Финансовые индикаторы как показатели социально-экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

Предметом исследования являются финансовые индикаторы экономического развития Республики Коми.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что на основе комплексного анализа социально-экономического развития Республики Коми возможно определение основных проблем и перспектив экономического развития региона, выявление факторов, влияющих на экономическое развитие региона в наибольшей степени и определение возможности их мобилизации с целью повышения темпов и эффективности развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИНАНСОВЫЕ ИНДИКАТОРЫ КАК ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 6
1.1. Концепция оценки экономического развития региона на основе финансовых индикаторов 6
1.2. Общая характеристика основных финансовых индикаторов 11
1.3. Методологические основы комплексной оценки социально-экономического развития региона на основе финансовых индикаторов 17
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ОСНОВЕ ФИНАНСОВЫХ ИНДИКАТОРОВ 22
2.1. Социально-экономическая характеристика Республики Коми 22
2.2. Анализ базовых финансовых индикаторов социально-экономического развития Республики Коми 35
2.3. Комплексная оценка социально-экономического развития Республики Коми 52
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ 62
3.1. Выявление основных тенденций в социально-экономическом развитии региона и факторов, на него влияющих 62
3.2. Определение наиболее перспективных направлений и разработка мероприятий, направленных на повышение уровня социально-экономического развития региона 70
3.3. Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых решений 84
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИНАНСОВЫЕ ИНДИКАТОРЫ КАК ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 6
1.1. Концепция оценки экономического развития региона на основе финансовых индикаторов 6
1.2. Общая характеристика основных финансовых индикаторов 11
1.3. Методологические основы комплексной оценки социально-экономического развития региона на основе финансовых индикаторов 17
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ОСНОВЕ ФИНАНСОВЫХ ИНДИКАТОРОВ 22
2.1. Социально-экономическая характеристика Республики Коми 22
2.2. Анализ базовых финансовых индикаторов социально-экономического развития Республики Коми 35
2.3. Комплексная оценка социально-экономического развития Республики Коми 52
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ 62
3.1. Выявление основных тенденций в социально-экономическом развитии региона и факторов, на него влияющих 62
3.2. Определение наиболее перспективных направлений и разработка мероприятий, направленных на повышение уровня социально-экономического развития региона 70
3.3. Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых решений 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 1.90 Мб (Скачать файл)

В целом промышленность республики представляет собой комплексную многоотраслевую систему и имеет выраженную топливно-сырьевую направленность. Темпы развития топливно-энергетического комплекса республики оказывают основное влияние на общую динамику промышленного производства.

Нефтегазовый комплекс Республики Коми представлен нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и газовой отраслями. Предприятия нефтеперерабатывающей промышленности специализируются на выпуске автомобильных бензинов, дизельного топлива, авиационного керосина, мазута, битумов, вакуумного газойля и других видов продукции.

Предприятия газовой промышленности производят добычу и переработку природного газа и нестабильного конденсата. Основные виды производимой продукции: технический углерод, сжиженный газ, стабильный газовый конденсат, газ стабилизации, сухой газ.

Добыча угля осуществляется подземным и открытым способами. Практически все добываемые угли подвергаются переработке (обогащению) на обогатительных фабриках и установках.

Достаточно значимый вклад в  развитие экономики республики вносит электроэнергетика. Работают отрасли машиностроения и металлообработки, легкой, пищевой, полиграфической промышленности. Наиболее перспективными и динамично развивающимися являются отрасли горнорудного комплекса.

Лесопромышленный комплекс наряду с топливно-энергетическим комплексом является базовым в экономике республики. Лесопромышленный комплекс республики представлен организациями лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Заготовка древесины сосредоточена в бассейнах рек Вычегда, Сысола и Мезень. Деревообрабатывающая отрасль республики представлена лесопильным производством, производством фанеры, плит древесноволокнистых, древесно-стружечных и средней плотности МДФ, производством деревянных строительных конструкций, включая столярные изделия и деревянной тары. Освоен выпуск новых видов продукции – плит средней плотности МДФ и ламинированных древесностружечных плит. Основные виды выпускаемой продукции целлюлозно-бумажного производства: офисная и офсетная бумага, газетная бумага, картон для плоских слоев гофрированного картона «топ-лайнер» и «крафт-лайнер».

В связи с суровыми природно-климатическими условиями сельское хозяйство республики ориентировано на внутренний потребительский рынок и специализируется на молочно-мясном скотоводстве, выращивании картофеля и овощей.

Транспортный комплекс Республики Коми является составной частью транспортно-коммуникационной системы России и представлен почти всеми видами современного транспорта (железнодорожным, внутренним водным, автомобильным, воздушным и трубопроводным). Наиболее значительную роль в экономике республики играет трубопроводный транспорт.

Республика Коми занимает лидирующие позиции по развитию связи и имеет самый высокий уровень цифровизации связи (более 84% от общей емкости АТС) среди регионов Северо-Западного федерального округа. Жители Республики Коми имеют возможность пользоваться всеми современными видами телекоммуникационных услуг связи, в том числе скоростным широкополосным доступом в сеть Интернет и цифровым IP-телевидением.

Республика Коми обладает высоким инвестиционным потенциалом. Привлекательность инвестиционного имиджа республики подтверждается ведущими мировыми рейтинговыми агентствами. Работа по привлечению новых инвестиций увязывается, главным образом, с реализацией проектов, направленных на модернизацию структуры экономики республики с упором на развитие перерабатывающих производств, обеспечивающих глубокую переработку сырья в лесопромышленном комплексе и топливной промышленности; создание новых производств в горнорудном комплексе; развитие транспортной инфраструктуры.

Республика Коми относится к  числу крупных экспортеров. По поставкам фанеры, бумаги и картона она занимает ведущие позиции в России. В товарной структуре экспорта большая часть приходится на основные виды топливно-энергетических ресурсов – нефть и нефтепродукты, сжиженный газ. Основные покупатели продукции – Нидерланды, Польша, Украина, Германия, Великобритания, Финляндия, Швеция, Швейцария.

Доля Республики Коми в общей  сумме поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему России в 2011 году составила 1,1%, по Северо-Западному федеральному округу - 11,2%, что соответствует 3 месту в округе (после Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

К положительным факторам, влияющим на развитие экономики в Республике Коми, относятся:

1. Макроэкономическая устойчивость: устойчивая работа базовых для экономики республики топливно-энергетического и лесопромышленного комплексов; достаточно разнообразная структура экономики, наличие практически всех видов экономической деятельности; достаточно устойчивая финансовая система республики, в том числе сбалансированная бюджетная система, стабильно функционирующий банковский сектор; значительный инвестиционный потенциал Республики Коми, традиционно высокий кредитный рейтинг, положительная репутация Республики Коми, как добросовестного заемщика.

2. Высокий природно-ресурсный потенциал,  надежность в обеспечении топливом и энергоресурсами: высокая обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами (уголь, углеводородное сырье, металлические руды, неметаллические полезные ископаемые); высокая обеспеченность лесными и водными ресурсами, разнообразие растительного и животного мира; достаточность электрической мощности для обеспечения потребностей экономики и населения республики; высокий уровень обеспеченности потребности экономики и населения республики в нефтепродуктах, достаточность и надежность в обеспечении экономики и населения топливом (уголь, дрова).

3. Устойчивая работа  объектов производственной и социально-культурной инфраструктуры: устойчивая работа трубопроводного транспорта, его значительный вклад в создание валового регионального продукта республики; устойчивая надежная работа железнодорожного транспорта, обеспечивающего потребности экономики в грузовых перевозках производимой и потребляемой продукции, а также населения в пассажирских перевозках; устойчивая надежная работа воздушного транспорта, обеспечивающего потребности экономики в грузовых перевозках производимой и потребляемой продукции, а также населения в пассажирских перевозках; достаточно стабильная работа жилищно-коммунального комплекса, отсутствие серьезных чрезвычайных ситуаций; достаточно стабильная работа объектов социально-культурной инфраструктуры.

4. Социально-политическая  стабильность: преемственность социально-экономической политики в Республике Коми, эффективное взаимодействие Государственного Совета Республики Коми и Правительства Республики Коми; стабильная социально-политическая обстановка в республике, отсутствие значимых политических и социально-трудовых конфликтов, спокойные межнациональные отношения.

Отрицательными факторами, затрудняющими экономическое развитие в Республике Коми, являются:

1. Недостаточно диверсифицированная  структура экономики: недостаточно диверсифицированная структура экономики, в основном добывающая (сырьевая) направленность промышленности, низкая доля перерабатывающих и высокотехнологичных производств; значительная зависимость общей экономической ситуации от состояния и тенденций развития нефтегазового комплекса республики; недостаточно высокая инвестиционная и инновационная активность организаций республики, значительная отраслевая дифференциация инвестиций; значительная территориальная дифференциация в уровне и темпах социально-экономического развития городов и районов республики.

2. Наличие ресурсных ограничений социально-экономического развития: сокращение численности населения Республики Коми за счет миграционного оттока, недостаточность трудовых ресурсов, территориальные и профессиональные диспропорции спроса и предложения на рынках труда городов и районов республики; ухудшение состояния сырьевой базы углеводородного сырья (нефти и газа); дефицит финансовых ресурсов республики, задолженность организаций по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Республики Коми и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.

3. Наличие ограничений  социально-экономического развития  со стороны производственной, транспортной и финансовой инфраструктуры: высокий уровень износа основных фондов экономики, высокая энергоемкость экономики, технологическая отсталость энергоемких секторов промышленности и жилищно-коммунального комплекса; наличие серьезных ограничений социально-экономического развития республики со стороны транспортной инфраструктуры, особенно недостаточность и низкое качество автомобильных дорог; изолированность энергосистемы республики, недостаточное развитие системообразующих и межсистемных связей, энергодефицитность южного энергоузла; неразвитая инфраструктура финансового рынка, недостаток средне- и долгосрочных ресурсов банковской системы, высокий уровень риска кредитования реального сектора экономики, слаборазвитые фондовый и страховой рынки.

4. Недостаточно высокая эффективность  системы государственного управления: малая доля охвата социально-партнерскими отношениями хозяйствующих субъектов Республики Коми; низкая активность граждан в выстраивании согласованных действий государства, бизнеса и общества по ведению государственной социально-экономической политики.

Ранее упоминалось, что  Республика Коми входит в состав Северо-Западного территориального округа, и оценка ее экономического развития будет проводиться в сравнении с другими субъектами Федерации, входящими в состав округа, поэтому дадим краткую характеристику как самому федеральному округу, так и тому месту, которое занимает в его составе Республика Коми.

Северо-Западный федеральный  округ включает в свой состав 11 субъектов Российской Федерации различного статуса с населением 13,6 млн. человек и общей площадью 1,7 млн. кв. километров, в том числе Республику Карелия, Республику Коми, Архангельскую область, Вологодскую область, Калининградскую область, Ленинградскую область, Мурманскую область, Новгородскую область, Псковскую область, г. Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ.

Северо-Западный федеральный округ, прежде всего г. Санкт-Петербург, остаётся одной из важнейших баз научно-технического прогресса и инновационного развития экономики России, производства высокотехнологичной продукции и средств современного транспорта. Сохраняется значение округа в развитии лесопромышленного, рыбохозяйственного комплексов, туризма. Существенен вклад регионов Северо-Запада в общий экономический потенциал Российской Федерации. На их долю приходится 10% общего объёма валового внутреннего продукта страны, 12% промышленного производства и 10% общей численности занятых в народном хозяйстве России.

В экономике Северо-Западного  федерального округа высокий удельный вес занимают элементы международной  специализации. Среди них выделяются объекты трубопроводного транспорта, портового хозяйства, терминалы и таможенная инфраструктура, объекты химической промышленности, металлургии и лесопромышленного комплекса. Усиливается международное значение нефтегазовой промышленности, судостроения и туризма.

Для Северо-Западного федерального округа характерны общероссийские тенденции социально-экономического развития, проявившиеся за последние два 10-летия. Падение промышленного и сельскохозяйственного производства, объёмов жилищного строительства, произошедшее к 2000 году, не компенсировалось их ростом в последние 10 лет. Увеличились объёмы деятельности в сфере транспорта, торговли и общественного питания, а также финансово-кредитных услуг. Среди структурных изменений в экономике округа следует отметить быстрое перераспределение производства при сокращении выпуска в лёгкой промышленности, машиностроении, промышленности строительных материалов, а также объёмов деятельности и занятости в сфере науки и научного обслуживания. В целом сохранили свои позиции сферы высшего образования и здравоохранение.

Демографическая ситуация характеризовалась более сложными процессами, чем в целом по России. Это выразилось в опережающем сокращении населения (с 1990 года население уменьшилось на 11,2%, в то время как по России в целом – на 3,6%). В Мурманской области население уменьшилось на 33,2%, в Республике Коми – на 18,6%, в Санкт-Петербурге – на 2,8%. Наименее благоприятная обстановка с рождаемостью сложилась в Калининградской и Ленинградской областях.

Усилилась неравномерность развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа. Так, например, средняя заработная плата в Псковской области ниже, чем в Санкт-Петербурге в 2 раза, ввод жилья в расчёте на 1 жителя – в 4 раза. Заметно снизился показатель обеспеченности населения работой в местах своего проживания, в частности, в некоторых муниципальных районах он составляет лишь 30 – 40%.

В развитии Северо-Западного федерального округа можно выделить следующие устойчивые дисбалансы:

  1. Сложившаяся структура подготовки кадров не соответствует структуре спроса на рабочую силу;
  2. Социально-профессиональные и ценностные ориентации населения не соответствуют структуре спроса на квалифицированные рабочие места;
  3. Складывающееся размещение рабочих мест, в том числе новых, не соответствует существующей системе расселения населения;
  4. Объем и структура инвестиционных предложений не соответствуют уровню развития территориальной инфраструктуры, особенно автомобильных дорог и энергетических систем;
  5. Потребность в сельскохозяйственной продукции населения округа не соответствует уровню развития местной продовольственной базы;
  6. Возможность производства инновационных продуктов не соответствует низкой заинтересованности хозяйствующих субъектов в нововведениях;
  7. Высокие требования к стандартам проживания не соответствуют способности сложившейся системы жилищно-коммунального хозяйства к коренному повышени<span class="dash041e_0431_0

Информация о работе Финансовые индикаторы как показатели социально-экономического развития региона