Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:08, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать существующий механизм функционирования финансовых санкций за нарушение финансово-бюджетной дисциплины в Российской Федерации и предложить основные направления его совершенствования.
Для достижения указанной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические основы применения финансовых санкций;
– рассмотреть существующую систему финансовых санкций за нарушение бюджетного и налогового законодательства;
– провести анализ применения финансовых санкций;
–предложить основные направления совершенствования механизма финансовых санкций в РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ……………………………………………………….....5
1.1 Понятие и сущность финансовых санкций…………………………………….....5
1.2 Финансовые санкции и их классификация……………………………………….9
1.3 Правовая база применения финансовых санкций……………………………....13
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ………………………………………………………..….16
2.1 Виды финансовых санкций, применяемых налоговыми органами в РФ...…...16
2.2 Анализ динамики финансовых санкций в деятельности налоговых органов...24
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ………..…………………………………………........31
3.1 Повышение финансовой ответственности в сфере упраты налогов………….31
3.2 Совершенствование правовой базы применения финансовых санкций……...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….38
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы» на тему:
«Финансовые санкции в России: их виды,
правовая база применения,
пути совершенствования механизма использования»
Выполнил: студент гр.
Проверил: к.э.н., профессор
Пенза – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ………………………………………………………..
1.1 Понятие
и сущность финансовых санкций…
1.2 Финансовые
санкции и их классификация…………
1.3 Правовая
база применения финансовых
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ
В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ………………………………………………………..
2.1 Виды финансовых санкций, применяемых налоговыми органами в РФ...…...16
2.2 Анализ динамики финансовых санкций в деятельности налоговых органов...24
ГЛАВА 3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРИМЕНЕНИЯ
ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ………..…………………………………………..
3.1 Повышение финансовой ответственности в сфере упраты налогов………….31
3.2 Совершенствование
правовой базы применения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….38
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Одним из наиболее действенных механизмов
финансового контроля являются финансовые
санкции, применяемые к нарушителям
финансово-бюджетной
В настоящее время финансовые санкции находят широкое применение в налоговом праве (несвоевременная уплата налогов, непредставление налоговой отчетности и др.), в бюджетном праве (нецелевое использование бюджетных средств, нарушение бюджетной дисциплины и др.), в экологическом праве (превышение нормативов загрязнения окружающей природной среды, несанкционированные сбросы вредных веществ в водные объекты и др.), в деятельности внебюджетных социальных фондов (несвоевременное перечисление во внебюджетные фонды страховых взносов по социальному страхованию и обеспечению, несвоевременное представление отчетности) и в других областях. При этом необходимо признать, что финансовые санкции играют важную роль в укреплении финансово-бюджетной дисциплины. Прежде всего, финансовые санкции оказывают мотивационное, устрашающее воздействие на потенциальных нарушителей финансово-правовых норм. Это мотивирует потенциальных нарушителей на соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, заставляет их предпринимать необходимые действия по недопущению нарушений финансового законодательства. Также финансовые санкции играют и восстановительную роль, поскольку позволяют восполнить потери от нарушения финансовой дисциплины. Восполнение потерь государственной или муниципальной казны может осуществиться в полной мере, если за ним стоит возможность применения особого рода государственного принуждения за нарушения порядка финансовой деятельности.
Таким образом, рассмотрение механизма функционирования финансовых санкций в России представляется достаточно актуальной задачей, что и обусловило выбор темы курсовой работы.
Цель данной курсовой работы – проанализировать существующий механизм функционирования финансовых санкций за нарушение финансово-бюджетной дисциплины в Российской Федерации и предложить основные направления его совершенствования.
Для достижения указанной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические основы применения финансовых санкций;
– рассмотреть существующую систему финансовых санкций за нарушение бюджетного и налогового законодательства;
– провести анализ применения финансовых санкций;
–предложить основные направления совершенствования механизма финансовых санкций в РФ.
Объектом исследования выступают налоговые нарушения, за которые налоговая инспекция взимает санкции. При написании курсовой работы используются следующие методы исследования: монографический, балансовый, изучение нормативно-правовой базы и аналитический метод.
В качестве информационной базы исследования использовались нормативно-правовые акты, статистические материалы, учебная и специальная литература, материалы периодических изданий, Интернет-ресурсы, статистическая отчетность за 2006-2011 гг.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ
В российском законодательстве появился термин «финансовая ответственность» («меры финансовой ответственности»). Он выражается в разных формах денежных взысканий, среди которых важное место занимают финансовые санкции.
Финансовые санкции – это меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к организациям в результате нарушения ими действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности или закона [8, 691]. Таким образом, применение финансовых санкций влечет для виновных в совершении налоговых нарушений обременительные последствия имущественного и морального характера.
В соответствии
с действующим
Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» несет финансовую ответственность в виде:
а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли); Указом Президента РФ установлено, что технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговых органов об ошибках, не являются налоговыми нарушениями.
б) штрафа за каждое из следующих нарушений:
– за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, - в размере 10 процентов доначисленных сумм налога;
– за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога, - в размере 10 процентов причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога;
в) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,3 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности;
г) других санкций, предусмотренных законодательными актами [21].
Должностные лица и граждане,
виновные в нарушении
К юридическим и физическим лицам, освобожденным от уплаты налога, виды ответственности, предусмотренные настоящей статьей по данному налогу, не применяются [7,344].
Меры
финансовой ответственности применяются
при несоблюдении условий работы
с денежной наличностью, а также
несоблюдении порядка ведения кассовых
операций в Российской Федерации
предприятиями, учреждениями, организациями
и физическими лицами, осуществляющими
предпринимательскую
1) за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм – штраф в двукратном размере суммы произведенного платежа;
2) за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности – штраф в трехкратном размере неоприходованной суммы;
3) за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов – штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности [21].
Субъектами финансовой ответственности могут быть юридические лица (в некоторых случаях — и их филиалы), граждане-предприниматели, а также физические лица, являющиеся плательщиками налогов, по которым применяются меры ответственности в соответствии с законодательными актами, регулирующими порядок их уплаты [5, 480].
В статьях Бюджетного кодекса РФ установлены лишь виды санкций, применяемые за то или иное нарушение бюджетного законодательства, конкретный же размер штрафов, равно как и порядок их применения, должен определяться Кодексом об административных правонарушениях РФ [1].
Такое разделение норм, регулирующих процедуру привлечения лица к ответственности, устанавливающих виды санкций и конкретный их размер, в известной мере снижающее эффективность применения мер ответственности, законодатель мотивировал требованиями юридической техники.
По видам финансовые санкции подразделяются на неустойки, штрафы, пени [9,692].
Неустойка — самый распространенный вид финансовых санкций, широко применяется как способ обеспечения исполнения обязательств. Неустойкой признается определенная действительная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Штраф — однократно выплачиваемая нарушителем обязательства денежная сумма (по общему правилу его размер определяется в твердой денежной сумме).
В отличие от штрафа пеня устанавливается обычно в процентном отношении к сумме невыплаченного обязательства и начисляется непрерывно за каждый день просрочки в течение определенного времени или всего периода просрочки [9,693].
Характеризуя финансовых санкции как меру финансовой ответственности, необходимо выделить следующие отличительные черты финансовых санкций:
– финансовая санкция является мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства;
– финансовые санкции имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств - правонарушителя. Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства;
– основанием применения финансовых санкций является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер;
– финансовые санкции могут применяться как к физическим лицам и организациям, так и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям);
– в основе применения финансовых санкций лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях [10,54];
– денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования;
– финансовым санкциям присущ правовосстановительный характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя [10,55].
В зависимости от правовых отношений начисления финансовые санкции подразделяют на законные (то есть определенные законом) и договорные (устанавливаются соглашением сторон, определяющим размер и условия взыскания) [11].
Источники возмещения финансовых санкций: прибыль и иные финансовые ресурсы предприятий, организаций. Суммы, уплаченные в виде финансовых санкций, относятся к непроизводительным расходам. Санкции финансовые взимаются с предприятий, организаций либо с их согласия, либо по решению суда [9, 25].
Бюджетный кодекс РФ содержит
перечень составов бюджетных правонарушений,
который на первый взгляд выглядит
довольно внушительно, т.к. включает в
себя 18 составов правонарушений, предусмотренных
в статьях 289 - 306. Сразу отметим, что
законодатель допустил небрежность, включая
перечень составов правонарушений в
главу 28 Бюджетного кодекса, которая
называется "Общие положения".
Более рациональным видится выделение
норм, устанавливающих