Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:05, курсовая работа
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что функциональное назначение финансового контроля и анализа заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования ресурсов во всех сферах экономики.
Цель данной работы, рассмотреть понятия и сущность финансового контроля и анализа; раскрыть значения финансового контроля и анализа; определить виды финансового контроля и методы финансового анализа. Объектом исследования являются финансовые отношения. Предметом исследования выступает система финансового контроля и анализа, возникающая в процессе реализации финансовых отношений.
Введение 3
1. Сущность и содержание финансового контроля 5
1.1 Сущность и функции финансового контроля 5
1.2 Формы и методы проведения финансового контроля 7
1.3 Задачи и функции органов государственного финансового контроля в Российской Федерации 12
1.4 Негосударственный финансовый контроль 19
2. Финансовый анализ и его виды 25
2.1 Роль финансового анализа в рыночной экономике 25
2.2 Виды и задачи финансового анализа 26
2.3 Приемы финансового анализа 42
Заключение 44
Список используемой литературы 45
Виды и методы финансового анализа
Каждое предприятие, планируя свою финансовую политику в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, стремится упрочить свои конкурентные позиции. Поэтому определенная часть финансовой информации переходит в область коммерческой тайны, что становится прерогативой внутреннего хозяйственного управленческого анализа. Анализ ФСП, базирующийся на бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, то есть анализа, проводимого без привлечения и обнародования данных внутреннего управленческого учета (калькуляция себестоимости, смет расходов, прямых и косвенных издержек и т.д.), в связи с чем отчетные данные содержат достаточно ограниченную информацию о деятельности предприятия.
Итак, существуют два основных вида анализа: внешний и внутренний. Кроме того, выделяют виды анализа в зависимости от полноты и регулярности его проведения. В частности, выделяют финансовый анализ в рамках экспресс-диагностики, целенаправленный, регулярный.
Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Его цель – обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Такой вид анализа может проводиться по заказу сторонней консультационной организацией. Внешний анализ имеет следующие особенности [8]:
множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;
разнообразие целей и интересов субъекта анализа;
наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
ориентация анализа только на внешнюю отчетность;
ограниченность
задач анализа при
максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Кроме того,
выделяются виды анализа, касающиеся самой
процедуры проведения финансового
анализа. Единого мнения по этому
вопросу среди как
Итак, будем считать, что к видам анализа относятся наиболее общие этапы проведения анализа, а к методам – приемы и методики его проведения.
Тогда можно выделить следующие виды анализа [8]:
Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, что позволяет выявить тенденции изменения статей баланса или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы роста.
Метод горизонтального
анализа является достаточно простым
и в то же время информативным
и эффективным методом
При помощи
горизонтального анализа
В таблицах
горизонтального анализа
В виде таблицы горизонтальный анализ схематично может быть представлен следующим образом [9]:
Горизонтальный анализ Таблица 2.1
Статьи баланса |
Код строки баланса |
Абсолютные величины, тыс.руб. |
Изменения | |||
На начало периода |
На конец периода |
В абсолютных величинах |
В % к величинам на начало периода |
В % к изменениям итога баланса | ||
Метод горизонтального анализа обладает следующими преимуществами:
Легкость сравнения абсолютных показателей;
Возможность быстрого построения тренда (при известных ограничениях) при наличии достаточного объема данных (по умолчанию, для адекватности анализа необходимо наличие данных не менее чем за три отчетных периода. По правилам прогнозирования, число прогнозируемых периодов не должно превышать число фактически имеющихся периодов). При составлении прогноза следует учитывать риски двух порядков: риск хозяйственной деятельности (системный) и риск прогноза (расчетный).
Однако метод горизонтального анализа не лишен недостатков, в числе которых можно отметить [10]:
Необходимость обязательного сравнения данных баланса с данными других форм отчетности (в частности, выяснение, соответствует ли увеличение валюты баланса увеличению объема продаж);
Снижение адекватности данных анализа в связи с дисконтированием денег во времени. Тем не менее, данный недостаток может быть уменьшен при пересчете статей баланса в стабильной валюте либо при корректировке с учетом ставки дисконтирования;
Снижение адекватности данных анализа в связи со сложностью в рамках существующей методологии анализа отражения реальной стоимости активов и обязательств в балансе.
Следует отметить, что данные горизонтального анализа весьма удобно интерпретировать с помощью графиков.
Вертикальный (структурный) анализ проводится в целях определения структуры итоговых финансовых показателей, т.е. выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе (выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом).
В отличие от горизонтального, данный вид анализа позволяет не только констатировать изменения в абсолютных величинах баланса, но и установить структуру баланса и выявить динамику ее изменения за отчетный период.
При его проведении используются уже не абсолютные показатели, а их удельные веса, характеризующие структуру актива, пассива, имущества предприятия и его запасов. Анализируются изменения удельных весов в течение отчетного периода.
В виде таблицы он представляет собой следующее:
Вертикальный анализ Таблица 2.2
Статьи баланса |
Код строки баланса |
Удельные веса, % |
Изменения | ||
На начало периода |
На конец периода |
В удельных весах |
В % к удельным весам на начало периода | ||
На основании вертикального анализа возможно сделать более глубокие выводы об опасностях, которые могут ожидать предприятие при существующей финансовой политике и сложившихся внешних условиях. Метод вертикального анализа лишен недостатков, связанных с отсутствием учета влияния инфляции, т.к. относительные показатели в гораздо меньшей степени зависят от обесценения денег.
Сравнивая структуру активов и пассивов, возможно выяснить, как изменилась доля основных и оборотных активов в общей сумме активов, и как изменилось соотношение заемных и собственных средств в общей сумме пассивов. Как правило, увеличение оборотных активов до известного предела может быть охарактеризовано как положительная тенденция, в то время как увеличение заемного капитала – как негативная тенденция. Однако данные выводы не могут являться достоверными без учета других факторов, как количественного, так и качественного характера.
В процессе анализа устанавливаются также динамика, состав и структура дебиторской и кредиторской задолженности, выясняется, нет ли в их составе сумм, по которым истек срок погашения. Особо важно для ликвидности предприятия выяснить структуру оборотного капитала. Увеличение доли запасов в общей сумме оборотных активов является, при прочих равных условиях, весьма опасной тенденцией. Очень тщательно следует проанализировать структуру долгосрочных пассивов, т.к. разумные размеры заемного капитала способны улучшить финансовое состояние предприятия, а чрезмерные – резко ухудшить его. Вместе с тем, большая доля в собственном капитале добавочного капитала, образовавшегося при переоценке активов, также может указывать на опасность снижения ликвидности.
Наиболее удобно данные вертикального анализа представлять не в табличной форме, а в виде круговых диаграмм, представляющих структуру активов и пассивов на начало и конец анализируемого периода.
Трендовый (динамический) анализ основан на сравнении каждой позиции отчетности за ряд лет и определения тренда, т.е. общей тенденции и прогнозирование на этой основе дальнейшего развития ситуации. Трендовый анализ может быть построен с помощью методов статистики (скользящее среднее, полином 1-го или 2-го порядка и т.д.) на основе данных как горизонтального, так и вертикального анализа.
Расчет финансовых коэффициентов – расчет соотношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности. Этот метод будет рассмотрен более подробно в следующих параграфах. По результатам расчета финансовых коэффициентов производится сравнительный анализ.
Сравнительный анализ делится на
Внутрихозяйственный – сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений, а также сравнение полученных показателей в динамике
Межхозяйственный – сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми;
Факторный – анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель.
Метод финансовых коэффициентов, в отличие от предыдущих двух методов, позволяет дать более объективную оценку финансовому состоянию предприятия. В общем виде анализ коэффициентов (показателей) – это расчет соотношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение их взаимосвязей. По большому счету, коэффициент представляет собой частное от деления двух или более абсолютных показателей.
Следует отметить наиболее важные особенности финансовых коэффициентов.
Коэффициенты – не средство решения проблем. Они позволяют достаточно четко показать финансовую ситуацию на предприятии. Но они не дают советов и рекомендаций. Принятие конкретных мер – задача в первую очередь руководства предприятия. Количественная информация обязательно должна быть переработана в качественную, чтобы дать ответ на вопросы о том, чем вызвано существующее положение дел на предприятии.
Коэффициенты необходимо с чем-либо сравнивать. Если коэффициент невозможно сравнить с каким-либо нормативом или другим показателем, то он теряет всякий смысл, а в конечном счете не говорит ни о чем. Более подробно о базе для сравнения коэффициентов будет сказано в данном параграфе позднее
Коэффициенты дают только относительные значения. Следует четко уяснить, что эти значения берутся исключительно из данных отчетности, и при наличии необходимости, из дополнительных источников. Соответственно, каждый коэффициент имеет вполне определенный экономический смысл, а многие коэффициенты имеют и рекомендуемые значения, установленные многолетней практикой либо нормативными актами.
Коэффициенты чувствительны к особенностям учетной политики, применяемой на предприятии. Это означает, что коэффициенты могут менять свои значения в зависимости от группировки средств на счетах. Следует иметь это в виду при проведении анализа, т.к., в отличие от математических дисциплин, перемена слагаемых (т.е. средств на счетах) может очень значительно повлиять на финансовый результат. По сути ситуация на предприятии не меняется, тем не менее, подобные ухищрения зачастую имеют место в отечественной практики.
Как упоминалось ранее, относительные показатели лишь тогда имеют определенную ценность, когда их возможно сопоставить и сравнить. Мировая экономическая наука предлагает несколько источников для сравнения: