Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: рассмотрение международного опыта в области перспективного финансового планирования.
В рамках данной работы были поставлены следующие задачи:
Определить сущность и проанализировать методы финансового планирования, рассмотреть этапы формирования государственного бюджета.
Рассмотреть перспективное финансовое планирование в развитых странах мира
Рассмотреть перспективное финансовое планирование в России с учетом зарубежного опыта.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Организация процесса перспективного финансового планирования в зарубежных странах 5
1.1 Теоретические основы и значение перспективного финансового планирования в экономике 6
1.2 Цели, этапы и методы финансового планирования 8
1.3 Роль и значение бюджетов в системе финансовых планов 13
Глава 2. Перспективное финансовое планирование в развитых странах мира 17
2.1 Особенности перспективного финансового планирования в зарубежных странах 18
2.2 Перспективное финансовое планирование в России с учетом международного опыта 24
Заключение 32
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 61.79 Кб (Скачать файл)

При составлении плана  используется балансовый метод, позволяющий:

- увязать финансовые ресурсы  субъектов планирования с потребностями  в них, вытекающими из прогноза  социально-экономического развития;

- увязать расходы органов  государственной власти и местного  самоуправления, коммерческих и  некоммерческих организаций и  их доходами;

- установить пропорции  распределения средств по направлениям  использования, получателям и  т.п.;

- распределить по кварталам  доходы и расходы.

Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов  хозяйствования, бюджетов, формируемых  органами государственной власти и  местного самоуправления.

Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется  метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в  разработке нескольких вариантов финансового  плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. При этом применяются  следующие критерии выбора:

- максимум доходов бюджета;

- минимум текущих расходов  бюджета;

- минимум непроцентных  расходов бюджета;

- максимальная эффективность  расходов бюджета;

- максимальный социально-экономический  эффект капитальных расходов  бюджета.

От выбора методов финансового  планирования, их сочетания с учетом специфики каждого зависит реальность показателей финансовых планов. Использование  в процессе финансового планирования одновременно нескольких методов объясняется  многогранностью этого процесса, сложностью решаемых задач, зависимостью его от характера и способов разработки прогнозов социально-экономического развития, бизнес-планов [14, 97с.].

В практике финансового планирования используются следующие методы:

- Экстраполяции. Заключается  в определении финансовых показателей  на основе установления устойчивой  динамики их развития. Расчет  показателей плана производится  на основе корректировки достигнутого  в базовом периоде уровня показателей  на относительно устойчивый темп  их роста. Этот метод обычно  используется как вспомогательное  средство для первоначальных  прикидок, так как имеет ряд  недостатков: не ориентирует на  выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;

- Нормативный. Суть его  состоит в том, что плановые  показатели рассчитываются на  основе установленных норм и  финансово-бюджетных нормативов. Предполагает  наличие прогрессивных норм и  финансово-бюджетных нормативов, которые  являются качественной основой  для финансового планирования, предпосылкой  для соблюдения режима экономии. Кроме того, нормы и нормативы  служат необходимым условием  для внедрения экономико-математических  методов в финансовое планирование;

- Индексный. Предполагает  широкое использование системы  разнообразных индексов при расчете  плановых финансовых показателей.  Его использование обусловлено  развитием рыночных отношений,  наличием инфляционных процессов.  В настоящее время применяются  индексы динамики экономических  объектов (физических объемов), уровня  жизни, роста цен и другое. Из  них наиболее важен один из  индексов роста цен - индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные  цены);

- Программно-целевой. Позволяет  оценить и выбрать предпочтительные  варианты производственного, социально-экономического  развития в целевом, отраслевом  и территориальном аспектах. Программы  являются средством решения, прежде  всего, межотраслевых, межтерриториальных  принципиально новых проблем.  Для программ характерно наличие  цели, конкретизируемой в нескольких  задачах, сочетание различных  источников финансирования ее  реализации. Например, федеральная  целевая программа рассматривается  как увязанный по ресурсам, исполнителям  и срокам осуществления комплекс  научно-исследовательских, опытно-конструкторских,  производственных, социально-экономических,  организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития.

1.3 Роль и значение  бюджетов в системе финансовых  планов

 

Движение средств конкретного  денежного фонда выражается и  закрепляется в соответствующих  финансовых планах, которые объединены в единую систему.

В систему финансовых планов входят:

- перспективные финансовые  планы;

- сводные финансовые балансы,  составляемые на общегосударственном  и территориальных уровнях управления;

- федеральный и территориальные  бюджеты (занимают центральное  место в системе финансовых  планов).

Бюджет - это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

Бюджет как план носит  целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей. Следовательно, бюджет, являясь основным документом государства, выполняет следующие  задачи:

- определяет количественные  и качественные параметры государственной  социально-экономической политики;

- отражает размеры необходимых  государству финансовых ресурсов, определяя тем самым налоговую  политику в стране;

- фиксирует конкретные  направления расходования средств,  перераспределение национального  дохода и ВВП, что позволяет  ему выступать в качестве эффективного  регулятора экономики.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для  содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных  на него функций[17, 189с.].

Как экономическая категория  бюджетные отношения являются составной  частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Распределительная функция  бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням  государственной и территориальной  власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство  регулирует хозяйственную жизнь  страны, экономические отношения, направляя  бюджетные средства на поддержку  или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно  усиливать или сдерживать темпы  производства, ускорять или ослаблять  рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через  бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов  бюджета;

2) использование бюджетных  средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления[26].

В процессе образования доходов  бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства  части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками. Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель - формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

Доходы бюджета могут  носить налоговый и неналоговый  характер. Основным источником налоговых  доходов являются вновь созданная  стоимость и доходы, полученные в  результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная  стоимость, ссудный %, рента и т. д.), а также накопления. Неналоговые  доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения  уже полученных доходов по уровням  бюджетной системы.

Структура бюджетных доходов  подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким  уровнем жизни основой налоговых  доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем  жизни - косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции  государства и местного самоуправления [29].

Через бюджетные расходы  финансируются бюджетополучатели - организации производственной и  непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями  бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям  затрат, а непосредственные расходы  осуществляют бюджетополучатели. Кроме  того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Контрольная функция бюджета  предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджетное устройство и бюджетная система

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета  и бюджетной системы страны, взаимоотношения  между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и  структуру бюджетов, процедурные  стороны формирования и использования  бюджетных средств и др.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных  образований, самостоятельных в  бюджетном отношении государственных  учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном  устройстве и правовых нормах. Бюджетная  система - это главное звено финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в  ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах[13,  67с.].

Бюджетная система федеративных государств состоит из: федеративного  бюджета, бюджетов членов федерации  и местных бюджетов.

В заключение можно сделать  следующие выводы:

  1. Финансовое планирование является одним из элементов управления финансами, которое необходимо в целях эффективного управления национальной экономикой.
  2. Финансовое планирование базируется на системе макроэкономических показателей, позволяющих прогнозировать социально-экономическое развитие, и направлено на достижение сбалансированности движения финансовых ресурсов, денежных и материальных потоков.
  3. Система макроэкономических показателей используется исполнительными органами власти при составлении финансового плана в процессе управления развитием территории.
  4. Реальность показателей финансовых планов зависит от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики каждого.
  5. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет.
  6. Формирование, экономическое обоснование и сопоставление показателей доходов и расходов бюджетов всех уровней осуществляет бюджетное планирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Перспективное финансовое планирование в развитых странах мира

Информация о работе Финансовое планирование