Финансовый контроль как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
Работа состоит из четырех глав, первые две из которых раскрывают само понятие финансовый контроль, а последние две посвящены двум его формам: государственному и негосударственному.

Содержание работы

Введение
Глава I. Финансовый контроль как экономическая категория
1.1 Сущность финансового контроля
1.2 Понятие и значение финансового контроля
1.3 Функции и сущность финансового контроля
Глава II.Формы, виды и методы финансового контроля
2.1 Формы финансового контроля
2.2 Классификация финансового контроля
Глава III. Государственный контроль
3.1 Контроль со стороны органов представителей власти
Глава IV. Негосударственный финансовый контроль
4.1 Аудит
4.2 Контроль банков
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Фин.контроль.docx

— 57.02 Кб (Скачать файл)

По полноте охвата хозяйственной  деятельности субъекта различаются  ревизии:

1. полные – предусматривают  проверку всех сторон финансово-  хозяйственной деятельности объекта;

2. частичные - проводятся  для проверки отдельных сторон  или участков финансово-хозяйственной  деятельности хозяйствующих субъектов;

3. комплексные - являются  наиболее полными, охватывающими  все стороны деятельности проверяемого  предприятия, учреждения, организации,  охватывают хозяйственную и финансовую  деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного  использования материальных, трудовых  и финансовых ресурсов, качества  и состояния бухгалтерского учета  и отчетности.

4. тематические - проводятся  на определенную тему по деятельности  однотипных предприятий, организаций,  учреждений, что позволяет выявить  типичные недостатки или нарушения  и принять меры к их устранении. В зависимости от степени «охвата»  финансовых и хозяйственных операций  различают ревизии:

1. сплошные - предполагают  проверку всех операций на  определенном участке деятельности  за весь проверяемый период;

2. выборочные — это  проверка определенной части  первичных документов за тот  или иной промежуток времени.  Как правило, проверяют один  месяц в квартале, при обнаружении  нарушений переходят к сплошной  ревизии; комбинированные – предусматривают  проверку одних участков сплошным  методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие  объекты с высоким документооборотом,  осуществляющие крупные хозяйственные  операции.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также  различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового  контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). На основании  проведенной ревизии оформляется  акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального  ущерба и привлечению виновных лиц  к ответственности.

 
 

Глава III. Государственный  контроль

3.1 Контроль со  стороны органов представительной  власти

 

Контроль со стороны президента РФ

Контроль финансов со стороны  Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания  указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и  освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной  Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка.

Определенные функции  финансового контроля выполняет  Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994г. Как структурное подразделение  Администрации Президента оно подчиняется  непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его  функций: контроль над деятельностью  органов контроля и надзора при  федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации  Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан  и юридических лиц.

Главное Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей  государственных органов, организаций  и предприятий (независимо от формы  собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой  для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить  на рассмотрение Президента РФ предложения  по результатам проверок.

Оно вправе направлять предписания  об устранении финансовых нарушений, которые  должны быть рассмотрены и течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

Контроль со стороны органов  исполнительной власти

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность, подведомственных им управленческих структур, в том  числе финансовых.

Правительство РФ наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление  единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство  РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. При Правительстве РФ действует  Контрольно наблюдательный совет, выполняющий  ряд контрольных функций в  области финансов.

Важнейшее место в системе  финансового контроля со стороны  Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные  подразделения Минфина в той  или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление  и расходование бюджетных средств  и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного  контроля; контролирует направление  и использование государственных  инвестиций, выделяемых на основе решений  правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и  приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций  при наличии у них фактов незаконного  расходования средств, а также непредставления  ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство  организацией бухгалтерского учета  в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской  деятельности (сюда не входит аудит  банков).

Следует отметить, что контрольные  полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность  субъектов Федерации и органов  местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Оперативный контроль использования  государственных средств осуществляет действующий в рамках Минфина  Департамент государственного финансового  контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную  бюджетную политику; управлять процессом  исполнения федерального бюджета, осуществляя  при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования  государственных средств.

На него возложены следующие  задачи:

1. контроль за доходной  и расходной частью федерального  бюджета в ходе его исполнения;

2. контроль состояния  государственных финансов в целом  (предоставление высшим органам  законодательной и исполнительной  власти отчетов о финансовых  операциях Правительства РФ и  состоянии бюджетной системы;

3. контроль совместно  с Банком России состояния  государственного внешнего и  внутреннего долга РФ;

4. контроль государственных  федеральных внебюджетных фондов  и финансовых отношений между  ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют  право производить проверки различных  денежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета  и вне бюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они  имеют право выдавать предписания  о взыскании в бесспорном порядке  государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей  учетной ставки Центрального банка  России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих  объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов. Как  правило, органы Казначейства взаимодействуют  с налоговыми и правоохранительными  органами.

Контроль со стороны органов  законодательной власти

С этой целью созданы соответствующие  структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной  Думы, Счетная палата РФ, контрольно-счетные  палаты субъектов РФ.

Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих  действиях ни от Правительства РФ, ни от администрации Президента РФ.

В настоящее время основная часть его функций передана Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие  подкомитеты которого проводят экспортно-аналитические  работы по всем финансовым вопросам. Так, подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются оценкой  законодательных предложений соответственно по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.

Особое место в системе  финансового контроля со стороны  органов представительной власти принадлежит  Счетной палате РФ, деятельность которой  определяется Федеральным законом  РФ от 11 января 1995 г. Это не зависимый  от Правительства РФ постоянно действующий  орган государственного финансового  контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Сфера полномочий Счетной палаты — контроль федеральной собственности  и расходования федеральных денежных средств.

Контролю подлежат все  юридические лица — государственные  органы и учреждения, включая государственные  внебюджетные фонды и ЦБР, органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также  другие коммерческие фирмы и негосударственные  коммерческие организации — в  части, связанной с получением, перечислением  или использованием ими средств  федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной  собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и  иных льгот, предоставленных федеральными органами. Перед должностными лицами Счетной палаты РФ поставлены следующие  задачи:

1. организация контроля  исполнения федерального бюджета  и внебюджетных фондов;

2. подготовка предложений  по устранению обнаруженных нарушений  и упорядочению бюджетного процесса;

3. оценка эффективности  и целесообразности расходования  государственных средств, в том  числе предоставленных на возвратной  основе, и использования федеральной  собственности;

4. определение степени  обоснованности статей проектов  федерального бюджета и внебюджетных  фондов;

5. финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий  принятия федеральных законов  для бюджета; контроль поступления  и движения бюджетных средств  на счетах банков;

6. регулярное представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения  федерального бюджета; контроль  поступления в федеральный бюджет  денежных средств от приватизации  государственной собственности,  продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также  контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга  РФ, а также деятельность Центрального банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования  иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной  основе иностранным государствам и  международным организациям.

Основные методы контроля, проводимого Счетной палатой, —  тематические проверки и ревизии. Для  принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству  ущерба и привлечению к ответственности, в том числе к уголовной, должностных  лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности. Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный  в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству  прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений  Счетной палаты она имеет право  давать предписания, обязательные для  исполнения. В случае если предписания  не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной  Думой может принять решение  о приостановлении финансовых, платежных  и расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

По закону деятельность Счетной  палаты является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Контроль со стороны специализированных государственных структур

Помимо рассмотренных  выше органов финансового контроля, в России существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например налогообложение  или страхование.

Главная задача налоговых  органов — обеспечение единой системы контроля за соблюдением  налогового законодательства, правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а  также государственные налоговые  инспекции в субъектах РФ и  органах местного самоуправления. Основное оперативное звено — городские  и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное налоговое  ведомство контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов  налоговой службы с другими контролирующими  правоохранительными органами.

Информация о работе Финансовый контроль как экономическая категория