Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:08, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать существующий механизм функционирования финансовых санкций за нарушение финансово-бюджетной дисциплины в Российской Федерации и предложить основные направления его совершенствования.
Для достижения указанной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические основы применения финансовых санкций;
– рассмотреть существующую систему финансовых санкций за нарушение бюджетного и налогового законодательства;
– провести анализ применения финансовых санкций;
–предложить основные направления совершенствования механизма финансовых санкций в РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ……………………………………………………….....5
1.1 Понятие и сущность финансовых санкций…………………………………….....5
1.2 Финансовые санкции и их классификация……………………………………….9
1.3 Правовая база применения финансовых санкций……………………………....13
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ………………………………………………………..….16
2.1 Виды финансовых санкций, применяемых налоговыми органами в РФ...…...16
2.2 Анализ динамики финансовых санкций в деятельности налоговых органов...24
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ………..…………………………………………........31
3.1 Повышение финансовой ответственности в сфере упраты налогов………….31
3.2 Совершенствование правовой базы применения финансовых санкций……...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….38
Как видно из приведенных в таблице1 данных [21] в 2008 году произошло резкое увеличение поступлений налоговых санкций. Это связано с экономическим кризисом и большим сокрытием своих доходов предприятиями (организациями).
Причиной тому послужили такие объективные факторы, как снижение объемов производства, инвестиций, ухудшение финансового состояния организаций различных секторов экономики. Произошло сжатие финансовых ресурсов в экономике, резко снизилась ликвидность многих предприятий.
По официальным данным ФНС РФ на конец 2010г., поступления налоговых санкций составили 991030 тыс.руб., что характеризует улучшение тенденций в уплате налогов.
Динамику общих поступлений налоговых санкций в 2006-2011гг. иллюстрирует Рисунок 1.
Рисунок 1 – Динамика общих поступлений налоговых санкций в 2006-2011гг.,тыс.руб.
По оперативным данным Федеральной
налоговой службы,
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 декабря 2010г. составила 425,8 млрд.рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2010г. на 4,0% (рис.2) [21].
Рисунок 2 – Динамика задолженности по пеням и налоговым санкциям в консолидированный бюджет РФ в 2009-2010гг., млрд.руб.
Рисунок 2 иллюстрирует динамику
задолженности по налоговым пеням
и налоговым санкциям в консолидированный
бюджет РФ в 2009-2010гг. В период 2009-2010гг.
наблюдается тенденция
Недоимка по налоговым платежам на 1 декабря 2010г. составила 355,6 млрд.рублей (46,6% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2010г., она увеличилась на 17,2%.
Налоговые риски — для всех одинаковы: — взыскание недоимки по налогам; — взыскание пени за несвоевременную уплату налогов; — взыскание штрафных санкций (в соответствии с Налоговым кодексом);
Единственный способ избежать этих налоговых рисков — отказаться от несуществующих расходов, мнимых сделок, услуг фирм-однодневок, тщательнее прорабатывать договоры с контрагентами. Те же расходы, которые действительно имеют место, нужно как можно тщательнее обосновать, причем сделать это нужно до момента возникновения расхода в учете, а не после. В случае сомнений необходимо ознакомиться со сложившейся по данному вопросу арбитражной практикой, благо, на сегодняшний момент по многим спорным вопросам ее накопилось предостаточно, либо сделать письменный запрос в налоговые органы или Министерство финансов[14,25].
Таблица
2 – Поступления налоговых
Поступило штрафов, санкций в доходы: | ||
федерального |
консолидированного бюджета субъекта РФ |
местных |
448 670 |
1 424 288 |
1 084 725 |
411 728 |
1 785 421 |
1 460 516 |
562 768 |
1 935 283 |
1 613 239 |
506 844 |
1 287 944 |
1 066 318 |
352769 |
651673 |
544600 |
66 342 |
101 401 |
75 868 |
Выводы, сделанные по таблице 1, аналогичны и для таблицы 2.
Динамика размеров поступлений налоговых санкций в федеральный бюджет, консолидированный бюджет субъекта РФ и в местные бюджеты в 2006-2011гг. представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Динамика поступлений налоговых санкций в доходы разных уровней бюджета в 2006-2011гг.,тыс.руб.
Таким образом, при анализе таблиц и рисунков можно прийти к выводу, что размеры поступлений налоговых санкций тесно связаны, с одной стороны, с объективными факторами в экономике, такими, как снижение объемов производства, инвестиций, ухудшение финансового состояния организаций различных секторов экономики. С другой стороны, резкое увеличение сумм поступлений (например, в 2008 г.) может быть связано с ужесточением деятельности налоговых органов в связи со сложившейся кризисной обстановкой в стране.
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ
3.1 Повышение финансовой
Механизм применения финансовых санкций начал усовершенствоваться в Законе от 02. 12. 2003 года №162 – ФЗ в УК РФ были внесены поправки: законодатели смягчили наказание по статье 198 и 199 (уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица и с организации соответственно), а также ввели уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ) и сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за отчет которых должно производиться взыскание налогов и сборов (статья 199.2 УК РФ).
Отвечать за неуплату налогов организации
может не только бухгалтер, который
ведет бухгалтерскую и
Если создана фирма на подставное лицо для того чтобы человек, который руководит данной фирмы, уклонялся от налогов, то в этом случае придется иметь дело с правоохранительными органами обоим: не плативший налоги коммерсант будет считаться исполнителем, а подставное лицо – пособником преступления. Подставное лицо будет отвечать только в том случае, если оно осознает, что является соучастником уклонения налогов.
Если налоговый агент, вместо того чтобы перечислить налоговые отчисления налогоплательщика в бюджет присвоил эти средства, то его действия будут квалифицированы не только по ст. 199.1 УК РФ как неисполнение обязанностей налогового агента, но и как хищение чужого имущества.
Преступления, предусматриваются статьей 198 и 199 УК РФ, нужно считать оконченными в день, когда, в соответствии с НК РФ, налог должен быть уплачен. Это необходимость вызвана тем, что по НК сроки представления декларации и уплаты налога могут не совпадать. В то же время по уголовному законодательству от того, окончено преступление или нет, зависит мера уголовной ответственности виновного [14, 7].
3.2 Совершенствование правовой базы применения финансовых санкций
К общим причинам образования недоимок можно отнести следующие: нежелание уплачивать законно установленные налоги и сборы; политические причины, среди которых является несогласованность действий политического руководства отдельных территориальных образований; собственно экономические; юридические и, наконец, организационные.
В связи с этим следует определить комплекс мероприятий, направленных на недопущение образования недоимок, частью которого могут быть следующие элементы:
1) налоги необходимо взыскивать по территориальным
образованиям, то есть согласно административно-
2) четко определить сборщиков налогов с разграничением прав остальных фискальных органов для исключения переплетения их функций;
3)ввести налоговые округа;
4) обязать налогоплательщиков при смене
их места жительства (смене налогового
округа) рассчитаться с той налоговой
инспекцией, где приписан;
5) ввести более жесткие и непримиримые
правила о взыскании недоимок, учитывая
при этом, что недоимку, накопившуюся за
несколько лет, нельзя взыскивать единовременно,
однако прощать также нельзя, поэтому
необходимо прибегнуть к системе рассрочек.
Однако в настоящее время вызывает сомнение практическое использование НК РФ, поскольку во многом его положения еще крайне не проработаны. В этой связи реформа налоговой системы России должна проводиться в настоящее время путем реформирования действующего налогового законодательства.
Как видно из уже сказанного, на практике юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование.
Такой общей причиной следует признать несовершенство законодательной базы, которой определяется постановка налогообложения, а также условия и порядок взыскания недоимки. Изменяется размер и объем налогообложения (налогового бремени), а порядок взыскания недоимки остается таким же без существенных изменений.
В качестве основных направлений улучшения и совершенствования финансово-бюджетной дисциплины через механизм финансовых санкций можно предложить:
1) совершенствование нормативно-
2) совершенствование
3) расширить систему финансовых
санкций за нарушение
4) следует определить две
5) действенным рычагом в борьбе
с нецелевым использованием
6) нуждается в совершенствовании
и механизм взыскания
Я считаю, что в России имеются предпосылки для построения правового государства с хорошо развитой экономикой, надежной и эффективной налоговой системой. Государство без собственных денег – это не государство. Взять кредит в МВФ – в данной ситуации, может быть, единственный выход. Но платить все равно придется. К этому времени нужно поднимать промышленность, сельское хозяйство, малый и средний бизнес, совершенствовать налоговую систему.
Необходимо также отметить, что большинство норм главы 28 Бюджетного кодекса, устанавливающих ответственность за совершение отдельных правонарушений, содержат отсылки к КоАП РФ, что также усложняет применение мер ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовые санкции, применяемые к нарушителям финансово-бюджетной дисциплины являются одним из наиболее действенных механизмов финансового контроля.