Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансово-кредитную систему России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты финансово-кредитной системы государства, а именно: сущность, задачи, состав и типы;
- изучить финансово - кредитной системы в России;
- рассмотреть состояние финансово – кредитной системы РФ в современных условиях.
Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Становление развития финансово-кредитной системы………….4
Этапы становления развития финансово-кредитной системы……..4
Сущность и структура финансово-кредитной системы………….....9
Роль кредитной системы в развитие экономики……………………12
Глава 2. Понятие финансово-кредитной политики……………………….15
2.1. Финансово- кредитная политика и ее особенность………………..15
2.2. Оценка функционирования финансово- кредитной системы России………………………………………………………………………....18
2.3. Государственное регулирование финансово- кредитной системы..24
Глава 3. Основные направления совершенствования мировой финансово- кредитной системы…………………………………………………………...28
3.1. Регулирование и цели совершенствования финансово-кредитной системы ……………………………………………………………………….28
3.2. Использование опыта иностранных стран и совершенствование финансово – кредитной системы……………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………34
Список используемой литературы…………………………………………..36
Важнейшими департаментами Министерства финансов России являются:
- бюджетный департамент, который составляет проект федерального бюджета;
- отраслевые, департаменты финансирования промышленности;
- строительства и строительной индустрии;
- транспортных систем и связи;
- сельского хозяйства пищевой промышленности и охраны природы;
- иностранных кредитов и внешнего долга;
- налоговых, реформ;
- государственных ценных бумаг и финансового рынка и др. Важным подразделением Министерства финансов выступает главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
Глава 3. Основные направления совершенствования мировой финансово-кредитной системы
3.1. Регулирование и цели совершенствования финансово-кредитной системы
Регулирование финансовых рынков и инвестиционных институтов подразделяется:
а) укрепление финансовой системы и реформирование местных финансовых институтов путем выработки и распространения международных принципов и стандартов регулирования и надзора за банковской системой, фондовым рынком и различными финансовыми институтами. Укрепление финансовой инфраструктуры через принятие более универсальных стандартов аудита, бухучета, процедур банкротства, платежных систем;
б) определение путей укрепления в развивающихся, так и в развитых странах;
в) создание механизмов рыночного регулирования рынка инвестиционной деятельности с активным использованием заемных ресурсов (эффект leverage);
г) стимулирование введения международных стандартов деятельности в оффшорных финансовых центрах.
Экономическая политика:
а) определение условий либерализации внутреннего рынка и введения адекватного валютного режима в странах с развивающимися рынками, выработка способов контроля за движением международного капитала;
б) повышение эффективности механизмов государственной поддержки частного сектора и распределения социальных выплат;
в) поиск путей минимизации потерь населения в результате кризисов и разработка политики, которая бы лучше защищала наиболее уязвимые слои населения;
г) расширение прозрачности в частном и государственном секторе и в деятельности международных финансовых институтов.
Цели совершенствования
мировой финансово-кредитной
1. Восстановление экономической активности и доверия инвесторов к странам, пережившим финансовый кризис;
2. Предотвращение дальнейшего распространения кризиса на развитые страны;
3. Минимизация рисков будущих кризисов, ограничение их глубины и сферы действия;
4. Ограничение финансовых затрат по выходу из кризисов и сокращение времени на их преодоление;
5. Ограничение возможных потерь инвесторов в ходе будущих кризисов;
6. Создание финансовой системы, которая бы использовала все преимущества глобальных рынков и мобильности капитала при минимальном риске разрушения и эффективной защите наиболее уязвимых социальных групп населения
7. Предотвращение развития макроэкономического и финансового дисбаланса на национальном уровне
8. Реформирование системы международного финансирования;
9. Улучшение механизмов разрешения кризисов и разработка путей вовлечения частного сектора в прогнозирование финансовых кризисов и их преодоление;
10. Усиление надзора со стороны МВФ за политикой, проводимой странами-участницами, особенно в финансовом секторе и в области движения капитала;
11. Повышение эффективности макроэкономической политики на межнациональном уровне.
3.2. Использование
опыта иностранных стран
В последнее время возрастает практическое значение политики Банка России, направленной на создание предпосылок для ускорения формирования зон роста производства товаров и услуг в реальном секторе экономики на основе внутреннего спроса. Одним из основных условий создания такой политики является наличие в Центральном банке эффективной системы анализа экономической конъюнктуры и финансового состояния предприятий, позволяющей в оперативном режиме получать объективные оценки важнейших тенденций в экономике, на основе которых должны вырабатываться меры воздействия на эти процессы посредством инструментов денежно-кредитной политики.
Коммерческий кредит привлекается предприятиями, как правило, в условиях недостатка оборотных средств. Объемы коммерческого кредитования во всех странах увеличиваются обычно в период ограничения банковского кредитования с целью сдерживания инфляции. Все это имеет место в российской экономике, а значит, можно предположить, что вексельное обращение будет расширяться. Следовательно, необходимо создавать условия, позволяющие предприятиям и банкам оценивать и снижать риски вложений в векселя. Мониторинг предприятий существенно помог бы в решении этой задачи.
Так, в Германии, мониторинг предприятий служит основой рефинансирования, осуществляемой Бундесбанком.
Европейского центрального банка, который стандартизировал аналитические подходы для центральных банков, входящих в Европейский валютный союз.
Несмотря на достаточно эффективную организацию и технологию проведения оценок платежеспособности предприятий, в настоящее время крайне затруднено использование такого инструмента проведения этой работы, как дискриминантный анализ. Это обусловлено, главным образом, тем, что для правильного построения дискриминантный функции необходимо проведение дополнительных работ по формированию критериев выборки и последующей оценке известных платежеспособных и неплатежеспособных предприятий.
Кроме того, для обеспечения математических расчетов и последующего сравнения по ним результатов необходимо сформировать базу данных, состоящую из показателей, позволяющих дать объективную оценку платежеспособности и финансового положения каждого предприятия, входящего в оценочную систему Центрального банка.
Разработка и использование в российских условиях такого программного обеспечения, как экспертная система, требует более глубокого ее изучения. Следует отметить, что проведение экспертных оценок с использованием соответствующего программного обеспечения не только в целях государственного, но и делового управления является в нашей стране серьезной проблемой.
Решение вопросов, связанных с использованием принятых в мировой практике методов и инструментов осуществления оценок платежеспособности и финансового положения предприятий реального сектора, как на основе бухгалтерской отчетности, так и с использованием качественной информации возможно при условии создания и последовательного развития системы мониторинга предприятий.
Заслуживает внимания опыт Японии по мониторингу предприятий на предмет фактических и предполагаемых инвестиций. Такая информация нашла бы спрос у коммерческих банков, способствуя снижению рисков по их долгосрочным вложениям. Была бы сформирована информационная база для привлечения иностранных инвестиций. Данные о спросе на инвестиции, связанные с информацией о финансовом состоянии предприятий и информацией о получении кредитов предприятиями реального сектора, позволили бы выявить перспективные предприятия региона, создающие основу экономического роста страны в целом.
Кроме того, интересен опыт США в области предоставления информации о платежеспособности предприятий. В США, которые имеют большую территориальную протяженность, многочисленное административное деление, различия в законодательстве многих штатов, вопрос о представлении информации решен довольно жестко: предприятия обязаны представлять свою отчетность в соответствующие органы. Учитывая этот опыт, будет уместно поставить вопрос о законодательном закреплении обязательного представления предприятиями финансовых отчетов либо других утвержденных документов Центральному банку Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что такие документы (анкеты) в своей цифровой части должны быть максимально приближены к формам и статьям типовой финансовой отчетности и не требовать громоздких вычислений, тем самым будет снижен «психологический барьер» неприятия дополнительной нагрузки. В первое время и для Банка России информация будет та же, что и для других служб. Однако, когда большая часть руководителей поймет, что Центральный банк не преследует цели увеличить или наказать, а использует цифры и ответы в анкетах исключительно для анализа сложившейся ситуации в реальном секторе на данный момент времени, это позволит приблизить позитивные перемены во взаимоотношениях данных экономических субъектов. Насколько длительным окажется период недоверия, во многом зависит от политики Банка России в ближайшее время.
Таким образом, при имеющихся отличиях в целях, формах и инструментах осуществления мониторинга предприятий центральными банками отдельных стран с рыночной экономикой можно выделить наиболее общие задачи, которые решаются в ходе проведения работы по внедрению системы мониторинга предприятий. К ним следует отнести:
• оценку системных рисков в банковской системе, возникающих под воздействием, прежде всего, структурных сдвигов в реальном секторе экономики;
• решение практических задач,
связанных с основными
• оценку эффективности проводимой денежно-кредитной политики с учетом реального развития общеэкономических процессов как на уровне страны в целом, так и отдельных регионов;
• анализ и прогноз экономической конъюнктуры на основе оценки финансового положения предприятий, изменения спроса и предложения на уровне субъектов страны, формирования под воздействием указанных процессов инвестиционного климата.
И в заключение следует отметить, что изучение опыта зарубежных стран в области мониторинга предприятий реального сектора и его применение в России, несомненно, позволит снизить системные риски в банковском секторе и положительно воздействовать на инвестиционный климат в регионах и в стране в целом.
Заключение
Финансы – не только экономическая категория. Одновременно финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется финансовым механизмом. Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач.
При этом сохраняется постоянное
стремление к наиболее полной увязке
финансового механизма и его
отдельных элементов с личными
и коллективными интересами, что
выступает залогом
Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их в денежные фонды и предоставление другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств, кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения по своему содержанию и кругу участников стали более разнообразными.
Практически и при применении государственного, потребительского, а также ипотечного кредитов, предоставляемых под залог недвижимого имущества и на сооружение такой недвижимости, как жилье, становится возможным перераспределение материальных ресурсов.
Потребительский кредит, позволяет быстрее удовлетворять разнообразные потребности населения, в том числе их желание приобрести предметы долговременного пользования до их полной оплаты, внести взнос на получение жилья и др.
Государственный кредит используется, главным образом, для привлечения средств на покрытие расходов бюджета. Заемные средства для удовлетворения такой потребности могут поступать, как правило, в форме выручки от реализации казначейских обязательств или облигаций, в ряде случаев и в форме банковского или международного кредита.
Роль и ипотечного кредита, при применении которого средства предоставляются взаймы под залог недвижимого имущества. Заемные средства могут использоваться на различные цели, включая производственные и потребительские нужды, а также для удовлетворения других потребностей, включая вложения в основные производственные фонды и фонды обращения.
Список используемой литературы
1. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2000.
2. Финансы России: Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1998.
3. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Арзиповой. – М.: «Проспект», 1999.
4. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
5. Шенаев В. Н. Денежная и кредитная системы России. – М.: Наука, 1998.
6. Экономика и жизнь. – 1995. – № 19.
7. Микроэкономика: Учебник/ Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю. Юданова.-М.:КНОРУС.-2005.