Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение устойчивого развития финансовой системы РФ. Исходя из указанной цели, мной была предпринята попытка решить следующие задачи:
1) Изучить сущность, функции и состав финансовой системы государства.
2) Исследовать устойчивости развития финансовой системы.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты изучения финансовой системы государства
1.1 Сущность, функции и состав финансовой системы государства
1.2 Сущность и содержание устойчивости развития финансовой системы
1.3 Механизм функционирования финансовой системы
2. Анализ тенденции развития финансовой системы РФ
2.1 Характеристика развития финансовой системы РФ в 2007-2011гг
2.2 Условия и критерии устойчивого развития финансовой системы РФ
3. Развитие финансовой системы РФ в направлении обеспечения ее устойчивости
3.1 Факторы обеспечения устойчивого развития финансовой системы России
3.2 Основные направления обеспечения устойчивости финансовой системы РФ
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

финансовая система пример.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Специфическим элементом государственных и  муниципальных финансов является государственный  и муниципальный кредит, который является одним из источников покрытия дефицита бюджета в форме выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг.

Особое место  в финансовой системе страны занимают финансы предприятий (организаций) различных форм собственности. Финансы  предприятий (организаций) представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием и распределением денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования и их использованием на различные цели: выполнение обязательств перед финансовой и банковской системами, финансирование затрат по социальному обслуживанию и материальному стимулированию работников, выплата дивидендов, оплата векселей, арендная плата и др. Финансы предприятий являются ведущим звеном в финансовой системе, так как именно на уровне финансов предприятий происходит формирование источников финансовых ресурсов.

Следующим звеном финансовой системы являются финансы  граждан. Они представляют собой  денежные отношения, возникающие в  процессе образования, распределения  и использования денежных средств между гражданами и другими субъектами экономики. Финансы граждан связаны с формированием доходов граждан и использованием их на текущие расходы, приобретение имущества, создание финансового портфеля.

Все звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны  между собой и постоянно взаимодействуют.[3]

1.2 Сущность  и содержание устойчивости развития  финансовой системы

Финансовая  система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Оно должно создать систему, обеспечивающую удобное и эффективное разделение труда с низкой долей затрат на осуществление товарообмена. Доля затрат на осуществление товарообмена называется издержками обращения. Наиболее известная и эффективная форма реализации системы, обеспечивающей разделение труда, есть система товарообмена при помощи денег - финансовая система. Финансовая система не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом - это и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства. Система разделения труда может быть не только денежной, но и любой другой. Если мы сможем придумать метод, при помощи которого разделение труда будет реализовано более эффективно, нежели при помощи денег, то наверняка мы можем заменить ей денежную систему. Например, в условиях войны государство практически полностью мобилизует промышленность на военные нужды и вводит директивное управление экономикой. Ясно, что в таких условиях нет места свободному товарообмену, а деньги играют чисто номинальную роль. Стало быть, механизм разделения труда, который применяется в государстве зависит от конкретной ситуации, в которой находится государство. Различные формы реализации финансовой системы по-разному стимулируют развитие технологий, качество продукции, удовлетворение нужд потребителей. Допустим, что одна система создает конкурентную среду, ведущую к технологическому прогрессу, но не позволяет сделать количественный скачок в объемах производства в течение короткого времени, а другая система действует наоборот - позволяет совершить быстрый скачок в короткое время, но не создает конкурентную среду.[4]

Если у нас  отсталое либо разрушенное войной государство, то мы можем применить второй вариант  финансовой системы на достаточно небольшой  срок. После совершения рывка в объемах производства, тогда, когда потенциал этой системы «выдохнется», мы должны применить первый вариант на неопределенный исторический срок. Если мы придумаем какую-либо иную систему, хорошо обеспечивающую разделение труда, то она может быть вполне приемлемой. Единственным критерием ее приемлемости может быть лишь то, насколько удобно при этом осуществляется товарообмен, насколько велики издержки, возникающие при этом, насколько она стимулирует технический прогресс. Например, в сегодняшней России доля производственных затрат в розничной цене продукции зачастую составляет 20-30 % . Известны случаи, когда она доходит до 5-10 %. Остальное есть непроизводственные затраты: надбавленная стоимость создаваемая предпринимателем, вложившим в дело капитал, перепродавцами продукции. Все это можно включить в издержки обращения. Они по порядку величины равны или превышают в несколько раз сами производственные затраты. Факт того, что издержки обращения велики, говорит о том, что главная задача государства исполняется плохо. В любой системе важен любой фактор, влияющий на ее устойчивость.[5]

Если мы хорошо изучим конкретную финансовую систему, то мы можем найти в ней слабое звено. Оно может быть, на первый взгляд, весьма незначительным. Если мы воздействуем на него, мы можем порвать в цепи слабое звено, дестабилизировать систему и достигнуть разрушения всей системы.

1.3 Механизм  функционирования финансовой системы

Финансовая  политика - основополагающий элемент  в системе управления финансами. Она направлена на обеспечение эффективного распределения и перераспределения имеющихся финансовых ресурсов государства для наилучшего удовлетворения потребностей воспроизводства и роста общественного богатства. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовом механизме государства.

Финансовый  механизм - инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных  государством форм, видов и методов  организации финансовых отношений.

В зависимости  от степени регулирования со стороны  государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т.д.). Регулирующий, определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

С одной стороны, финансовый механизм включает в себя системы финансового планирования, регулирования и контроля, систему денежных расчетов, систему финансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм и нормативов, показателей, государственные банковские и финансовые резервы.

Также финансовый механизм можно представить в  виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:

- Функционирование  бюджетного механизма

- Механизм функционирования  финансов предприятий, учреждений  и организаций

-Механизм функционирования  внебюджетных фондов

- Механизм функционирования  местных финансов

- Функционирование страхового механизма

- Механизм функционирования  финансового рынка

Для обеспечения  стабильного и эффективного функционирования финансового механизма государства  первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. Именно на основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.

Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленные цели и решать конкретные задачи. Также механизм функционирования должен быть инструментом согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей.

Более конкретно  такую черту можно определить как финансовое планирование, т.е. один из элементов управления финансами, объектом которого является распределительный  процесс. Этот процесс охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов, образование и использование на их основе различных денежных фондов и осуществляется на основе производственных и финансовых показателей.

В процессе финансового  планирования определяются:

- источники  и размеры финансовых ресурсов  на планируемый период

- объемы денежных  фондов, создаваемых на их основе

- рассчитываются  направления и структура использования  средств денежных фондов, при  этом решается задача наиболее  эффективного их использования

В процессе составления  финансовых планов изыскиваются материальные, трудовые и финансовые резервы для  роста финансовых ресурсов и сокращения непроизводительных расходов.

Механизм финансового  регулирования дает возможность  государству сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.

Финансовый  контроль можно представить в двух аспектах:

- Строго регламентированная  деятельность специально созданных  контролирующих органов за соблюдением  финансового законодательства и  финансовой дисциплины всех экономических  субъектов

- Неотъемлемый  элемент управления финансами и денежными потоками на макро-уровне и микро-уровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Финансовый  контроль представляет собой две  взаимосвязанные, но обособленные сферы: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который в свою очередь подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Государственный финансовый контроль призван отслеживать  стоимостные пропорции распределения  валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов и отслеживает полноту и своевременность их поступления в бюджеты и целевое их использование. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.

Целями негосударственного контроля (главным образом, внутрифирменного), в противопоставление государственному, является минимизация своих отчислений в государственную казну и других издержек с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.[6]

 

2. Анализ тенденций  устойчивому развитию финансовой  системы

2.1 Характеристика  развития финансовой системы  РФ в 2007-2011 гг.

Развитие финансовой системы Российской Федерации на современном этапе связанно с  использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться разнообразные  внебюджетные и бюджетные целевые  фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Упразднена государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобретает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, сформированы финансовые институты на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти

Каждое из звеньев  финансовой системы концентрирует  специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие  виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей.

Вместе с  тем для финансовой системы России характерны специфические черты, которые  отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Тема кризиса, вот уже  как четвертый год, остается животрепещущей для всех, кто хоть как-то связан с экономическими процессами. Изменения, связанны с кризисными явлениями, затронули  абсолютно все сферы экономики. Но в данной работе я хотел бы рассмотреть влияние мирового финансового кризиса на устойчивость национальной финансовой системы.

Мировой финансовый кризис в России начал разрушать (а новая  волна разрушит окончательно) финансовую систему РФ. Однако, последствия  для России будут менее критическими, чем для Европы. Объяснить это можно несформированностью этой самой финансовой системы. Да, конечно, за счет процессов интеграции и глобализации Россия втянута в мировое хозяйство, но в ее экономике (а в том числе в финансовой системе) еще сильны пережитки советского прошлого, а это, так получилось, на руку России в условиях кризиса. Примером может послужить и неразвитость ипотечного кредитования, да и кредитования вообще, финансовая неграмотность населения и прочее. В то время, как во всех развитых странах наблюдался процесс банковских кризисов на основе невыплаты кредитов, в России и в помине такого не было. Таким образом, на мой взгляд, Россия сможет выкарабкаться из кризиса, но, естественно, с колоссальными потерями. Во-первых, к этим потерям можно отнести девальвацию рубля. Весной 2008 года валютная корзина стоила около 30 рублей, а в феврале 2012 стоит почти 35 рублей. Во-вторых, это отток иностранных капиталов из России (сейчас он измеряется уже десятками миллиардов долларов), который мешает финансировать "дырки" в государственном бюджете. В-третьих, мировое падение цен на энергоресурсы (нефть в 2008 стоила порядка 130$, а в 2009 упала до 45$), прибыль от продаж которых составляла довольно весомую часть государственного бюджета. Исходя из всего этого, можно говорить о том, что отечественная финансовая система получила довольно сильный удар от кризиса, но все же, на мой взгляд, она имеет много других возможностей, преодолеть кризис 2008 года и скопить силы и средства для преодоления потенциально возможной "новой волны". Именно об этих возможностях хотелось бы и поговорить далее.

Стоит заранее отметить, что докризисное положение России базировалось на поступлениях от продажи  углеводородов, а не на каких-то значительных реформах в финансовой сфере и уж тем более не на перестройке финансовой системы в целом. Это отмечают многие эксперты, в том числе и довольно авторитетные американские специалисты. Выражаясь их терминологией (с которой я, отчасти, смею согласиться), Россия на данном этапе развития находится в "финансовой неразберихе", а следовательно и реагирует она на все экономические процессы не так, как другие развитые страны. В данной ситуации Министерство финансов при составлении бюджета ориентируется лишь на уровень цен на нефть (и это немудрено: поступления от продажи нефти и газа составляют около 50% доходов бюджета). Стоит ли говорить, что дефицит бюджета около 3 триллионов рублей в 2009 и в 2010 годах лишний раз доказал "нефтегазоориентированность" нашей финансовой системы.

Информация о работе Финансовая система