Финансовые санкции в России: их виды, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проанализировать существующий механизм функционирования финансовых санкций за нарушение финансово-бюджетной дисциплины в Российской Федерации и предложить основные направления его совершенствования.
Для достижения указанной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические основы применения финансовых санкций;
– рассмотреть существующую систему финансовых санкций за нарушение бюджетного и налогового законодательства;
– провести анализ применения финансовых санкций;
–предложить основные направления совершенствования механизма финансовых санкций в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ……………………………………………………….....5
1.1 Понятие и сущность финансовых санкций…………………………………….....5
1.2 Финансовые санкции и их классификация……………………………………….9
1.3 Правовая база применения финансовых санкций……………………………....13
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ………………………………………………………..….16
2.1 Виды финансовых санкций, применяемых налоговыми органами в РФ...…...16
2.2 Анализ динамики финансовых санкций в деятельности налоговых органов...24
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ………..…………………………………………........31
3.1 Повышение финансовой ответственности в сфере упраты налогов………….31
3.2 Совершенствование правовой базы применения финансовых санкций……...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Kurs.docx

— 95.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Финансы» на тему:

«Финансовые санкции в России: их виды,

правовая  база применения,

пути совершенствования  механизма использования»

 

 

 

    Выполнил: студент гр.

Проверил: к.э.н., профессор

 

 

 

Пенза – 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ……………………………………………………….....5

1.1 Понятие  и сущность финансовых санкций…………………………………….....5

1.2 Финансовые  санкции и их классификация……………………………………….9

1.3 Правовая  база применения финансовых санкций……………………………....13

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ………………………………………………………..….16

2.1 Виды финансовых санкций, применяемых налоговыми органами в РФ...…...16

2.2 Анализ динамики финансовых санкций в деятельности налоговых органов...24

ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ………..…………………………………………........31

3.1 Повышение  финансовой ответственности в  сфере упраты налогов………….31

3.2 Совершенствование  правовой базы применения финансовых  санкций……...32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….38

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из наиболее действенных механизмов финансового контроля являются финансовые санкции, применяемые к нарушителям  финансово-бюджетной дисциплины. 

В настоящее время финансовые санкции  находят широкое применение в  налоговом праве (несвоевременная  уплата налогов, непредставление налоговой  отчетности и др.), в бюджетном праве (нецелевое использование бюджетных средств, нарушение бюджетной дисциплины и др.), в экологическом праве (превышение нормативов загрязнения окружающей природной среды, несанкционированные сбросы вредных веществ в водные объекты и др.), в деятельности внебюджетных социальных фондов (несвоевременное перечисление во внебюджетные фонды страховых взносов по социальному страхованию и обеспечению, несвоевременное представление отчетности) и в других областях. При этом необходимо признать, что финансовые санкции играют важную роль в укреплении финансово-бюджетной дисциплины. Прежде всего, финансовые санкции оказывают мотивационное, устрашающее воздействие на потенциальных нарушителей финансово-правовых норм. Это мотивирует потенциальных нарушителей на соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, заставляет их предпринимать необходимые действия по недопущению нарушений финансового законодательства. Также финансовые санкции играют и восстановительную роль, поскольку позволяют восполнить потери от нарушения финансовой дисциплины. Восполнение потерь государственной или муниципальной казны может осуществиться в полной мере, если за ним стоит возможность применения особого рода государственного принуждения за нарушения порядка финансовой деятельности. 

Таким образом, рассмотрение механизма  функционирования финансовых санкций  в России представляется достаточно актуальной задачей, что и обусловило выбор темы курсовой работы. 

Цель данной курсовой работы – проанализировать существующий механизм функционирования финансовых санкций за нарушение финансово-бюджетной дисциплины в Российской Федерации и предложить основные направления его совершенствования. 

Для достижения указанной цели в  курсовой работе необходимо решить следующие  задачи: 

– изучить теоретические основы применения финансовых санкций;

– рассмотреть существующую систему финансовых санкций за нарушение бюджетного и налогового законодательства;

– провести анализ применения финансовых санкций;

–предложить основные направления совершенствования механизма финансовых санкций в РФ.

Объектом исследования выступают  налоговые нарушения, за которые  налоговая инспекция взимает  санкции. При написании курсовой работы используются следующие методы исследования: монографический, балансовый, изучение нормативно-правовой базы и аналитический метод.                   

 В качестве информационной базы исследования использовались нормативно-правовые акты, статистические материалы, учебная и специальная литература, материалы периодических изданий, Интернет-ресурсы, статистическая отчетность за 2006-2011 гг.

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ

    1. Понятие и сущность финансовых санкций

 

В российском законодательстве появился термин «финансовая  ответственность» («меры финансовой ответственности»). Он выражается в разных формах денежных взысканий, среди которых важное место занимают финансовые санкции.

Финансовые  санкции – это меры принудительного  воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к организациям в результате нарушения ими действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности или закона [8, 691]. Таким образом, применение финансовых санкций влечет для виновных в совершении налоговых нарушений обременительные последствия имущественного и морального характера.

В соответствии с действующим законодательством, регулирующим налоговые правоотношения, соблюдение порядка уплаты налогов  обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности. К практике арбитражных  судов имеют отношение только вопросы применения так называемой финансовой ответственности [7, 110].

Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» несет финансовую ответственность в виде:

а) взыскания  всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли); Указом Президента РФ установлено, что технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговых органов об ошибках, не являются налоговыми нарушениями.

б) штрафа за каждое из следующих нарушений:

–  за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, - в размере 10 процентов доначисленных сумм налога;

–  за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога, - в размере 10 процентов причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога;

в) взыскания пени с налогоплательщика  в случае задержки уплаты налога в  размере 0,3 процента неуплаченной суммы  налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности;

г) других санкций, предусмотренных  законодательными актами [21].

 Должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового  законодательства, привлекаются в  установленном законом порядке  к административной, уголовной и  дисциплинарной ответственности.

              К юридическим и физическим лицам, освобожденным от уплаты налога, виды ответственности, предусмотренные настоящей статьей по данному налогу, не применяются [7,344].

Меры  финансовой ответственности применяются  при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также  несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации  предприятиями, учреждениями, организациями  и физическими лицами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:

1)  за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм – штраф в двукратном размере суммы произведенного платежа;

2)  за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности – штраф в трехкратном размере неоприходованной суммы;

3)   за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов – штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности [21].

Субъектами финансовой ответственности  могут быть юридические лица (в  некоторых случаях — и их филиалы), граждане-предприниматели, а также  физические лица, являющиеся плательщиками  налогов, по которым применяются  меры ответственности в соответствии с законодательными актами, регулирующими порядок их уплаты [5, 480].

В статьях Бюджетного кодекса  РФ установлены лишь виды санкций, применяемые  за то или иное нарушение бюджетного законодательства, конкретный же размер штрафов, равно как и порядок  их применения, должен определяться Кодексом об административных правонарушениях РФ [1].

Такое разделение норм, регулирующих процедуру привлечения лица к  ответственности, устанавливающих  виды санкций и конкретный их размер, в известной мере снижающее эффективность  применения мер ответственности, законодатель мотивировал требованиями юридической  техники.

По видам финансовые санкции  подразделяются на неустойки, штрафы, пени [9,692].

Неустойка — самый распространенный вид финансовых санкций, широко применяется как способ обеспечения исполнения обязательств. Неустойкой признается определенная действительная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Штраф — однократно выплачиваемая нарушителем обязательства денежная сумма (по общему правилу его размер определяется в твердой денежной сумме).

В отличие от штрафа пеня устанавливается  обычно в процентном отношении к  сумме невыплаченного обязательства  и начисляется непрерывно за каждый день просрочки в течение определенного времени или всего периода просрочки [9,693].

Характеризуя финансовых санкции как меру финансовой ответственности, необходимо выделить следующие отличительные черты финансовых санкций: 

– финансовая санкция является мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства;

– финансовые санкции имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств - правонарушителя.  Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства;  

– основанием применения финансовых санкций является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер;

– финансовые санкции могут применяться как к физическим лицам и организациям, так и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям);

– в основе применения финансовых санкций лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях [10,54];

– денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования;

– финансовым санкциям присущ правовосстановительный характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя [10,55].

В зависимости от правовых отношений начисления финансовые санкции подразделяют на законные (то есть определенные законом) и договорные (устанавливаются соглашением сторон, определяющим размер и условия взыскания) [11].

Источники возмещения финансовых санкций: прибыль и иные финансовые ресурсы  предприятий, организаций. Суммы, уплаченные в виде финансовых санкций, относятся  к непроизводительным расходам. Санкции  финансовые взимаются с предприятий, организаций либо с их согласия, либо по решению суда [9, 25].

 

    1.  Финансовые санкции и их классификация

 

Бюджетный кодекс РФ содержит перечень составов бюджетных правонарушений, который на первый взгляд выглядит довольно внушительно, т.к. включает в  себя 18 составов правонарушений, предусмотренных  в статьях 289 - 306. Сразу отметим, что  законодатель допустил небрежность, включая  перечень составов правонарушений в  главу 28 Бюджетного кодекса, которая  называется "Общие положения". Более рациональным видится выделение  норм, устанавливающих ответственность  за конкретные правонарушения, в отдельную  главу "Виды бюджетных правонарушений".

Информация о работе Финансовые санкции в России: их виды, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования