Финансовое прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить сущность финансовых прогнозов, их виды, а также пути совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы построения финансовых прогнозов;
проанализировать прогноз финансовой конъюнктуры 2014-2015 годов;
рассмотреть пути совершенствования системы финансового прогноза.

Файлы: 1 файл

финансы №40.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Псковский государственный университет

 

Кафедра «Экономика и финансы»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему «Финансовое прогнозирование»

 

 

 

 

 

 

Студент: Дядькина Е.К.

Группа: 1073-01

Шифр: 0867124

Преподаватель: Павлова Н.И.

 

 

 

 

 

 

Псков

2014

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

 

Финансовое прогнозирование играет важную роль: оно позволяет выявить и рационально использовать резервы экономического роста.

Главная черта финансового прогнозирования – вариантность, что позволяет исполнительному органу точнее оценить проблему, выбрать оптимальное решение, предусмотреть последствия от принимаемых решений.

Грамотное прогнозирование позволяет выявлять тенденции развития рынка и осуществлять свою деятельность в соответствии с данными тенденциями, занимать лидирующее положение на рынке и успешно развиваться, поэтому государство и крупные компании затрачивают большие средства на прогнозирование.

Актуальность выбранной тематики объясняется тем, что прогнозирование является основой успешного построения финансовой (и любой другой системы) и наиболее важным аспектом всей системы прогнозирования. Чем успешнее и точнее построен прогноз, тем эффективнее будет последующий результат любой сферы деятельности.

Цель курсовой работы – изучить сущность финансовых прогнозов, их виды, а также пути совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • изучить теоретические основы построения финансовых прогнозов;
    • проанализировать прогноз финансовой конъюнктуры 2014-2015 годов;
    • рассмотреть пути совершенствования системы финансового прогноза.

Объектом исследования является система построения финансовых прогнозов.

При написании данной курсовой работы использовались монографии таких авторов как Даева А.И., Ковалев В.В., Мацкуляка И.Д., законодательный и нормативный материал, статьи из периодических изданий и интернет-ресурсы.

Были использованы общенаучные методы и приемы: научная абстракция, моделирование, анализ и синтез, методы группировки и сравнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Финансовое прогнозирование: содержание, значение, методы

 

    1. Содержание, значение и методы финансового прогнозирования

Финансовое прогнозирование представляет собой деятельность по предвидению и стратегической оценке перспектив развития финансов, объема, состава и структуры поступления финансовых ресурсов и направлений их использования.  

Цель финансового прогнозирования – оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов, определение наиболее предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, выявление возможных отклонений от принимаемых проектировок. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования [1, с. 57]. 

Задачами финансового прогнозирования являются:

1. определение источников формирования  и объема финансовых ресурсов  органов государственной власти  и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов на прогнозируемый период;

2. обоснование направлений использования  финансовых ресурсов органами государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующими субъектами на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;

3. определение и оценка финансовых  последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений. 

Финансовое прогнозирование ведется путем разработки различных вариантов развития организации, отдельной административно-территориальной единицы, страны в целом, их анализа и обоснования, оценки возможной степени достижения определенных целей в зависимости от характера действий субъектов планирования. Достигается это двумя различными методическими подходами: в рамках первого подхода прогнозирование ведется от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей; при втором подходе прогнозирование заключается в определении будущей цели и ориентиров движения от будущего к настоящему, когда развертываются и исследуются цепь возможных событий и меры, которые необходимо принять для достижения заданного результата в будущем исходя из существующего уровня развития организации, административно-территориальной единицы и страны в целом.

Методы финансового прогнозирования.

Финансовое прогнозирование - это элемент стратегического плана, а также обязательный элемент финансовых планов предприятия. В связи с планированием схемы финансовых потоков используется финансовый метод прогнозирования.

Задача - оценить финансовые последствия реализации той или иной стратегии.

Финансовое прогнозирование составляет основу для расчета планового бюджета технологической цепочки: прогноз реализации, план производства, прогноз запасов, календарь прямых материальных затрат, прогноз расходов и доходов предприятия, плановый баланс.

Начало финансового прогнозирования - прогноз продаж и соответствующих им расходов;

Конец и цель – расчет потребностей во внешнем финансировании.

Основные шаги прогнозирования потребностей финансирования:

1. Составление прогноза продаж  различными доступными методами.

2. Составление прогноза переменных  затрат.

3. Составление прогноза инвестиций  в постоянные и текущие активы, необходимые для достижения необходимого объема продаж.  
4. Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников с учетом принципа формирования рациональной структуры источников средств.

1 шаг делают маркетологи. 2-4 —  за финансистами.

Инструменты: математические, статистические, статистико-математические - математическое моделирование, экспертные оценки, экстраполяцию, уравнения регрессии, динамическое программирование.

Методы финансового прогнозирования:

1) Бюджетный - основан на концепции денежных потоков и сводится к расчету финансовой части бизнес-плана.

Бюджет –годовой финансовый план торговой организации и является формализованным изложением намерений руководства в отношении продаж, расходов и других финансовых действий на предстоящий год.

Бюджет - инструмент планирования, и контроля: в самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив; в конце периода действия он служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию деятельности торговой организации в будущем [2, с. 96].

Общий (главный) бюджет: текущий бюджет (прогноз продаж (план сбыта), план закупок товаров со всеми сметами расходов и прогнозный отчет о прибылях и убытках) и финансовый бюджет (бюджет денежных средств и прогнозного бухгалтерского баланса)

 Этапы бюджетирования:

- Подготовка прогноза продаж - по всем видам продаваемых товаров в стоимостном и в натуральном выражении на основании имеющихся договоров на поставку товаров, маркетингового анализа и анализа безубыточности; определяется кредитная политика на предстоящий год и рассчитывается график поступления денежных средств с помесячной разбивкой.

- Формирование плана закупок  товаров - формируется исходя из прогноза продаж в натуральном выражении с учетом имеющихся остатков нереализованных товаров на начало прогнозного года и необходимости создания переходящих запасов товаров на следующий за ним год; прогнозируются себестоимость продаж, издержки обращения и полная себестоимость товаров; формируется график платежей, связанных с основной деятельностью торговой организации.

- Прогнозирование отчета о прибылях и убытках - на основании прогнозов продаж и себестоимости с учетом необходимости обслуживания внешних источников финансирования; определяются предполагаемые суммы налогов, которые необходимо выплатить в предстоящем году.

- Расчет бюджета денежных средств - формируется с помесячной разбивкой и состоит из:

а) раздела денежных поступлений, включающего в себя остаток денежных средств на начало периода прогнозирования, поступления денежных средств от покупателей и прочие денежные поступления;

б) раздела выплат, содержащего все денежные платежи, запланированные на прогнозируемый период;

в) раздела излишка или дефицита денежных средств, который показывает разницу между первым и вторым разделами, а также содержит остаток денежных средств на конец периода прогнозирования;

г) финансового раздела - покрытие дефицита денежных средств за счет различных источников внешнего финансирования (кредитов, займов, эмиссии ценных бумаг организации).

- Прогнозирование бухгалтерского баланса - корректировка статей бухгалтерского баланса за предшествующий (отчетный) год с учетом всех видов деятельности, которые предполагается вести в течение предстоящего года.

Достоинства метода: точный, подробный

Недостатки: трудоемкий, используется средними и крупными торговыми организациями.

2) «метод процента от продаж» (первая модификация) и «метод формулы» (вторая модификация).

Достоинства: простота и лаконичность.

Все вычисления делаются на основе трех предположений:

  1. Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов - и текущие активы, и текущие пассивы будут составлять в плановом периоде прежний процент от выручки.
  2. Процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т. п.
  3. Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль (произведение прогнозируемой выручки на чистую рентабельность реализованной продукции) и вычитаются дивиденды (прогнозируемая чистая прибыль, умноженная на норму распределения чистой прибыли на дивиденды).

Чистая рентабельность реализованной продукции = Чистая прибыль /Выручка от реализации продукции

Чистая прибыль = Выручка от реализации продукции * Чистая рентабельность реализованной продукции

Результаты расчетов покажут - сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы пассивами — это и будет потребная сумма дополнительного внешнего финансирования.

 

    1. Модель прогнозирования

Основное балансовое уравнение предприятия (активы равны пассивам) имеет вид (1):

ВА + ОА = СК + З + КЗ,            (1)

где ВА – необоротные активы, ОА – оборотные активы, СК – собственный капитал, З – займы и кредиты, КЗ – кредиторская задолженность. 
Это соотношение является своего рода инвариантом финансовой отчетности и должно оставаться верным для любого момента времени. Основное балансовое уравнение (1) предприятия должно оставаться верным и для прогнозного периода.

В случае структурных изменений (например, роста объема продаж) происходят изменения в структуре активов/пассивов, доходов/расходов, движении денежных средств. Потребность в дополнительном финансировании выступает в качестве критерия финансовой реализуемости рассматриваемого сценария. Если выполняется равенство (2)

ПДФ = Прогнозные_Активы - Прогнозные_Пассивы <= 0,            (2)

то сценарий развития оказывается финансово реализуем. Но, как правило, рост оборотных активов, обусловленный ростом объема продаж, оказывается неподкрепленным в достаточном объеме источниками финансирования, что делает планы нереализуемыми. Поэтому возникает потребность в дополнительном финансировании ПДФ>0. Следовательно, необходима выработка пакета мер, осуществление которых привело бы к балансировке активов и пассивов при достижении желаемого объема продаж.  
Потребность в дополнительном финансировании соответствует отрицательному остатку денежных средств, если сформировать план движения денежных средств в косвенной форме (3):

Денежный поток = Нерасп.Прибыль + Амортизация – Активы + Долги   (3)

Приведем алгоритм финансового прогнозирования

Шаг 1. Формирование исходных данных. В качестве исходной информации используется финансовая отчетность (бухгалтерская или управленческая): баланс, отчет о доходах/расходах. В модели прогнозирования используются удельные затраты, на практике выделяется переменная часть затрат с помощью регрессионных методов (линия тренда в Excel) по отчетности нескольких периодов. Структуру затрат по элементам можно получить из приложения 5 к бухгалтерскому балансу или статистической отчетности (форма 5-з).

Информация о работе Финансовое прогнозирование