Финансовые аспекты вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является исследование финансовых аспектов вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Именно от развития финансового сектора нашей страны после присоединения к ВТО зависит функционирование многих важных отраслей национальной экономики, а также социальные и политические изменения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать состояние внешней торговли РФ на современном этапе;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, системати-зировать знания об основных направлениях взаимодействия ВТО и РФ;

Содержание работы

Введение 5
Глава 1. Теоретические основы вступления России в ВТО 7
1.1. Цели, задачи и предпосылки вступления России в ВТО 9
1.2. Процесс переговоров о вступлении России в ВТО 11
Глава 2. Оценка тенденций вступления России в ВТО 15
2.1 Анализ вступления России в ВТО 15
2.2 Развитие финансового сектора России после вступления в ВТО 19
Глава 3. Направление развития России после вступления в ВТО 25
3.1 Последствия вступления России в ВТО 25
3.2 Мероприятия по развитию торговли России на мировой арене 32
Заключение 35
Приложение 37
Список используемой литературы и ресурсов интернета

Файлы: 1 файл

Курсовой Финансы.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Задачей  переговоров, предшествующих вступлению, являлось добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.[15]

Как сказал в одном  из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.[23]

Предпосылки для вступления в ВТО были заложены ещё в советский  период. В 1946 году СССР отклонил предложение ГАТТ о присоединении  и спустя три года учредил Совет экономической взаимопомощи (СЭВ),  призванный во многом исполнять те же функции, что и ГАТТ, но для стран социалистического лагеря. В 1979 году руководство СССР изъявило желание получить в ГАТТ официальный статус страны-наблюдателя, но он был предоставлен только в 1990 году из-за сопротивления ряда стран, в том числе США. [24]

В 1993 году Россия подала официальную заявку на присоединение  к ГАТТ. Исторически это совпало с переходным этапом трансформации ГАТТ в ВТО. Была создана Рабочая группа, обязанная рассмотреть торговый режим России и выработать условия присоединения. Переговорный процесс начался в 1995 году, но первые три года он носил консультационный характер и сводился к предоставлению Россией данных о своей экономике и внешнеторговом режиме, то есть в областях, регулируемых Всемирной торговой организацией. На этом этапе российские представители ответили более чем на 3 тыс. вопросов Рабочей группы и представили на рассмотрение сотни документов. 

Чтобы стать членом ВТО, России предстояло согласовать с  Рабочей группой условия доступа  импортных услуг на национальный рынок, определить ставки таможенных пошлин для ввозимых товаров, обозначить масштабы внутренней господдержки аграрного сектора и уровень экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары и продовольствие. Помимо этого государство должно было принять обязательства по приведению российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО. 

В 1998 году Россия сформулировала первоначальные предложения по тарифам  и сельскому хозяйству. В 1999 году представила предложения по торговле услугами. Это дало возможность перейти на этап двусторонних переговоров.  С 2000 года переговоры стали полномасштабными. Поиск компромиссов шёл по всем направлениям экономической деятельности, контролируемых ВТО.[24]

 

    1. . Процесс переговоров о вступлении России в ВТО.

В 1986 году СССР обратился  с заявкой о получении статуса  наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав  это тем, что СССР является страной  с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.[14]

В 1993 году уже Россия обратилась с  официальной заявкой о присоединении  к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).[14]

Вступление России во Всемирную торговую организацию  постоянно откладывалось ещё  и из-за необходимости подготовки к членству в ВТО и снижения потерь от присоединения. Осложнил вступление в ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жёстком регулировании своих экономик.[14]

В июне 2009 года на заседании  межгосударственного совета ЕврАзЭС  в Москве премьер-министр России Путин В. В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В ВТО, согласно Договору о создании ВТО (WTO Agreement) могут вступать как страны, так и отдельные таможенные территории (так, ЕС является членом ВТО, как и все страны по отдельности, входящие в его состав). 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз.[14]

5 октября 2010 года  пресс-спикер президента Грузии  заявила, что позиция Грузии по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию остаётся «неизменной», и она не сможет поддержать это решение «до тех пор, пока не будут выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией». Основным требованием Грузии в связи с принятием России в ВТО было то, чтобы были легализованы два нелегальных, по мнению Грузии пограничных КПП в конфликтных зонах Грузии — «Псоу» (Абхазия) и  Роки-Нижний Заромаг (Цхинвальский регион). В то же время агентство «Рейтер» передаёт, что на форуме Международного экономического альянса 22 сентября в Нью-Йорке, в беседе с инвесторами и представителями правительственных кругов президент Михаил Саакашвили заявил, что Грузия не является единственным препятствующим фактором на пути принятия Российской Федерации в ВТО: «Между ними (ВТО) и Россией существует много вопросов, — заявил Михаил Саакашвили — Таким образом, не только мы остались, и вы должны предоставить нам определённое время, пока мы станем последними… Возможно, мы и не станем последними. Именно сейчас стоит огромная очередь стран».[14]

7 декабря 2010 года в Брюсселе  прошёл саммит Россия—ЕС. Накануне  саммита глава Министерства экономического  развития РФ Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО. В документе отмечается, что стороны сняли все проблемные вопросы. В том числе по урегулированию российских экспортных пошлин на лес. Россия отказалась от планов их повышения со следующего года, а после вступления в ВТО пообещала и вовсе снизить.[25]

К концу октября 2011 года при посредничестве Швейцарии текст договора между Россией и Грузией был согласован, и 31 октября 2011 года помощник президента России Аркадий Дворкович выразил уверенность, что Россия присоединится к ВТО 15 декабря 2011 года. 4 ноября появились сведения о том, что Украина может отозвать своё согласие на вступление России в ВТО. 9 ноября Грузия и Россия при посредничестве Швейцарии подписали соглашение о вступлении России в ВТО. Со слов российской стороны в соответствии с этим соглашением аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии будет осуществлять независимая компания, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам. 10 ноября прошло заседание рабочей группы, в ходе работы которой был подготовлен окончательный доклад о принятии России в ВТО. Подготовив всю документарную часть, комиссия объявила об окончании своей работы и о самороспуске.16 декабря 2011 г. на Министерской Конференции Всемирной торговой организации пакет документов о вступлении России в ВТО был одобрен. Для вступления России осталось ратифицировать протокол в установленном российскими законами порядке.[14]

Однако процесс ратификации  был осложнен тем, что группа депутатов  Государственной Думы РФ (всего 131 депутат, которые представляли оппозицию: партии КПРФ и Справедливая Россия) обратилась с запросом о проверке конституционности Протокола в Конституционный Суд РФ, интересы депутатов представлял российский адвокат Александр Муранов. После рассмотрения дела о конституционности Протокола Конституционным Судом РФ, не выявившим несоответствий Конституции РФ, Государственная Дума РФ большинством голосов (238 голосов «за» и 208 «против») ратифицировала Протокол. После этого федеральный закон о ратификации Протокола был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ.[14]

Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» был принят Государственной Думой 10 июля 2012 года, Советом Федерации 18 июля и подписан Президентом Владимиром Путиным 21 июля. Россия становится членом ВТО через 30 дней после извещения секретариата ВТО о ратификации.[26]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Оценка тенденций вступления России в ВТО.

           Мы живём в эпоху глобализации, и Всемирная торговая организация – яркое тому подтверждение. Однако мы никогда бы не заговорили ни о глобализации, ни о ВТО, если бы всё это не приносило бы соответствующие выгоды. Например, за всего лишь десятилетний период существования организации (с 1995 по 2005 год) рост экономики Индии составил 330%, Китая – 480%, Чили – 550% , Вьетнама – 575%. Такой резкий скачок экономики связан с выходом указанных стран на мировой рынок.

Но вместе с выгодами могут прийти и потери. Чтобы избежать их необходимо проанализировать экономическую ситуацию внутри страны. Этим мы и займёмся во второй главе, чтобы понять, насколько выгодно присоединение РФ к ВТО.

 

2.1. Анализ вступления России в ВТО.

В этой главе сделаем  анализ вступления. Рассмотрим мнения «за» и «против», политических деятелей, малого и среднего бизнес, экономических экспертов.

Аналитическим отделом  коммуникационной группы INSIDERS и компанией «АЭРгрупп» было проведено исследование информационной ситуации вокруг вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Исследование проводилось  как по материалам российских СМИ  за период 2010-2011 гг., так и путем  опроса экспертных мнений в рамках Международного конгресса "Открытая Россия: партнерство для модернизации", который прошел в Москве в 24 – 25 марта 2011 года.

Основной вывод, который  можно сделать в результате проведенного анализа: в российском обществе отсутствует единое мнение по поводу вступления в ВТО. 

В процессе исследования было выявлено, что от вступления в  ВТО сильнее всего пострадают российский агропром и машиностроение, а наибольшую выгоду оно принесет добывающему сектору экономики и строительству. (См. приложение 1)

Наибольший разброс  мнений по поводу перспектив вступления в ВТО отмечен среди представителей малого и среднего бизнеса. Опрос показал, что, в целом, бизнесмены интересуются только событиями в своей отрасли, не выходя на уровень макроэкономики. Также было выявлено, что отношение к вступлению в ВТО в дотационных регионах (напр., Чеченская республика) и регионах-донорах различается весьма существенно. Дотационные регионы по привычке рассчитывают на серьезную поддержку властей при вступлении в ВТО, а бизнесмены из донорских регионов предпочитают обходиться собственными силами. В целом, представители малого и среднего бизнеса смотрят на перспективы вступления в ВТО более оптимистично, нежели журналисты. Однако это, скорее всего, связано с поверхностным знанием сути вопроса. 

У 37% опрошенных бизнесменов  отсутствует четкое мнение по поводу необходимости и последствий вступления в ВТО для России. Нет единодушия и в вопросе готовности российского бизнеса к выходу на мировые рынки. (См. приложение 2)

Были выявлены следующие  позитивные стороны вступления в  ВТО: 

·         таможенные и налоговые послабления

·         снижение цен на импортные и отечественные товары

·         насыщение рынка современными товарами

·         снижение коррупции

·         российский бизнес будет жить по мировым законам торговли

·         равномерный модернизационный "прогрев" регионов

·         открытость экономики обеспечивает ежегодный прирост ВВП на уровне порядка 3-4 процентов в год. (См. приложение 3)

Отрицательные стороны: 

·         в проигрыше оказываются сектора, ориентированные на внутренний рынок и не способные конкурировать с импортом

·         предприятия, пользующиеся сейчас льготами и поддержкой государства, будут вымирать или поглощаться крупными корпорациями

·         усилится влияние мировых компаний на российскую политику, зависимость страны от импорта

·         дополнительный рычаг для давления на нашу страну со стороны ее конкурентов на международном рынке 

В целом, треть экспертов негативно  смотрит на перспективы вступления России в ВТО.

Эксперты были едины  в своих мнениях: сильнее всего  от вступления в ВТО пострадают агропромышленный комплекс России и отечественный автопром. Возможно - гражданское авиастроение.

Практически все эксперты утверждают, что экспорта технологий в Россию не будет. Только конечная продукция. Эксперты прогнозируют поглощение российского рынка технологий западными патентами.

Результаты опроса мнений профессиональных экономистов и  представителей отраслевых объединений (в том числе, зарубежных) также  не выявил наличия сформировавшейся общей позиции по поводу целей  и перспектив вступления в ВТО  для России. Эксперты разделились на два лагеря: позитивно и критически настроенных.

Общие выводы экспертов позитивного лагеря показывают, что больших системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас, особенно в сельском хозяйстве. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику гораздо в большей степени. Вместе с тем, все эти эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли.

Информация о работе Финансовые аспекты вступления России в ВТО