Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансово-кредитную систему России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты финансово-кредитной системы государства, а именно: сущность, задачи, состав и типы;
- изучить финансово - кредитной системы в России;
- рассмотреть состояние финансово – кредитной системы РФ в современных условиях.
Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Становление развития финансово-кредитной системы………….4
Этапы становления развития финансово-кредитной системы……..4
Сущность и структура финансово-кредитной системы………….....9
Роль кредитной системы в развитие экономики……………………12
Глава 2. Понятие финансово-кредитной политики……………………….15
2.1. Финансово- кредитная политика и ее особенность………………..15
2.2. Оценка функционирования финансово- кредитной системы России………………………………………………………………………....18
2.3. Государственное регулирование финансово- кредитной системы..24
Глава 3. Основные направления совершенствования мировой финансово- кредитной системы…………………………………………………………...28
3.1. Регулирование и цели совершенствования финансово-кредитной системы ……………………………………………………………………….28
3.2. Использование опыта иностранных стран и совершенствование финансово – кредитной системы……………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………34
Список используемой литературы…………………………………………..36
Банком России прогнозируется, что роль банковского сектора в экономике к 1 января 2009 г. будет характеризоваться следующими параметрами ВВП (в %: по активам – 56 - 60; капиталам – 7 - 8; кредитам – 26 - 28.
Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. В учебниках, научной литературе существуют разные определения понятия «финансово-кредитная система». Так, ряд авторов финансово-кредитную политику определяют как «совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций».
Другими словами, финансово-
Такая трактовка таит в
себе ряд опасностей. Дело в том,
что функции и задачи государства
видоизменяются, трансформируются в
соответствии с господствующими
в обществе представлениями о
роли государства в развитии народного
хозяйства. Так, например, вопросы государственного
вмешательства в экономику
Использование финансово-кредитной системы только как средства (инструмента) выполнения функций государства неизбежно ведет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны.
Например, до недавнего времени многими специалистами, включая представителей органов государственной власти, убедительно обосновывалась неэффективность существовавшей налоговой системы, а для ряда сфер бизнеса – ее губительность. Тем не менее, она долго оставалась без изменений и продолжала сдерживать экономическое развитие страны.
Другой пример - из области взаимоотношений государства и наемных работников в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда используется преимущественно как некий норматив при установлении государством различных платеже, в том числе штрафов, и никоим образом не увязан собственно с прожиточным минимумом граждан России. Самоустранение государства от регулирования доходов населения способствовало огромной дифференциации в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями наемных работников, стало причиной того, что значительная часть населения страны оказалась за чертой бедности.
Из изложенного выше можно сделать, по крайней мере, два вывода.
Во-первых, государственная финансово-кредитная политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы.
Во-вторых, финансово-кредитная политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.
Другие авторы рассматривают финансово-кредитную политику как часть экономической политики государства, представляющую собой «совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства, в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики».
Данное определение не раскрывает сущности финансово-кредитной политики, а описывает механизм, инструменты ее реализации. Дело в том, что финансовый механизм является лишь частью финансово-кредитной политики, с помощью которого осуществляется непосредственное управление финансами.
Главной целью государственной финансово-кредитной системы должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Роль кредита характеризуется
результатами его применения для
экономики, государства и населения,
а также особенностями методов,
с помощью которых эти
Результаты применения кредита важны и многообразны. Кредит, используемый для возвратного предоставления средств, влияет на процессы производства, реализации и потребления продукции и на сферу денежного оборота.
Роль кредита проявляется в результатах, складывающихся при осуществлении различных видов его отношений, возникающих при коммерческом, банковском, потребительском, государственном и ипотечном кредитах. По каждому направлению влияния кредита доминирующее место занимает какой-либо вид Кредитных отношений. Так, при реализации товаров с отсрочкой платежа основную роль играет коммерческий кредит. Напротив, при предоставлении взаймы денежных средств первостепенное значение имеет банковский кредит, занимающий ведущее место среди других форм кредита.
Банковское кредитование предполагает широкое использование привлеченных средств. Такая деятельность банков имеет немаловажное значение, поскольку наличие привлеченных средств, свидетельствует о том, что собственники средств не использовали их для приобретения товаров.
Практически и при применении государственного, потребительского, а также ипотечного кредитов, предоставляемых под залог недвижимого имущества и на сооружение такой недвижимости, как жилье, становится возможным перераспределение материальных ресурсов.
Потребительский кредит, позволяет быстрее удовлетворять разнообразные потребности населения, в том числе их желание приобрести предметы долговременного пользования до их полной оплаты, внести взнос на получение жилья и др. Потребительские кредиты способствуют повышению уровня потребления.
Источником погашения ссудной задолженности по потребительскому кредиту служит часть предстоящих доходов заемщиков. Поэтому предоставлению таких кредитов должна предшествовать тщательная проверка реальности источников погашения.
Государственный кредит используется, главным образом, для привлечения средств на покрытие расходов бюджета. Заемные средства для удовлетворения такой потребности могут поступать, как правило, в форме выручки от реализации казначейских обязательств или облигаций, в ряде случаев и в форме банковского или международного кредита.
Благодаря этому становится возможным обеспечить средствами расходы бюджета, в том числе покрытие бюджетного дефицита. Использование заемных средств для такой цели обычно ограничивается в интересах экономного использования ресурсов, тем более, что впоследствии такая задолженность должна быть погашена.
Значима роль и ипотечного кредита, при применении которого средства предоставляются взаймы под залог недвижимого имущества. Заемные средства могут использоваться на различные Цели, включая производственные и потребительские нужды, а также для удовлетворения других потребностей, включая вложения в основные производственные фонды и фонды обращения.
Особенности применения ипотечного
кредита обусловливают
Глава 2. Понятие финансово-кредитной политики
2.1. Финансово- кредитная политика и ее особенность
Финансово - кредитная политика - это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Она включает: разработку общей концепции, основных направлений, определение целей и главных задач; создание адекватного финансового механизма; управление финансовой деятельностью государства и его субъектов. Выделяют три основных вида финансовой политики:
классическая;
регулирующая;
планово-директивная.
Классическая финансовая политика - основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 - 1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823). Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов.
Регулирующая - в основу положена
экономическая теория Дж. Кейнса (1883
- 1946), обосновывающая необходимость
вмешательства и регулирования
государством циклического развития экономики.
Основными инструментами
В 70-х годах в основу финансовой политики положена неоконсервативная стратегия, ограничивающая вмешательство государства в экономику. Регулирование становится многоцелевым:
экономический рост и занятость;
денежное обращение;
валютный курс;
социальные факторы;
структурная перестройка хозяйства.
Финансовый механизм исходит
из необходимости сокращения объема
перераспределения
Действовал двухканальный механизм изъятия чистого дохода у предприятий - вначале при помощи налога с оборота, затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли). При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет чистой прибыли.
Регулирование использования
денежных доходов населения
Наиболее динамичной частью финансовой
политики является финансовый механизм.
Финансовый механизм представляет собой
систему установленных государством форм,
видов и методов организации финансовых
Финансовый механизм подразделяется:
Директивный - предусматривает
детальную проработку всей системы
организации финансовых
Регулирующий финансовый - механизм применяется в сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства и предусматривает установление только основных правил.
2.2. Оценка функционирования финансово - кредитной системы России
Анализ показывает, что при условии политической стабильности и построении более надежных правовых основ рыночной экономики после 2007 г. можно ожидать устойчивого роста инвестиций. При этом темпы их роста на протяжении достаточно длительного времени могут существенно превышать темы роста потребления.
Но сложившаяся структура распределения собственности, весьма неравномерное расслоение российского населения по уровню доходов (20% наиболее богатого населения устойчиво получают примерно половину всех доходов), а также общий низкий уровень доходов и потребления привели к тому, что в стране образовались условия, при которых инвесторами может стать небольшая прослойка граждан. Для того чтобы их деньги пошли в экономику, государство должно признать статус-кво в части сложившегося распределения собственности, законность накопленного в 90-е годы капитала и надежно гарантировать защиту частной собственности.