Финансовые санкции в России: их виды, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проанализировать существующий механизм функционирования финансовых санкций за нарушение финансово-бюджетной дисциплины в Российской Федерации и предложить основные направления его совершенствования.
Для достижения указанной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические основы применения финансовых санкций;
– рассмотреть существующую систему финансовых санкций за нарушение бюджетного и налогового законодательства;
– провести анализ применения финансовых санкций;
–предложить основные направления совершенствования механизма финансовых санкций в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ……………………………………………………….....5
1.1 Понятие и сущность финансовых санкций…………………………………….....5
1.2 Финансовые санкции и их классификация……………………………………….9
1.3 Правовая база применения финансовых санкций……………………………....13
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ………………………………………………………..….16
2.1 Виды финансовых санкций, применяемых налоговыми органами в РФ...…...16
2.2 Анализ динамики финансовых санкций в деятельности налоговых органов...24
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ………..…………………………………………........31
3.1 Повышение финансовой ответственности в сфере упраты налогов………….31
3.2 Совершенствование правовой базы применения финансовых санкций……...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Kurs.docx

— 95.71 Кб (Скачать файл)

Как видно из приведенных в таблице1 данных [21] в 2008 году произошло резкое увеличение поступлений налоговых санкций. Это связано с экономическим кризисом и большим сокрытием своих доходов предприятиями (организациями).

Причиной тому послужили такие объективные факторы, как снижение объемов производства, инвестиций, ухудшение финансового состояния организаций различных секторов экономики. Произошло сжатие финансовых ресурсов в экономике, резко снизилась ликвидность многих предприятий.

По официальным данным ФНС РФ на конец 2010г., поступления налоговых санкций составили 991030 тыс.руб., что характеризует улучшение тенденций в уплате налогов.

Динамику общих поступлений  налоговых санкций в 2006-2011гг. иллюстрирует Рисунок 1.

 

 

 

Рисунок 1 – Динамика общих поступлений налоговых санкций в 2006-2011гг.,тыс.руб.

 

По оперативным данным Федеральной  налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 декабря 2010г. составила 763,2 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2010г., она увеличилась на 13,0%, в том числе по налогу на прибыль организаций - на 38,9%, налогу на добавленную стоимость - на 7,6%, по акцизам в целом - на 2,1%. Уменьшилась задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых на 32,7%.

Задолженность по уплате пеней и  налоговых санкций (штрафов) на 1 декабря 2010г. составила 425,8 млрд.рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2010г. на 4,0% (рис.2) [21].

 

Рисунок  2 – Динамика задолженности по пеням и налоговым санкциям в консолидированный бюджет РФ в 2009-2010гг., млрд.руб.

Рисунок  2 иллюстрирует  динамику задолженности  по налоговым пеням  и налоговым санкциям в консолидированный  бюджет РФ в 2009-2010гг.  В период 2009-2010гг. наблюдается тенденция небольших отклонений от среднего значения. Выполнение плана по штрафам произошло по причине активизации работы контролирующих органов [12,102]

Недоимка по налоговым платежам на 1 декабря 2010г. составила 355,6 млрд.рублей (46,6% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2010г., она увеличилась на 17,2%.

Налоговые риски — для всех одинаковы:      — взыскание недоимки по налогам;       — взыскание пени за несвоевременную уплату налогов;    — взыскание штрафных санкций (в соответствии с Налоговым кодексом);

Единственный способ избежать этих налоговых рисков — отказаться от несуществующих расходов, мнимых сделок, услуг фирм-однодневок, тщательнее прорабатывать договоры с контрагентами. Те же расходы, которые действительно имеют место, нужно как можно тщательнее обосновать, причем сделать это нужно до момента возникновения расхода в учете, а не после. В случае сомнений необходимо ознакомиться со сложившейся по данному вопросу арбитражной практикой, благо, на сегодняшний момент по многим спорным вопросам ее накопилось предостаточно, либо сделать письменный запрос в налоговые органы или Министерство финансов[14,25].

 

Таблица 2 – Поступления налоговых санкций  в доходы разных уровней в 2006-2011гг.,тыс.руб.

 

Поступило штрафов, санкций  в доходы:

федерального  
бюджета

консолидированного бюджета субъекта РФ

местных  
бюджетов

448 670

1 424 288

1 084 725

411 728

1 785 421

1 460 516

562 768

1 935 283

1 613 239

506 844

1 287 944

1 066 318

352769

651673

544600

66 342

101 401

75 868





 

Выводы, сделанные по таблице 1, аналогичны и для таблицы 2.

Динамика размеров поступлений налоговых санкций в федеральный бюджет, консолидированный бюджет субъекта РФ и в местные бюджеты в 2006-2011гг. представлена на рисунке 3.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Динамика поступлений налоговых санкций в доходы разных уровней бюджета в 2006-2011гг.,тыс.руб.

 

Таким образом, при анализе таблиц и рисунков можно прийти к выводу, что размеры поступлений налоговых санкций тесно связаны, с одной стороны, с объективными факторами в экономике, такими, как снижение объемов производства, инвестиций, ухудшение финансового состояния организаций различных секторов экономики. С другой стороны, резкое увеличение сумм поступлений (например, в 2008 г.) может быть связано с ужесточением деятельности налоговых органов в связи со сложившейся кризисной обстановкой в стране.

 

 

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ

 

3.1 Повышение финансовой ответственности  в сфере управления налогов

Механизм применения финансовых санкций  начал усовершенствоваться в  Законе от 02. 12. 2003 года №162 – ФЗ в УК РФ были внесены поправки: законодатели смягчили наказание по статье 198 и 199 (уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица и с организации соответственно), а также ввели уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ) и сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за отчет которых должно производиться взыскание налогов и сборов (статья 199.2 УК РФ).

Отвечать за неуплату налогов организации  может не только бухгалтер, который  ведет бухгалтерскую и налоговую  ответственность, или руководитель фирмы, подписавший налоговую декларацию. По мнению судей Пленума, уголовной  ответственности по статье 199 УК РФ подлежит и рядовой бухгалтер, а  также любое другое лицо, в обязанности  которого входило подписании отчетной документации, представляемые в органы ФНС. Мало того, иные сотрудники организации  и даже нанятые по гражданско-правовому  договору налоговые консультанты, которые  содействовали совершению преступления, могут быть привлечены к ответственности  в качестве пособников. [14,45].

Если создана фирма на подставное лицо для того чтобы человек, который руководит данной фирмы, уклонялся от налогов, то в этом случае придется иметь дело с правоохранительными органами обоим: не плативший налоги коммерсант будет считаться исполнителем, а подставное лицо – пособником преступления. Подставное лицо будет отвечать только в том случае, если оно осознает, что является соучастником уклонения налогов.

Если налоговый агент, вместо того чтобы перечислить налоговые  отчисления налогоплательщика в  бюджет присвоил эти средства, то его  действия будут квалифицированы  не только по ст. 199.1 УК РФ как неисполнение обязанностей налогового агента, но и  как хищение чужого имущества.

Преступления, предусматриваются  статьей 198 и 199 УК РФ, нужно считать  оконченными в день, когда, в соответствии с НК РФ, налог должен быть уплачен. Это необходимость вызвана тем, что по НК сроки представления декларации и уплаты налога могут не совпадать. В то же время по уголовному законодательству от того, окончено преступление или нет, зависит мера уголовной ответственности виновного [14, 7].

 

3.2 Совершенствование правовой базы применения финансовых санкций

К общим причинам образования недоимок можно отнести следующие: нежелание уплачивать законно установленные налоги и сборы; политические причины, среди которых является несогласованность действий политического руководства отдельных территориальных образований; собственно экономические; юридические и, наконец, организационные.

В связи с этим следует определить комплекс мероприятий, направленных на недопущение образования недоимок, частью которого могут быть следующие элементы:

            1) налоги необходимо взыскивать по территориальным образованиям, то есть согласно административно-территориальному делению страны;

            2) четко определить сборщиков налогов с разграничением прав остальных фискальных органов для исключения переплетения их функций;

             3)ввести налоговые округа;  
             4) обязать налогоплательщиков при смене их места жительства (смене налогового округа) рассчитаться с той налоговой инспекцией, где приписан;

 
             5) ввести более жесткие и непримиримые правила о взыскании недоимок, учитывая при этом, что недоимку, накопившуюся за несколько лет, нельзя взыскивать единовременно, однако прощать также нельзя, поэтому необходимо прибегнуть к системе рассрочек.

Однако в настоящее время вызывает сомнение практическое использование НК РФ, поскольку во многом его положения еще крайне не проработаны. В этой связи реформа налоговой системы России должна проводиться в настоящее время путем реформирования действующего налогового законодательства.

Как видно из уже сказанного, на практике юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование.

Такой общей причиной следует признать несовершенство законодательной базы, которой определяется постановка налогообложения, а также условия и порядок взыскания недоимки. Изменяется размер и объем налогообложения (налогового бремени), а порядок взыскания недоимки остается таким же без существенных изменений.

В качестве основных направлений улучшения и совершенствования финансово-бюджетной дисциплины через механизм финансовых санкций можно предложить: 

1) совершенствование нормативно-правовой  базы финансово-бюджетного контроля  РФ и финансовых санкций –  в частности, целесообразно принятие  единого закона в области финансового  контроля должен дать необходимые  полномочия контролирующим органам  для привлечения нарушителей  к финансовой ответственности; 

2) совершенствование организационной  структуры финансово-бюджетного  контроля РФ – при существующей  структуре органов контроля большинство  нарушений остаются не выявленными, что приводит к значительным потерям бюджетных средств и снижению эффективности функционирования механизма финансовых санкций за нарушение финансово-бюджетной дисциплины; 

3) расширить систему финансовых  санкций за нарушение финансово-бюджетной  дисциплины - федеральным законодательством  предусмотрены санкции только  в некоторых случаях нарушения  финансово-бюджетной дисциплины, но  далеко не во всех; 

4) следует определить две различные  категории нецелевого использования  бюджетных средств: неправомерное  внебюджетное и несанкционированное  внутрибюджетное и внести необходимые изменения в Бюджетный Кодекс РФ; 

5) действенным рычагом в борьбе  с нецелевым использованием бюджетных  средств является внесение необходимых  изменений и уточнений в Бюджетный  Кодекс РФ и Кодекс РФ об  административных правонарушениях.  Следует исключить штрафные санкции  для государственных организаций  за нецелевое использование бюджетных  средств, усилив при этом ответственность  конкретных должностных лиц, принявших  решения о нецелевом использовании  бюджетных средств. 

6) нуждается в совершенствовании  и механизм взыскания финансовых  санкций в области налоговых  правонарушений, в частности механизм  взыскания штрафов. Установленный  Налоговым Кодексом РФ судебный  порядок взыскания штрафных санкций  представляется нецелесообразным. Его следует заменить порядком  взыскания, аналогичным порядку  взыскания самого налога или  сбора и пени, что обусловлено  публично-правовым характером налоговых  правоотношений. В настоящее время  механизм взыскания штрафных  санкций за совершение налоговых  правонарушений достаточно сложный  и трудоемкий. Необходимо предоставить  налоговым органам право взыскивать  с налогоплательщика-организации  налоговые санкции в бесспорном  порядке в случае необжалования в установленный срок решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности (согласия с вынесенным налоговым органом решением). 

Я считаю, что в России имеются  предпосылки для построения правового  государства с хорошо развитой экономикой, надежной и эффективной налоговой  системой. Государство без собственных  денег – это не государство. Взять  кредит в МВФ – в данной ситуации, может быть, единственный выход. Но платить все равно придется. К  этому времени нужно поднимать  промышленность, сельское хозяйство, малый  и средний бизнес, совершенствовать налоговую систему.

Необходимо также отметить, что большинство норм главы 28 Бюджетного кодекса, устанавливающих ответственность за совершение отдельных правонарушений, содержат отсылки к КоАП РФ, что также усложняет применение мер ответственности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовые санкции, применяемые к нарушителям финансово-бюджетной дисциплины являются одним из наиболее действенных механизмов финансового контроля. 

Информация о работе Финансовые санкции в России: их виды, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования