Финансовые санкции в России: их виды, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проанализировать существующий механизм функционирования финансовых санкций за нарушение финансово-бюджетной дисциплины в Российской Федерации и предложить основные направления его совершенствования.
Для достижения указанной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические основы применения финансовых санкций;
– рассмотреть существующую систему финансовых санкций за нарушение бюджетного и налогового законодательства;
– провести анализ применения финансовых санкций;
–предложить основные направления совершенствования механизма финансовых санкций в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ……………………………………………………….....5
1.1 Понятие и сущность финансовых санкций…………………………………….....5
1.2 Финансовые санкции и их классификация……………………………………….9
1.3 Правовая база применения финансовых санкций……………………………....13
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ………………………………………………………..….16
2.1 Виды финансовых санкций, применяемых налоговыми органами в РФ...…...16
2.2 Анализ динамики финансовых санкций в деятельности налоговых органов...24
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ………..…………………………………………........31
3.1 Повышение финансовой ответственности в сфере упраты налогов………….31
3.2 Совершенствование правовой базы применения финансовых санкций……...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Kurs.docx

— 95.71 Кб (Скачать файл)

Необходимо также отметить, что большинство норм главы 28 Бюджетного кодекса, устанавливающих ответственность за совершение отдельных правонарушений, содержат отсылки к КоАП РФ, что также усложняет применение мер ответственности.

Наиболее часто совершаемым  правонарушением является нецелевое  использование бюджетных средств, которое выражается в направлении  и использовании их на цели, не соответствующие  условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о  бюджетных ассигнованиях, сметой доходов  и расходов либо иными правовыми  основаниями их получения.

В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ «влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации» [1].

В соответствии со ст. 15.14 действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях, использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей [3].

При применении мер ответственности  за совершение данного правонарушения, я считаю, что необходимо учитывать  экономическую составляющую правонарушения, ведь размеры нецелевого использования  могут быть разными, и если при  незначительном размере нецелевого использования размер установленного штрафа может быть неоправданно высок, то в другом случае размер штрафа может быть ничтожен по сравнению с суммой средств, использованных не по целевому назначению.

Исходя из этого, более  уместным и рациональным будет исключить  штрафы, применяемые к юридическим  лицам из ст. 15.14 КоАП РФ, установить в ст. 289 Бюджетного кодекса РФ наложение  штрафа на получателей бюджетных  средств в процентном соотношении  к размеру нецелевого использования  бюджетных средств, например 5% или 10% от суммы средств, использованных не по целевому назначению.

Следующим правонарушением, за совершение которого Бюджетный кодекс РФ предусматривает ответственность  в ст. 290, является невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных  средств, полученных на возвратной основе [1].

 Совершение данного правонарушения влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет [7,345].

Совершение должностными лицами данного правонарушения влечет наложение штрафов в соответствии со ст. 15.15 КоАП РФ, однако данная статья устанавливает ответственность  только за нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе.

Таким образом, получается, что должностное лицо получателя бюджетных средств, виновное в нарушении  срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, подвергается наложению штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, юридическое лицо - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а юридические лица и должностные лица получателей бюджетных средств, вообще не вернувшие бюджетные средства, выданные на возвратной основе, могут остаться безнаказанными [3].

Следующим правонарушением, предусмотренным ст. 291 Бюджетного кодекса  РФ, является неперечисление либо несвоевременное  перечисление процентов (платы) за пользование  бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе [1].

За совершение данного  правонарушения предусматривается  наложение штрафов на руководителей  получателей бюджетных средств  в соответствии с КоАП РФ, а также  изъятие в бесспорном порядке  сумм процентов (платы) за пользование  бюджетными средствами, полученными  на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными средствами в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

В соответствии со ст. 15.16 КоАП РФ неперечисление получателем  бюджетных средств в установленный  срок платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей [3].

Проведенный анализ бюджетных  правонарушений показывает, что Бюджетный  кодекс РФ устанавливает в каждом составе бюджетного правонарушения применение мер ответственности  в соответствии с КоАП РФ, однако в самом КоАП РФ установлена ответственность  за совершения только трех видов бюджетных  правонарушений, предусмотренных статьями 289, 290, 291. За совершение других видов бюджетных правонарушений в КоАП РФ ответственность не установлена.

Таким образом, самыми действенными мерами ответственности за совершение бюджетных правонарушений являются такие меры ответственности, как блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, взыскание пени, предусмотренные в самом Бюджетном кодексе РФ.

В то же время за совершение правонарушений, предусмотренных в  статьях 292, 294, 295 Бюджетного кодекса  РФ, законодатель устанавливает взыскание  штрафов в соответствии с КоАП РФ и вынесение предупреждения о  ненадлежащем исполнении бюджетного процесса [1]. Учитывая то, что КоАП РФ ответственность за эти правонарушения не устанавливает, можно утверждать, что руководители органов Федерального казначейства вправе только предупреждать правонарушителей о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

В сложившейся ситуации выходом  из этого положения является установление размеров штрафов непосредственно  в нормах Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих ответственность  за совершение бюджетных правонарушений [16].

 

1.3 Правовая база применения  финансовых санкций

 

Санкции применяются в налоговых  правонарушениях. Среди налоговых правонарушений можно выделить:

– нарушение срока постановки на учет в налоговом органе,

– непредставление налоговой декларации и иных документов,

– неуплата или неполная уплата сумм налога,

– невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов [7, 344].

 Налоговый Кодекс установил  налоговые санкции, являющиеся  мерой ответственности за совершение  налогового правонарушения. Они  предусмотрены в виде денежных  взысканий (штрафов), выраженных  в разных размерах и формах: в твердых денежных суммах (от 50 рублей до 15 000 рублей) и в процентах  к определенным суммам (от 5 до 40 %) ( Приложение 1) [23].

 

Согласно, Налоговому Кодексу РФ налоговые  санкции взимаются, если:

  1. налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
  2. налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настояшего Кодекса.
  3. при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
  4. при наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.
  5. при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
  6. сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации [2, 132].

Кодекс закрепляет право каждого  налогоплательщика (или налогового агента) обжаловать акты налоговых  органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных  лиц, если по мнению налогоплательщика  или налогового агента они нарушают его права. По усмотрению налогоплательщика  с жалобой можно обратиться в  вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), то есть в административном (внесудебном) порядке, или в суд [7, 345].

Исходя из вышесказанного по первой главе можно сделать вывод  о том, что финансовыми санкциями  являются меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые  к организациям в результате нарушения  или действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности или закона. В нашей стране финансовые санкции классифицируются на нецелевое  использование, невозврат, неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами.

Данная классификация имеет правовую базу применения. В частности они применяются в налоговой сфере за несвоевременную уплату налога, за сокрытие налоговой базы и многое другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ  В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ

2.1 Виды финансовых санкций, применяемых  налоговыми органами в РФ

Соблюдение норм налогового права  обеспечивается возможностью государства  применять меры принуждения за нарушение  обязанностей, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах. Ответственность  за налоговые правонарушения находит  свое выражение в соответствующей  части нормы права, называемой санкцией. Налоговая санкция представляет собой форму реагирования государства на нарушение налогового законодательства и является внешним материальным выражением государственно-властного принуждения за совершение налогового проступка [6,480].

Налоговые санкции установлены нормативным способом, посредством включения их в структуру соответствующих норм НК РФ и таким образом, существуют независимо от нарушения налогового законодательства.

Ответственности за нарушения налогового законодательства свойственны правовосстановительная и карательная функции, что обусловливает наличие в налоговом праве санкций, направленных на восстановление нарушенных фискальных прав государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний, а также наличие санкций, воздействующих на правонарушителя в целях общей и частной превенции. Так, санкции, установленные в ст. 116, 117, 118, 124—129 НК РФ, носят карательный характер, остальные направлены на восполнение финансовых потерь государства [8,110].

Согласно общей теории права  санкцией признаются закрепленные в  нормах права предписания о мерах  принуждения за неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц.  

Санкции в зависимости от способов, какими они служат охране налоговых правоотношений, подразделяются на два вида:

  1. правовосстановительные, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства, принудительное исполнение невыполненных налоговых обязанностей, а также на восстановление нарушенных фискальных прав государства;
  2. карательные (штрафные), реализация которых направлена на предупреждение налогового правонарушения, а также исправление и перевоспитание нарушителей налогового законодательства [8,111].

Следовательно, санкции в налоговом праве можно рассматривать в двух аспектах: широком и узком. 

Санкции в широком смысле представляют элемент налоговой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия неисполнения либо несоблюдения налоговых обязанностей, сформулированных в диспозициях налоговых норм. К подобного вида санкциям относятся штрафы, взыскание недоимок, пени.

Институт налоговых санкций  в узком смысле закрепляется ст. 114 НК РФ, согласно которой налоговая санкция выражена штрафом и является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения [2]. Наличие легитимного определения налоговой санкции имеет важное значение, поскольку показывает логическое завершение развития института налоговой ответственности.

Размеры налоговых санкций предусматриваются  специальными статьями Налогового кодекса  РФ, устанавливаются и применяются  в виде денежных взысканий (штрафов) относительно лица, признанному виновным в совершении налогового правонарушения. Денежная форма налоговых санкций обусловлена характером обязанности налогоплательщиков уплачивать налоги, которая также выражена в денежной форме. В отличие от административного, налоговое законодательство не предусматривает иных, кроме денежных, видов взысканий.

Санкция в виде штрафа имеет различные способы исчисления, в зависимости от которых они могут быть сгруппированы следующим образом:

1) штрафы, исчисляемые в виде процентного отношения суммы санкций к неуплаченной сумме налога (например, ст. 122 и 123 НК РФ);

2) штрафы, установленные в твердой денежной сумме (например, ст. 135 НК РФ);

3) штрафы, исчисляемые в виде процентного отношения суммы санкций к определенному объекту расчета (например, ст. 117 НК РФ) [16].

Информация о работе Финансовые санкции в России: их виды, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования