Финансовые индикаторы как показатели социально-экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

Предметом исследования являются финансовые индикаторы экономического развития Республики Коми.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что на основе комплексного анализа социально-экономического развития Республики Коми возможно определение основных проблем и перспектив экономического развития региона, выявление факторов, влияющих на экономическое развитие региона в наибольшей степени и определение возможности их мобилизации с целью повышения темпов и эффективности развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИНАНСОВЫЕ ИНДИКАТОРЫ КАК ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 6
1.1. Концепция оценки экономического развития региона на основе финансовых индикаторов 6
1.2. Общая характеристика основных финансовых индикаторов 11
1.3. Методологические основы комплексной оценки социально-экономического развития региона на основе финансовых индикаторов 17
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ОСНОВЕ ФИНАНСОВЫХ ИНДИКАТОРОВ 22
2.1. Социально-экономическая характеристика Республики Коми 22
2.2. Анализ базовых финансовых индикаторов социально-экономического развития Республики Коми 35
2.3. Комплексная оценка социально-экономического развития Республики Коми 52
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ 62
3.1. Выявление основных тенденций в социально-экономическом развитии региона и факторов, на него влияющих 62
3.2. Определение наиболее перспективных направлений и разработка мероприятий, направленных на повышение уровня социально-экономического развития региона 70
3.3. Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых решений 84
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИНАНСОВЫЕ ИНДИКАТОРЫ КАК ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 6
1.1. Концепция оценки экономического развития региона на основе финансовых индикаторов 6
1.2. Общая характеристика основных финансовых индикаторов 11
1.3. Методологические основы комплексной оценки социально-экономического развития региона на основе финансовых индикаторов 17
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ОСНОВЕ ФИНАНСОВЫХ ИНДИКАТОРОВ 22
2.1. Социально-экономическая характеристика Республики Коми 22
2.2. Анализ базовых финансовых индикаторов социально-экономического развития Республики Коми 35
2.3. Комплексная оценка социально-экономического развития Республики Коми 52
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ 62
3.1. Выявление основных тенденций в социально-экономическом развитии региона и факторов, на него влияющих 62
3.2. Определение наиболее перспективных направлений и разработка мероприятий, направленных на повышение уровня социально-экономического развития региона 70
3.3. Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых решений 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 1.90 Мб (Скачать файл)

Современная система  оценки уровня финансово-экономического регионального развития должна базироваться на интегральных, комплексных показателях оценки экономики регионов или ее составляющих, иначе говоря, формироваться совокупностью частных индикаторов. Потребность в проведении интегральных оценок регионального развития возникает в связи с тем, что частные индикаторы, описывая те или иные явления, не позволяют получить комплексное представление о региональной финансовой обеспеченности. Другая причина проведения интегральных оценок — стремление понять происходящие в экономике регионов процессы и их причины. Только анализируя совокупность частных индикаторов, можно выявить причины роста или снижения бюджетной обеспеченности, инвестиционного климата, кредитоспособности, и, в конечном итоге уровня финансово-экономического развития.

Однако, следует отметить, что главной особенностью всех интегральных оценок экономики регионов является их субъективность. Поэтому никакую интегральную оценку экономики региона нельзя воспринимать как абсолютную истину, а при использовании интегральных оценок всегда необходимо понимать, по какой методике эти оценки проводились, и соответствуют ли использовавшиеся в этой методике подходы запросам потребителя.

Основные принципы оценки социально-экономического уровня региона  состоят в следующем:

  1. Учет важнейших составляющих уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
  2. Системность оценки, предполагающая отслеживание взаимосвязей базовых показателей и использование упорядоченной структуры частных и интегральных характеристик регионального развития;
  3. Обеспечение репрезентативности показателей для оценки основных аспектов социально-экономического развития;
  4. Наибольшая адаптация системы используемых индикаторов к возможностям существующей статистической отчетности;
  5. Соответствие системы индикаторов задачам мониторинга и прогнозирования экономического и социального развития регионов.

И в качестве необходимого заключения, отметим, что комплексная, интегральная оценка экономического развития базируется на совокупности базовых индикаторов, основу которых составляют финансовые (то есть имеющие стоимостную оценку), индикаторы. На их рассмотрении считаем необходимым подробнее остановиться в следующем параграфе.

1.2. Общая характеристика  основных финансовых индикаторов

 

Попытки комплексно оценить  экономическое состояние региона  предпринимались многими учеными. Споры о том, насколько достоверно та или иная методика отражает реальное положение дел в регионах, привели к разработке методики комплексной оценки, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 717 «О федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 – 2010 годы и до 2015 года».

В соответствии с указанным  документом, «Основной целью комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является определение возможности решения текущих и долгосрочных задач социального и хозяйственного развития на основе внутренних резервов и источников экономического роста и эффективности мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации и руководящими органами субъектов федерации по реализации социально-экономической политики».

Постановлением установлен перечень основных индикаторов социально-экономического развития регионов, используемых в  целях оценки. Остановимся подробнее на их краткой характеристике, особое внимание уделяя индикаторам, имеющим стоимостную оценку.

Для учета территориальной  дифференциации уровня цен в разных регионах в методике используются индикаторы, отражающие географические особенности региона:

  1. Коэффициент уровня покупательной способности, определяемый как отношение среднедушевого прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации к значению среднероссийского показателя;
  2. Районный коэффициент степени удорожания капитальных затрат по субъектам Российской Федерации, определяемый на основе официальных данных о территориальной дифференциации затрат на строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры.

Отметим, что указанные  показатели целесообразно использовать только в целях межрегиональных сравнений. При рассмотрении экономического развития региона возможно обойтись без них.

Итак, перейдем к рассмотрению соответствующих показателей.

Ключевым показателем, характеризующим экономическое  развитие региона, является валовой  региональный продукт, или ВРП.

Валовой региональный продукт (с учетом паритета покупательной  способности) на душу населения определяется как отношение валового регионального  продукта (VRP) к численности населения (PPL), то есть показателя валового регионального продукта на душу населения, деленное на коэффициент уровня покупательной способности (KPAR).

ВРП рассчитывается как  в текущих основных и рыночных ценах (номинальный ВРП), так и  в сопоставимых ценах (реальный ВРП). Расчеты ВРП проводятся территориальными комитетами государственной статистики по методикам, централизованно разработанным и утвержденным Госкомстатом России.

По своему экономическому содержанию ВРП является весьма близким  Валовому внутреннему продукту (ВВП), но они не тождественны.

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения определяется как отношение объема инвестиций за счет всех источников финансирования к численности населения (PPL), деленное на коэффициент удорожания капитальных затрат (CAP).

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения характеризует инвестиционный климат и уровень инвестиционной активности в регионе. Другими словами, данный показатель характеризует предпосылки экономического развития субъекта РФ.

Объем внешнеторгового  оборота на душу населения (VTO) определяется как отношение суммарного объема экспорта (ЭХ) и импорта (IM) к численности населения (PPL). По нашему мнению, данный показатель не способен отражать уровень экономического развития региона, скорее, он характеризует зависимость региона от экспорта или импорта продукции и товаров. Полагаем, что для информативности данного показателя целесообразно рассчитывать отдельно объем внешнеторгового оборота на душу населения по экспорту и по импорту, и определять их соотношение, что позволит сделать выводы о том, нацелено население региона и органы власти на производство либо на потребление.

Финансовая обеспеченность региона (с учетом паритета покупательной  способности) на душу населения определяется как отношение показателя финансовой обеспеченности региона (как доходы региона с учетом взаиморасчетов с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами региона) (DREG) к численности населения (PPL), деленное на коэффициент уровня покупательной способности (KPAR). Данный показатель тоже может быть использован как иллюстрация экономического развития региона, однако не дает ответа на вопрос о том, за счет каких источников достигается финансовая обеспеченность региона? Это могут быть собственные источники – собственные или закрепленные доходы бюджета, и это следует оценивать исключительно положительно, так как является свидетельством реального развития экономики региона, а могут быть средства, полученные в виде дотаций из Федерального бюджета, свидетельствующие о том, что регион без дотаций из федерального центра существовать не может. Поэтому в данном случае речь должна идти не просто об абстрактной обеспеченности в виде обезличенной суммы доходов и дотаций либо кредитов на душу населения, а, например, доле собственных доходов в этой обеспеченности, дополняющей основной показатель.

Доля среднесписочной  численности работников, занятых  на малых предприятиях (без учета  внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового  характера) в общей среднесписочной  численности работников, занятых  на предприятиях и организациях определяется как отношение численности занятых  на  малых  предприятиях  к  численности занятых в экономике. С учетом развала реального сектора экономики, малые предприятия могли бы стать точками экономического роста регионов. Однако, не выдержав налогового бремени, в условиях полного отсутствия реальной государственной поддержки при широком ее декларировании, легальный малый бизнес в ближайшее время будет фактически уничтожен, динамика его уничтожения может служить в качестве оценки экономической политики, проводимой федеральными властями.

Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах к экономически активному населению) находят как  отношение численности  зарегистрированных   безработных   к численности  занятых в экономике. Снижение показателя оценивается положительно. Однако этот показатель, как и большинство приведенных выше, несколько сомнителен. В частности, снижение уровня зарегистрированной безработицы может происходить, например, вследствие ужесточения регистрации безработных в качестве таковых органами занятости. Либо полной потери доверия государственной властью со стороны населения – люди сознательно не регистрируются в качестве безработных, довольствуясь разовыми заработками или уезжая на заработки из региона, формально оставаясь дома. Естественно, вклад их в ВРП ничтожен.

Соотношение среднедушевых  денежных доходов и величины прожиточного минимума находят как отношение  величины среднедушевых денежных доходов  населения региона к величина среднедушевого прожиточного минимума. И этот показатель является несколько искаженным – например, как учесть доходы тех, кто уезжал на заработки? Да и среднедушевой прожиточный минимум таковым по сути не является. Это, скорее, предел биологического выживания.

Доля населения с  денежными доходами ниже величины прожиточного минимума  в общей численности населения определяется как отношение населения, живущего за чертой бедности к общей численности населения региона. Медианный по сути своей индикатор. Отражает реальное положение дел гораздо лучше, нежели простые средние показатели. Например, средняя заработная плата по региону – показатель выгодный для официальных отчетов о росте благосостояния населения, однако отражает среднюю заработную плату или среднедушевой доход в рассматриваемом случае крупных предпринимателей и чиновников топ-уровня, и уборщицы, ставка которой ниже прожиточного минимума. В это отношении доля населения, имеющего доходы ниже среднего уровня ближе к реальности, нежели к отчетам о росте благосостояния. Хотя уменьшение доли может об этом свидетельствовать.

Суммарный оборот розничной  торговли, общественного питания  и платных услуг в расчете (с  учетом паритета покупательной способности) на душу населения определяется как  отношение суммы объема розничного товарооборота и объема платных услуг, к уровню покупательной способности. Индикатор прежде всего характеризует объем потребления населения региона и при рассмотрении его в динамике свидетельствует и о динамике благосостояния населения региона.

Основные фонды отраслей экономики (по остаточной балансовой стоимости в среднегодовом исчислении полной балансовой стоимости с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения определяются как отношение основных фондов отраслей экономики (OPF) к численности населения (PPL) деленное на районный коэффициент степени удорожания капитальных затрат (ICAP). Рост показателя в динамике характеризует увеличение производственного потенциала региона, но мало дает в плане оценки его настоящего экономического развития.

Коэффициент плотности автомобильных дорог (коэффициент Энгеля) определяется как отношение плотности автодорог к корню квадратному от плотности населения. В свою очередь плотность населения определяется как отношение среднегодовой численности населения к площади территории, а плотность автодорог вычисляется как отношение протяженности автодорог к площади территории. Отметим, что транспортная инфраструктура является одним из ключевых факторов экономического развития регионов. Однако неправомерно включать в ее состав только автомобильные дороги: роль железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта также весьма значительна при оценке экономического развития региона.

Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов:

  1. Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями (мест на 1000 детей дошкольного возраста);
  2. Выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (чел. на 10 тыс. чел. населения);
  3. Обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. чел. населения);
  4. Обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом (чел. на 10 тыс. чел. населения).

Отметим, что интегральная оценка экономического развития региона  строится в соответствии с рекомендованной методикой именно на основе этих показателей. Сама методика будет рассмотрена в следующем параграфе предлагаемой работы.

Информация о работе Финансовые индикаторы как показатели социально-экономического развития региона