Финансовые кризисы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

И целью данной работы становится исследование самого явления кризиса, причины возникновения, а так же влияние на финансовый и реальный сектор экономики.
Для того, чтобы решить данную цель необходимо выполнить следующий задачи:
Дать понятие финансового кризиса;
Изучить экономические предпосылки и причины кризиса;
Рассмотреть один из финансовых кризасов;
Выявить перспективы выхода из финансового кризиса, а так же проследить пути преодоленияпоследствий финансвого кризиса.

Содержание работы

Введение
1.Финансовый кризис, как вид экономического кризиса: причины и последствия
1.1.Понятие, предпосылки и причины финансового кризиса
1.2.Основные последствия финансового кризиса
2.Финансовый кризис в России
2.1.Финансовый кризис 2008 года в Росси
2.2.Поледствия и перспективы выхода из финансового кризиса
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Голицына М.В. - копия.docx

— 66.42 Кб (Скачать файл)

Приходу финансового кризиса во многом способствовала многолетняя спекулятивно высокая  цена на нефть. Цена на сырую нефть  в США формировалась (да и сейчас ещё формируется) независимо от традиционного  соотношения спроса и предложения. Она контролировалась сложной системой финансового рынка и четырьмя основными англо-американскими нефтяными  компаниями. Более 60% цены на сырую нефть  – чистая спекуляция, продвигаемая трейдерскими банками и хедж-фондами. Естественно, удобный миф о пике нефтедобычи тут ни при чем. Причина - в монопольном контроле над нефтью и спекулятивными операциями над  ее ценой. Так в 2000-х годах наблюдался бум потребления, сопровождавшийся неуклонным ростом цен на сырьё —  после Большой депрессии товаров  потребления в 1980—2000 годах. Но в 2008 году цены многих товаров, особенно нефти  и продуктов питания, достигли такого уровня, что стали наносить ощутимый экономический ущерб, угрожающий стагфляцией и аннулированием глобализации. В январе 2008 года цены на нефть превысили $100 за баррель. 11 июля 2008 года цена нефти марки WTI достигла рекордных за всю историю $147,27 за баррель; после чего началось снижение до $61 24 октября того же года и до $51 в ноябре.

Пищевые и топливные кризисы обсуждались  в июле на 34-м саммите Большой  восьмёрки. Министр финансов России Алексей Кудрин на одной из недавних конференций стран финансовой "восьмёрки" справедливо отметил, что доля спекулятивных  операций в росте цены на нефть  весьма значительна. По его мнению, необходимо, чтобы министры финансов стран "большой восьмерки" дали поручение Международному валютному  фонду (МВФ) изучить роль спекулятивной  составляющей в ценообразовании  на рынке нефти.

Высокие цены на нефть и бензин привели  к сокращению спроса на автомобили: в августе 2008 года продажи автомобилей  в Европе сократились на 16 %, в  США в сентябре продажи автомобилей  снизились на 26 %, в Японии — на 5,3 %. Это привело к сокращению производства металла и сокращению рабочих мест в автопроме и  смежных отраслях.

Нынешний  финансовый кризис в США внёс отрезвление  в головы многих из тех, кто прежде яростно защищал ценности американского  капитализма. Средства массовой информации пестрят выразительными заголовками. "Величие Америки рухнуло и  раскололось на куски" - так озаглавлена  статья Джона Грея в "Обсервер" (Великобритания), опубликованная 1 октября  2008 г. Американская "Ньюс Уик" напечатала 6 октября 2008 г. статью Френсиса Фукуямы "Падение корпорации "Америка": рухнули не только крупнейшие компании Уолл-стрита, рухнул определенный набор представлений о капитализме".

По мнению Джорджа Сороса, мировой экономике  нужен "новый двигатель". Эра  рыночного фундаментализма подошла  к концу. В интервью компании некоммерческого  телевидения "Пи-би-эс" Джордж Сорос  сказал, что «финансовая система стоит на краю катастрофы». «Я надеюсь, что она не перейдет эту грань, поскольку это происходит крайне редко, — сказал Сорос. Такое случилось только один раз — в 1930-е годы. С тех пор всякий раз, когда происходил финансовый кризис, его, удавалось разрешить. Нынешний кризис — самый серьезный с 30-х годов». Сорос верит в то, что капитализм переживет нынешние трудности. В то же время он убежден в том, что «время, когда Америка могла позволить себе иметь все увеличивающиеся дефициты платежного баланса и потреблять на шесть с половиной процентов больше, чем мы производим, подошло к концу».

Надо  отдать должное властям США. Они  приняли энергичные меры по предотвращению дальнейшего распространения кризиса. Президент Джордж Буш подписал закон  о выделении государством 700 миллиардов долларов на поддержку крупнейших банков. В сущности, речь идёт о частичной  национализации банковской сферы, хотя об этом прямо не говорится. За эту  меру высказались оба кандидата  в президенты - Барак Обама и  Джон Маккейн. Такие шаги правительство  США предпринимает впервые со времен Великой депрессии 30-х годов  минувшего века. Законопроект предполагает повышение страховой суммы банковских вкладов со 100 тысяч до 250 тысяч  долларов. Интересно, что этот законопроект предусматривает создание надзорного органа для контроля за использованием выделенных сумм (и это - в "свободной" Америке!). Более того, вводятся ограничения  на выплату премий руководителям  частных банков, которые будут  получать государственную помощь в  рамках указанной программы.

С самого начала американского финансового  кризиса стало ясно, что он обязательно  перекинется на страны Европейского Союза: слишком тесно переплетены  финансовые институты западных стран. Как сообщало РИА Новости, президент  США Джордж Буш провёл встречу  с министрами финансов «большой семерки», а также с главами МВФ и  Всемирного банка. В «большую семерку» входят США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Накануне Буш заявил, что его встреча с министрами финансов G-7 является подтверждением скоординированных усилий мирового сообщества по преодолению финансового кризиса. «Мы тесно работаем с партнерами по всему миру для обеспечения того, чтобы наши действия были скоординированными и эффективными», — заявил Буш. По его словам «в этих усилиях мир безошибочно видит сигнал о том, что мы в этом едины и что мы преодолеем это все вместе».

После заседания  финансистов G-7 Джордж Буш выступил с ободряющим заявлением о том, что  «без кризиса нет прогресса». «Мир регулярно переживает финансовые потрясения, но еще никогда не сплачивался  перед лицом подобных угроз. То, что  к решению проблемы государства  подходят сообща, должно принести положительный  результат», заявил Джордж Буш. "Мы предпримем все, что в наших силах, для  выхода из кризиса, и в результате наших шагов мировая экономика  станет более стабильной... Мы все  признаем, что это - серьезный глобальный финансовый кризис, который требует  серьезного глобального ответа. Я  уверен в том, что ведущие индустриальные державы смогут справиться с нынешними  проблемами", - подчеркнул американский президент. Развивая эту мысль, он отметил, что в прошлом, когда мир сталкивался  с подобными кризисами, некоторые  страны стремились "оградить себя" или получить какие-то выгоды за счет других государств. "На этот раз все  иначе, - сказал Буш. - Финансовые лидеры мировых держав, которые собрались  здесь, в Вашингтоне, работают все  вместе". Глава Белого дома также  счел необходимым подчеркнуть, что "США должны сыграть специальную  роль, возглавляя усилия по противостоянию кризису".

Министры  финансов "семерки" утвердили  в Вашингтоне антикризисный план. В документе отмечается, что план носит безотлагательный и чрезвычайный характер". Его подкрепить глобальный экономический рост.

По следам вашингтонского совещания состоялась ещё одна встреча в верхах, на этот раз в Париже с участием 15 руководителей европейских стран, входящих в зону евро. Чрезвычайная ситуация потребовала и чрезвычайных мер. В унисон с США лидеры Еврогруппы фактически объявили о национализации значительной части банковской сферы. Корень проблемы в том, что из-за кризиса многие банки, боясь потерять собственные средства, прекратили предоставлять друг другу ссуды. А это привело к сбоям в работе всей финансовой системы. Разблокировать её, восстановить прежнюю ликвидность теперь способно только прямое государственное вмешательство. В самой Франции для поддержки национальной банковской системы государство намерено взять на себя часть финансовых рисков, с которыми сталкиваются предприятия в это сложное время. Кроме того, планируется, выдав необходимые гарантии, привлечь дополнительные средства французских вкладчиков. Французский премьер Франсуа Фийон успокаивал граждан. По его словам, государство не допустит краха какого-либо из национальных французских институтов. Министр бюджета Эрик Вэрт тоже призвал граждан не паниковать. Он заверил французов в том, что они "не потеряют ни одного евро, положенного на банковский счёт".

Французский президент Николя Саркози крайне негативно отозвался о нынешней мировой финансовой системе. Он откровенно недоволен нынешним капитализмом как  общественным строем. В своих выступлениях Николя Саркози высказался за переход  к "регулируемому капитализму". Он считает неправильным такое положение, когда целые области финансовой деятельности отданы на откуп биржевым игрокам. Саркози призвал "полностью  пересмотреть всю финансовую систему  мира". Он назвал "безумием" ультралиберальный  тезис о том, что "рынок всегда прав". Саркози считает, что "необходимо ужесточить государственный контроль за банками и усилить их ответственность  за спекулятивные операции с использованием сомнительных финансовых инструментов".

Мировой финансовый кризис послужил катализатором  обострения и других глобальных проблем. Одна из наиболее острых - продовольственная  проблема. Обзор иностранной прессы показывает, что угрозу голода многие аналитики считают ныне гораздо более опасной, чем мировой финансовый кризис и даже терроризм.

Во многом причина кризиса заложена в заведомо порочном механизме эмиссии долларов. Дело в том, что в США эмиссия  долларов осуществляется на самом деле не государством, а частной корпорацией  под названием Федеральная Резервная  Система (ФРС) по вот какому механизму. Правительство США выпускает  долговые обязательства, которые передаёт ФРС, которая встречно выпускает  доллары. Доллары считаются обеспеченными  обязательствами Правительства  США, а обязательства Правительства  США считаются обеспеченными  налоговыми поступлениями. На первый взгляд всё стройно и логично, не так  ли? В чём же подвох?

Подвохов  тут как минимум три. Первый подвох в том, что долларов в США на самом деле существует два разных вида, хотя их учёт не разделяется доллары, созданные ФРС под обеспечение  обязательствами Правительства (назову их первичными), и доллары, создаваемые  коммерческими банками под обязательства  частных лиц и организаций (их буду называть вторичными). Первичные  доллары могут существовать в  виде напечатанных бумажек, а вот  вторичные – либо в сугубо безналичном  виде, как например, расчёты по пластиковым  карточкам, либо в виде расчётных  чеков. Первичные доллары имеют  хождение везде, а вот вторичные  доллары могут циркулировать  только в пределах системы банка-эмитента. Вся конструкция сохраняет стабильность только пока первичных долларов достаточно для покрытия неравномерностей в  обращении вторичных долларов.

Второй  подвох в том, что долговые обязательства  Правительства и частных лиц  – процентные. Ежегодно Правительство  платит ФРС из бюджета (считай –  из налоговых поступлений) определённый процент от общего объёма выпущенных обязательств (это называется «обслуживание  долговых обязательств»). Процент небольшой, но тут дело важно в принципе! Данный механизм эмиссии подразумевает  экспоненциальный рост величины долга Правительства перед ФРС. На начальном этапе существования этой системы никто ничего не замечает, система показывает завидную эффективность и живучесть. На самом же деле физический предел у этой системы есть – когда собираемых налогов перестанет хватать на финансирование госрасходов и обслуживание долга. В этот момент банкиры перестанут покупать обязательства Правительства, поскольку станет очевидно, что Правительство не может выплатить свои обязательства, и, как следствие, выпускать доллары, более того, начнут требовать с Правительства урегулировать проблему задолженности Правительства перед банкирами. На самом деле кризис случится гораздо раньше, и причина его кроется во втором подвохе!

Третий  подвох состоит в том, что доллар используется в качестве мировой  расчётной и резервной валюты! Причём в данном случае речь идёт только о первичных долларах. С одной  стороны, выглядит, так, как будто  бы США напечатали доллары и купили для себя товары, что позволяет  им иметь самый высокий уровень  потребления в мире. С другой стороны, циркулирование этих долларов за пределами  США ничего не даёт самим США, однако, за то, что ФРС когда-то выпустила  этот доллар в обращение, налогоплательщикам США приходится расплачиваться всё  время существования этого доллара! Т.е. получив выгоду единовременно, американским налогоплательщикам приходится теперь расплачиваться за неё вечно! Проблема состоит в том, что американским налогоплательщикам приходится тащить на себе бремя оплаты процентов за выпуск не только долларов, циркулирующих  внутри США, но и вообще всех долларов в мире!

Непосредственным  предтечей общего финансового и  банковского кризиса в США  был кризис субстандартного ипотечного кредитования в 2007 году, то есть ипотечного кредитования лиц с низкими доходами и плохой кредитной историей. Вследствие 20%-го падения цен на недвижимость американские владельцы жилья обеднели почти на $5 триллионов.2 Американский финансист Джордж Сорос в «Die Welt» от 14 октября 2008 года определил роль «ипотечного мыльного пузыря» как «лишь спускового механизма, который привёл к тому, что лопнул более крупный пузырь».

Общая тенденция  американцев жить в долг, подогреваемая  финансовой олигархией США – привела  к нынешней экономической ситуации. «Дай мне это сейчас, а я буду тебе должен!» Одним существенным условием существования рынка долгов является наличие доверия участников этой системы друг к другу. И такое  доверие у них было, поскольку  сейчас американцы (частные лица и  организации) должны друг другу астрономическую  сумму более 50 трлн. долларов. Необходимым  условием существования этой системы  является хорошая ликвидность.

 

2.Финансовый  кризас в России 

2.2. Финансовый  кризис 2008—2009 годов в России

 

По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными  заимствованиями частного сектора  в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий  внешних заимствований».

Обозреватель  журнала Research Алексей Байер в  «Ведомостях» от 10 октября 2008 года писал, что удар глобального кризиса  по России был сильнее, чем по экономикам иных стран вследствие 3-х причин: «американской финансовой катастрофы», негативно отразившейся на всех рынках и финансовых системах развивающихся  стран; падения цен на нефть при  значительной зависимости России от её экспорта; политических ошибок российского  руководства. Автор высказал предположение, что если все три фактора сравнимы, то «с середины года рынок потерял  около 600 пунктов только из-за ухудшения  инвестиционного климата в России — из-за конфликта с Грузией  и из-за ссоры акционеров ТНК-BP, атаки  на «Мечел»».

Информация о работе Финансовые кризисы в России