Финансовый анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка на основе анализа предметно-объектного материала рекомендаций по повышению финансовых результатов.
Поставленные цели формируют следующие задачи:
1) охарактеризовать исследуемое предприятие;
2) оценить финансовое состояние исследуемого предприятия;
3) сделать соответствующие выводы и предложения.

Файлы: 1 файл

диплом - копия - копия.docx

— 79.97 Кб (Скачать файл)

2)Анализ финансовых  результатов от реализации продукции,  работ и услуг.

 

 Основную  часть прибыли предприятия получают  от реализации продукции и  услуг. В процессе анализа изучаются  динамика, выполнение плана прибыли  от реализации продукции и  определяются факторы изменения  ее суммы.

 

 Прибыль  от реализации в целом по  предприятию зависит от четырех  факторов первого уровня соподчиненности:  объема реализации продукции  (VPП); ее структуры (УДi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

 

 Объем реализации  продукции может оказывать положительное  и отрицательное влияние на  сумму прибыли. Увеличение объема  продаж рентабельной продукции  приводит к пропорциональному  увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

 

 Структура  товарной продукции может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если  увеличится доля более рентабельных  видов продукции в общем объеме  ее реализации, то сумма прибыли  возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратной пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к  соответствующему росту суммы прибыли  и наоборот.

 Изменение  уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Под факторным  анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения  воздействия факторов на величину результативных показателей.

Различают следующие  типы факторного анализа:

-детерминированный (функциональный) и стохастический (корреляционный);

-прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);

-одноступенчатый и многоступенчатый;

-статический и динамичный;

-ретроспективный и перспективный (прогнозный).

Детерминированный факторный анализ представляет собой  методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Стохастический  анализ является методикой исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной (вероятностной корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.

При прямом факторном  анализе исследование ведется дедуктивным  способом – от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции – от частных, отдельных факторов к обобщающим.

Факторный анализ может быть одноступенчатым и  многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без  их детализации на составные части. Например, у=а×в. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов a и b на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В данном случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.

Необходимо  различать также статический  и динамический факторные анализы. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.

И наконец, факторный  анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые  периоды, и перспективным, который  исследует поведение факторов и  результативных показателей в перспективе.

Основными задачами факторного анализа являются следующие:

1. Отбор факторов, которые определяют исследуемые  результативные показатели.

2. Классификация  и систематизация их с целью  обеспечения возможностей системного  подхода.

3. Определение  формы зависимости между факторами  и результативным показателем.

4. Моделирование  взаимосвязей между результативным и факторными показателями.

5. Расчет влияния  факторов и оценка роли каждого  из них в изменении величины  результативного показателя.

6. Работа с  факторной моделью (практическое  ее использование для управления  экономическими процессами).

 

Отбор факторов для анализа того или другого  показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний, приобретенных в этой отрасли. При  этом обычно исходят из принципа: чем  больший комплекс факторов исследуется, тем более точными будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В  экономическом анализе взаимосвязанное  исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается  с помощью их систематизации, что  является одним из основных методологических вопросов этой науки.

 

Важным методологическим вопросом в факторном анализе  является определение формы зависимости  между факторами и результативными  показателями: функциональная она или  стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используются теоретический  и практический опыт, а также способы  сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок  исходной информации, графический метод  и др.

 

Моделирование экономических показателей (детерминированное  и стохастическое) также представляет собой сложную методологическую проблему в факторном анализе, решение  которой требует специальных  знаний и практических навыков в  этой отрасли, почему этому вопросу  в данном курсе и уделяется  много внимания.

 

Самый главный  методологический аспект в экономическом  анализе – расчет влияния факторов на величину результативных показателей, для чего в анализе используется целый арсенал способов, сущность, назначение, сфера применения которых  и процедура расчетов рассматриваются  в следующих главах.

 

И наконец, последний  этап факторного анализа – практическое использование факторной модели для подсчета резервов прироста результативного  показателя, для планирования и прогнозирования  его величины при изменении производственной ситуации.

Основной целью  деятельности любой компании является поиск оптимальных управленческих решений, направленных на максимизацию прибыли, относительным выражением которой являются показатели рентабельности. Преимущества использования данных показателей в анализе заключаются в возможности сравнения эффективности деятельности не только в рамках одной компании, но и применения многомерного сравнительного анализа нескольких компаний за ряд лет. Кроме того, показатели рентабельности, как любые относительные показатели, представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода компаний.

 

 Проблематика  применения аналитических процедур  в этой области заключается  в том, что авторами предлагаются  различные подходы к формированию  не только базовой системы  показателей, но и методик анализа  показателей рентабельности.

 

 Для анализа  рентабельности, используют следующую  факторную модель:

R = P/N, или

R = (N - S)/N * 100

 где Р - прибыль; N - выручка; S - себестоимость.

 

 При этом влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле:

 

RN = (N1 - S0)/N1 - (N0 - S0)/N0

 Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости  составит:

RS = (N1 - S1)/N1 - (N1 - S0)/N1

 Сумма факторных  отклонений даст общее изменение  рентабельности за период:

R = RN + RS

 

Цель факторного анализа – выявление главных  факторов, определяющих основные результаты финансово-хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

1.3 Пути увеличения прибыли организации.

На каждом предприятии  должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия  могут быть следующего характера:

1.увеличение выпуска продукции,

2.улучшение качества продукции,

3.продажа излишнего оборудования  и другого имущества или сдача  его в аренду,

4. снижение себестоимости продукции  за счет более рационального  использования материальных ресурсов, производственных мощностей и  площадей, рабочей силы и рабочего  времени,

5. диверсификация производства,

6. расширение рынка продаж и  др.

Из этого перечня мероприятий  вытекает, что они тесно связаны  с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции  и использование факторов производства.

Основные направления  снижения издержек предприятия в  условиях рыночной экономики.

В условиях свободной конкуренции  цена продукции, произведенной предприятиями, фирмами выравнивается автоматически. На нее воздействуют законы рыночного  ценообразования. В тоже время каждый предприниматель стремится к  получению производства продукции, продвижения ее на незаполненные  рынки и др., неумолимо выдвигается  проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства.

В традиционном представлении  важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.

Так, значительную долю в  структуре издержек производства занимает оплата труда. Поэтому актуальна  задача снижения трудоемкости выпускаемой  продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них –  механизация и автоматизация  производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию  применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения  организации производства и труда. Нередко предприятия (фирмы) приобретают  или берут в аренду дорогостоящее  оборудование, не подготовившись к  его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраченные  на приобретение средства не приносят ожидаемого результата.

Важное значение для  повышения производительности труда  имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его  загрузка, применение передовых методов  и приемов труда и др.

Материальные ресурсы  занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно  значение экономии этих ресурсов, рационального  их использования. На первый план здесь  выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажным является повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих  от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.

Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достигнуть путем лучшего  использования этих фондов, максимальной их загрузки.

На зарубежных предприятиях рассматриваются также такие  факторы снижения затрат на производство продукции, как определение и  соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии запускаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделий.

Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных  со складированием этого сырья, материалов (арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией и др.). Вместе с тем приобретение сырья  и материалов крупными партиями имеет  свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением счетов и др. Таким образом, возникает  задача определения оптимальной  величины закупаемых сырья и материалов.

Информация о работе Финансовый анализ