Финансовое прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить сущность финансовых прогнозов, их виды, а также пути совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы построения финансовых прогнозов;
проанализировать прогноз финансовой конъюнктуры 2014-2015 годов;
рассмотреть пути совершенствования системы финансового прогноза.

Файлы: 1 файл

финансы №40.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов характеризуется снижением доходов по сравнению с 2012 годом и стабилизацией их на уровне 36,6 - 36,2%% к ВВП в 2013 - 2015 годах, снижением общего объема расходов с 37,9% до 35,9% к ВВП и дефицита в 2013 и 2014 годах, и профицитом в 2015 году. 

Для формирования федерального бюджета были использованы основные показатели прогноза социально-экономического развития до 2015 года (см. табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели прогноза социально-экономического развития1

Показатель

Ед.изм.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Объем ВВП

млрд. руб.

54 586

60 590

65 809

73 391

81 486

Курс доллара США (среднегодовой)

руб. за долл. США

29,4

29,2

29,7

30,5

31,5

Инфляция

% к декабрю предыдущего года

6,1

6,0

5,5

5,0

5,0

Цена на нефть марки «Юралс»

долл./барр.

109,3

115,0

97,0

101,0

104,0

Цена на газ

долл./тыс. куб.м

338,8

382,6

352,9

341,7

358,0

Объем импорта

млрд. долл.

305,6

351,0

388,1

425,9

466,1

Объем экспорта

млрд. долл.

516,5

552,4

520,3

545,0

575,3


 

 

 Проблемы финансового прогнозирования на макро и микро уровнях

Как таковой системы финансового прогнозирования на макроуровне в РФ не существовало. Это объективно объясняется следующими факторами: статистические концепции были не адаптированы к изменениям, связанным с переходом от плановой системы к рыночной экономике, малая база данных макроэкономических эмпирических параметров, отсутствие квалифицированных специалистов, отсутствие государственного финансирования на создание института финансового прогнозирования. Эти и, возможно, многие другие факторы препятствовали созданию государственного института прогнозирования. Поэтому инициатива создания института прогнозирования должна была прийти извне, что в итоге и произошло.

Инициатором создания института социального и экономического прогнозирования стала программа Европейского Союза - ТАСИС «Долгосрочный научный прогноз экономического и социального развития РФ». Этот проект стартовал 8 апреля 1998 г. и был завершен в 12 августа 2000 г.

В рамках этого проекта ТАСИС по «Долгосрочному научному прогнозу экономического и социального развития РФ» Министерством финансов и Центром экономических и социальных реформ была сформирована Группа оценки и планирования политики (ОПП). Группа ОПП призвана заниматься долгосрочными вопросами экономики КР и разрабатывать предвидения, касающиеся развития экономики и общества. В соответствии с Техническим заданием, группа ОПП получила аналитические рамки для оказания содействия в построении сценариев и анализе экономической политике или, другими словами, систему, предназначенную для долгосрочного прогнозирования.

Система прогнозирования, предназначенная для РФ, не может в полной мере учитывать все определяющие факторы, постулированные с помощью теорий. Необходимо принять во внимание проблемы, связанные с наличием данных. Работающая модель не может быть слишком сложной.

В любой экономике существуют сильные связи между производительностью, уровнем дохода и уровнем и структурой спроса, которые изменяются посредством фискальной и экономической политики.

Особое внимание необходимо уделять моделированию инвестирования в бизнес и инфраструктуру (транспортные и коммуникационные и энергосети, учреждения образования и обучения). Основным фактором, определяющим возможности инвестирования, являются законные и регулятивные рамки экономики.

В создании модели существуют ограничения. База данных по РФ все еще имеет пробелы (например, основной капитал). В связи с тем, что статистические концепции были адаптированы к изменениям, связанным с переходом от централизованного управляемой экономики к рыночной системе, только после 1993 года, в настоящий период длина временных лагов составляет максимально шесть лет. Эти ограничения свидетельствуют о том, что данная модель не может быть эконометрической моделью классического типа.

Поэтому на микроуровне основной проблемой может стать неточность прогнозов со всеми вытекающими последствиями, которые могут принять весьма угрожающие формы для предприятия, из-за траты времени и его на наверстывание упущенных моментов, в то время как предприятия-конкуренты прогрессируют на новом уровне. Необходимо учитывать, что здесь на точность прогнозов влияет человеческий фактор, так как в компетенцию финансовых менеджеров входит составление наиболее вероятных финансовых прогнозов и планов. Поэтому степень точности составления прогнозов зависит от квалифицированности финансового менеджера, выбора метода финансового прогнозирования и осуществления строгого финансового контроля.

 

Глава 3. Перспективы развития и направления совершенствования финансового прогнозирования в России

 

Сводный департамент макроэкономического прогнозирования является структурным подразделением Министерства экономического развития Российской Федерации, обеспечивающим деятельность Министерства по мониторингу и анализу социально-экономических процессов, разработке государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, сводного финансового баланса Российской Федерации. Сокращенное название Департамента - СДМП.

Полномочия Департамента:

  • организует и осуществляет мониторинг и анализ социально-экономических процессов российской и мировой экономики;
  • осуществляет разработку сводного финансового баланса Российской Федерации;
  • организует разработку годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики;
  • организует, координирует и осуществляет разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды;
  • организует и осуществляет разработку сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
  • осуществляет макроэкономический анализ структурной, энергетической, агропродовольственной, инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, социальной и других аспектов государственной социально-экономической политики и оценку их влияния на экономический рост;
  • разрабатывает прогноз инфляции (ИПЦ) и ее структуры, индексов цен и индексов-дефляторов по основным видам экономической деятельности (разделы ОКВЭД), прогноз показателей системы национальных счетов, баланса денежных доходов и расходов населения, баланса трудовых ресурсов, баланса инвестиционных ресурсов и платежного баланса, а также показателей занятости, оплаты труда и размера пенсий, доходов населения, прожиточного минимума и потребления домашних хозяйств;
  • разрабатывает прогнозные расчеты общеэкономических показателей системы национальных счетов;
  • осуществляет подготовку заключений в отношении проектов нормативных правовых актов, в которых дается оценка влияния соответствующих решений на макроэкономические показатели;
  • обеспечивает подготовку и внесение в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов по вопросам проведения Всероссийской переписи населения и иных статистических наблюдений;
  • обеспечивает подготовку и внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального плана статистических работ;
  • организует в установленном порядке размещение заказов и заключение государственных контрактов и других гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства в установленной сфере деятельности Департамента;
  • организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Рыночные отношения предполагают изменение места финансового планирования в финансовом механизме, усиление его взаимодействия с методами рыночного регулирования экономики. Они наряду со стихийными несут в себе и регулирующее начало: налоги, отчисления, банковский кредит и процент, договорные обязательства, государственный заказ, контрольный пакет акций.

В этих условиях, безусловно, необходимым является и плановое регулирование экономики, существенный элемент которого - финансовое планирование. Государственное регулирование рыночной экономики в первую очередь обеспечивается проведением антимонопольной, налоговой, бюджетной, банковской, таможенной политики.

На современном этапе децентрализованное финансовое планирование предполагает два направления - стратегическое и текущее. Стратегический финансовый план определяет основные показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Он является главной формой реализации стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Необходимость осуществлять стратегическое планирование обусловлена развитием научно-технического прогресса, возрастанием финансовых рисков, неопределенностью перспектив научно-технического развития. Одновременно сохраняется необходимость составления долгосрочных, текущих и оперативных планов. Долгосрочные финансовые планы, как правило, тесно связаны с финансовой стратегией предприятия. Они не содержат подробного описания финансовых показателей и отражают концепцию финансового обеспечения. Для текущего управления необходимы годовые финансовые планы, так как именно они в финансовых расчетах должны определять выход на главный финансовый показатель - прибыль предприятия. Годовой финансовый план позволяет собственнику предприятия видеть объем чистого дохода и возможности инвестиционного финансирования.

Направления совершенствования финансового прогнозирования состоят в необходимости:

1. Создания специальных исследовательских  центров по прогнозам на уровне  государственных структур.

2. Подготовки высококвалифицированных  специалистов в этой области.

3. Использования методологических  основ финансового прогнозирования на основе научного опыта зарубежных стран.

В настоящее время в России существует ряд факторов, ограничивающих использование финансового прогнозирования:

  • высокая степень неопределенности, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах;
  • отсутствие эффективной нормативно-правовой базы в сфере внутрифирменного финансового планирования;
  • ограниченные финансовые возможности для осуществления серьезных финансовых разработок в области планирования у многих предпринимательских фирм.

В России пока что достаточно значим метод экспертных оценок прогнозирования, поскольку экономика стала рыночной не так давно (по мировым меркам) и присутствует определенная нестабильность развития, изменение «правил игры», а также непрозрачность участников рынка. (данное замечание, конечно, не касается компаний, ориентированных на внешний рынок.). Для экспертных оценок характерно предсказание будущего на основе, как рациональных доводов, так и интуитивного знания. Методы экспертных оценок предполагают использование субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел. Основной инструментарий данного метода - прогнозирование будущего на основе рациональных доводов и интуитивных знаний, при этом характер оценок носит качественный характер. Экспертные оценки могут быть как индивидуальными (сценарии, метод интервью, аналитические докладные записки), так и коллективными (комплексные методы, включающие подготовку индивидуальных экспертных оценок и статистические методы обработки полученных материалов). К коллективным экспертным оценкам относятся: метод комиссий, метод «мозговых штурмов», метод Дельфи. В данном контексте метод комиссий означает организацию согласований мнений экспертов в формате круглого стола и аналогичных мероприятий. Метод «мозгового штурма» сегодня весьма популярен и активно используется для решения практически любых вопросов [9, с. 85].

Лучших  результатов достигают компании, которые вообще отказались от бюджетов. Вместо этого они ориентируют и мотивируют своих экономистов на использование сбалансированных систем показателей, способствующих повышению акционерной стоимости, а для отслеживания результатов они используют скользящие прогнозы.

На основе всего вышеизложенного можно сформировать самый передовой и перспективный подход к использованию прогнозов и планов на сегодняшний день:

  • прогнозирование должно быть гибким и производиться с помощью различных методов;
  • основная цель планирования и прогнозирования - повышение стоимости компании;
  • отслеживание результатов должно происходить с использованием скользящих прогнозов;

затраты необходимо сокращать путем создания «плоской» структуры управления (отсутствие строгого бюджетного контроля).

 

 

 

Заключение

 

 Финансовое прогнозирование  ведется путем разработки различных  вариантов развития организации, отдельной административно-территориальной единицы, страны в целом, их анализа и обоснования, оценки возможной степени достижения определенных целей в зависимости от характера действий субъектов планирования. Достигается это двумя различными методическими подходами:

Информация о работе Финансовое прогнозирование