Финансовые индикаторы как показатели социально-экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

Предметом исследования являются финансовые индикаторы экономического развития Республики Коми.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что на основе комплексного анализа социально-экономического развития Республики Коми возможно определение основных проблем и перспектив экономического развития региона, выявление факторов, влияющих на экономическое развитие региона в наибольшей степени и определение возможности их мобилизации с целью повышения темпов и эффективности развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИНАНСОВЫЕ ИНДИКАТОРЫ КАК ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 6
1.1. Концепция оценки экономического развития региона на основе финансовых индикаторов 6
1.2. Общая характеристика основных финансовых индикаторов 11
1.3. Методологические основы комплексной оценки социально-экономического развития региона на основе финансовых индикаторов 17
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ОСНОВЕ ФИНАНСОВЫХ ИНДИКАТОРОВ 22
2.1. Социально-экономическая характеристика Республики Коми 22
2.2. Анализ базовых финансовых индикаторов социально-экономического развития Республики Коми 35
2.3. Комплексная оценка социально-экономического развития Республики Коми 52
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ 62
3.1. Выявление основных тенденций в социально-экономическом развитии региона и факторов, на него влияющих 62
3.2. Определение наиболее перспективных направлений и разработка мероприятий, направленных на повышение уровня социально-экономического развития региона 70
3.3. Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых решений 84
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИНАНСОВЫЕ ИНДИКАТОРЫ КАК ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 6
1.1. Концепция оценки экономического развития региона на основе финансовых индикаторов 6
1.2. Общая характеристика основных финансовых индикаторов 11
1.3. Методологические основы комплексной оценки социально-экономического развития региона на основе финансовых индикаторов 17
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ОСНОВЕ ФИНАНСОВЫХ ИНДИКАТОРОВ 22
2.1. Социально-экономическая характеристика Республики Коми 22
2.2. Анализ базовых финансовых индикаторов социально-экономического развития Республики Коми 35
2.3. Комплексная оценка социально-экономического развития Республики Коми 52
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ 62
3.1. Выявление основных тенденций в социально-экономическом развитии региона и факторов, на него влияющих 62
3.2. Определение наиболее перспективных направлений и разработка мероприятий, направленных на повышение уровня социально-экономического развития региона 70
3.3. Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых решений 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 1.90 Мб (Скачать файл)

Данный перечень индикаторов может быть дополнен. Например, показателем дефицита бюджета региона, выраженному в процентах к его доходной части – однако величина дефицита зависит не только от экономического развития региона, но и еще как минимум от двух ключевых факторов: во-первых, от аппетитов федерального центра, которые, как известно, растут высокими темпами: федеральный центр изымает у регионов львиную долю собранных там налогов и стремится поставить их в полную зависимость от действующей власти, и во-вторых, от предвыборных обещаний Президента, финансирование выполнения которых также переложено на плечи регионов.

1.3. Методологические  основы комплексной оценки социально-экономического  развития региона на основе  финансовых индикаторов

 

Основной особенностью любой интегральной оценки экономического развития регионов является ее субъективность, она не может быть абсолютной истиной, так как напрямую зависит от запросов потребителя, эту оценку заказавшего. В частности, представленная ниже комплексная оценка социально-экономического развития регионов на основе рассмотренных ранее базовых финансовых индикаторов, методика которой установлена Постановлением № 737, проводится в совершенно определенных целях – в формировании перечня субъектов Российской Федерации, нуждающихся в государственной поддержке. Очевидно, что федеральный центр, как и всякий кредитор, стремится дать поменьше, а, следовательно, оценка  с большой степенью вероятности будет несколько завышенной.

Тем не менее, методика оценки экономического развития региона определена, апробирована и утверждена на законодательном  уровне, что обусловливает необходимость именно ее использовать в оценке уровня социально-экономического развития региона. Рассмотрим ее.

Формирование любого интегрального показателя предполагает включение в его структуру  показателей весьма разноплановых, разноименных, что вызывает определенные трудности при сведении частных показателей в единый, интегральный. Однако у кажущейся на первый взгляд весьма сложной задачи есть достаточно простое решение – общая теория статистики и теория экономического анализа рекомендуют в этом случае использовать методологию нормированных показателей, которая заключается в определении относительного значения показателя в долях единицы от некоего единого среднего уровня, то есть на первом этапе расчетов необходимо рассчитать относительные отклонения базовых индикаторов социально-экономического развития. При этом каждый относительный показатель (финансовый индикатор) рассчитывается по формуле:

,                                                   (1.1)

Где Xkj – значение нормируемого показателя в конкретном субъекте федерации в абсолютном выражении;

       XkСР- среднее по Российской Федерации или по Федеральному округу значение нормируемого показателя.

      j – номер субъекта Федерации;

     k – номер финансового индикатора.

Отметим, что относительное значение индикатора будет отрицательным в случае, если он по абсолютному значению меньше среднего, и наоборот. То есть индикаторы, свидетельствующие об уровне развития региона по определенному параметру ниже среднего снижают интегральную оценку, а если же уровень превышает средний – то интегральная оценка, соответственно, растет.

Показатели уровня и  качества жизни населения определяются по другой формуле:

    ,                                                   (1.2)

Анализ данной формулы свидетельствует, что показатели уровня и качества жизни всегда увеличивают интегральный показатель, а вопрос состоит лишь в том, в какой степени. При этом следует учитывать, что не может быть в регионе высокого качества жизни при низком уровне его экономического развития.

На следующем этапе  по формуле простой средней арифметической формируется интегральная оценка социально-экономического развития региона:

,                                                 (1.3)

Отметим, что для апробации методики и формирования типов регионов России были проведена комплексная оценка по регионам России и федеральным округам за период 1998 - 2002 г. и определены количественные границы изменения комплексной оценки. При этом регионы России по значению комплексной оценки были разделены на 5 групп:

1 группа - регионы с  уровнем развития выше среднего (комплексная оценка больше нуля);

2 группа - регионы со  средним уровнем развития (от -10 до 0);

3 группа - регионы с  уровнем развития ниже среднего (от -20 до -10);

4 группа - регионы с  низким уровнем развития (от -40 до -20);

5 группа - регионы с  крайне низким уровнем развития (менее -40).

Отметим, что для сравнения  регионов внутри Федерального округа и их ранжирования возможно использование  методики рейтинговой оценки (в принципе, использование этой методологии возможно и на федеральном уровне, однако расчеты становятся чересчур трудоемкими и громоздкими, помимо этого, региональные отличия накладывают весьма существенный отпечаток на их результаты.

Наиболее объективным представляется метод рейтинговой оценки уровня экономического развития регионов.

В основе расчета итогового  показателя рейтинговой оценки лежит  сравнение регионов по каждому финансовому индикатору с условным эталонным регионом, имеющем наилучшие показатели по всем сравниваемым показателям. Таким образом, базой отсчета для получения рейтинговой оценки состояния экономики региона являются не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов. Эталоном сравнения является как бы лучший регион, у которого все показатели наиболее высоки.

Такой подход соответствует  практике, где руководство каждого региона стремится к тому, чтобы регион по всем показателям выглядел лучше соседей.

В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки может быть представлен в виде последовательности следующих действий:

1. Исходные данные  представляются  в виде матрицы  (аuj), то есть таблицы, где по строкам записаны номера индикаторов (i = 1,2,3,…n), а по столбцам – номера регионов (j = 1,2,3,…m).

2. По каждому индикатора находится максимальное значение и заноситься в столбец условного эталонного показателя (m + 1).

3. Исходные показатели  матрицы стандартизируются в  отношении соответствующего эталонного показателя по формуле:

,                                                   (1.4)

где хij – стандартизированные показатели j-го региона.

4. Для каждого анализируемого субъекта значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:

,                         (1.5)

Отметим, что, во-первых, каждому финансовому индикатору может быть присвоена весовая  оценка с учетом того значения, которое  этот показатель имеет для реального  оценивания уровня экономического развития региона. При этом сумма весовых коэффициентов не может превышать единицы. Во-вторых, социальные показатели, которые, как уже отмечалось, имеют скорее вторичное, зависимое от финансовых показателей, иллюстративное, значение, могут быть вообще исключены из расчета.

5. Регионы упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет регион с минимальным значением рейтингового числа. Для применения данного алгоритма на практике никаких ограничений количества сравниваемых показателей и регионов не предусмотрено.

Изложенный алгоритм в качестве оценок может использовать как объективные числовые оценки, так и данные, полученные методом экспертных оценок.

В заключение подчеркнем некоторые достоинства предлагаемой методики рейтинговой оценки уровня экономического развития регионов:

  1. Предлагаемая методика базируется на комплексном, многомерном подходе к оценке такого сложного явления, как экономическое развитие региона и его уровень.
  2. Рейтинговая оценка осуществляется на основе общедоступных данных. Для ее получения используются важнейшие финансовые индикаторы, применяемые на практике в рыночной экономике.
  3. Рейтинговая оценка является сравнительной. Она учитывает все реальные достижения всех регионов.
  4. Для получения рейтинговой оценки используется гибкий вычислительный алгоритм, реализующий возможности математической модели сравнительной комплексной оценки, прошедший широкую апробацию на практике.

Именно эта методика и будет использована для оценки уровня экономического развития Республики Коми в сравнении с субъектами Российской Федерации, входящими в состав Северо-Западного Федерального округа.

2. Анализ социально-экономического  развития Республики Коми на  основе финансовых индикаторов

 

2.1. Социально-экономическая характеристика Республики Коми

 

Республика Коми расположена  на крайнем северо-востоке Европейской части Российской Федерации в пределах Печорской и Мезенско-Вычегодской низменностей, Среднего и Южного Тимана, западных склонов Уральских гор (Северный, Приполярный и Полярный Урал). На западе, северо-западе и севере Республика Коми граничит с Архангельской областью и входящим в ее состав Ненецким автономным округом, на востоке – с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами Тюменской области, на юго-востоке – со Свердловской областью, на юге – с Пермским краем, на юго-западе – с Кировской областью.

Территория Республики Коми по площади составляет 416,8 тыс. кв. км. Значительная часть территории представляет собой холмистую равнину.  В структуре земельного фонда республики 74,6 % занимают леса и кустарники, 9,8 % - болота, 1,5 % - воды, 1,0 % - сельскохозяйственные угодья. Из всех земель более 20 % используется под оленьи пастбища.

Расположение в субарктическом (на крайнем севере и северо-востоке) и умеренном (на большей части территории) климатических поясах обуславливает климат с продолжительной, довольно суровой зимой и коротким, сравнительно прохладным летом. Средняя температура в Республике Коми в январе – от минус 17,5 градусов на юге и до минус 26,6 градусов на северо-востоке, в июле – от плюс 15,1 градусов на юге и до плюс 12,2 градусов на северо-востоке.

Территория Республики Коми входит в зону избыточного увлажнения. Значительное преобладание выпадающих на ее поверхность атмосферных осадков над испарением, особенности рельефа и геологического строения определили повышенную заболоченность территории и развитую гидрографическую сеть.

Республика многонациональна - здесь проживает чуть менее 1,0 млн. человек, составляющих более 100 наций и народностей. По национальному составу преобладают русские (59,6 %) и коми (25,2 %). Средний возраст населения – 35 лет. 76 % населения республики проживает в городах, 24 % - жители села.

Республика Коми обладает высоким производственным, природно-ресурсным и трудовым потенциалом. Основу природно-ресурсного потенциала составляет разнообразное по качеству и условиям залегания территориальное сочетание минерально-сырьевых ресурсов. В разведанных на территории республики месторождениях сосредоточено около 80% общероссийских запасов кварцево-жильного сырья, около 50% титана, 30% бокситов, 4,5% угля, около 3% нефти.

Наиболее значимыми в Республике Коми являются топливно-энергетические ресурсы, что обусловлено расположением на ее территории значительной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и крупного Печорского угольного бассейна, который является вторым в России бассейном по ресурсам и содержит всю гамму углей, обеспечивающих возможность существования и развития сырьевой базы коксохимии и энергетики.

Рудные полезные ископаемые, выявленные в республике, отличаются большим разнообразием состава и содержанием полезных компонентов. В настоящее время в республике выявлены, разведаны и оценены месторождения руд черных (марганцевые, хромитовые, титан), цветных (бокситы, медные, полиметаллические руды), редких (вольфрам, молибден, висмут, ниобий, тантал), благородных металлов (золото, платиноиды, серебро), а также алмазов.

В республике широко распространены нерудные полезные ископаемые, которые могут быть использованы в качестве горнохимического (фосфориты, каменные и калийные соли, барит), минерально-строительного (известняки, глины, доломиты, гипс, мраморы, кварциты, пески, гравий), горнотехнического и пьезооптического (жильный кварц, пьезокварц, горный хрусталь), ювелирного камнецветного сырья.

На территории республики сосредоточено около 3,5% площади всех лесов России и около 50% площади лесов Европейского Севера России. Леса и кустарники занимают 78% территории республики. Для лесоэксплуатации выделено более трех четвертей лесного фонда с запасами 3 млрд. куб. м.

Территория республики обладает значительными  ресурсами пресных, минеральных и промышленных подземных вод.

Информация о работе Финансовые индикаторы как показатели социально-экономического развития региона