Финансовое прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить сущность финансовых прогнозов, их виды, а также пути совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы построения финансовых прогнозов;
проанализировать прогноз финансовой конъюнктуры 2014-2015 годов;
рассмотреть пути совершенствования системы финансового прогноза.

Файлы: 1 файл

финансы №40.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

Перегретость рынков англосаксонской модели. Индикатор "Капитализация / ВВП" высшая точка до кризиса по США 132,7%, на 14 ноября 2013 г. - 126,3%, Великобритания - 156,2% и 156,3%, соответственно. В континентальной Европе (Франция, Германия) - пока на 25 - 30% ниже предкризисных значений, в Японии - на 28%. Развивающиеся рынки – ниже на 30 - 40.   

"Англо-саксонское ядро" глобальных  финансов (примерно 40% финансовых активов  мира) кажется перегретым, достигло  предкризисных значений. С 2012 г. разорвана  обычная связь динамики рынка  акций и курса доллара США. В 2014 – 2015 гг. может резко обостриться, прежде всего, в США, проблема выхода из посткризисной «медицины катастроф». Уже в 2012 – 2013 гг. финансовые рынки крайне болезненно реагировали на любые признаки того, что ФРС прекратит или сократит «денежные облегчения» (падение курсов акций и долговых инструментов, рост процента, резкое усиление волатильности). При первых реальных шагах к этому, наряду с переходом ФРС к политике увеличения процентной ставки, могут последовать острейшие финансовые шоки, с передачей «финансовой инфекции» в Лондон, на рынки еврозоны и крупнейшие развивающиеся рынки.  

Велики риски того, что ФРС не удастся пройти по «острию ножа» и Европейский центральный банк не сможет через собственные «денежные облегчения» амортизировать шоки (пока ему это удавалось с большими затруднениями, с отставанием от потока событий).

Регулятивный риск. В 2009 – 2013 гг. резко увеличились регулятивные издержки 10 - 15 крупнейших глобальных коммерческих / инвестиционных банков. Как они, так и десятки более мелких институтов, находятся под расследованиями сотен эпизодов (манипулирование, нарушение прав инвесторов, инсайдерство и т.п.), которые ведутся финансовыми регуляторами и органами юстиции США и стран еврозоны. Как показывает практика последних лет, суммы штрафов, возмещаемых ими, достигают всё больших, рекордных размеров, составляют в общей сумме десятки миллиардов долл. США. Штрафы и возмещения сопоставимы с размерами прибыли (от 30% чистой прибыли и выше), могут превышать ее или даже выплачиваться за счет ликвидности в годы, когда банки вместо прибыли фиксируют убытки.  

В этой связи в 2014 – 2015 гг. высоки риски дефолта системообразующего финансового института (на глобальном или национальном уровнях), которые могли бы инициировать цепную реакцию системного риска, подобно тому, как это произошло с банком «Lehman Brothers» в сентябре 2008 г.

Риск развивающихся рынков. В 2013 г. были усилены концентрации рисков на крупных развивающихся рынках:

  • Китай – кредитный пузырь, нарастание доли проблемных ссуд и цепных дефолтов банков, зависимость от рефинансирования центрального банка;
  • Аргентина – юридические риски, судебная тяжба в США по поводу суверенного долга (дефолт в 2002 г., реструктуризация – в 2005 – 2014 гг.);
  • Индия – быстрое ослабление рупии, бегство капиталов, «черные дыры» в кредитных портфелях банков, осенью - чрезвычайные меры по предотвращению кризиса.

Риски на этих и других развивающихся рынках останутся актуальными и в 2014-2015 гг.

Важнейшие тенденции 2014 -2015 гг.

Норма накопления. Велик накопленный драматический разрыв в нормах накопления между индустриальными и развивающимися странами (более, чем 1,5 раза), между индустриальными странами и развивающимися экономиками Азии (более, чем в 2 раза). Разрыв носит устойчивый характер, при этом прогнозируется его сокращение в долях процента по мере экономического оживления в группе индустриальных стран, прежде всего в еврозоне, с более быстрым выдвижением в сфере инвестиций США и Японии.  

Норма инвестиций в развивающихся странах может нарастать в той мере, в какой ее повышение, связанное с оживлением (в свою очередь, вызванным началом выздоровления индустриальных стран и ростом спроса с их стороны), не будет перекрываться ее сокращением при торможении экономики Китая и других азиатских экономик (если это произойдет, в частности, под воздействием ревальвации юаня), или финансовыми шоками, инфекциями и уходом в новую волну кризиса (если это случится при выходе из «денежных облегчений.

Мировая резервная валюта. Динамика курса доллара США к основным мировым валютам имеет свои собственные 15 – 17-летние циклы, начиная с 1970-х гг. В 2000-х гг. находился в устойчивой длинной тенденции ослабления, после кризиса (2008 – 2013 гг.) – в «коридоре». И, с точки зрения технического анализа, впереди его очередное длительное укрепление. 
  Это усиление доллара США может зримо проявиться в пределах 2014-2015 гг. Последствия – глубокие изменения (падение) мировых цен на товарные и финансовые активы, потоков капитала, структуры финансовых рынков. 
  Альтернатива – продолжения плавания доллара США в коридоре, как это было в 2009 – 2013 гг., отсрочка начала тенденции к укреплению.

Базовый прогноз на 2014- 2015 гг. – двухсекторная модель поведения курса доллара США: а) укрепление либо коридор по отношению к евро и другим континентальным валютам, большинству валют развивающихся стран, б) ослабление к юаню. Как следствие, получение преимуществ (выгоднее экспорт, менее прибылен импорт) в отношениях с топ-партнером США (Китай - 14 процентов внешнего товарооборота США). Скрытые валютные конфликты: доллар США – евро, доллар США – иена. Продолжение многолетнего ослабления к доллару США большинства валют развивающихся стран.

Золото. Продолжит тенденцию к снижению стоимости вместе с другими металлами (особенно в случае возобновления и под воздействием тенденции к укреплению доллара США).

Денежная политика. Высока вероятность начала осторожного выхода (притормаживания) ФРС из политики «денежных облегчений» при одновременном (компенсирующем) смягчении денежной политики Европейского центрального банка (в 2009 – 2013 гг. она была более сдержанной, «замороженной» в сравнении с политикой ФРС). Как и в конце 2012 – 2013 гг., «на опережающих скоростях» (в сравнении с ФРС и ЕЦБ) будет осуществляться насыщение деньгами экономического оборота со стороны Банка Японии.

Процент. С высокой вероятностью будет сокращен дифференциал процентных ставок в еврозоне (оздоровление проблемных экономик). И, наоборот, он может увеличиться по линиям «США – еврозона - Великобритания» (расхождение денежных политик центральных банков). Сохранится конфликт процентных ставок центральных банков по линии «США – Япония». Бюджеты и государственные долги. Базовая тенденция 2014-2015 гг. – оздоровление («два шага вперед, один шаг назад») государственных финансов в зоне индустриальных стран, «притормаживание» увеличения бюджетных дефицитов, приостановка относительного роста госдолга к размерам экономик. Бюджетные риски в отдельных крупных странах (пример – Россия) повысятся.

Мировые цены на товарные и финансовые активы. В 2013 г. проявилась тенденция снижения цен на металлы, обозначились признаки того, что на более низкие уровни могут перейти цены на нефть и другие энергоресурсы. Высока вероятность того, что в 2014 - 2015 гг. этот вектор продолжится, несмотря на рост спроса, связанный с оживлением мировой экономики. Причины - диверсификация источников сырья, рост предложения, превышающего спрос, давление на цены вниз, если возникнет ясная тенденция к укреплению доллара США, превращение США в экспортера энергоресурсов, ужесточение регулирования рынка деривативов (США – Великобритания) как центров формирования мировых цен на ресурсы, снижение остроты политических и военных рисков в зонах добычи ресурсов.

Интервенционизм. В глобальных финансах продолжается конфликт между попытками содействовать оживлению деловой активности средствами мягкой денежной политики (запуск печатного станка («денежные облегчения»), сверхнизкий процент (отрицательный с учетом инфляции) и регулятивным прессом, под действием которого ограничивается способность и стимулы финансовых институтов к кредитной экспансии и расширению инвестиций. 

Не возобновится тенденция к либерализации глобальных финансов. Финансовые системы будут во многом действовать как «репрессированные» (усиление административного регулирования в ущерб саморегулированию в рыночной среде). В то же время может произойти дальнейшее расширение «рыночности» в финансах Китая как глобального игрока (дальнейшее внедрение юаня в мировой финансовый оборот, смягчение режима счета капиталов).

Конечное направление, в котором будут двигаться глобальные финансы в 2014 - 2015 гг., будет складываться как равнодействующая трех сил:

  • выздоровление глобальной экономики, начало подъема в очередном длинном экономическом цикле;
  • перегрев финансового рынка США, шоки при выходе из режима «денежных облегчений» (если этот выход начнет происходить), разбалансированность, деформации глобальных финансов, встроенная в них высокая волатильность;
  • усиление регулирования, «репрессивных элементов» в финансовых системах, направленное на снижение кредитного рычага и ослабление способности рынков к перегреву.

 

   В 2014 - 2015 гг. у государств и  центральных банков меньше пространства  для маневра, меньше ресурсов. Все  эти годы (2008-2013 гг.) они работали  в режиме «медицины катастроф». Лечили экстремальными средствами  – печатным станком (эмиссия, «денежные облегчения»), сверхнизким процентом, национализацией финансовых институтов и компаний реального сектора, покрытием их убытков за счет бюджета. Взрывным образом нарастили дефициты бюджетов и государственные долги, затем начали бороться с ними, ограничивать государственные расходы. Ужесточили регулирование, чтобы не допускать перегрев рынков, «притормаживать» финансовые институты в спекулятивном, сверхрискованном расширении активов и операций, но создали новый мыльный пузырь в США. Собрали небольшие стабилизационные фонды, чтобы в случаях «специальных ситуаций» не зависеть только от финансовой помощи МВФ.

В сложившейся обстановке лучшая стратегия развития направлена на сбалансированный рост, диверсификацию активов, хорошо отстроенную систему управления рисками, позволяющую стоять сразу на «многих ногах», отсутствие сверхконцентраций рисков, но при этом наличие точек быстрого роста с высоким рычагом, неудачи в которых не подрывают жизнеспособность.

2.2. Бюджетная политика России до 2015 года.

В основу бюджетной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах. 

В 2014 - 2015 годах решение задач социально-экономического развития будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.  

Основными целями бюджетной политики на 2014 год и среднесрочную перспективу являются:

1) укрепление макроэкономической  стабильности и обеспечение бюджетной  устойчивости;

2) разработка долгосрочной бюджетной  стратегии на период до 2030 года;

3) определение параметров развития пенсионной системы;

4) обеспечение условий для формирования  и исполнения федерального закона  о федеральном бюджете на 2014 - 2016 годы в программном формате;

5) создание условий для оказания  качественных государственных услуг;

6) разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;

7) совершенствование системы управления  государственными активами и  обязательствами Российской Федерации;

8) обеспечение прозрачности и  открытости бюджетного процесса.  

Для укрепления макроэкономической стабильности и обеспечения бюджетной устойчивости с 2014 года будут законодательно закреплены бюджетные правила, что позволит минимизировать зависимость бюджетной системы от волатильности цен на мировом рынке энергоресурсов, повысить точность долгосрочного финансового прогнозирования доходов и расходов бюджетной системы и сформировать в необходимых объемах суверенные фонды Российской Федерации.

В соответствии с бюджетными правилами предлагается при превышении базовой цены на нефть избыток нефтегазовых доходов направлять в Резервный фонд до достижения его нормативной величины, равной 7% ВВП. В случае если прогнозная цена на нефть окажется ниже базовой цены, на покрытие возникающего вследствие уменьшения доходов дефицита бюджета будут использоваться средства Резервного фонда.

После достижения нормативной величины Резервного фонда бюджетными правилами предусматривается сбережение дополнительных нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния. При этом часть этих средств может быть направлена на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов, не влекущих длящихся обязательств Российской Федерации [6, с. 41].

В соответствии с бюджетными правилами:

- предельные расходы федерального  бюджета не должны превышать  объем доходов при базовой  цене более чем на один процент валового внутреннего продукта;

- общий объем планируемых расходов  на очередной финансовый год  не может быть меньше общего  объема расходов без учета  условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий  финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период;

- общий объем планируемых расходов  на первый год планового периода  без учета условно утвержденных  расходов в размере 2,5 процента  от общего объема расходов  не может быть меньше общего  объема расходов без учета условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период.

Введение бюджетных правил с 1 января 2014 года позволит в 2013 - 2015 годах снизить зависимость федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры, повысить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, сократить дефицит федерального бюджета, начать сокращение ненефтегазового дефицита и увеличить Резервный фонд. 

Информация о работе Финансовое прогнозирование