Финансовые индикаторы как показатели социально-экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

Предметом исследования являются финансовые индикаторы экономического развития Республики Коми.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что на основе комплексного анализа социально-экономического развития Республики Коми возможно определение основных проблем и перспектив экономического развития региона, выявление факторов, влияющих на экономическое развитие региона в наибольшей степени и определение возможности их мобилизации с целью повышения темпов и эффективности развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИНАНСОВЫЕ ИНДИКАТОРЫ КАК ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 6
1.1. Концепция оценки экономического развития региона на основе финансовых индикаторов 6
1.2. Общая характеристика основных финансовых индикаторов 11
1.3. Методологические основы комплексной оценки социально-экономического развития региона на основе финансовых индикаторов 17
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ОСНОВЕ ФИНАНСОВЫХ ИНДИКАТОРОВ 22
2.1. Социально-экономическая характеристика Республики Коми 22
2.2. Анализ базовых финансовых индикаторов социально-экономического развития Республики Коми 35
2.3. Комплексная оценка социально-экономического развития Республики Коми 52
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ 62
3.1. Выявление основных тенденций в социально-экономическом развитии региона и факторов, на него влияющих 62
3.2. Определение наиболее перспективных направлений и разработка мероприятий, направленных на повышение уровня социально-экономического развития региона 70
3.3. Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых решений 84
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИНАНСОВЫЕ ИНДИКАТОРЫ КАК ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 6
1.1. Концепция оценки экономического развития региона на основе финансовых индикаторов 6
1.2. Общая характеристика основных финансовых индикаторов 11
1.3. Методологические основы комплексной оценки социально-экономического развития региона на основе финансовых индикаторов 17
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ОСНОВЕ ФИНАНСОВЫХ ИНДИКАТОРОВ 22
2.1. Социально-экономическая характеристика Республики Коми 22
2.2. Анализ базовых финансовых индикаторов социально-экономического развития Республики Коми 35
2.3. Комплексная оценка социально-экономического развития Республики Коми 52
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ 62
3.1. Выявление основных тенденций в социально-экономическом развитии региона и факторов, на него влияющих 62
3.2. Определение наиболее перспективных направлений и разработка мероприятий, направленных на повышение уровня социально-экономического развития региона 70
3.3. Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых решений 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 1.90 Мб (Скачать файл)


Содержание

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшей задачей государственного управления является управление социально-экономическим  развитием регионов в частности и всего государства в целом. Именно успешное решение этой задачи позволяет обеспечить устойчивый экономический рост, эффективную занятость населения, и на этой основе – рост уровня жизни населения, обеспечение его теми общественными благами и социальными услугами, ради которых, собственно, и существует государство. Указанная выше задача предполагает, в свою очередь, органическую взаимосвязь и взаимообусловленность составляющих ее компонентов, или этапов, на протяжении которых она решается. К этим компонентам относится:

  1. Анализ достигнутого уровня социально-экономического развития региона и определение факторов, его определяющих, оценка реализации программ, направленных на социально-экономическое развитие региона;
  2. Прогнозирование социально-экономического развития региона как на очередной год, так и на и средне- и долгосрочную перспективу в соответствии со сценарными условиями экономического развития государства в целом;
  3. Определение приоритетов социально-экономического развития региона в целом, входящих в него территорий, отраслей, формирующих его экономику, бюджетной сферы и формулирование целей экономической политики, проводимой органами государственной власти и управления региона;
  4. Мониторинг выполнения сформированного прогноза социально-экономического развития региона и при возникновении в этом необходимости – внесение соответствующих коррективов.

Вполне естественно, и  уровень экономического развития региона, и уровень жизни его населения  отражается вполне определенными показателями развития – индикаторами – примерами которых могут быть валовой региональный продукт на душу населения или среднедушевой доход, и без системы взаимосвязанных измерителей, в качестве которых и выступают соответствующие индикаторы, достоверно характеризующие экономические явления и их динамику,  без ее глубокого анализа и прогнозирования отдельных индикаторов решение обозначенных выше задач управления социально-экономическим развитием региона просто невозможно.

Все вышеизложенное придает особое значение финансовым индикаторам как  показателям экономического развития региона, и обусловливает высокую актуальность рассматриваемой темы. В соответствии с этим, основной целью работы является исследование финансовых индикаторов экономического развития Республики Коми, выступающей в работе в качестве объекта исследования, основной период которого охватывает 2008 – 2012 годы, а при выполнении прогнозных и плановых расчетов использовались и более ранние данные.

Предметом исследования являются финансовые индикаторы экономического развития Республики Коми.

Основная гипотеза исследования заключается  в том, что на основе комплексного анализа социально-экономического развития Республики Коми возможно определение  основных проблем и перспектив экономического развития региона, выявление факторов, влияющих на экономическое развитие региона в наибольшей степени и определение возможности их мобилизации с целью повышения темпов и эффективности развития.

Для достижения главной цели работы необходимо решить следующие частные  задачи:

  1. Изучить нормативно-правовые, теоретические и методологические основы формирования и использования финансовых индикаторов как показателей социально-экономического развития региона;
  2. Провести анализ социально-экономического развития Республики Коми на основе финансовых индикаторов и оценить современный уровень экономического развития Республики на основе системы соответствующих финансовых индикаторов;
  3. Используя результаты проведенного исследования – определить Проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Коми, разработать мероприятия, направленные на повышение уровня социально-экономического развития региона, и оценить социально-экономическую эффективность предлагаемых решений.

Основными источниками  информации при написании работы послужили:

  1. Нормативно-правовые источники;
  2. Данные официальной государственной статистики;
  3. Учебно-методическая литература в соответствии с списком, представленном в заключительной части работы.

При подготовке работы использовались методы:

  1. Библиографического исследования источников информации;
  2. Логического, сравнительного и системного анализа;
  3. Методы анализа статистических рядов динамики;
  4. Методы корреляционно-регрессионного анализа.

Отметим, что теоретической  разработкой методик формирования системы финансовых индикаторов  и использования их для прогнозирования социально-экономического развития регионов занимались такие ученые, как Байнев В.Ф., Вертинская Т.С., Гранберг А.Г., Елисеева И.И., Иванов Ю.Н., Лозовик Н.И., Никитенко М.В., Никитенко П.Г., Осипов Ю.М., Пелих С.А., Салин В. Н., Сорокина Т.В., Чижова Л.П., Бобонец А.И., Кривошей В.А., Прижигалинская Т.Н., Терновский Д.С., Фатеев В.С. и другие.

Отметим, что материалы  работы могут быть использованы при  оценке уровня социально-экономического развития региона и прогнозировании его динамики, а также при разработке конкретных программ по экономическому развитию региона.

Структура данной работы представлена следующим образом: введение, 3 главы, заключение, список использованных источников, приложения.

Полный объем дипломной работы составляет 118 страниц, 17 таблиц, 18 приложений.

 

1. Финансовые индикаторы как показатели  социально-экономического развития  региона

 

1.1. Концепция оценки экономического развития региона на основе финансовых индикаторов

 

Комплексная оценка уровня социально-экономического развития региона (субъекта) Российской Федерации производится с целью определения возможности стоящих перед регионом в настоящее время и долгосрочных задач экономического развития на основе внутренних резервов экономического роста и оценки эффективности мер, применяемых органами государственной власти как субъектов Федерации, так и федеральных, для успешной реализации социально-экономической политики.

Современные взгляды  на развитие региона опираются на множестве теорий роста и регионального  развития, среди которых можно выделить три основных направления:

  1. Классические теории (теории размещения) – в основном изучают причины, по которым фирмы и компании выбирают регион деятельности.
  2. Неоклассические теории – основанные на производственной функции.
  3. Теории кумулятивного роста, представляющие собой синтез неокейнсианских, институциональных и экономико-географических моделей.

В качестве ключевого  фактора в классических теориях считалась минимизация суммарных издержек доставки сырья и готовой продукции. Позднее критерием относительности признан минимум не только транспортных, но и трудовых издержек, расходов на сырье и энергию, а также фактор агломерации, территориальные различия в спросе, возможность применения альтернативных технологий.

Отметим, что теорию размещения нельзя рассматривать без учета закономерностей в размещении производительных сил (Смирнов В.В.). Особенности территориального разделения труда определяется региональными различиями условий производства: природно-климатическими условиями, наличием полезных ископаемых, степенью подготовки к труду населения и другими факторами.

Теория и модели регионального экономического роста неоклассического направления  в основе своей имеют факторы, определяющие производственный потенциал территории, с добавлением пространственных факторов, налоговую систему, государственные границы, технический прогресс, проблемы охраны окружающей среды и инерцию размещения . При этом регионы рассматриваются как единицы производства между которыми посредством рынков факторов может установиться равновесие (Гаджиев Ю.А., с.46).

Отметим, что в рамках этой теории Х. Зибертом был проведен глубокий анализ производственной функции, а Р. Холл и Ч. Джонс предложили совместно с производственными факторами изучать и социальные, институциональные, политические, а также географическое положение страны. Однако при этом определяющим фактором являлось эффективное использование трудовых ресурсов.

Теории кумулятивного  роста различия в темпах экономического развития объясняется стремлением  предприятий к большим городским агломерациям, где возможна экономия на масштабах производства. Именно городские агломерации становятся крупными промышленными центрами, своеобразными точками, или полюсами, роста. На первый план выходят процессы, которые дают первоначальный толчок для последующего развития, в ходе которого за счет синергии получается итоговый результат, превосходящий первоначальный импульс. (Гаджиев Ю.А.,с. 49-50).

В рамках этой теории Г. Мюрдаль (1898 – 1987) показал, что посредством специализации территории достигается ее конкурентное преимущество, развитие региона ускоряется, а отставание отсталых в этом отношении регионов усугубляется. (Мюрдаль Г., с. 570).

А. Хиршман в теории прямой и обратной связи утверждал, что рост экономики в стране происходит несбалансированно, и именно эта несбалансированность таит в себе резервы для потенциального роста в случае преодоления нехватки ресурсов, которые служат причиной отсталости региона.

Ф. Перру (1903 – 1987) в концепции полюсов роста, не отрицая несбалансированности экономического роста, предполагал, что рост экономики страны появляется в некоторых пунктах, или полюсах роста, и с переменной интенсивностью распространяется по различным каналам и с различным эффектом на всю экономику (Гугняк В.Я., с. 60).

П. Потье предположил, что территории, расположенные между полюсами роста, получают дополнительные импульсы развития благодаря увеличению грузопотоков, распространению инновации, развитию инфраструктуры. Поэтому они превращаются в оси (коридоры) развития, определяющие вместе с полюсами роста пространственный каркас экономического роста большого региона или страны.

Т. Хегерстранд (1916 – 2004) в 1953 году разработал теорию диффузии инноваций, которая отразила волнообразный характер диффузии генераций нововведений, и, по сути дела, перекликается с теорией длинных волн Н.Д. Кондратьева (1892 – 1938) (Кондратьев Н.Д., с. 374), (Яковец Ю.В., с. 111).

Наиболее выдающимся представителем современной отечественной науки в области пространственной и региональной экономики является А.Г. Гранберг, раскрывший сущность четырех парадигм: «регион как квазигосударство», «регион как квазикорпорация», «регион как рынок», «регион как социум».

Проведенный выше анализ подходов к исследованию развития регионов позволяет сделать вывод, что в их эволюции отражается процесс перехода региона к модели устойчивого развития. Отметим, что главным принципом этой модели является максимальный учет социальных и экологических последствий принимаемых хозяйственных решений, т.е. качественное развитие экономики и технологий, в направлении минимизации уровня отрицательной антропогенной и, главным образом, техногенной нагрузки на природу.

В условиях неустойчивой экономики рыночные механизмы саморегулирования являются основными факторами социально-экономического развития субъектов РФ. При этом можно выделить основные направлении реализации рыночных механизмов саморегулирования в экономической активности регионов:

  1. Развитие институциональной основы рыночной экономики;
  2. Формирование высококонкурентной рыночной среды;
  3. Создание предпосылок и условий для обеспечения экономической активности субъектов рыночной экономики.

Необходимо отметить, что в настоящее время ни по одному из этих направлений государственная  экономическая политика не работает, или работает с точностью до наоборот. Например, непродуманные решения в области налоговой политики привели к тому, что вследствие резкого роста пенсионных и социальных отчислений около 300 тысяч субъектов малого предпринимательства только за первые три месяца 2013 года либо прекратили свое существование, либо ушли в тень.

Рассматривая эволюционный тренд теорий развития экономического пространства необходимо выделить положение о необходимости проведения мониторинга регионального роста как в количественном, так и в качественном отношении , в сущности, определяя его эффективность.

Многие как зарубежные, так и отечественные ученые отмечали, что бесконтрольный количественный рост может создать угрозу существованию всего человечества, поскольку он порождает экологические , энергетические, сырьевые и некоторые другие глобальные проблемы.

Проблема эффективного развития экономики региона обуславливает необходимость формирования условий для создания определенного количества материальных и духовных благ с минимальными издержками с целью их полного потребления при удовлетворении естественных и культурных потребностей людей (социальными стандартами).

В данном контексте целесообразно исследовать, какие региональные факторы способствуют более полному удовлетворению физиологических, социальных и духовных потребностей населения. При этом необходимо учитывать, что потенциал региона реализуется в результате функционирования регионального рынка, вовлекающего в воспроизводственный процесс все имеющиеся в регионе ресурсы и эффективно их использующего. Такой взгляд на проблему устанавливает тождественность экономической эффективности и способности продуктивно использовать конкурентные преимущества региона.

Информация о работе Финансовые индикаторы как показатели социально-экономического развития региона