Финансовое планирование в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматривается понятия «финансовое планирование» и «финансовое прогнозирование», их место в системе управления финансами, описываются их основные цели и задачи, субъекты и объекты, методы осуществления. Рассмотрены основные виды финансовых планов и их особенности как на макро-, так и на микроуровне, определено место финансового плана в бизнес-плане. Показаны этапы финансового планирования и прогнозирования. Также, выявлены основные проблемы финансового планирования в Российской федерации и направления его совершенствования.
Перейдем к рассмотрению места финансового планирования в системе управления финансами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Содержание и задачи финансового планирования.
Сущность, необходимость и роль финансового планирования в системе управления финансами…………………………………………………………....5
Содержание, цели и задачи финансового планирования……………......11
Виды финансовых планов и методы финансового планирования и прогнозирования.
Финансовый план……………………………………………………..…….15
Методы финансового планирования и прогнозирования…………….….19
Анализ финансового плана на примере предприятия ООО»Мегаполис»…………………………………………………………………..24
Пути совершенствования финансового планирования
Пути совершенствования бюджетного планирования..............................31
Зарубежный опыт финансового планирования........................................34
3.3 Пути совершенствования финансового планирования и прогнозирования в России……………………………………………………………….……...........36
Заключение…………………………………………………………………………39
Список литературы……………………………………………..........................41

Файлы: 1 файл

Kursovaya_finansy.docx

— 76.06 Кб (Скачать файл)

На основе усредненного коэффициента сезонности используются два метода прогнозирования месячных объемов  продаж:

1) Прогноз по трендовым  моделям месячных объемов продаж  с помощью ретроспективных данных с устраненной сезонностью. Этот метод эффективен, если объемы продаж с устраненной сезонностью имеют выраженную динамику (повышательную или понижательную). Затем строится динамический ряд объемов продаж с устраненной сезонностью, который сглаживается наиболее подходящей трендовой кривой. На основе этой кривой делается прогноз на каждый месяц бюджетного периода. На заключительном этапе расчетов прогнозные объемы продаж каждого месяца с устраненной сезонностью пересчитываются с целью «восстановления» сезонности.

2) Прогноз по среднемесячному  объему продаж. Используется при  отсутствии выраженной динамики продаж с устраненной сезонностью. Первоначально планируется среднемесячный объем продаж на бюджетный год, а затем объем продаж на соответствующий месяц бюджетного года.

Консенсус-прогноз объема продаж - это усредненный согласованный  прогноз, при разработке которого используются данные прогнозирования различными методами. При этом прогноз, сформированный с помощью того или иного метода, рассматривается как самостоятельная возможная траектория изменения продаж в бюджетном году. Но каждая такая траектория имеет различную вероятность реализации. Поэтому консенсус-прогноз можно считать средневзвешенным по вероятностям реализации частных прогнозов. Вероятности реализации частных прогнозов определяются экспертным путем. В качестве экспертов привлекаются сотрудники отделов маркетинга, члены бюджетного комитета и другие работники предприятия ООО «Мегаполис», а также специалисты со стороны. Экспертная группа создается приказом генерального директора организации.

Таким образом, методика составления  бюджета продаж в ООО «Мегаполис» предполагает применение различных методов планирования, которые позволяют сформулировать общий, так называемый консенсус-прогноз, на основе качественного анализа ранее разработанных прогнозов. Бюджет продаж ООО «Мегаполис» на 2013 год по двум товарам приведен в табл. 1. Цены указаны с учетом возможной инфляции на уровне 4% в квартал. Выручка по каждому изделию определяется путем перемножения объемов продаж в натуральном выражении на цену соответствующего изделия. Суммарная денежная выручка представляет собой сумму выручки от реализации двух товарных групп.

 

Таблица 1

Бюджет продаж ООО «Мегаполис»  на 2013 год

Показатель

Плановое значение по кварталам 2013 г.

Всего за 2013 год

 

I

II

III

IV

   

1. Продажи, шт.

           

а)картридж

11500

12000

12000

14000

49500

б)принтер

3300

4200

4300

4800

16600

2. Цена руб./шт.

           

а)картридж

260

270

280

290

275

б)принтер

1500

1550

1600

1650

1582

3. Выручка, тыс. руб.

7940

9750

10240

11980

39910

а)картридж

2990

3240

3360

4060

13650

б)принтер

4950

6510

6880

7920

26260


 

Бюджет издержек обращения (коммерческих расходов) может быть различной степени детализации. Все зависит от целей планирования этих расходов. В частности, расходы могут группироваться по типам продукции, по видам покупателей, по регионам сбыта.

Таблица 2

Бюджет издержек обращенияООО «Мегаполис» на 2013 год

Показатель

Плановое значение по кварталам 2013 г.

Всего за 2013 год

 

I

II

III

IV

   

Плановые продажи

7940

9750

10240

11980

39910

Коммерческие расходы (без НДС)

160

199

202

210

771

Транспортные расходы

48

51

52

54

205

Упаковка

14

18

18

20

70

Реклама

20

23

22

22

87

Комиссионные

39

48

50

49

186

Исследование рынка

0

0

0

0

0

Командировочные расходы

20

30

31

35

116

Прочие расходы

19

29

29

30

107


Составлению бюджета затрат на заработную плату предшествует расчет этих затрат для каждого товара. В основу этого расчета положены плановые (нормативные) затраты труда  в натуральном выражении (в человеко-часах), а также почасовые тарифные ставки оплаты труда для всех категорий  работников. При этом учитываются все издержки предприятия, связанные с оплатой труда. Поэтому в расчет включаются и выплаты единого социального налога (ЕСН).

Таблица 3

Бюджет затрат на заработную плату ООО «Мегаполис» в 2013 году

Показатель

Плановое значение по кварталам 2013 г.

Всего за 2013 год

 

I

II

III

IV

   

1.Объем товарооборота, шт.

         

а)картридж

11500

12000

12000

14000

49500

б)принтер

3300

4200

4300

4800

16600

2.Зарплата на единицу товара, руб./шт.

         

а)картридж

56

56

56

56

56

б)принтер

116

116

116

116

116

3.Зарплата, всего, тыс. руб.

1026,8

1159,2

1170,8

1340,8

4697,6

а)картридж

644

672

672

784

2772

б)принтер

382,8

487,2

498,8

556,8

1925,6

4.Начисления ЕСН (26% п.3), тыс. руб.

266,97

301,39

304,41

348,61

1221,38

5.Всего (п.3+п.4), тыс. руб.

1293,8

1460,6

1475,2

1689,4

5919,0


 

В результате изучения системы  финансового планирования (бюджетирования), действующей на торговом предприятии  ООО «Мегаполис», можно отметить следующее. В ООО «Мегаполис» введена система бюджетов, тесно увязанных между собой, при этом происходит планирование, как по кварталам, так и по годам. Таким образом, в основном, осуществляется текущее бюджетирование. В то же время, очевидно, что предприятию необходимо также разрабатывать и долгосрочные стратегические бюджеты, например, с целью привлечения инвестиций, на период 3 - 5 лет. Таким образом, первой задачей, стоящей перед данным предприятием является создание базы для разработки стратегического бюджета и его увязки с текущим бюджетированием.На сегодняшний день систему бюджетирования ООО «Мегаполис» нельзя назвать достаточно автоматизированной. Любое планирование основывается на анализе фактических данных, т.е. на бухгалтерской информации. В простых случаях достаточно энтузиазма работников и возможностей электронных таблиц (например, MicrosoftExcel) для составления плана. Тем самым можно в принципе решить одну из главных задач бюджетирования - формирование бюджета. Именно такой способ и применяется на данный момент на предприятии. Но при этом другая, не менее важная, задача сопоставления плана с фактом и анализа отклонений представляется весьма затруднительной. Да и возможности корректировки такого бюджета весьма ограничены (равно как и анализ чувствительности показателей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Пути  совершенствования финансового  планирования.

3.1 Пути совершенствования  бюджетного планирования

 

В целях улучшения бюджетного планирования и прогнозирования  постановлением правительства № 249 от 22.05.2004 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» субъектам  бюджетного планирования была предписана разработка докладов с указанием  в них всех закрепленных за ними расходных обязательств, вытекающих из действующих нормативных правовых актов. В них следовало также  предусматривать расходные обязательства  и доходы; результаты деятельности и основные качественные показатели, которые должны быть достигнуты при  использовании бюджетных средств. Смысл подготовки докладов - выявление  соотношения действующих и принимаемых  обязательств. Если очевидно, что наряду с действующими обязательствами  придется утверждать и новые, то для  покрытия новых обязательств должны быть предусмотрены дополнительные доходы и финансирование.

 

Существенно следующее: если определенный бюджетный поток был  предусмотрен в одной трехлетке, то при составлении очередного бюджета  с продлением на год «горизонта»  планирования это обязательно учитывается. Бюджетная трехлетка связана  с декларированием предстоящих  доходов и расходов бюджета, а  также с финансовым подтверждением этих деклараций.

 

Опыт исполнения бюджета  первого года трехлетки в 2008 г. и  разработки очередного бюджета на 2009 г. и на плановый период по 2011 г, показывает, что бюджетная трехлетка оказывается  не столько руководством к действию, сколько некачественным бюджетным  прогнозом, в который необходимо вносить существенные изменения [4, с. 136-137].

 

Во-первых, в рамках трехлетки  вносятся фискального характера  изменения в налоговое законодательство, тогда как в условиях перспективного бюджетного планирования оно должно оставаться относительно стабильным. Определенная работа по улучшению положения  была проведена в последние годы. Запрещено введение в бюджетное  налоговое законодательство изменений, регулирующих пропорции доходов  и расходов принятого закона о  бюджете. Ст. 175 измененного Бюджетного кодекса предусматривает разработку сводного финансового баланса Российской Федерации. Однако при его составлении  проявляются все проблемы прогнозирования  объема ВВП и доходов бюджета.

 

Во-вторых, остаются высокими риски неэффективного использования  бюджетных средств, для преодоления  чего и предполагалось улучшение  бюджетного планирования. Ведь при  повышении эффективности использования  средств они высвобождаются для  других целей. Недооценивается проявление закономерностей и логики процесса воспроизводства основного капитала, что особенно отчетливо прослеживается по динамике инвестиций в основной капитал. Считающиеся фактором модернизации экономики и социальной сферы  федеральные целевые программы  не вполне подчинены решению этой задачи. Ст. 179 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что по каждой долгосрочной целевой программе ежегодно должна проводиться оценка эффективности  ее реализации. По результатам указанной  оценки не позднее чем за месяц  до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение  о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о  досрочном прекращении ее реализации.

 

К сожалению, органы власти таких решений, как правило, не принимают. Оценка эффективности программ не осуществляется, не разработаны способы оценки. Контрольные  мероприятия Счетной палаты по использованию  средств, выделяемых на реализацию федеральных целевых программ, касаются лишь отдельных программ. Подобно тому как госзаказы на поставку продукции, выполнение работ и услуг для бюджетной сферы совершенно определенно остаются наиболее крупными расходами с долей криминального перераспределения средств около 30%, расходы на реализацию федеральных целевых программ остаются неопределенно эффективными. В то же время расходы на их реализацию непрерывно возрастают. Выявленные изъяны разработки и реализации федеральных целевых программ преодолеваются слишком медленно. Одновременно реализуется большое число программ, неоправданно распыляются средства по множеству мероприятий, нередко не по назначению, остается низкой доля капитальных затрат в структуре расходов по осуществлению программ [4,с. 85-86].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2Зарубежный опыт финансового планирования.

 

Зарубежные методики финансового  планирования предполагают, что в  основе бюджетирования лежит подготовка главного бюджета, состоящего из интегрированных  друг с другом и отражающих различные  стороны деятельности: операционного, финансового, бюджета денежных средств, капиталовложений, дополнительного.

Операционный бюджет (operatingbudget) используется для расчета затрат на производимую продукцию или оказываемые  услуги, позволяя проанализировать производственные и операционные аспекты деятельности организации.

Финансовый бюджет (financialbudget) используется для анализа финансовых условий подразделения с помощью  анализа соотношения активов  и обязательств, денежного потока, оборотного капитала, прибыльности.

Бюджет денежных средств (cashbudget) используется для планирования и управления денежным потоком, содержит ожидаемые поступления и платежи  денежных средств за установленный  период, помогая поддерживать баланс денежных средств, не допуская как скопления  неработающих денег, так и их дефицита.

Бюджет капиталовложений (capitalexpenditurebudget) описывает ключевые долгосрочные планы и приобретаемые  основные средства. Бюджет классифицирует проекты по целям.

Дополнительный бюджет (supplementalbudget) предусматривает финансирование расходов, не включенных в основной бюджет.

Некоторые специалисты выделяют ряд других бюджетов: приростной (incrementalbudget), добавочный (add-onbudget), скобочный (bracketbudget), модифицированный (stretchbudget), пооперационное бюджетирование (activitybasedbudget), стратегический бюджет (strategicbudget), целевой (targetbudget). Однако перечисленные виды бюджетов представляют собой скорее методы бюджетирования.

Информация о работе Финансовое планирование в системе управления финансами