Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:35, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является исследование финансовых аспектов вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Именно от развития финансового сектора нашей страны после присоединения к ВТО зависит функционирование многих важных отраслей национальной экономики, а также социальные и политические изменения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать состояние внешней торговли РФ на современном этапе;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, системати-зировать знания об основных направлениях взаимодействия ВТО и РФ;
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы вступления России в ВТО 7
1.1. Цели, задачи и предпосылки вступления России в ВТО 9
1.2. Процесс переговоров о вступлении России в ВТО 11
Глава 2. Оценка тенденций вступления России в ВТО 15
2.1 Анализ вступления России в ВТО 15
2.2 Развитие финансового сектора России после вступления в ВТО 19
Глава 3. Направление развития России после вступления в ВТО 25
3.1 Последствия вступления России в ВТО 25
3.2 Мероприятия по развитию торговли России на мировой арене 32
Заключение 35
Приложение 37
Список используемой литературы и ресурсов интернета
Общий вывод критически настроенных экспертов, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете транскорпорациям и богатым странам.
В принципе, все аспекты можно разложить соответственно целям, которые поставила перед собой Россия. Тогда мы увидим плюсы вступления в ВТО. Но нам также придётся идти и на уступки, которые будут показывать негативные стороны нашего решения.
Вступление в ВТО - сегодня предмет яростных споров в правительстве и серьезный повод для размышлений.
Свободный доступ на мировые рынки наших товаров даст возможность преодолеть те заградительные барьеры, которые ставят многие страны, защищая собственного производителя. Это интересно для сырьевых отраслей, для металлургов и для некоторых отраслей химической промышленности. Так как Россия сегодня специализируется главным образом на топливно-сырьевых товарах, то она рискует (если не включится в то глобальное конкурентное пространство, которое уже охвачено в настоящее время ВТО) превратиться в изолированную, замкнутую экономическую систему. Даже если учесть, что многие рынки не будут полностью открыты на следующий день после вступления и некоторые из них нам могут быть пока «не по зубам», это послужит сильным стимулом развития производства. Это в первую очередь:
Среднее и тяжёлое машиностроение
Оборонная промышленность
Интеллектуальные
технологии – высокие
Отраслевые последствия
присоединения к ВТО для отделе
А ещё появится возможность для развития производственной кооперации (создание совместных предприятий, проведение совместных исследований, обмен объектами интеллектуальной собственности и т.п.).
Положительным финансовым аспектом вступления в ВТО для России является повышение деловой активности:
- Рост инвестиционной
- Приход западных финансовых корпораций откроет источники получения дешёвых и долгосрочных кредитов.
Также возможно улучшение наполняемости бюджета. Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО России придётся пойти на смягчение таможенного режима. Вполне вероятно, что увеличившийся объем импорта компенсирует снижение пошлин.
Если оценивать ситуацию, в общем, то можно отметить, что положительные финансовые аспекты повлекут за собой социально значимые изменения – рост производства в наиболее сильных и конкурентных отраслях будет означать рост уровня жизни в стране (рост рабочих мест, занятости, зарплат; повышение культуры производственных отношений; рост демографии; снижение преступности).
2.2. Развитие финансового сектора России после вступления в ВТО.
Итак, теперь ситуация с возможными выгодами и потерями от присоединения к ВТО стала яснее. Безусловно, уступки с нашей стороны неминуемы. Но в наших силах, как утверждают эксперты, сделать всё возможное, чтобы по максимуму выиграть от этого вступления.
Существует мнение, что наши банки, страховые компании и пенсионные фонды ещё слишком малы для того, чтобы конкурировать с иностранцами. Вступление в ВТО приведёт к уничтожению российских финансовых институтов, иностранные банки соберут деньги населения и вывезут их за рубеж. А также сейчас многие высказываются за то, чтобы продолжать защищать рынок финансовых услуг с тем, чтобы российские финансовые институты могли встать на ноги. Но при отсутствии реальной угрозы конкуренции со стороны иностранных компаний у наших финансовых компаний отсутствуют необходимые стимулы к совершенствованию своей деятельности. Именно там, где развитие сферы услуг происходило в условиях сильной иностранной конкуренции (инвестиционные банки), российские институты сегодня вполне конкурентоспособны. Отрасли, защищённые от конкуренции – банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды – большей частью не способны сегодня эффективно осуществлять свои функции.
Неразвитость финансовых институтов очень дорого обходится экономике. Для российской экономики надёжные расчёты провести невозможно, поэтому сошлёмся на исследования для других стран. По оценкам американских экономистов Раджана и Зингалеса, с учетом межстрановых и межотраслевых различий отрасли в странах с высоким уровнем финансового развития растут в долгосрочной перспективе в среднем на 1 % в год быстрее, причём, естественно, от финансовой неразвитости в первую очередь проигрывают такие сложные отрасли, как машиностроение, фармацевтика, микроэлектроника и др. Отсутствие хорошо развитого современного финансового сектора, безусловно, является одной из наиболее важных проблем для России. Если вступление в ВТО позволит эту проблему решить за счёт прихода иностранных финансовых институтов и страховых компаний, то экономика России в целом от этого только выиграет.
Примечательно, что конкуренция со стороны иностранных банков уже начинает становиться реальностью: крупнейшие российские компании уже держат большую часть своих средств в зарубежных банках, многие вышли на иностранный рынок заимствований.
Скорее всего, главным барьером для прихода иностранных банков является плохой инвестиционный климат. Приток банковского капитала в Россию будет происходить по мере развития рыночных институтов, снижения политического риска, реформы регулирования, роста иностранных инвестиций и развития нового российского бизнеса, в том числе мелкого и среднего, и пройдёт некоторое время, прежде чем на российской банковской сцене появятся крупные иностранные игроки. Самые эффективные из российских банков смогут воспользоваться этим временем, чтобы укрепить свои позиции. Кроме того, даже после прихода иностранных финансовых институтов у российских банков, страховых компаний и пенсионных фондов останется возможность работать на рынке розничного обслуживания населения.
Также ведутся дискуссии о либерализации контроля над оттоком капитала, но это напрямую не связано с вступлением в ВТО. Эффективность такого контроля зависит от конкретной ситуации в стране, потому что, как показывает практика, в каких-то странах он был целесообразен, а в каких-то нет. Безусловно, либерализация вывоза капитала повысит благосостояние потребителей, так как они получат доступ к более эффективным сберегательным инструментам.
Но для того, чтобы капитал не утекал, а, наоборот, притекал в страну, нужно улучшать российский инвестиционный климат. А меры по либерализации оттока капитала не являются достаточными для этого улучшения и привлечения иностранного капитала, и они не могут заменить собой меры связанные с проведением судебной реформы, улучшением бухгалтерского учёта, аудита, совершенствования закона о банкротстве, укрепления корпоративного управления, повышения качества регулирования финансовой системы и т.д.
Таким образом, можно подчеркнуть, что как бы российская экономика не боялась столкнуться с потенциальными проблемами после присоединения к ВТО, с точки зрения развития экономики в целом, необходимо нарушить то монопольное положение, в котором в настоящий момент находятся российские компании (в частности, банки, страховые компании и пенсионные фонды). У отечественного финансового сектора будет время подготовиться к конкурентной борьбе, т.к. вступление в ВТО не приведёт к мгновенному приходу иностранных финансовых институтов.
Теперь отдельно рассмотрим преимущества и издержки от вступления в ВТО.
Согласно экспертным прогнозам, членство в ВТО обеспечит России ежегодный прирост её ВВП на уровне 1,2%, а по оценкам Всемирного банка - до 11% ВВП в долгосрочной перспективе. Оно откроет российской продукции доступ к мировым рынкам, даст стране эффективный механизм взаимодействия с иностранными партнёрами, повысит инвестиционную привлекательность российского бизнеса и гарантирует рост объёмов внешней торговли.
Российские экспортёры получат равные права с другими участниками мирового рынка, отчего выиграют конкурентоспособные игроки, ориентированные на внешний рынок, в первую очередь - крупные экспортёры сталелитейной и сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, зерна и древесины, нефтегазовая промышленность.
Членство в ВТО позволит российской продукции преодолеть торговые барьеры в виде пошлин, квот и ограничений, ежегодные издержки от которых в оцениваются в $ 2 млрд. К примеру, в отношении товаров российской металлургической, химической и лёгкой промышленности в настоящее время действует более 120 различных ограничений. По мнению газеты «Ведомости», это позволит диверсифицировать экспорт за счёт несырьевых товаров.
По мнению сторонников идеи, для рядового потребителя интеграция России в ВТО обернётся снижением цен вследствие притока иностранных товаров и роста конкуренции и дешёвыми потребительскими кредитами.
Издержки.
Большинство экспертов сходится во мнении, что благоприятное воздействие на экономику страны членство в ВТО окажет в долгосрочной перспективе, а в первые годы стоит ожидать, по меньшей мере, замедления темпов роста в некоторых отраслях экономики России. Особенную обеспокоенность наблюдателей вызывают перспективы тех производственных сфер, которые в настоящий момент получают значимую господдержку и \ или недостаточно конкурентоспособны.
Уязвимыми в новых экономических условиях окажутся сельское хозяйство, лёгкая промышленность, машиностроение, оборонная промышленность, автомпром и авиастроение, страховой бизнес, банковская сфера.
К тем отраслям, которые имеют хороший производственный потенциал, но неспособны безболезненно адаптироваться в новых условиях, будут приниматься протекционистские меры, в том числе дифференцированные тарифы, постепенное снижение импортных пошлин в течение оговорённого с ВТО переходного периода. Начальник департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Андрей Кушниренко в 2004 году называл в их числе автопром, авиастроение, производство кондитерских изделий, мясной продукции и консервов, производство мебели и изделий из алюминия. Что касается экспорта, то Россия готова к полной отмене пошлин на несырьевые товары.
Тем не менее, негативные последствия от вступления России в ВТО, по прогнозам, могут ощутить до четверти регионов страны, расположенные, в основном, в Центральной России.
Что касается цен на энергоресурсы, то экспертов беспокоит, что в случае, если России не удастся «выторговать эксклюзивные условия», то внутренние цены должны быть уравнены с внешними. В настоящее время экспортная цена на газ на 84% выше той, которую платят российские предприятия и на 245% выше цен для населения. Экспортные тарифы на электроэнергию превышают российские потребительские на 111% и дороже цен, установленных для предприятий, на 118%. По правилам ВТО, внутренние тарифы должны составлять не менее 90% экспортных цен, таким образом, тарифы на газ для населения могут быть подняты на 211%, а на электроэнергию - на 96%. В случае, если Россия для перехода стандартам ВТО возьмёт максимальный переходный период (7 лет), то потребительские цены на газ будут расти на 38% в год.
По мнению начальника аналитического отдела ООО Qube финансов Дмитрия Кипы, выравнивание цен поставит российских производителей перед необходимостью увеличить конечную стоимость продукции, что приведёт к росту инфляции и падению конкурентоспособности. Однако директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков назвал информацию о грядущем повышении цен «ярким примером того, как нашему вступлению в ВТО приписывают то, что к нему никакого отношения не имеет», и заверил, что подписанные соглашения не принуждают Россию поднимать внутренние тарифы на газ и электроэнергию.
В числе аргументов о нецелесообразности вступления России в ВТО звучит тот факт, что основу российского экспорта составляет сырьё и топливо, находящиеся вне сферы регулирования ВТО. Также существует мнение, что Россия и без вступления в ВТО обладает большинством тарифных льгот, полученными через двусторонние соглашения с отдельными государствами.
Кандидат экономических наук Феликс Горюнов заявлял в оппозиционной «Новой газете», что Россия, вступив в ВТО, в силу несовершенства собственной экономики и производственных возможностей рискует остаться «сырьевой периферией мирового хозяйства», а также усугубит свою зависимость от импортных товаров, так как многие российские предприятия не выдержат конкуренции в условиях открытого рынка.
Глава 3. Направление развития России после вступления в ВТО.
Готова ли наша страна к работе в условиях ВТО? Чего следует ждать после вступления России в ВТО?
На данный момент, надо понимать какие последствия от вступления России, сделать выводы и наметить мероприятия по развитию торговли на мировой арене.
3.1. Последствия вступления России в ВТО.
Рассмотрим последствия на примере отдельных отраслей.
Сельское хозяйство испытает серьезный натиск со стороны иностранных конкурентов, наводняющих российский рынок более дешевой продукцией. В силу не самых благоприятных климатических условий, Россия не является мощным конкурентом на мировом сельскохозяйственном рынке, поэтому от выхода России на глобальный рынок отечественные сельхоз производители практически не получат выгоды. Сокращение государственной поддержки сельского хозяйства прервет все положительные начинания, которые имели место в сельском хозяйстве, достижения нацпроекта «Развитие АПК» будут сведены на нет, развитие сельского хозяйства в лучшем случае замедлится, в худшем – прекратится, скептики и вовсе предсказывают полную деградацию российского села.
Информация о работе Финансовые аспекты вступления России в ВТО