Финансовое планирование в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматривается понятия «финансовое планирование» и «финансовое прогнозирование», их место в системе управления финансами, описываются их основные цели и задачи, субъекты и объекты, методы осуществления. Рассмотрены основные виды финансовых планов и их особенности как на макро-, так и на микроуровне, определено место финансового плана в бизнес-плане. Показаны этапы финансового планирования и прогнозирования. Также, выявлены основные проблемы финансового планирования в Российской федерации и направления его совершенствования.
Перейдем к рассмотрению места финансового планирования в системе управления финансами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Содержание и задачи финансового планирования.
Сущность, необходимость и роль финансового планирования в системе управления финансами…………………………………………………………....5
Содержание, цели и задачи финансового планирования……………......11
Виды финансовых планов и методы финансового планирования и прогнозирования.
Финансовый план……………………………………………………..…….15
Методы финансового планирования и прогнозирования…………….….19
Анализ финансового плана на примере предприятия ООО»Мегаполис»…………………………………………………………………..24
Пути совершенствования финансового планирования
Пути совершенствования бюджетного планирования..............................31
Зарубежный опыт финансового планирования........................................34
3.3 Пути совершенствования финансового планирования и прогнозирования в России……………………………………………………………….……...........36
Заключение…………………………………………………………………………39
Список литературы……………………………………………..........................41

Файлы: 1 файл

Kursovaya_finansy.docx

— 76.06 Кб (Скачать файл)

-  Баланс активов и  пассивов — позволяет определить  величину собственного капитала  фирмы. Баланс включает в себя  две части: активы (текущие и  фиксированные) и пассивы (долгосрочные  и краткосрочные обязательства,  собственный капитал предприятия);

-  План по источникам  и использованию средств —  показывает источники получения  средств и их использование,  изменение активов за определенный  период времени — их динамика;

-  Расчет точки достижения  самоокупаемости (безубыточности) —  состояния в деятельности предприятия,  когда разность между доходами  и расходами равна нулю. В этот  момент суммарный объем продаж  совпадает с суммой постоянных  и переменных издержек.[6,с. 45]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Методы финансового планирования и прогнозирования

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством  определенных методов. Методы планирования – это конкретные способы и  приемы расчетов финансовых показателей. В финансовом планировании используется ряд методов планирования финансовых показателей:

  • метод экономического анализа;
  • нормативный метод;
  • метод балансовых расчетов;
  • метод денежных потоков;
  • метод много вариантности расчетов;
  • методы экономико-математического моделирования.

Метод экономического анализа  позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных  и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Этот метод  применяется при изучении динамики различных показателей за определенный период времени (несколько месяцев, лет).

Содержание нормативного метода финансового планирования заключается  в том, что на основе заранее установленных  норм и нормативов определяется потребность  предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования.Такими нормативами являются ставки налогов  и сборов, тарифы отчислений в государственные  социальные фонды, нормы амортизационных  отчислений и  учетная ставка банковского  процента.

Нормативы предприятия разрабатывают  сами хозяйствующие субъекты и используют их для контроля за эффективностью использования ресурсов и урегулирования внутрихозяйственных процессов. К  этим нормативам относятся:

  • нормативы плановой потребности в оборотных активах;
  • нормы запасов материалов, заделов незавершенного производства, запасов готовой продукции на складе;
  • нормативы распределения чистой прибыли на потребление, накопление и в резервные фонды и ряд других [4, с. 57].

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей  потребности в финансовых средствах  основывается на прогнозе поступления  средств и затрат по основным статьям  баланса на определенную дату в перспективе [7, с. 257].

Балансовый метод применяется  при прогнозе поступлений и выплат из денежных фондов, квартального плана  доходов и расходов, платежного календаря.

Метод денежных потоков носит  универсальный характер при составлений  финансовых планов и помогает при  прогнозировании сроков и размеров поступления необходимых финансовых ресурсов. Этот метод основывается на ожидаемых поступлениях средств  на определенную дату и бюджетировании всех расходов и издержек.

Метод много вариантности состоит в разработке нескольких взаимозаменяющих вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать  из них оптимальный. При этом критерии выбора  могут быть разными.

Содержание экономико-математического  моделирования в финансовом планировании заключается в том, что оно  позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми  показателями и факторами, влияющими  на их величину.

При использовании экономико-математического  моделирования следует иметь  в виду, что небольшой период исследования (месяц, квартал) не позволит выявить  общие закономерности. Также нельзя брать и слишком большой период, так как любые экономические  закономерности нестабильны и могут  изменяться в течение длительного  времени. На практике целесообразно  использовать для перспективного планирования годовые финансовые показатели за прошедшие 3-5 лет, а для текущего планирования – квартальные данные за 1-2 года.

 

Финансовое прогнозирование представляет собой исследованиеконкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствованияи субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположениеоб объемах и направлениях использования финансовыхресурсов на перспективу. Финансовое прогнозирование выявляетожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсови потребности в них, возможные варианты осуществленияфинансовой деятельности и представляет собой предпосылку дляфинансового планирования. К основной цели финансового прогнозирования,осуществляемого для научного обоснования показателейфинансовых планов и способствующего выработке концепцииразвития финансов на прогнозируемый период, можно отнестиоценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечениядеятельности субъектов хозяйствования, органов государственнойвласти и местного самоуправления.

Задачами финансового  прогнозирования являются:

1) увязка материально-вещественных  и финансово-стоимостныхпропорций  на макро- и микроуровнях на  перспективу;

2) определение источников  формирования и объема финансовыхресурсов  субъектов хозяйствования и субъектов  власти напрогнозируемый период;

3) обоснование направлений  использования финансовых ресурсовсубъектами  хозяйствования и субъектами  власти на прогнозируемыйпериод  на основе анализа тенденций  и динамикифинансовых показателей  с учетом воздействующих на  них внутреннихи внешних факторов;

4) определение и оценка  финансовых последствий принимаемыхорганами  государственной власти и местного  самоуправления,субъектами хозяйствования  решений.[6, с. 100]

В процессе финансового прогнозирования  для расчета финансовыхпоказателей  используются такие специфические  методы,как математическое моделирование, эконометрическое прогнозирование,экспертные оценки, построение трендов и составлениесценариев, стохастические методы.

Математическое  моделирование позволяет учесть множествовзаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансовогопрогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогнозанаиболее соответствующий принятой концепции производственного,социально-экономического развития и целям финансовойполитики.

Эконометрическое  прогнозирование основано на принципах экономической теории и статистики: расчет показателей прогнозаосуществляется на основе статистических оценочных коэффициентовпри одной или нескольких экономических переменных,выступающих в качестве прогнозных факторов; позволяетрассмотреть одновременное изменение нескольких переменных,илияющих на показатели финансового прогноза. Эконометрическиемодели описывают с определенной степенью вероятностидинамику показателей в зависимости от изменения факторов,влияющих на финансовые процессы. При построении эконометрическихмоделей используется математический аппаратрегрессионного анализа, который дает количественные оценкиусредненных взаимосвязей и пропорций, сложившихся в экономикев течение базисного периода. Для получения наиболеенадежных результатов экономико-математические методы дополняютсяэкспертными оценками.

Метод экспертных оценок предполагает обобщение и математическуюобработку оценок специалистов-экспертов по определенномувопросу. Эффективность этого метода зависит отпрофессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозированиеможет быть достаточно точным, однако экспертныеоценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений»эксперта и не всегда поддаются рациональному объяснению.

Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторыхгрупп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит изпостоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста)или постоянных абсолютных изменений (линейный временнойтренд). Недостатком данного метода является игнорированиеэкономических, демографических и других факторов.

Разработка сценариев не всегда исходит из научности и объективности,в них всегда ощущается влияние политическихпредпочтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесторов,собственников, но это позволяет оценить последствияреализации тех или иных политических обещаний.

Стохастические  методы предполагают вероятностный характеркак прогноза, так и связи между используемыми данными ипрогнозными финансовыми показателями. Вероятность расчетаточного финансового прогноза определяется объемом эмпирическихданных, используемых при прогнозировании.

 

Таким образом, методы финансового  прогнозирования различаютсяпо  затратам и объемам предоставляемой  итоговой информации:чем сложнее  метод прогнозирования, тем большесвязанные  с ним затраты и объемы получаемой с его помощьюинформации.[6,с.101-102]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ финансового плана на примере предприятия ООО»Мегаполис»

Практика финансового  планирования в данной работе рассматривается  на примере ООО «Мегаполис». Организация  занимается оптовой торговлей принтерами для печати и расходными материалами (картриджами) к ним. Местонахождение предприятия: г. Москва, ул. Менделеевская , д.88.

ООО «Мегаполис» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Как и любое общество с ограниченной ответственностью ООО «Мегаполис» проводит свою хозяйственно-финансовую политику, опираясь в решениях на собрание учредителей. Предприятие действует в соответствии с уставом, утвержденным Протоколом № 3 от 15 июля 1999 года. Основной целью создания и деятельности предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли для удовлетворения социальных и материальных потребностей участников предприятия. Учредители ООО «Мегаполис» несут ответственность по обязательствам в размере уставного капитала, который был создан за счет средств учредителей. Размер уставного капитала данного предприятия 5000 руб.

Рассмотрим систему финансового  планирования ООО «Мегаполис» (на примере 2010 года), которая включает в себя бюджет продаж, бюджет издержек обращения, бюджет движения денежных средств, бюджет затрат на заработную плату и прогнозный баланс.

Бюджет продаж - отправная  точка в системе бюджетирования торгового предприятия, так как  план продаж влияет практически на все остальные бюджеты предприятия. Бюджет продаж показывает плановые объемы реализации продукции в номенклатурном разрезе в натуральном и стоимостном выражении [2, c.13]. Общий объем продаж зависит от платежеспособного спроса на продукцию предприятия, от поставленных руководством целей (достичь безубыточности, заработать определенную прибыль, охватить тот или иной сегмент рынка и др.). При составлении бюджета продаж используются данные маркетинговых исследований, результаты переговоров с заказчиками и клиентами, другая информация (о конкурентах, долгосрочных тенденциях на рынках, продажах в предыдущие периоды и пр.) На ООО «Мегаполис» разрабатывается годовой, квартальный и помесячный бюджеты продаж. Годовой бюджет с помесячной разбивкой формирует отдел маркетинга во взаимодействии с другими службами. Проект годового бюджета продаж представляется в бюджетный комитет до 1 октября года, предшествующего бюджетному. Бюджетный комитет рассматривает представленный первый вариант бюджета продаж, уточняет его отдельные позиции и при необходимости направляет на доработку. До 15 ноября отчетного года отдел маркетинга представляет в бюджетный комитет уточненный вариант годового бюджета продаж. Его данные передаются другим подразделениям для расчета бюджетов издержек обращения, движения денежных средств, затрат на заработную плату и т.д. Данный бюджет отличает большая неопределенность его показателей: объемов продаж продукции в натуральном и стоимостном выражении. Поэтому на начальной стадии разработки он, по сути, является прогнозом. Для его обоснования используется несколько методов, а затем на основе качественного анализа формулируется консенсус-прогноз - как наиболее вероятное предположение о будущей динамике объемов продаж и цен.

В основе прогноза продаж лежат  следующие факторы:

- прошлые данные об  объемах продаж;

- перспективы ценовой  политики;

- задолженность по выполненным  заказам;

- исследование рынка;

- общие экономические  условия;

- движение таких индикаторов,  как валовой национальный продукт,  занятость, цены и персональные доходы;

- реклама и условия  продвижения продукта;

- отраслевая конкуренция;

Рассмотрим различные  методы прогнозирования, используемые на ООО «Мегаполис», к которым  относятся: прогноз на основе договоров  с клиентами, прогнозирование на основе трендовых кривых, прогнозирование  с учетом сезонности. Прогнозирование на основе договоров с клиентами позволяет получить наибольшую достоверность оценок, особенно если используются уже заключенные договора, охватывающие значительную часть продукции. Но технически данный метод трудно применить при большом числе клиентов и их нестабильном составе.Прогнозирование на основе трендовых кривых может быть использовано для разработки прогноза при наличии устойчивых тенденций продаж и при отсутствии в плановом периоде существенных изменений экономических условий базового периода.

Информация о работе Финансовое планирование в системе управления финансами