Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим элементом предпринимательской деятельности является планирование, в том числе финансовое. Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта.
В рыночной экономике планирование на предпринимательской фирме является внутрифирменным и не носит элементов директивности свойственных административно-командной системе экономики.
Основная цель внутрифирменного финансового планирования- обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств и в конечном итоге достижение прибыльности фирмы.

Содержание работы

Теоретическая часть:

Ввведение

3
Глава 1.

Финансовый план как составная часть бизнес-плана

5
Глава 2.

Методы финансового планирования

8
Глава 3.

Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

11
Заключение

13
Расчетная часть 15

Список используемой литературы

31

Файлы: 1 файл

Планирование.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по предмету «Финансы организаций»

 

 

Тема : «Финансовое планирование на предприятии»

 

 

 

 

Факультет: Финансово-кредитный

 

Курс: 4-й

 

Специальность: Финансовый менеджмент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2004

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел

Наименование  раздела

Лист

 

Теоретическая часть:

 

Ввведение

 

3

Глава 1.

Финансовый план как составная  часть бизнес-плана

5

Глава 2.

Методы финансового планирования

8

Глава 3.

Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

11

Заключение

 

13

Расчетная часть                                                                                                15

 

Список используемой литературы

31


Введение

Важнейшим элементом предпринимательской  деятельности является планирование, в том числе финансовое. Эффективное  управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта.

В рыночной экономике планирование на предпринимательской фирме является внутрифирменным и не носит элементов  директивности свойственных административно-командной системе экономики.

Основная цель внутрифирменного финансового планирования- обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств и в конечном итоге достижение прибыльности фирмы.

Планирование связано, с одной  стороны, с предотвращением ошибочных  действий в области финансов, с  другой- с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Таким образом, финансовое планирование- это процесс разработки системы финансовых планов и плановых(нормативных) показателей фирмы для обеспечения ее необходимыми финансовыми ресурсами и повышения эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде в целях развития предпринимательской фирмы.

Значение финансового планирования для фирмы:

  • воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
  • обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;
  • предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта фирмы в условиях конкуренции;
  • служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Основными задачами финансового планирования деятельности фирмы являются:

  • обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
  • определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рациональности его использования;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
  • установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
  • соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
  • контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью фирмы.

Пути достижения цели и решения задач финансового планирования отражает процесс финансового планирования, включающий в себя несколько этапов.

На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности фирмы за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов- бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности фирмы и определить проблемы, стоящие перед ней.

Второй этап- это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям  финансовой деятельности фирмы. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается в фирме.

В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предпринимательской фирмой.

Пятый этап- осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.

Завершается процесс финансового  планирования в фирме анализом и  контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в  определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предпринимательской фирмы, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.

 

Финансовый план как  составная часть бизнес-плана.

Одним из плановых документов, разрабатываемых  предпринимательской фирмой, является бизнес-план. Составление его преследует несколько целей:

1.определение перспектив развития  фирмы;

2.финансовое оздоровление и  выход из временного экономического кризиса;

3.проведение реорганизационных  мероприятий;

4.осуществление инвестиционных  проектов;

5.реализация отдельных коммерческих  операций;

6.эмиссия ценных бумаг.

Чаще всего бизнес-план разрабатывается  для обоснования получения денежных средств из внешнего источника.

В разработке бизнес-плана принимают  участие все основные структурные  подразделения фирмы, в том числе  финансовый департамент или отдел.

Разрабатывается он, как правило, на 3-5 лет, при этом показатели первого  планируемого года рассчитываются с помесячной или поквартальной разбивкой.

Бизнес-план отражает все стороны  производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы и как правило, включает в себя следующие разделы:

    • резюме;
    • описание фирмы;
    • описание продукции (работ, услуг);
    • анализ рынков и конкурентов;
    • маркетинговый план;
    • производственный план;
    • организационный план;
    • финансовый план;
    • приложения.

Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, обобщающий материалы  предыдущих разделов и представляющий их в стоимостном выражении. Этот раздел необходим и важен как для предпринимательских фирм, так и для инвесторов и кредиторов. Фирмы должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для осуществления проекта, направления использования средств, конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы и кредиторы в свою очередь должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использованы их средства, каков срок окупаемости и возврата.

Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов, в числе которых:

-прогноз объемов реализации;

-прогноз доходов и расходов;

-прогноз денежных поступлений  и выплат;

-сводный баланс активов и  пассивов;

-план по источникам и использованию  средств;

-расчет точки достижения безубыточности(самоокупаемости).

Прогноз объемов  реализации разрабатывается с учетом показателей плана маркетинга и основывается на информации о предполагаемых объемах реализации по каждому товару и ожидаемой цене единицы каждого товара.

Прогноз доходов  и расходов составляется с целью показать, как будет формироваться и изменяться прибыль, и разрабатывается, как правило, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в помесячной разбивке.

Разработка данного документа  позволяет фирме выявить такие важнейшие моменты в ее деятельности, как доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения фирмы с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли и др.

Прогноз денежных поступлений и выплат оценивает потребность фирмы в денежных средствах для ее нормального функционирования. Он разрабатывается также для проверки синхронности денежных поступлений и выплат, ликвидности фирмы, т.е. наличия на ее счете денежных средств, необходимых для погашения ее финансовых обязательств.

После составления прогноза доходов  и расходов и прогноза денежных поступлений  и выплат на основе содержащихся в  них показателей может быть разработан сводный баланс активов и пассивов фирмы. При разработке финансового раздела бизнес-плана его рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта, так как данный раздел представляет большой интерес для самой фирмы и не столь важен для кредиторов и инвесторов.

Прогноз по источникам и использованию средств предназначен для отображения источников получения средств и их использования, а также изменения активов фирмы за определенный период времени. Он дает возможность определить взаимосвязь между возможными источниками средств и оборотным капиталом предпринимательской фирмы. На основе данного прогноза руководители фирмы, акционеры, инвесторы и кредиторы могут точнее определить финансовое положение фирмы, оценить эффективность принятой финансовой политики и результаты хозяйственной деятельности.

При разработке бизнес-плана для предпринимательской фирмы достаточно важно определить, когда и при каких условиях начнется отдача от вложенных средств, что позволяет сделать расчет точки безубыточности(самоокупаемости). Точка безубыточности показывает, при каком объеме производства и реализации продукции выручка от реализации будет равняться затратам на производство. Для предпринимательской фирмы имеет смысл производить продукцию, если проект позволяет обеспечить производство и реализацию товара в объеме, превышающем порог безубыточности. Только тогда проект начинает приносить прибыль. При объемах выпуска ниже порога безубыточности фирма будет нести убытки.

Точка безубыточности рассчитывается по следующей формуле:

О=Зпост / (Ц-Зпер),

где О- объем производства, при котором достигается безубыточность;

Зпост- условно-постоянные затраты;

Ц- цена единицы продукции;

Зпер- переменные затраты в расчете на единицу продукции.

В заключительной части финансового  раздела бизнес-плана излагается стратегия финансирования намеченного к осуществлению бизнес-плана. В этой части необходимо осветить следующие вопросы:

-сколько всего необходимо средств  для осуществления мероприятия;

-каковы источники получения  этих средств;

-когда можно ожидать полного  возврата заемных средств и  получения инвесторами дохода;

-каков будет доход?

Следует отметить необходимость учета  реальных экономических условий  и финансовой политики государства  при разработке финансового раздела  бизнес-плана, в противном случае планируемые результаты могут быть далеки от реальных.

2.Методы финансового  планирования.

 

Методы планирования- это конкретные способы и приемы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей  осуществляется  с помощью нескольких методов. К ним относятся :

1) расчетно-аналитический;

2) нормативный;

3) балансовый;

4) оптимизация плановых решений;

5) экономико-математическое моделирование.

Содержание расчетно-аналитического метода планирования заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей прогнозируется их величина на будущий период. Данный метод планирования применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет). Путем использования этого метода может быть установлена плановая потребность в оборотных активах, величина амортизационных отчислений и другие показатели. При использовании данного метода часто прибегают к экспертным оценкам.

Содержание нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм  и нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования.

Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственные социальные фонды; нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента и др.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии