Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансово-кредитную систему России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты финансово-кредитной системы государства, а именно: сущность, задачи, состав и типы;
- изучить финансово - кредитной системы в России;
- рассмотреть состояние финансово – кредитной системы РФ в современных условиях.
Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Становление развития финансово-кредитной системы………….4
Этапы становления развития финансово-кредитной системы……..4
Сущность и структура финансово-кредитной системы………….....9
Роль кредитной системы в развитие экономики……………………12
Глава 2. Понятие финансово-кредитной политики……………………….15
2.1. Финансово- кредитная политика и ее особенность………………..15
2.2. Оценка функционирования финансово- кредитной системы России………………………………………………………………………....18
2.3. Государственное регулирование финансово- кредитной системы..24
Глава 3. Основные направления совершенствования мировой финансово- кредитной системы…………………………………………………………...28
3.1. Регулирование и цели совершенствования финансово-кредитной системы ……………………………………………………………………….28
3.2. Использование опыта иностранных стран и совершенствование финансово – кредитной системы……………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………34
Список используемой литературы…………………………………………..36
Начиная с 2008 г. ежегодный рост инвестиций в основной капитал может составлять не менее 10-20%. При этом будет сохраняться и рост потребления, но он будет существенно ниже. Таким образом, темпы роста ВВП в этот период будут хотя и высокими (5-8% в год), но явно ниже темпов роста инвестиций. Тем самым будет обеспечиваться сбалансированное развитие и устойчивый рост экономики.
Период повышенной инвестиционной
активности может продолжаться 5-7 лет,
в целом же период, когда темпы
роста инвестиций будут опережать
динамику ВВП, может продлиться несколько
дольше. Такой длительный период «экстенсивного»
роста должен завершиться изменением
соотношения между темпами
К концу следующего десятилетия
экономика страны должна иметь динамику,
которая характеризовалась бы опережающими
темпами роста ВВП по сравнению
с ростом инвестиций. Характерно, что
в последующее десятилетие
Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата помимо создания соответствующей правовой среды от государства потребуется проведение адекватной макроэкономической политики.
При выполнении указанных выше условий начиная с 2008 г. инфляция не будет превышать 10-15% год. При этом, учитывая ожидаемое увеличение притока валюты в страну, особое значение будут иметь меры по его стерилизации, а также выпуск ценных бумаг, которые способствовали бы ограничению эмиссии и восстановлению активности на финансовых рынках.
Сегодня, прежде всего, необходима
активная государственная политика,
направленная на восстановление отечественного
рынка ценных бумаг, отвечающего
национальным интересам России, интегрированного
в мировой рынок и
Решение данной проблемы, в
первую очередь, должно найти отражение
в концепции развития рынка ценных
бумаг, законодательстве, отвечающем национальным
интересам России и устанавливающем
правила поведения его
Усиление роли государства в формировании, регулировании и обеспечении безопасности отечественного рынка ценных бумаг является жизненно важной необходимостью и требует принятия руководством страны соответствующих мер.
Наиболее заметными событиями банковского сектора России в 2007 г. стали публичные размещения дополнительных эмиссий акций Сбербанка и ВТБ. В результате этих размещений снизились законодательные барьеры на пути IPO/SPO, упростился доступ иностранцев к российским банковским акциям. IPO ВТБ привело к появлению второй банковской «голубой фишки» на российском фондовом рынке. В ноябре 2007 г. успешное SPO провел банк «Санкт-Петербург», а в 2008 г. на IPO могут выйти Газпромбанк, Промсвязьбанк, Банк ЗЕНИТ и др.
В 2007 году в российском банковском секторе активно совершались сделки M&A. Транснациональные банковские группы все активнее выходят на российский рынок. В качестве стартовой площадки они предпочитают использовать действующие российские банки. Крупные отечественные банки расширяют сеть продаж за счет приобретения малых и средних банков. Самой крупной сделкой 2007 г. стала продажа 95% Абсолют-банка за 760 млн. евро бельгийскому KBC Bank.
Усилился интерес инвесторов
к российскому банковскому
Наиболее важными тенденциями в российском банковском секторе являются:
- рост капитала опережает рост активов, который в свою очередь превышает рост ВВП;
- укрупняется банковский сектор;
- активно развивается розничный кредит;
- усиливается специализация в банковском секторе.
Банки - основные бенефициары
экономического роста страны, вызванного
благоприятной
Проникновение банковского
сектора в экономику России (отношение
банковских активов к ВВП) остается
незначительным даже по сравнению со
странами Восточной Европы и Казахстаном.
Еще более впечатляющим является
разрыв по сравнению с Западной Европой,
в странах которой это
Собственный капитал банковского сектора в 2007 г. рос опережающими темпами по сравнению с активами, что связано с размещениями дополнительных эмиссий SPO Сбербанка (8,8 млрд. $), IPO ВТБ (8 млрд.$), а также размещениями УРСА Банка (408 млн. $), банка «Санкт-Петербург» (274 млн. $), Банка Москвы (270,5 млн. $), РОСБАНКа (260,7 млн. $).
Укрупнение банковского сектора России идет по 3 основным направлениям:
- наращивание собственного капитала преимущественно за счет размещения дополнительных эмиссий;
- поглощение крупными
банками средних и мелких
- отзыв ЦБРФ лицензий, преимущественно мелких банков.
Кроме того, усиливается
тенденция доминирования
Основной способ увеличения их доли в капитале российского банковского сектора - приобретение действующих банков или долей участия в них.
Тем не менее, ряд иностранных компаний открыли дочерние банки в России в 2007 г. В июне 2007 г. получил банковскую лицензию «Тойота Банк» - дочерний банк корпорации Тойота, в сентябре - «ДаймлерКрайслер Банк Рус» (будет переименован в «Мерседес-Бенц Банк Рус») - дочерний банк автоконцерна DaimlerChrysler.
Рост розничного кредита опережает рост активов российского банковского сектора: так, кредиты физическим лицам за период с 1 октября 2006 г. по 1 октября 2007 г. выросли на 61,2%, тогда как активы за этот период увеличились на 44,3%, а кредиты и прочие размещенные средства, представленные нефинансовым организациям, - на 51,7%.
Розничный кредит растет опережающими темпами по сравнению с депозитами физических лиц. В то же время население остается нетто-кредитором: по состоянию на 1 ноября 2007 г. вклады физических лиц (4,7 трлн. руб., или 189,5 млрд. $) превышали кредиты физическим лицам (3,0 трлн. руб., или 122,4 млрд. $) в 1,5 раза. Банки вошли в зону турбулентности. Хотя Россия и находится на периферии мирового финансового рынка, двойной кризис (глобальный кризис ликвидности и кризис ипотеки sub-prime в США) существенно влияет на деятельность российских банков.
Все значительнее становится роль ЦБ РФ как гаранта стабильности банковской системы, поддерживающего ликвидность в национальном банковском секторе.
Усиление дефицита ликвидности рынка может привести к точечным дефолтам банков. Возрастет число убыточных банков, хотя фактический убыток может быть скрыт, например, снижением резервов. В условиях сжатия ликвидности наибольшие трудности с рефинансированием испытывают мелкие банки, для которых становятся недоступны каналы МБК. Мелкие и средние банки не способны в условиях дефицита ликвидности удовлетворять потребности клиентов в финансировании, и те уходят к крупным банкам. Отток клиентов ускорит процесс поглощения мелких и средних банков. Дефицит ликвидности ведет к росту процентных ставок по кредитам, снижению темпа роста кредитов и сокращению сроков кредитов. Рост ипотеки замедлится. Снижение спроса негативно отразится на ценах недвижимости. Тем не менее, потребительский кредит продолжит опережающий рост из-за высокого уровня процентной маржи и коротких сроков заимствования. Существующая тенденция опережающего роста кредитов по сравнению с ростом депозитов может ослабнуть, так как повышение процентных ставок увеличивает предложение депозитов и снижает спрос на кредиты. Банки замещают иностранные источники фондирования отечественными, активизируя борьбу за депозиты населения. Рост, спроса ведет к росту процентных ставок по вкладам - о повышении ставок один за другим объявляет все большее число банков.
2.3. Государственное
регулирование финансово-
Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.
Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.
Президент РФ подписывает
и обнародует федеральные законы,
вносит в Госдуму законопроекты.
Он издает указы и распоряжения,
обязательные для исполнения на всей
территории РФ, являющиеся важным элементом
государственного управления финансами.
Государственная дума РФ, согласно Конституции
РФ, принимает федеральные законы, в том
числе федеральные законы по вопросам
Федерального бюджета, федеральных налогов
и сборов, финансового, валютного, кредитного,
таможенного регулирования, которые подлежат
обязательному рассмотрению Советом федерации.
Однако законопроекты о введении или отмене
налогов, о выпуске госзаймов, об изменении
финансовых обязательств государства
и другие законопроекты, предусматривающие
расходы, покрываемые за счет федерального
бюджета, могут быть внесены только при
наличии заключения Правительства РФ.
Правительство РФ разрабатывает
и представляет Государственной
думе федеральный бюджет и обеспечивает
его исполнение, а также представляет
Госдуме отчет об исполнении бюджета.
Правительство РФ обеспечивает проведение
в РФ единой финансовой и денежно-кредитной
политики.
Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собрание и его две палаты – государственная Дума и Совет Федераций. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
Важнейшим органом, осуществляющим
управление финансами РФ, выступает
Министерство финансов России и его органы на местах.
Основными задачами
Министерства финансов РФ являются:
- разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;
- составление проекта и исполнение федерального бюджета;
- обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
- разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;
- совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
- осуществление финансового контроля за рациональным, и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.
Министерство финансов РФ выполняет следующие функции: