Финансовое регулирование финансов предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать государственное регулирование финансов предприятий.
В соответствии с целью были сформулированы задачи курсовой работы.
- исследовать теоретические основы теоретические аспекты государственного регулирования финансов предприятий;
-проанализировать осуществление государственного финансового регулирования финансов предприятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Сущность государственного финансового регулирования финансов предприятий
1.2 Цели и задачи государственного регулирования финансов предприятий
1.3 Объемы государственного регулирования финансов предприятий 8
2 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1 Нормативно-правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций
2.2 Финансовая политика государственного регулирования финансов предприятий
2.3 Государственное регулирование финансирования финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений на примере Карагандинского территориального комитета
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 80.81 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ    

1.1 Сущность государственного финансового  регулирования финансов предприятий

1.2 Цели и задачи государственного  регулирования финансов предприятий

1.3 Объемы государственного регулирования  финансов предприятий       8

2 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ  ПРЕДПРИЯТИЙ    

2.1 Нормативно-правовое регулирование  финансово-хозяйственной деятельности  бюджетных организаций

2.2 Финансовая политика государственного  регулирования финансов предприятий

2.3 Государственное регулирование  финансирования финансово-хозяйственной  деятельности бюджетных учреждений  на примере Карагандинского территориального  комитета

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 
   




 
Введение

 
 

Внешнее проявление финансов в экономической  жизни происходит в виде движения средств у разных участников общественного  производства. На поверхности явлений  это движение представляет передачу денежных сумм от одного владельца  к другому в виде безналичных  или наличных расчетов.

Особые экономические отношения, возникающие в процессе распределения  и перераспределения стоимости  общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей –  это финансовые отношения.

Финансы являются материальной основой  существования государства. Главное  назначение финансов - это денежное обеспечение функционирования государства.

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих  функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика, целью которой является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.

Финансовое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, т.е. в процессе формирования государством денежной системы страны и обеспечения  ее нормального функционирования, а также в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов. Одним из субъектов финансового правоотношения всегда выступает государство. Финансовое право является тем инструментом, с помощью которого государство осуществляет свою финансовую политику. Поэтому сфера финансового права совпадает со сферой финансовой политики и наоборот.

Цель курсовой работы – исследовать  государственное регулирование  финансов предприятий.

В соответствии с целью были сформулированы задачи курсовой работы.

- исследовать теоретические основы  теоретические аспекты государственного  регулирования финансов предприятий;

-проанализировать осуществление  государственного финансового регулирования  финансов предприятий.

 
 

1 Теоретические  аспекты государственного регулирования  финансов предприятий

 

1.1 Сущность государственного  финансового регулирования финансов  предприятий

 

Контроль присущ любой управленческой деятельности. И поскольку финансовая деятельность государства, в известной  степени, относится к сфере управления финансами, то выделяют такой специфический  вид контроля как финансовый контроль. Иными словами финансовый контроль, являясь составной частью контроля вообще, обладает определенной спецификой.

Финансовый контроль – составная  часть, или специальная отрасль, осуществляемого в государстве  контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что  финансам как экономической категории  присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому  использование государством финансов для решения своих задач обязательно  предполагает проведение с их помощью  контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами  порядке всей системой органов государственной  власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов  и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его  проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая  обоснованность и эффективность  осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Финансовый контроль – это контроль за законностью действий в области  образования и использования  денежных средств государства и  субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Специфика финансового контроля заключается  в том, что он представляет собой  результат наложения контрольной  функции управления на контрольную  функцию финансов. При этом содержание финансового контроля определяется контрольной функцией, в которой  выражена одна из сторон сущности финансов как экономической категории, что  придает финансовому контролю объективный  характер. Форма финансового контроля устанавливается в ходе управленческой деятельности и является сознательной деятельностью людей по использованию познанных объективных законов в области финансов, что придает ему субъективный характер.

Таким образом, объективные по своему характеру финансовые отношения, прежде чем найти свое правовое оформление преломляются в субъективной деятельности государства, т.е. государство предопределяет содержание правовых норм, регламентирующих объективные финансовые отношения.

Совокупность правовых норм, устанавливающих  систему и компетенцию субъектов  контроля, а также порядок проведения финансовых проверок образуют институт финансового контроля.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих  финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются  нормы, предусматривающие его специфику  в отдельных финансовых правовых институтах.

Основное содержание финансового  контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:

а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и  гражданами;

б) проверке правильности использования  государственными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном  управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);

в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

г) выявлении внутренних резервов производства;

д) устранении и предупреждении нарушений  финансовой дисциплины.

В случае их выявления в установленном  порядке принимаются меры воздействия  к организациям, должностным лицам  и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Финансовый контроль призван решать две основные задачи:

-  обеспечить соблюдение законности в области финансов.

-  обеспечить рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов.

Благодаря наличию второй задачи финансовый контроль отличается от надзора в  области финансов, перед которым  стоит только задача обеспечения  законности в области финансов. Финансовый контроль вправе осуществлять только собственник в рамках своей собственности. Поэтому в зоне финансового контроля находятся:

а) все действия и операции, осуществляемые в процессе формирования, распределения  и использования финансовых ресурсов государства;

б) операции, осуществляемые в процессе формирования, распределения и организации  использования финансовых ресурсов частных лиц.

При этом отношения, возникающие в  процессе использования финансовых ресурсов государства финансовыми  не являются. Однако действия сторон, связанные  с расходованием денежных средств  государства, составляют объект финансового  контроля.

Принципами финансового контроля являются: превентивность, всеобщность, действенность, оперативность, обоснованность, достоверность, постоянность, регулярность, гласность, публичность.

Элементами финансового контроля являются: цель контроля, субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, методы контроля.

Таким образом, финансовый контроль –  это контроль за законностью и  целесообразностью действий в области  формирования, распределения и использования  денежных фондов в целях обеспечения  финансовой дисциплины.

 

1.2 Цели, задачи и методы государственного регулирования финансов предприятий

 

Цель контроля - это то, что определяет содержание финансового контроля (предупреждение нарушения финансовой дисциплины, выявление  фактов нарушения финансовой дисциплины).

Субъект контроля – это лицо, осуществляющее финансовый контроль (государственные  органы, собственник, хозяйствующий  субъект).

Объект контроля – это лицо, подвергающееся финансовому контролю (государственный орган, хозяйствующие  субъекты, физические лица).

Предмет контроля – это материальные носители, содержащие сведения о финансовой, финансово-хозяйственной деятельности (первичная бухгалтерская документация, отчетная документация).

Государственное регулирование в  рыночных условиях представляет собой  законодательно оформленную систему  внешнего воздействия на финансы  предприятий. Государство формирует  финансовую политику на макроуровне  и осуществляет законодательное  регулирование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образования, распределения и использования  централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий.

Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются: налоговая  система, ценообразование, внешнеэкономическая  деятельность, денежное обращение, кредитование, формы платежей и расчетов, организация  обращения ценных бумаг, бюджетное  финансирование, состав и компетенция  органов государственного управления в решении финансовых вопросов, государственные  гарантии, лицензирование отдельных  видов деятельности.

Механизмом государственного воздействия  на предпринимательскую деятельность являются экономические (косвенные) и  административные (прямые) методы. Они  должны использоваться в комплексе  при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежно-кредитной  и др. политики таким образом, чтобы  не разрушить рыночные основы, не допустить  кризисных явлений.

Экономические методы (косвенные) воздействия  государства на предпринимательскую  деятельность довольно разнообразны. Основными из них являются:

- налоги;

- способы перераспределение доходов  и ресурсов;

- ценообразование; 

- государственная предпринимательская  деятельность;

- кредитно-финансовые механизмы  и др.

Административные методы (прямые) должны использоваться, если экономические  методы неприемлемы или недостаточно эффективны. К ним относятся:

- ограничения; 

- запреты; 

- лимиты;

- квотирование;

- и др.

Их целесообразно использовать в следующих областях:

- охране окружающей среды; 

- сертификации, стандартизации, метрологии;

- социальной политике;

- внешнеэкономической деятельности;

- деятельности естественных государственных  монополий. 

И экономические и административные методы оказывают влияние на финансовую деятельность предприятий.

Финансы предприятий служат главным  инструментом государственного регулирования  экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства  производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми  на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций  в рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств  и современных технологий, ускорению  научно-технического прогресса.

Мировой опыт показывает, что в  условиях реформирования экономики, в  кризисных ситуациях роль государства  возрастает, в условиях стабильности и оживления - снижается.

Государство должно постепенно отойти от избыточного вмешательства в  дела бизнеса, что позволит четко  очертить сферу государственного регулирования  и повысить его эффективность.

В целях создания режима максимального  благоприятствования для развития бизнеса предполагается ограничить полномочия и функции контролирующих органов, упорядочить и упростить  порядок лицензирования видов деятельности, разработать закон о реорганизации  и ликвидации юридических лиц, обеспечивающего  защиту прав кредиторов и собственников  предприятий и организаций.

 

1.3 Объемы государственного  регулирования финансов предприятий

 

Предварительный финансовый контроль проводиться до совершения операций по образованию, распределению и  использованию финансовых ресурсов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются  подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Информация о работе Финансовое регулирование финансов предприятий