Финансово-кредитная система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансово-кредитную систему России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты финансово-кредитной системы государства, а именно: сущность, задачи, состав и типы;
- изучить финансово - кредитной системы в России;
- рассмотреть состояние финансово – кредитной системы РФ в современных условиях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Становление развития финансово-кредитной системы………….4
Этапы становления развития финансово-кредитной системы……..4
Сущность и структура финансово-кредитной системы………….....9
Роль кредитной системы в развитие экономики……………………12
Глава 2. Понятие финансово-кредитной политики……………………….15
2.1. Финансово- кредитная политика и ее особенность………………..15
2.2. Оценка функционирования финансово- кредитной системы России………………………………………………………………………....18
2.3. Государственное регулирование финансово- кредитной системы..24
Глава 3. Основные направления совершенствования мировой финансово- кредитной системы…………………………………………………………...28
3.1. Регулирование и цели совершенствования финансово-кредитной системы ……………………………………………………………………….28
3.2. Использование опыта иностранных стран и совершенствование финансово – кредитной системы……………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………34
Список используемой литературы…………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 73.28 Кб (Скачать файл)

Начиная с 2008 г. ежегодный  рост инвестиций в основной капитал  может составлять не менее 10-20%. При  этом будет сохраняться и рост потребления, но он будет существенно  ниже. Таким образом, темпы роста  ВВП в этот период будут хотя и  высокими (5-8% в год), но явно ниже темпов роста инвестиций. Тем самым будет  обеспечиваться сбалансированное развитие и устойчивый рост экономики.

Период повышенной инвестиционной активности может продолжаться 5-7 лет, в целом же период, когда темпы  роста инвестиций будут опережать  динамику ВВП, может продлиться несколько  дольше. Такой длительный период «экстенсивного»  роста должен завершиться изменением соотношения между темпами роста  инвестиций и потребления. 

К концу следующего десятилетия  экономика страны должна иметь динамику, которая характеризовалась бы опережающими темпами роста ВВП по сравнению  с ростом инвестиций. Характерно, что  в последующее десятилетие существенная часть инвестиций должна направляться в высокотехнологические отрасли (телекоммуникации, отдельные отрасли  промышленности), которые бы в дальнейшем обеспечивали высокие темпы роста  экономики. При этом, однако, инвестиции в отрасли высоких технологий не будут способствовать созданию большого числа рабочих мест. В этих условиях важно максимально облегчить  условия существования малого и  среднего бизнеса, который абсорбировал бы высвобождающуюся рабочую силу и  способствовал бы замедлению темпов роста безработицы.

Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата помимо создания соответствующей правовой среды от государства потребуется  проведение адекватной макроэкономической политики.

При выполнении указанных  выше условий начиная с 2008 г. инфляция не будет превышать 10-15% год. При этом, учитывая ожидаемое увеличение притока  валюты в страну, особое значение будут  иметь меры по его стерилизации, а также выпуск ценных бумаг, которые  способствовали бы ограничению эмиссии  и восстановлению активности на финансовых рынках.

Сегодня, прежде всего, необходима активная государственная политика, направленная на восстановление отечественного рынка ценных бумаг, отвечающего  национальным интересам России, интегрированного в мировой рынок и обеспечивающего  привлечение инвестиций в экономику. Происшедшие события еще раз  убедили сомневающихся в необходимости  усиления государственного регулирования, особенно в вопросах обеспечения  безопасности рынка ценных бумаг  в переходный период, который переживает наша страна.

Решение данной проблемы, в  первую очередь, должно найти отражение  в концепции развития рынка ценных бумаг, законодательстве, отвечающем национальным интересам России и устанавливающем  правила поведения его участников в вопросах формирования инфраструктуры и системы ее регулирования. Государство  должно выполнять на рынке ценных бумаг прежде всего системообразующую  функцию и нести ответственность  за состояние его национальной и  экономической безопасности.

Усиление роли государства  в формировании, регулировании и  обеспечении безопасности отечественного рынка ценных бумаг является жизненно важной необходимостью и требует  принятия руководством страны соответствующих  мер.

Наиболее заметными событиями  банковского сектора России в 2007 г. стали публичные размещения дополнительных эмиссий акций Сбербанка и ВТБ. В результате этих размещений снизились законодательные барьеры на пути IPO/SPO, упростился доступ иностранцев к российским банковским акциям. IPO ВТБ привело к появлению второй банковской «голубой фишки» на российском фондовом рынке. В ноябре 2007 г. успешное SPO провел банк «Санкт-Петербург», а в 2008 г. на IPO могут выйти Газпромбанк, Промсвязьбанк, Банк ЗЕНИТ и др.

В 2007 году в российском банковском секторе активно совершались  сделки M&A. Транснациональные банковские группы все активнее выходят на российский рынок. В качестве стартовой площадки они предпочитают использовать действующие  российские банки. Крупные отечественные  банки расширяют сеть продаж за счет приобретения малых и средних  банков. Самой крупной сделкой 2007 г. стала продажа 95% Абсолют-банка  за 760 млн. евро бельгийскому KBC Bank.

Усилился интерес инвесторов к российскому банковскому сектору. Подтверждением возрастающей популярности банковских акций является включение  обыкновенных акций ВТБ в индекс MSCI EM 11 июня 2007 г. и двукратное повышение веса обыкновенных акций Сбербанка в этом индексе 1 марта 2007 г.

Наиболее важными тенденциями  в российском банковском секторе являются:

- рост капитала опережает  рост активов, который в свою  очередь превышает рост ВВП;

- укрупняется банковский  сектор;

- активно развивается  розничный кредит;

- усиливается специализация  в банковском секторе.

Банки - основные бенефициары  экономического роста страны, вызванного благоприятной макроэкономической конъюнктурой. В условиях госпротекционизма  невысокий уровень насыщения  банковского сектора обусловливает  относительно низкий уровень конкуренции  между банками и создает благоприятные  условия для ускоренного развития банковского сектора.

Проникновение банковского  сектора в экономику России (отношение  банковских активов к ВВП) остается незначительным даже по сравнению со странами Восточной Европы и Казахстаном. Еще более впечатляющим является разрыв по сравнению с Западной Европой, в странах которой это отношение  превосходит 150% .

Собственный капитал банковского  сектора в 2007 г. рос опережающими темпами по сравнению с активами, что связано с размещениями дополнительных эмиссий SPO Сбербанка (8,8 млрд. $), IPO ВТБ (8 млрд.$), а также размещениями УРСА Банка (408 млн. $), банка «Санкт-Петербург» (274 млн. $), Банка Москвы (270,5 млн. $), РОСБАНКа (260,7 млн. $).

Укрупнение банковского  сектора России идет по 3 основным направлениям:

- наращивание собственного  капитала преимущественно за  счет размещения дополнительных эмиссий;

- поглощение крупными  банками средних и мелких игроков;

- отзыв ЦБРФ лицензий, преимущественно мелких банков.

Кроме того, усиливается  тенденция доминирования госбанков, которые получают мощные финансовые вливания от государства. Так, взнос  РФ в уставный капитал госкорпорации  «Банк развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)» составил 180 млрд. руб. Россельхозбанк получил 7 млрд. руб. Банк России приобрел акции Сбербанка в ходе SPO на 79,4 млрд. руб».

Основной способ увеличения их доли в капитале российского банковского сектора - приобретение действующих банков или долей участия в них.

Тем не менее, ряд иностранных компаний открыли дочерние банки в России в 2007 г. В июне 2007 г. получил банковскую лицензию «Тойота Банк» - дочерний банк корпорации Тойота, в сентябре - «ДаймлерКрайслер Банк Рус» (будет переименован в «Мерседес-Бенц Банк Рус») - дочерний банк автоконцерна DaimlerChrysler.

Рост розничного кредита  опережает рост активов российского  банковского сектора: так, кредиты физическим лицам за период с 1 октября 2006 г. по 1 октября 2007 г. выросли на 61,2%, тогда как активы за этот период увеличились на 44,3%, а кредиты и прочие размещенные средства, представленные нефинансовым организациям, - на 51,7%.

Розничный кредит растет опережающими темпами по сравнению с депозитами физических лиц. В то же время население остается нетто-кредитором: по состоянию на 1 ноября 2007 г. вклады физических лиц (4,7 трлн. руб., или 189,5 млрд. $) превышали кредиты физическим лицам (3,0 трлн. руб., или 122,4 млрд. $) в 1,5 раза. Банки вошли в зону турбулентности. Хотя Россия и находится на периферии мирового финансового рынка, двойной кризис (глобальный кризис ликвидности и кризис ипотеки sub-prime в США) существенно влияет на деятельность российских банков.

Все значительнее становится роль ЦБ РФ как гаранта стабильности банковской системы, поддерживающего  ликвидность в национальном банковском секторе.

Усиление дефицита ликвидности  рынка может привести к точечным дефолтам банков. Возрастет число убыточных банков, хотя фактический убыток может быть скрыт, например, снижением резервов. В условиях сжатия ликвидности наибольшие трудности с рефинансированием испытывают мелкие банки, для которых становятся недоступны каналы МБК. Мелкие и средние банки не способны в условиях дефицита ликвидности удовлетворять потребности клиентов в финансировании, и те уходят к крупным банкам. Отток клиентов ускорит процесс поглощения мелких и средних банков. Дефицит ликвидности ведет к росту процентных ставок по кредитам, снижению темпа роста кредитов и сокращению сроков кредитов. Рост ипотеки замедлится. Снижение спроса негативно отразится на ценах недвижимости. Тем не менее, потребительский кредит продолжит опережающий рост из-за высокого уровня процентной маржи и коротких сроков заимствования. Существующая тенденция опережающего роста кредитов по сравнению с ростом депозитов может ослабнуть, так как повышение процентных ставок увеличивает предложение депозитов и снижает спрос на кредиты. Банки замещают иностранные источники фондирования отечественными, активизируя борьбу за депозиты населения. Рост, спроса ведет к росту процентных ставок по вкладам - о повышении ставок один за другим объявляет все большее число банков.

 

2.3.   Государственное  регулирование финансово-кредитной  системы

 

Президент РФ в своем ежегодном  послании Федеральному собранию о положении  в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства  формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства  на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства  РФ на соответствующий период. 

Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так  с согласия Госдумы он назначает  Председателя Правительства РФ, а  по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме  кандидатуру председателя ЦБ РФ. 

Президент РФ подписывает  и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом  государственного управления финансами.  
Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. 

Правительство РФ разрабатывает  и представляет Государственной  думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.  
Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики. 

Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собрание и его две палаты – государственная Дума и Совет Федераций. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга. 

Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, выступает Министерство финансов России и его органы на местах.  
Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

- разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

-  составление проекта и исполнение федерального бюджета;

- обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка;

- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

-     разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

- совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

- осуществление финансового контроля за рациональным, и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов. 

Министерство  финансов РФ выполняет следующие функции:

      • участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
      • организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;
      • обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов;
      • разрабатывает с участием Государственной налоговой службы, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
      • принимает участие в определении ценовой политики;
      • принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;
      • разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ;
      • разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;
      • осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
      • разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ. 

Информация о работе Финансово-кредитная система в России