2011, $ млрд
Название |
Страна |
Активы, $млрд.2010 |
Название |
Активы, $млрд.2011 |
|
Japan Post Insurance Co. |
Япония |
1089 |
СГ"РОСГОССТРАХ" |
4,3 |
|
AXA Group |
Франция |
920 |
СГ "СОГАЗ" |
3,9 |
|
Allianz |
Германия |
807 |
Группа "Ингосстрах” |
2,8 |
|
MetLife |
США |
731 |
ОСАО «РЕСО- Гарантия» |
1,6 |
|
American Intl Group |
США |
683 |
Группа РОСНО |
1,4 |
|
Aviva Plc. |
Англия |
572 |
Страховая группа МСК |
1,3 |
|
Generali Group |
Италия |
560 |
Группа ” Альфастрахование ” |
1,1 |
|
Prudential Financial Inc. |
США |
540 |
СОАО"ВСК" |
0,9 |
|
Nippon Life Insurance Co. |
Япония |
527 |
Группа компаний МАКС |
0,9 |
|
Legal & General Group |
Англия |
501 |
Группа "Капитал" |
0,7 |
|
Продолжает оставаться чрезвычайно волнительным и рискованным российский рынок акций, динамика которого всецело зависит от цен на энергоресурсы и состояния ведущих рынков акций (по сути, рынка США). В результате, несмотря на неплохую конъюнктуру для российского экспорта в 2011 г, капитализация российского рынка акций снизилась примерно в той же степени, что и рынка американского.[9]
Одной из причин неустойчивости российского фондового рынка является слабая внутренняя база инвесторов - как физических лиц, так и финансовых институтов. Количество инвесторов в акции в России уже ряд лет держится на уровне примерно 700 тыс.человек, в то время как в Китае их численность в 2009 г. превышала 170 млн.человек и растет из года в год.
Крайне слабы и такие важнейшие во многих странах мира финансовые институты, как инвестиционные и пенсионные фонды.
Задача роста внутренней базы инвесторов решается в, том числе, повышением уровня финансовой грамотности населения. Финансовый университет, принимает активное участие в решении этой задачи.
Вопросы критериев
и индикаторов финансовой устойчивости
на макроуровне разработаны
Проведенный анализ макроэкономических индикаторов, позволил установить наличие положительных тенденций в российской экономике: рост ВВП (+66% в 2010г. к 2006г.), денежных доходов населения (+ 82% в 2010г. к 2006г.), наметился рост инвестиций в основной капитал (+93% к 2006г.). Большинство показателей, характеризующих устойчивость банковской системы превысило докризисные значения (См. таблица 4).
Таблица 4. Основные показатели банковской системы России
Отношение показателя к ВВП |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Активы |
51,88 |
60,53 |
67,89 |
75,88 |
75,22 |
|
Кредиты |
35,17 |
42,98 |
48,31 |
51,25 |
49,33 |
|
Кредиты юр.лицам |
22,17 |
28,02 |
30,31 |
32,34 |
31,29 |
|
Кредиты физ.лицам |
6,99 |
8,94 |
9,73 |
9,21 |
9,09 |
|
Кредиты кредитным организациям |
3,85 |
4,27 |
6,06 |
7,03 |
6,50 |
|
Приобретенные ценные бумаги |
6,48 |
6,77 |
5,73 |
11,11 |
12,97 |
|
Собственные средства (собственный капитал) |
6,29 |
8,04 |
9,23 |
11,91 |
10,53 |
|
Привлеченные средства |
42,00 |
49,33 |
56,29 |
59,57 |
59,53 |
|
Вклады |
14,15 |
15,52 |
14,31 |
19,30 |
21,85 |
|
Депозиты юр.лиц |
5,73 |
10,59 |
11,98 |
14,09 |
13,43 |
|
Привлеченные средства от Банка России |
0,05 |
0,10 |
8,17 |
3,67 |
0,72 |
|
Привлеченные средства от кредитных организаций |
7,01 |
9,03 |
9,66 |
8,74 |
8,92 |
|
Прибыль |
1,38 |
1,53 |
0,99 |
0,53 |
1,28 |
|
Несмотря на позитивные тенденции, детальный анализ показателей, используемых для оценки финансовой устойчивости банковской системы на макроуровне, позволил выделить множество диспропорций, которые в дальнейшем могут привести к потере финансовой и общей устойчивости российской банковской системы:
- в ресурсной
базе и структуре капитала, в
концентрации банков по
- между политикой
формирования коммерческими
- между темпами роста доходов и расходов и в самой структуре доходов.
Согласно произведенным расчетам, увеличение объема кредитов, предоставленных коммерческими банками нефинансовым организациям на 1 млрд. рублей за период с 2000г. по 2010г. в среднем привело к росту инвестиций в основной капитал всего на 520 млн. рублей. При этом влияние кредитов банков, предоставленных нефинансовым организациям, существенно сократилось: изменение объема кредитов, предоставленных банками нефинансовым организациям за период с 2000г. по 2011г., в среднем на 1 млрд. руб., приводит к росту инвестиций в основной капитал всего лишь на 80 млн. руб., что свидетельствует об отсутствии у кредитных организаций достаточной заинтересованности в направлении свободных финансовых ресурсов в долгосрочное кредитование экономики, по-прежнему они отдают предпочтение краткосрочному кредитованию. Прежде всего, это вызвано тем, что кредиты предприятиям реального сектора экономики - одна из наиболее рисковых видов активных банковских операций в России.
Безусловно, негативные тенденции, которые в настоящее время наблюдаются в банковском секторе, это лишь индикатор проблем, которые сложились в экономике (стагнация в производстве, деятельность которого ориентирована на удовлетворение внутреннего спроса, сохранение безработицы, отсутствие высококачественных заёмщиков и пр.). Игнорирование этих проблем со стороны Банка России и коммерческих банков может привести к потере коммерческими банками финансовой устойчивости и к кризису в экономике.[10]
Анализ и обобщение существующих индикаторов финансовой устойчивости банковской системы позволил выделить их отрицательные стороны. В частности, используемые в зарубежной и российской практике методики неоднородны и в основном ориентированы на анализ финансового состояния кредитных организаций, каждая из них носит узкую целевую направленность: оценка рыночной стоимости банка с целью определения капитализации, взаимных лимитов на рынке межбанковского кредитования, оценка инвестиционных проектов и пр. Некоторые показатели имеют небанковское происхождение и не приспособлены для моделирования неопределенности и риска, охватывают лишь некоторые характеристики деятельности банка, необходимые для контроля за реализацией стратегии и ориентированы на управление активами, а не на их финансирование, другие основаны на ранжировании банков по отдельным показателям: собственному капиталу, объему активов и пр., третьи - используют стандартный набор коэффициентов, анализ которых позволяет получить информацию о результате деятельности банка, но мало раскрывает причины такого результата. Таким образом, отсутствует комплексный подход при оценке финансовой устойчивости кредитных организаций, а система индикаторов ориентирована на изучение существующих проблем деятельности банка, а не на прогноз вероятного развития ситуации в нем.[11]
3. Развитие финансовой
системы РФ в направлении
3.1 Факторы обеспечения
устойчивого развития
Главный, наиболее
фундаментальный
Вторым важнейшим макроэкономическим фактором служит величина потоков капитала между российской экономикой и остальным миром. В последние годы резко возрос приток иностранного капитала в частный сектор. Одновременно возрос и отток российского капитала, однако это в большой степени объясняется высокими ценами на нефть и другие сырьевые товары (корреляция между валовым оттоком капитала без учета наличной валюты и ценами на нефть составляет 0,73). Выявленная закономерность по всей видимости свидетельствует о том, что экспортные сверх-доходы, концентрирующиеся в сырьевом секторе, не находят применения в экономике и поэтому выводятся за рубеж. Тем самым мы имеем серьезное свидетельство слабости посреднической системы, оказывающейся не в состоянии выполнить свою главную функцию: перераспределение финансовых ресурсов из секторов с избыточными капиталом в отрасли, испытывающие его недостаток. Важно также, что остается низким «качество» приходящего капитала: в ряде исследований было показано, что значимый позитивный эффект на развитие экономики оказывают не все иностранные инвестиции, а только прямые инвестиции и долгосрочные кредиты. В нашей же экономике приток прямых иностранных инвестиций сравнительно мал.
Третья группа факторов включает структурные характеристики экономики. В случае России главным среди таких факторов служит развитие финансово- промышленных групп (ФПГ). Широкое распространение таких групп приводит к замене перераспределения финансовых ресурсов через посреднический сектор их распределением внутри бизнес-групп. На важность такого механизма в России указывает тот факт, что в настоящее время около 20% инвестиций в основной капитал финансируется за счет средств других нефинансовых организаций. Это составляет треть привлеченных средств - примерно столько же, сколько инвестируется за счет бюджетных источников.[12]
Последствия распределения финансов внутри ФПГ по сравнению с рыночным посредничеством неоднозначны. С одной стороны, очевидны минусы такого механизма: он непрозрачен, ограничивает оценку инвестиционных решений пределами бизнес-групп, консервируя структуру экономики. Вместе с тем, «внутреннее» финансирование имеет некоторые преимущества: инвестор здесь располагает более полными и достоверными данными о состоянии предприятия, что снимает одну из наиболее болезненных проблем - вопрос о несимметричности информации. Кроме того, в рамках ФПГ радикально снижаются риски неисполнения заемщиком обязательств. В принципе это может повысить доступность кредитов для части предприятий, имеющих потенциально перспективные инвестиционные проекты. Однако такая гипотеза была отвергнута на основе эмпирического анализа данных по примерно 1400 предприятиям (включая 750 предприятий машиностроения, 400 - черной и цветной металлургии и 250 - нефтегазового комплекса). Было показано, что на предприятиях из этой выборки, входящих в состав ФПГ, инвестиции в такой же мере, как у остальных зависят от величины текущих денежных потоков. Это явно свидетельствует о том, что вхождение в ФПГ не облегчает доступ к кредитным ресурсам.
3.2 Основные
направления обеспечения
Как уже отмечалось, сегодня в экономической жизни России происходят непростые явления, обусловленные мировым финансовым кризисом. Глобальная финансовая система претерпевает принципиальные изменения. В условиях таких изменений и качественно новых рисков простых рецептов и решений уже не существует. В начале кризиса государство предприняло своевременные экстренные меры по поддержанию стабильности финансово-кредитной системы. В конце 2008 г. была определена и сейчас разрабатывается большая среднесрочная программа, призванная минимизировать негативное воздействие внешних факторов на экономику страны. Итогом всех принятых мер должно стать проведение качественной и эффективной антикризисной политики в банковском секторе.
В рамках обеспечения устойчивости финансовой системы Правительство действует по трем основным направлениям. Первое - расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы, второе - повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора и третье - обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы.
Правительство совместно с Банком России реализует меры по рефинансированию банковской системы с тем, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий. В 2008 году на эти цели уже направлено на возвратной основе из всех источников, включая бюджет, средства государственных корпораций и рефинансирование со стороны Центрального Банка, более 2 триллионов рублей, в 2009-м поддержка будет продолжена, в основном, за счет ресурсов Центрального Банка.[13]