Финансовый контроль и анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что функциональное назначение финансового контроля и анализа заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования ресурсов во всех сферах экономики.
Цель данной работы, рассмотреть понятия и сущность финансового контроля и анализа; раскрыть значения финансового контроля и анализа; определить виды финансового контроля и методы финансового анализа. Объектом исследования являются финансовые отношения. Предметом исследования выступает система финансового контроля и анализа, возникающая в процессе реализации финансовых отношений.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и содержание финансового контроля 5
1.1 Сущность и функции финансового контроля 5
1.2 Формы и методы проведения финансового контроля 7
1.3 Задачи и функции органов государственного финансового контроля в Российской Федерации 12
1.4 Негосударственный финансовый контроль 19
2. Финансовый анализ и его виды 25
2.1 Роль финансового анализа в рыночной экономике 25
2.2 Виды и задачи финансового анализа 26
2.3 Приемы финансового анализа 42
Заключение 44
Список используемой литературы 45

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль и анализ_КР.docx

— 103.57 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

1. Сущность и содержание финансового контроля 5

1.1 Сущность и функции финансового контроля 5

1.2 Формы и методы проведения финансового контроля 7

1.3 Задачи и функции органов государственного финансового контроля в Российской Федерации 12

1.4 Негосударственный финансовый контроль 19

2. Финансовый анализ и его виды 25

2.1 Роль финансового анализа в рыночной экономике 25

2.2 Виды и задачи финансового анализа 26

2.3 Приемы финансового анализа 42

Заключение 44

Список используемой литературы 45

 

 

 

Введение

В любом обществе, где  существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает  финансовый контроль и анализ. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому в рыночных условиях финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права.

Основным содержанием  финансового контроля в условиях рынка являются обеспечение качества и эффективности финансово-хозяйственного управления, защита финансовых интересов государства и его граждан, всех субъектов хозяйствования и управления; содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политике.

Финансовый контроль и  анализ охватывают своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции  финансовых ресурсов и организации  процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.

В юридической и экономической  науке под финансовым контролем  понимают осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом, соответствующими полномочиями, в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности.

Актуальность выбранной  темы работы обусловлена тем, что  функциональное назначение финансового контроля и анализа заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования ресурсов во всех сферах экономики.

Цель данной работы, рассмотреть понятия и сущность финансового контроля и анализа; раскрыть значения финансового контроля и анализа; определить виды финансового контроля и методы финансового анализа. Объектом исследования являются финансовые отношения. Предметом исследования выступает система финансового контроля и анализа, возникающая в процессе реализации финансовых отношений.

Теоретической и методологической основой исследования послужили  нормативно-правовые акты РФ, учебники для вузов, выдержки статей из интернета.

 

  1. Сущность  и содержание финансового контроля

      1. Сущность и функции финансового контроля

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением норм права в процессе движения финансовых ресурсов.

Цель финансового контроля заключается  в своевременном получении информации о ходе процесса управления финансами  на макро и микро уровне, о выявленных нарушениях для принятия ответных управленческих действий. Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.

Основное содержание финансового  контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:

  • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;
  • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);
  • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
  • выявлении внутренних резервов производства;
  • устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины [1].

В случае их выявления в установленном  порядке принимаются меры воздействия  к организациям, должностным лицам  и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Процесс финансового контроля включает в себя 4 этапа:

  1. Планирование финансового контроля, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля, формирование набора количественных и качественных показателей.
  2. Проведение финансового контроля – это сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля и их предварительная оценка.
  3. Систематизация результатов контроля – обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям и составление отчетности.
  4. Реализация результатов контроля предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостачи. Финансовый контроль - важный элемент системы управления финансами.

Система финансового контроля в  странах с развитой экономикой, как  правило, включает следующие элементы:

ведомство главного - аудитора (счетная  палата) с подчинением не непосредственно парламенту или президенту страны, главная цель этого ведомства - общий контроль за расходованием государственных средств;

налоговое ведомство с подчинением  правительству или министерству финансов страны, контролирующее поступление  налогов;

Контролирующие структуры в  составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;

службы внутреннего контроля, основная задача которых - поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог  на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти  показатели имеют синтетический  характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.) [2].

      1. Формы и методы проведения финансового  контроля

Конкретные формы и  методы организации финансового  контроля – это практическое воплощение объективно присущего финансам как  экономической категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение и организацию  контрольных действий. Формы финансового  контроля можно классифицировать по различным критериям.

В зависимости от соотношения времени  проведения контроля и времени совершения проверяемых финансово-хозяйственных операций выделяют три основные формы финансового контроля – предварительный, текущий и последующий (рисунок 1.1).

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Обычно он проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, учредительных документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансового законодательства и нецелевого или нерационального использования средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.

Рисунок 1.1 Формы  финансового контроля

Текущий контроль, который также  называют оперативным, проводится в  процессе совершения хозяйственных  и финансовых операций, исполнения финансовых планов, бюджетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризацией  и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет отслеживать и регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств.

Последующему контролю подлежат итоги  формирования и использования финансовых средств. Проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и целесообразность их расходования при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. В результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных финансово-хозяйственных операций, достигнутых финансовых результатов проводится оценка. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период. Его результаты тесно связаны с результатами предварительного или текущего контроля, что позволяет вскрыть недостатки их проведения [3].

В зависимости от направления воздействия  субъекта на объект контроля различают: две категории: внутренний контроль, когда проверка осуществляется ведомственным органом контроля, например, проверка предприятия АПК контрольным органом Минсельхозпрода России; внешний контроль осуществляется внешним контрольным органом, например, Счетной палатой Российской Федерации, счетной палатой региона, Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации, налоговой службой и т.д.

Среди методов  финансового контроля можно выделить следующие: проверка, обследование, анализ финансовой деятельности, надзор, наблюдение (мониторинг), ревизия (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 Методы финансового контроля

Проверка производится по отдельным  вопросам финансово-хозяйственной  деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушений финансовой дисциплины намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий. Проверки делятся на комплексные и тематические.

Обследование предполагает более  полное изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций  с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития. При этом определяется финансовое положение хозяйствующего субъекта, перспективы развития. Обследование может проводиться в виде анкетирования и опроса [4].

Анализ как метод финансового  контроля должен быть системным и  пофакторным. Он предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Надзор производится контролирующими  органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или  иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора - за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий  метод финансового контроля. Это  полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности [5].

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и  фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также  различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ, Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Информация о работе Финансовый контроль и анализ